Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КОСОЙ А.И. ГОД В АРХИПЕЛАГЕ НОРДЕНШЕЛЬДА

 Косой - 0001.jpg
А.И. КОСОЙ
ГОД В АРХИПЕЛАГЕ НОРДЕНШЕЛЬДА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ГЛАВСЕВМОРПУТИ 1940
БИБЛИОТЕЧКА "СТАХАНОВЦЫ АРКТИКИ"
Книжка 38



КОСОЙ А.И. ГОД В АРХИПЕЛАГЕ НОРДЕНШЕЛЬДА

КОНЕЦ ЗИМОВКИ

Период свертывания весенних полевых работ явился одновременно и временем интенсивной подготовки к навигации.
Несмотря на отсутствие собачьего транспорта и распутицу, экспедиции необходимо было выполнить целый ряд мелких работ, откладывать которые на навигацию нельзя было.
 Косой - 0033-3.jpg
Эти работы проводились в период с 1 по 20 июля одновременно с работами по подготовке судна к плаванию. Главной из них являлось определение местоположения трех магистральных вех (выставленных на льду зимой). Эту работу необходимо было выполнить, иначе мы не смогли бы проложить сделанный промер на навигационную карту. Кроме определения вех, Надо было перебросить оставшийся на льду лагерь промерной партии на ближайший остров и подробно обследовать обнаруженную на трассе при промере банку.
 Косой - 0034-4.jpg
Для выполнения первой работы были направлены астроном и двое рабочих. Несмотря на тяжелые условия работы (приходилось перебираться через ряд трещин, порой пускаясь в обход их за 10—15 километров), работа была выполнена в течение нескольких дней. После этой работы группа из 4 человек во глазе с гидрографом обследовала банку, причем в наиболее сомнительных местах глубины измерялись через 5—10 метров друг от друга. Такая частота измерений глубин при высокоточной координации центра банки и концов каждого промерного галса внушала уверенность в детальности обследования и исключала всякие неожиданности в будущем.
На судне еще с 1 июня началась сборка главного двигателя, а с июля — установка бегучего такелажа, покраска помещений и пошивка дополнительного паруса.
При таянии снега вся поверхность бухты покрылась пресной водой. Мы воспользовались этим и наполнили цистерны (питьевые и котельные) пресной водой. Судно подготовилось к выходу в море.
Однако лед до конца июля продолжал крепко держать судно; сообщение с берегом с каждым днем становилось труднее из-за береговых полыней и промоин на льду, но зато все эффективнее становилась охота. В первые дни июля мы разнообразили стол сочным свежим оленьим мясом, затем на смену пришло мясо морского зверя. Печенка нерпы, хорошо протушенная, по нежности и сочности во много раз превосходит коровью. По вкусу пришелся нам и бифштекс из нерпичьего мяса.
Наших последователей надо предостеречь от мяса и печенки морского зайца. При первой же попытке испробовать этот «дар морей» появились явные признаки отравления: у всех начались сильнейшие головные боли, сопровождаемые болью в желудке, а у некоторых и рвотой.
29 июля собак перевели на палубу и была проведена первая проба главного двигателя. Но лед оказался еще слишком крепким, и лишь 31 июля удалось выйти из бухты, не форсируя льда и не взрывая его. Только теперь мы окончательно убедились в удачном выборе места зимовки — бухта вскрылась всего на пару дней позже окружающих проливов.
В навигацию 1939 года мы могли уже плавать по архипелагу не вслепую, а на основании точной карты, составленной на судне в течение июля, в результате предварительной обработки всех выполненных нами работ. Карта составлялась для ледоколов-лидеров. После работ в архипелаге нам было совершенно ясно, что пролив Матисена, т. е. внутренние воды архипелага являются главной магистралью этой части Северного морского пути.
Необходимость предварительного составления карты ярко демонстрируется следующим примером. Гидрографическое судно «Нерпа», дойдя в тумане до острова Тыртова и опознав его по надписи на знаке, все-таки не знало своих координат и запросило нас о местоположении острова. Надо считать рациональным составление каждой экспедицией, еще в процессе работ, новых предварительных карт своего района.

Пред.След.