Т. Б. ГУЖЕНКО — министр морского флота СССР, руководитель экспедиции к Северному полюсу:Трудно передать словами ту огромную радость, гордость за нашу великую Родину, которые испытали участники экспедиции, когда судовое радио сообщило, что атомоход прибыл на Северный полюс. Эта историческая победа, новый подвиг в Арктике одержаны советскими моряками на самом мощном в мире советском атомном ледоколе, спроектированном и построенном советскими учеными, конструкторами, инженерами и рабочими. Это победа всей нашей страны.
Рейс атомохода к полюсу продолжался всего 13 суток — с 9 по 22 августа. За это время пройдено 3876 миль, из которых одна треть пришлась на тяжелые льды. И тем не менее все системы ледокола отлично справились с нагрузкой, работали нормально, в заданных режимах.
Высокоширотный рейс «Арктики» открыл новый этап в изучении и освоении полярных льдов, в развитии советского ледокольного и транспортного флота. Он как бы явился генеральной пробой сил перед организацией высокоширотных перевозок по нашей национальной транспортной магистрали — Северному морскому пути.
Во время экспедиции проводились важные и интересные эксперименты и научные исследования. Результаты их тщательно изучаются и послужат основой для пересмотра технической политики в области морского транспортного судостроения и традиционных схем грузоперевозок между бурно развивающимися районами Севера и Дальнего Востока. В наши перспективные планы, помимо строительства ледоколов, входит создание крупнотоннажных лихтеровозов, контейнеровозов ледового класса с применением атомных энергетических установок. Сооружение одного из таких судов начнется уже в этом пятилетии. Мы поведем корабли на восток более короткими полярными трассами. Ведь если подняться за 85-ю широту, расстояние между Кольским полуостровом и Беринговым проливом сократится почти на одну треть по сравнению с традиционным прибрежным маршрутом. Быстрее, надежнее, дешевле — вот чего надо добиться. Это диктуется задачами, поставленными перед арктическими моряками партией и правительством.
Ю. С. КУЧИЕВ — капитан атомного ледокола «Арктика»:Нам выпало счастье исполнить долг перед многими поколениями русских моряков и исследователей, перед первопроходцами сурового полярного края, мечтавшими покорить неприступный полюс, достичь вершины земного шара. Мы с честью выполнили задание Родины, и это приятно сознавать.
Поход «Арктики» к Северному полюсу, я бы сказал, стремительный поход — итог многолетнего развития и совершенствования нашего отечественного ледокольного флота, который сейчас является самым мощным в мире, итог огромного труда ученых, специалистов, сделавших значительный шаг вперед в изучении и освоении северных морей. В этом рейсе «Арктика» себя показала прекрасным кораблем — и в техническом отношении, и в способности преодолевать ледовые преграды. Спасибо ученым, конструкторам, судостроителям, подарившим морякам такой ледокол! Я уверен, что будущее в Арктике — за атомными судами.
К. Н. ЧУБАКОВ — начальник Администрации Северного морского пути:Мы для себя приоткрыли завесу, за которой скрываются огромные возможности ледокола, его корпуса, его машин; получили большие знания об общей ледовой обстановке полярного бассейна. Ибо по сей день мы фактически плаваем только по шельфовым морям Северного Ледовитого океана и по-настоящему в его «нутро» не заглядывали. Сейчас мы вошли сюда не случайно, а преднамеренно. И вот на базе богатого материала, который получен, сможем спрогнозировать долю участия морского транспорта в активно развивающейся промышленности нашего Крайнего Севера, узнать, сколь мы будем эффективны и полезны для будущего.
Сегодня уже можно говорить о практических шагах, которые последуют за экспедицией атомного ледокола «Арктика». А то, что они последуют, подтверждает принятое совместное решение коллегии Министерства морского флота СССР, президиума ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота и партийного комитета министерства о развитии высокоширотных перевозок. В нем, в частности, говорится об организации подготовительной работы для проведения транспортного экспериментального рейса одного из судов класса «усиленный ледовый арктический» или «усиленный ледовый» под проводкой атомного ледокола типа «Арктика» высокоширотной трассой с запада на восток. А это значит, что рейсы, подобные научно-практическому экспериментальному походу на «Арктике», в скором будущем станут обычными, планомерными на полярной трассе.
Я. С. ХЛОПКИН — член-корреспондент Академии наук СССР, сотрудник Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, участник экспедиции:Моей целью в этом рейсе было наблюдение за работой атомной паропроизводящей установки в тяжелых льдах на новых трассах. Этот поход для меня, как специалиста, был интересен тем, что впервые реакторы атомохода испытывали столь большие и продолжительные механические нагрузки — вибрацию, тряску, резкие удары.... Доволен, что они все выдержали и справились со своими «обязанностями» отлично.
И. П. РОМАНОВ — начальник отдела арктических экспедиций Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, кандидат географических наук:Наряду с оперативным обеспечением этого уникального в истории мореплавания рейса экспедиционная группа нашего института работала и на будущее. Мы проводили наблюдения за деформацией корпуса ледокола, акустическими свойствами льда, взаимодействием корпуса судна со льдом. Все, что мы увидели своими глазами и в чем убедились на практике, используют в своей дальнейшей работе проектировщики. Это поможет им создавать суда технически более совершенными.
Настало время, когда полярные плавания должны стать высокоэкономичными. А значит, необходимо искать в Северном Ледовитом океане короткие пути. После рейса «Арктики» появятся первые рекомендации, составленные на основе полученных данных о ледопроходимости в Арктическом бассейне.
Очень важно научно-оперативное обеспечение высокоширотных экспедиций. Ведь с выходом на трассы новых ледоколов в корне меняется тактика ледовых плаваний. Авиационная разведка, а также гидрометеорологическая информация, работающие старыми методами, скоро не смогут удовлетворять всем требованиям. Сотрудники нашего института сейчас получили материал, который явится основой рекомендаций для новых методов ледовой разведки и научно-оперативного обеспечения арктических рейсов.
А. Ф. ТРЕШНИКОВ — директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, член-корреспондент Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда:Трудно переоценить значение этого экспериментального научно-практического рейса. Во время плавания исследователи ставили своей целью проверить и уточнить данные, которыми располагает сегодняшняя наука о природе Центральной Арктики, и в первую очередь — о состоянии ее ледового покрова. Поход «Арктики» дал возможность впервые исследовать на всем протяжении трассы ледовый покров, изучить его структуру. Имеют ли новые данные практическое значение? Бесспорно. Ведь даже у берегов, вдоль которых пролегает Северный морской путь, условия навигации зависят от динамики ледового массива и погоды в Центральной Арктике. Как известно, навигация по Северному морскому пути сейчас продолжается четыре—пять месяцев. Но с появлением атомных ледоколов сроки плавания на отдельных участках увеличились почти вдвое. Возникли предпосылки к тому, чтобы сообщение между портами студеных морей не прерывалось. Возможно ли это? Изучение результатов похода «Арктики» к полюсу в значительной мере поможет ответить на актуальный с точки зрения освоения богатств Севера вопрос.
Поход «Арктики» к полюсу планеты является гигантским шагом вперед в освоении Севера и символизирует размах научно-технического прогресса в нашей стране.