Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Баранова С.С., К Полюсу!

Изображение
От автора: Мне выпала большая честь стать участницей исторического похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Безусловно, об этом рейсе еще будут написаны книги, появятся воспоминания и рассказы очевидцев. Все это будет, но позже... А пока я поставила перед собой скромную задачу: как говорится, по горячим следам воспроизвести события тринадцати дней высокоширотной экспедиции. Писала только о том, что видела, только о тех, с кем беседовала.

Тринадцать дней... Срок настолько мал, что не приходится претендовать на глубокий и полный рассказ об атомоходе, о людях «Арктики». Каждый из членов экипажа достоин, чтобы о нем написали. Но пусть простят меня те, чьи имена и фамилии в книге не упомянуты. К сожалению, многое осталось за страницами блокнота. А минувших событий не вернуть...


Светлана Степановна Баранова — заведующая отделом редакции мурманской областной газеты «Полярная правда».
Принимала участие в полетах самолета ледовой разведки на Шпицберген и к острову Диксон. В 1976 году опубликовала серию репортажей о работниках штаба морских операций на Диксоне. В феврале—марте 1977 года принимала участие в экспериментальном рейсе к ямальскому мысу Харасавэй. В августе 1977 года — поход на Северный полюс. Награждена значком « Почетному по лярнику» и медалью «За трудовое отличие»
Баранова С.С., К Полюсу! Мурманское книжное издательство, 1978 г., тир. 10 000 экз.
Книга в формате pdf [29.18 МБ]: Баранова - К полюсу.pdf

  1. Введение
  2. Шесть интервью
  3. Начало пути
  4. Три моря за кормой
  5. Накануне
  6. Звездный час
  7. Капитан Кучиев
  8. Познать непознанное
  9. Домой!
  10. Высокие награды
  11. Родина отмечает покорителей полюса

Шесть интервью


Т. Б. ГУЖЕНКО — министр морского флота СССР, руководитель экспедиции к Северному полюсу:

Трудно передать словами ту огромную радость, гордость за нашу великую Родину, которые испытали участники экспедиции, когда судовое радио сообщило, что атомоход прибыл на Северный полюс. Эта историческая победа, новый подвиг в Арктике одержаны советскими моряками на самом мощном в мире советском атомном ледоколе, спроектированном и построенном советскими учеными, конструкторами, инженерами и рабочими. Это победа всей нашей страны.

Рейс атомохода к полюсу продолжался всего 13 суток — с 9 по 22 августа. За это время пройдено 3876 миль, из которых одна треть пришлась на тяжелые льды. И тем не менее все системы ледокола отлично справились с нагрузкой, работали нормально, в заданных режимах.

Высокоширотный рейс «Арктики» открыл новый этап в изучении и освоении полярных льдов, в развитии советского ледокольного и транспортного флота. Он как бы явился генеральной пробой сил перед организацией высокоширотных перевозок по нашей национальной транспортной магистрали — Северному морскому пути.

Во время экспедиции проводились важные и интересные эксперименты и научные исследования. Результаты их тщательно изучаются и послужат основой для пересмотра технической политики в области морского транспортного судостроения и традиционных схем грузоперевозок между бурно развивающимися районами Севера и Дальнего Востока. В наши перспективные планы, помимо строительства ледоколов, входит создание крупнотоннажных лихтеровозов, контейнеровозов ледового класса с применением атомных энергетических установок. Сооружение одного из таких судов начнется уже в этом пятилетии. Мы поведем корабли на восток более короткими полярными трассами. Ведь если подняться за 85-ю широту, расстояние между Кольским полуостровом и Беринговым проливом сократится почти на одну треть по сравнению с традиционным прибрежным маршрутом. Быстрее, надежнее, дешевле — вот чего надо добиться. Это диктуется задачами, поставленными перед арктическими моряками партией и правительством.

Ю. С. КУЧИЕВ — капитан атомного ледокола «Арктика»:

Нам выпало счастье исполнить долг перед многими поколениями русских моряков и исследователей, перед первопроходцами сурового полярного края, мечтавшими покорить неприступный полюс, достичь вершины земного шара. Мы с честью выполнили задание Родины, и это приятно сознавать.

Поход «Арктики» к Северному полюсу, я бы сказал, стремительный поход — итог многолетнего развития и совершенствования нашего отечественного ледокольного флота, который сейчас является самым мощным в мире, итог огромного труда ученых, специалистов, сделавших значительный шаг вперед в изучении и освоении северных морей. В этом рейсе «Арктика» себя показала прекрасным кораблем — и в техническом отношении, и в способности преодолевать ледовые преграды. Спасибо ученым, конструкторам, судостроителям, подарившим морякам такой ледокол! Я уверен, что будущее в Арктике — за атомными судами.

К. Н. ЧУБАКОВ — начальник Администрации Северного морского пути:

Мы для себя приоткрыли завесу, за которой скрываются огромные возможности ледокола, его корпуса, его машин; получили большие знания об общей ледовой обстановке полярного бассейна. Ибо по сей день мы фактически плаваем только по шельфовым морям Северного Ледовитого океана и по-настоящему в его «нутро» не заглядывали. Сейчас мы вошли сюда не случайно, а преднамеренно. И вот на базе богатого материала, который получен, сможем спрогнозировать долю участия морского транспорта в активно развивающейся промышленности нашего Крайнего Севера, узнать, сколь мы будем эффективны и полезны для будущего.

Сегодня уже можно говорить о практических шагах, которые последуют за экспедицией атомного ледокола «Арктика». А то, что они последуют, подтверждает принятое совместное решение коллегии Министерства морского флота СССР, президиума ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота и партийного комитета министерства о развитии высокоширотных перевозок. В нем, в частности, говорится об организации подготовительной работы для проведения транспортного экспериментального рейса одного из судов класса «усиленный ледовый арктический» или «усиленный ледовый» под проводкой атомного ледокола типа «Арктика» высокоширотной трассой с запада на восток. А это значит, что рейсы, подобные научно-практическому экспериментальному походу на «Арктике», в скором будущем станут обычными, планомерными на полярной трассе.

Я. С. ХЛОПКИН — член-корреспондент Академии наук СССР, сотрудник Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, участник экспедиции:

Моей целью в этом рейсе было наблюдение за работой атомной паропроизводящей установки в тяжелых льдах на новых трассах. Этот поход для меня, как специалиста, был интересен тем, что впервые реакторы атомохода испытывали столь большие и продолжительные механические нагрузки — вибрацию, тряску, резкие удары.... Доволен, что они все выдержали и справились со своими «обязанностями» отлично.

И. П. РОМАНОВ — начальник отдела арктических экспедиций Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, кандидат географических наук:

Наряду с оперативным обеспечением этого уникального в истории мореплавания рейса экспедиционная группа нашего института работала и на будущее. Мы проводили наблюдения за деформацией корпуса ледокола, акустическими свойствами льда, взаимодействием корпуса судна со льдом. Все, что мы увидели своими глазами и в чем убедились на практике, используют в своей дальнейшей работе проектировщики. Это поможет им создавать суда технически более совершенными.

Настало время, когда полярные плавания должны стать высокоэкономичными. А значит, необходимо искать в Северном Ледовитом океане короткие пути. После рейса «Арктики» появятся первые рекомендации, составленные на основе полученных данных о ледопроходимости в Арктическом бассейне.

Очень важно научно-оперативное обеспечение высокоширотных экспедиций. Ведь с выходом на трассы новых ледоколов в корне меняется тактика ледовых плаваний. Авиационная разведка, а также гидрометеорологическая информация, работающие старыми методами, скоро не смогут удовлетворять всем требованиям. Сотрудники нашего института сейчас получили материал, который явится основой рекомендаций для новых методов ледовой разведки и научно-оперативного обеспечения арктических рейсов.

А. Ф. ТРЕШНИКОВ — директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, член-корреспондент Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда:

Трудно переоценить значение этого экспериментального научно-практического рейса. Во время плавания исследователи ставили своей целью проверить и уточнить данные, которыми располагает сегодняшняя наука о природе Центральной Арктики, и в первую очередь — о состоянии ее ледового покрова. Поход «Арктики» дал возможность впервые исследовать на всем протяжении трассы ледовый покров, изучить его структуру. Имеют ли новые данные практическое значение? Бесспорно. Ведь даже у берегов, вдоль которых пролегает Северный морской путь, условия навигации зависят от динамики ледового массива и погоды в Центральной Арктике. Как известно, навигация по Северному морскому пути сейчас продолжается четыре—пять месяцев. Но с появлением атомных ледоколов сроки плавания на отдельных участках увеличились почти вдвое. Возникли предпосылки к тому, чтобы сообщение между портами студеных морей не прерывалось. Возможно ли это? Изучение результатов похода «Арктики» к полюсу в значительной мере поможет ответить на актуальный с точки зрения освоения богатств Севера вопрос.

Поход «Арктики» к полюсу планеты является гигантским шагом вперед в освоении Севера и символизирует размах научно-технического прогресса в нашей стране.

Пред.След.