Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 24 Март 2017 13:33, всего редактировалось 21 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0081 - 2.jpg
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании
Северного Ледовитого океана


Исследование Северного Ледовитого океана — величайшая эпопея в истории и деятельности гидрографов Северной географической экспедиции, которая длилась 30 лет. В высокоширотных воздушных экспедициях на лед Арктического бассейна ежегодно, начиная с 1961 года и до 1990 года включительно, сотни гидрографов изучали и обследовали Северный Ледовитый океан, используя самолеты и вертолеты, а также сам дрейф льдины, выбранный для базирования на весь период работ.
Подготовка гидрографов СГЭ к зимним работам занимала довольно продолжительное время — от 2 до 3 месяцев. Экспедиция в эти дни представляла нечто похожее на «разбуженный улей». Ежедневно «большой семье» гидрографов: столько всего приходилось готовить, изучать, проверять, переделывать, испытывать. Глав-
[81]
 Федотов - 0082.jpg
ный принцип подготовки — в арктических работах все оборудование должно быть компактным, облегченным, удобно транспортируемым при перемещениях и надежным при работе на льду. Многое делалось по заказам в мастерских экспедиции, где трудился большой коллектив опытных мастеров-умельцев.
Так, гидрографы промера со льда готовили «этажерки» для монтирования аппаратуры эхолотов «НЭЛ-6» в самолетах «АН-2» или на вертолетах, были значительно облегчены корпуса вибраторов корабельных эхолотов «НЭЛ-6» и удобно закреплены на штангах для опускания их в лунки океана при измерении глубин.
Астрономы готовили оптические теодолиты «ОТ-2» и хронометры в специальной упаковке для транспортирования и работы на льду, изучали эфемериды звезд* и выходили на тренировки в поле.
Проверяли и определяли суточный ход хронометров.

Измерение глубины Ледовитого океана на точке.
Вибратор эхолота в разводье (1962 г.)


------
* Эфемериды — сборник, содержащий координаты звезд, планет, вычисленные для ряда последовательных моментов времени.
[82]
 Федотов - 0083.jpg
Измерение глубины Ледовитого океана на точке.
Вибратор эхолота в лунке (1962 г.)



Также готовили приборы и оборудование магнитологи, гравиметристы, гидрологи и др. специалисты. Много выполнялось и другой организационной работы: проверка знаний техники безопасности при выполнении работ на льду, проверка всего личного состава экспедиции на допуск обращения с газом при обогревании газовыми плитами палаток типа «КАПШ».


КАПШ-2 и ледовый «павильон» астронома
[83]
 Федотов - 0084 - 1.jpg
Мастерские готовили специальные дюралевые волокуши для танспортировки груза на льдине с прибывающих самолетов.
Гидрографы облачались в специальное арктическое обмундирование. Многое надо было предусмотреть: дать заявки на продовольствие, получить, сохранить его и вовремя отправить с очередным самолетом сначала в аэропорт сосредоточения, а затем и на льдину.
Уже в конце февраля отряды и партии начинали уходить на самолетах в арктические аэропорты (перед «броском» на льдину). В разные годы это были аэропорты: Амдерма, Диксон, Нагурская, о. Греэм-Белл, Черский, о. Средний, мыс Шмидта, Чокурдах и другие.
Выбор льдины в океане для базирования экспедиции производился на облетах начальником Экспедиции вместе с опытными полярными летчиками в районе, где планировались работы на очередной год.

Пред.След.