3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдинеНа выбранной для базирования льдине гидрографы СГЭ первого броска (как в десанте) готовили взлетно-посадочную полосу для транспортной авиации. И все товарищи невзирая на ранги выполняли срочные работы, связанные с очисткой полосы, обустройством
жизни экспедиционников на льдине.
Следует отметить, что предшественниками СГЭ — высокоширотными воздушными экспедициями до 1961 года и дрейфующими станциями «Северный Полюс» — было сделано немало географических открытий в Северном Ледовитом океане. Но полученные данные выявили лишь общую картину, а не сложность и достоверность рельефа дна океана. Такие данные не позволяли издавать подробные карты глубин океана, необходимые для безопасного плавания атомных субмарин под льдами Арктического бассейна.
И тогда за исследования взялись гидрографы Северного флота.
Большая льдина принимала тяжелые четырехмоторные самолеты, перевозившие людей, технику и все необходимое для жизни и деятельности гидрографов-исследователей и авиаторов в течение 3 месяцев, начиная с марта. С этой базы вылетали вертолеты и легкие самолеты «АН-2» (на лыжах). С их помощью планомерно и
На льдине главной базы в Северном Ледовитом океане «АН-2», «АН-12», «ИЛ-18»[84][85]
«ЛИ-2» на ВПП. Идет разгрузка бортасистематически гидрографы исследовали с необходимой частотой по площади участки и районы, запланированные для изучения на очередной год. Места, где обнаруживались поднятия дна океана либо выявлялся сложный рисунок рельефа, обследовались более подробно, с увеличением частоты измерений по площади.
При каждой посадке самолета или вертолета гидрографы-исследователи бурили во льду лунку, иногда используя трещины и разломы льда, и выполняли гидрографические, гидрологические и геофизические измерения. Координаты определялись либо с помощью радиодальномерной системы «Рым», либо астрономически. В этом случае гидрограф-астроном «брал» (измерял) высоты звезд теодолитом «ОТ-2».
Работа в Арктике на льдинах велась в тесном сотрудничестве с учеными-полярниками, авиаторами, гравиметристами, сейсмологами, магнитологами, гидрологами и метеорологами. Они исследовали глубины, течения, рельеф дна океана, земной магнетизм, производили сейсмозондирование, измерения силы тяжести, изучали условия дрейфа и жизни на льдинах в обширной акватории океана.
Конечно, все эти достижения в Ледовитом океане стали возможными благодаря бурному развитию науки и техники и прежде всего достижениям отечественной авиации.
[86]
«АН-2». На точке исследований в Северном Ледовитом океане астрономы и гравиметристыБлагодаря летному искусству опытных и отважных полярных летчиков, гидрографы не раз бывали в различных удаленных от базы точках Ледовитого океана, в том числе и на Полюсе относи-
[87]
Ветеран СГЭ, фронтовик Великой Отечественной войны, командир отряда и капитан 2 ранга в/о Кожемякин И. И. в «полевой» лаборатории (на льдине ВВЭ)тельной «недоступности», и группами «держались за ось Земли» на Северном полюсе, измерив глубины и открыв их «прошлые тайны».
Случались, конечно, и нелетные дни, когда Арктика «показывала зубы» и напоминала, что с ней, как и с океаном, нельзя обращаться фамильярно, а надо говорить и жить только на «Вы». Ветер и снежные бури на время прерывали полеты и исследования. По этому поводу и не только ветеран Экспедиции и Северного флота Илья Иванович Кожемякин — «экспедиционный поэт» — шутил, создавая экспромтом забавные куплеты:
Не слышно шума вертолетов —
Спит Кичаев, спит Налётов.
Это о Николае Сергеевиче Налетове и Леониде Захаровиче Кичаеве — заслуженных гидрографах СГЭ, участниках обследования Ледовитого океана в двух Высокоширотных экспедициях на лед (1968—1969 гг.).
[88]
В такие дни и часы в палатках «КАПШ» продолжалась работа: анализировались результаты обследования и наносились на планшеты, намечались новые маршруты исследований, систематически измерялись глубины и другие геофизические данные по пути дрейфа льдины.
Зам. командира Высокоширотного отряда СГЭ капитан 3 ранга Схиртладзе Ю. В. и командир партии капитан-лейтенант Бербенев В. И. в минуту отдыха на льдине ВВЭ (1966 г.)Одновременно с работами по изучению Ледовитого океана в период 1962—1967 гг. производилась радиогеодезическая привязка арктических островов. Для привязки использовалась радиодальномерная система «Рым». Пять станций «Рым-Б» разворачивались на арктических островах, задающая станция «РЫМ-С» размещалась на самолетах «АН-12» (1962 г.), «ЛИ-2» (1963 г.), «ИЛ-14» (1964—1967 гг.)
[89]
Дружеский «перекур» (слева направо): И. Д. Мороз, В. А. Митюхляев, В. П. Кузнецов, Г. А. Филимонов, В. И. Бербенев, в центре — врач СГЭ Н. И. РуновВ первый год «АН-12» летал между островами по 14-16 часов без посадки. Для этого в салоне были установлены две вместительные цистерны с дополнительным топливом.
Основной базой являлся аэропорт Амдерма, запасной — а/п Диксон; «ЛИ-2» базировался на а/п «Нагурская», а «ИЛ-14» — в аэропортах Диксон, о. Средний. Радиогеодезической привязкой было определено точное местоположение арктических островов в единой государственной геодезической сети, острова получили долгожданную «прописку» на картах Арктического бассейна. Были привязаны более 12 островов, среди них: о. Врангеля, о. Геральд, о. Визе, о. Уединения, о. Виктория, о. Шмидта, о. Жохова и ряд островов Земли Франца-Иосифа.
Руководили радиогеодезическими работами подполковник Медведев В. П. и офицер-гидрограф СГЭ А. Н. Солдатов. В работах по привязке островов и полевой камеральной обработке участвовали
[90]
гидрографы и геодезисты: И. В. Осокин, В. П. Кузнецов, И. П. Ковригин, Б. И. Богданов, А. Ф. Карбасов, А. П. Чирков, М. А. Кузнецов, В. М. Смирнов, Н. А. Копеецкий, А. С. Баскин, А. С. Васильцов, Ю. П. Зайцев — сын Павла Ивановича.
Когда начинались полеты в Арктику и работы гидрографов СГЭ на дрейфующих льдах, в течение семи лет их возглавлял капитан I ранга Леонид Иванович Сенчура. Ветеран Великой Отечественной, фронтовик, награжденный орденами и получивший тяжелое ранение. Он с присущей ему энергией, оптимизмом и упорством в достижении цели организовывал очень сложное «хозяйство» СГЭ перед полетами на льдину. Трудностей в новом деле было предостаточно. Порой у него возникали новые оригинальные идеи, он не навязывал их сразу подчиненным. Экспедиция тем и отличалась, что технические вопросы люди могли обдумать, обсудить, просчитать, отработать, наконец, и только тогда доложить, решить и провести в жизнь задуманное. Тогда многое из отработанного
И. В. Осокин (справа) на радиогеодезии во время заправки вертолета[91]
На встрече 1 мая 1963 г. (слева направо): И. В. Осокин, В. П. Кузнецов, В. П. Медведев, М. А. Кузнецов (полярная станция Нагурская)На ВПП встреча прибывающего самолета
(главная база на льду Северного Ледовитого океана, 1962 г.)[92]
Арктический бассейн глазами гидрографов СГЭ[93]
заранее при первом же применении на льдине подтверждалось практически в работе Экспедиции.
Леонид Иванович Сенчура на дрейфующей льдине жил всегда интересами людей, гидрографов-исследователей, умел по-деловому взаимодействовать с летчиками авиационного отряда. Когда же случались авралы при разгрузке транспортных самолетов или же при разломах и торошениях льда, начальник Экспедиции всегда умело руководил и сам непосредственно участвовал в работе. Люди, вдохновленные примером старшего начальника, всегда быстро и грамотно решали поставленную задачу либо находили выход из создавшегося на льдине критического положения. Год за годом на картах гидрографов появлялись и в подробностях обрисовывались подводные хребты и котловины, отдельные подводные горы, их крутизна и направленность.