Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Юрг Майстер. Операции в морях Cеверного Ледовитого океана

Юрг МАЙСТЕР
ОПЕРАЦИИ В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА


Уважаемые читатели, вашему вниманию предлагается перевод части известнейшей работы швейцарского историка Юрга Майстера «Война в Восточноевропейских водах 1941-1945» (Meister J. Der Seekrieg in den osteu-ropatishen Gewassern 1941 — 1945. — Munchen,1958). В советское время этот труд вызывал особую неприязнь нашей официальной исторической науки, его автора поторопились зачислить в «буржуазные фальсификаторы». В результате, сама книга оказалась «объектом спецхрана», а сделанный вскоре после ее выхода перевод считался секретным. Слишком уж расходились оценки швейцарца с отечественными «исследованиями и мемуарами». Впрочем, для внутреннего пользования наши военные издавали совсем другую литературу, чем «для народа»...
Конечно, с точки зрения сегодняшнего исследователя, работа Майстера содержит некоторое количество неточностей. Однако ценности своей, на наш взгляд, она не утратила. К тому же, настоящая публикация снабжена комментариями, позволяющими уточнить приводимые автором факты. Приводимые в тексте географические названия даются в соответствии с тем, как они обозначались в отечественных документах периода войны. Все иллюстрации, кроме карт, помещены редакцией. Перевод осуществлен С.А. Липатовым, автор комментариев — М.Э. Морозов (заверстаны в текст). В подготовке публикации также участвовали А.Ф. Воронов, А.Е. Грановский, Б.В. Соломонов.


Часть 1.
1941 ГОД
• ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ КРЕЙСЕРОВ, ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ И МИННЫХ ЗАГРАДИТЕЛЕЙ В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
• ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД». ДЕЙСТВИЯ ТЯЖЕЛОГО КРЕЙСЕРА «АДМИРАЛ ШЕЕР» В КАРСКОМ МОРЕ С 16 ПО 30 АВГУСТА 1942 ГОДА
• ОБСТРЕЛ ПОРТА ДИКСОН

Часть 2.
• МИННЫЕ ОПЕРАЦИИ НЕМЦЕВ
• ОПЕРАЦИИ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ
• ДЕЙСТВИЯ ГЕРМАНСКИХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПРОТИВ МУРМАНСКА
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ АВИАЦИИ НА СЕВЕРЕ
• БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕРМАНСКИХ КОНВОЙНЫХ СИЛ В ПОЛЯРНЫХ МОРЯХ
• БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФИНСКОГО ФЛОТА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Часть 3.
• СОВЕТСКИЕ ДЕСАНТНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ ТЕАТРЕ
• ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
• АТАКА НА «ТИРПИЦ»
• ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКИХ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ
• ОБОРОНА СОВЕТСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АРКТИКЕ
• СОВЕТСКИЕ БЕРЕГОВЫЕ БАТАРЕИ

Юрг Майстер. Операции в морях Cеверного Ледовитого океана

 FM_Page_19.jpg
 FM_Page_20.jpg
 FM_Page_21.jpg
 FM_Page_22.jpg
 FM_Page_23.jpg
 FM_Page_24.jpg
 FM_Page_25.jpg
 FM_Page_26.jpg
 FM_Page_27.jpg
 FM_Page_28.jpg
 FM_Page_29.jpg
 FM_Page_30.jpg
 FM_Page_31.jpg

МИННЫЕ ОПЕРАЦИИ НЕМЦЕВ

В течение 1942 года немцы все чаще и чаще занимались минированием советских портов и фарватеров. Первую минную постановку, имевшую место 13 января 1942 года, выполнила 8-я флотилия эскадренных миноносцев в составе «Z 23», «Z 24» и «Z 25». Всего было поставлено 100 контактных мин ЕМС в четырех полях у входа в западный фарватер Белого моря восточнее мыса Каховский. Лидером флотилии был эскадренный миноносец «Z 25», а два других корабля ставили мины. Русские, видимо, не заметили эту операцию{1 После семи самовзрывов мин, произошедших 22 января из-за торошения льдов, советские тральщики «ТЩ-60)» и «ТЩ-65» провели разведывательное траление фарватера, в ходе которого вытралили три мины ЕМС. 23 февраля ЭМ «Куйбышев», совершавший переход из Молотовска в Мурманск, получил повреждения в результате взрыва мины в параване. Этим успех данного заграждения и ограничился.}.

Группа минных заградителей «Север» под командованием капитана 1 ранга Щенермарка 19 марта 1942 года поставила заграждение «Бантос А». В операции участвовали минные заградители «Бруммер» и «Кобра», которые выставили четыре поля, состоявшие из 400 мин ЕМС. При этом заградители сопровождались охотниками за подводными лодками «Uj 1108», «Uj 1109», тральщиком «М 1506» и сторожевым кораблем «Поларкрейс», а также четырьмя катерами 8-й флотилии торпедных катеров. Заграждение, поставленное северо-восточнее полуострова Рыбачий, должно было мешать движению советских кораблей и создать для немцев в известной степени охрану с фланга. Постановка, по-видимому, также не была обнаружена русскими {2 О существовании заграждения «Бантос» в штабе СФ не было известно до 15 апреля 1945 г. Согласно новейшим исследованиям отечественных и зарубежных историков, на минах (в т.ч. плавающих) данного заграждения по всей вероятности погибли германская ПЛ «U 585», возможно советские ПЛ «Д-3» и «Щ-401».}.

Операция «Россельшпрунг» привела к рассредоточению конвоя PQ-17, некоторые транспорты укрылись в прибрежных водах Новой Земли и несколькими неделями позже достигли русских портов. Чтобы помешать подобной возможности отхода, Штаб руководства войной на море решил поставить мины вокруг этой группы островов. Но первая операция все же не удалась.

Новый минный заградитель «Ульм» получил задание перекрыть прибрежный фарватер западнее северной части Новой Земли в районе мыса Большая заграждением из 260 мин. Хотя операция «Вундерланд», а также действия немецких подводных лодок вызвали повышение бдительности у русских и англичан, минный заградитель 23 августа 1942 года вышел из своей базы и отправился на север. 26 августа около 23 часов «Ульм» находился приблизительно в 150 милях восточнее острова Медвежьего. Погода была дождливой и пасмурной, ветер — северо-западный силой 5-6 баллов. Когда солнце находилось в самой низкой точке над горизонтом, в 23 часа небо стало постепенно проясняться и вскоре после этого на расстоянии 5000 метров были замечены 3 эскадренных миноносца, которые тотчас же сманеврировали, чтобы окружить «Ульм». У немцев создалось впечатление, что минный заградитель запеленгован и что англичане точно знали, с каким кораблем они имеют дело {3 «Ульм» был перехвачен британскими ЭМ «Марна», «Мартин» и «Онслот» (выделены из состава охранения американского КРТ «Тускалуза», возвращавшегося из Кольского залива в Англию) на основании данных, полученных в результате расшифровки германских радиопереговоров (операция «Ультра»).}.

«Ульм», которым командовал капитан Бит, на предельной скорости стал уходить в юго-западном направлении и укрылся дымовой завесой, но вскоре был накрыт сильным артиллерийским огнем эсминцев и потоплен. Одно за другим выходили из строя орудия, но, видимо, один из британских эсминцев получил попадание. После того как имели место большие потери в личном составе, командир сам приказал затопить «Ульм», при этом в быстро погружавшийся корабль в последний момент попали еще одна или две английские торпеды, выпущенные с дистанции 200 метров. Из экипажа англичане спасли 70 человек, а спасательную шлюпку найти не удалось, и она удалилась в направлении Норвегии. Эта спасательная шлюпка 10 днями позже прибыла в Норвегию, в ней находились 4 живых и 21 мертвый; благодаря этому немецкое командование смогло получить более подробные сведения о судьбе корабля. Относительно потерь на английских эсминцах «Мартин», «Марна» и «Онслот» ничего не известно {4 Два попадания в корму получил ЭМ «Марна».}. Возможно, что англичане и в самом деле имели какие-то данные о запланированной операции и поэтому им удалось поймать минный заградитель.

Вследствие этого отпала необходимость проведения 6-8 других минных операций, запланированных для «Ульма», которые предусматривали минирование фарватеров, используемых союзническими и советскими кораблями. Немцы отказались в дальнейшем от использования тихоходных и слабо вооруженных минных заградителей и стали проводить операции вдали от своих берегов только с помощью крейсеров (операция «Царин»).

С 4 по 8 сентября 1942 года 5-я флотилия эскадренных миноносцев в составе «Рихарда Байтцена», «Z 29» и «Z 30» выставила активное минное заграждение у побережья Кольского полуострова. Операция была повторена эскадренными миноносцами «Рихард Байтцен», «Фридрих Эккольдт», «Z 27» и «Z 30» с 13 по 15 октября 1942 года у входа в Белое море в районе мыса Канин Нос {5 Первое заграждение было выставлено 7 сентября в районе о. Колгуев и состояло из 90 мин ЕМС (контактные) и 90 мин EMF (якорные неконтактные). Второе состояло из 50 ЕМС, 90 EMF и 40 минных защитников. Единственным успехом заграждений стал подрыв на неконтактной мине 26 ноября 1942 г. в районе о. Колгуев ледокола «Микоян».}.

Операция «Царин» была направлена на минирование района северо-западнее Новой Земли тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер». 24 сентября 1942 года в 21 час крейсер, а также эскадренные миноносцы «Z 23», «Z 28», «Z 29» и «Z 30» 8-й флотилии во главе с Командующим крейсерами вышли из Каа-фьорда и отправились на северо-восток. 26 сентября в 09:00 после прохождения квадрата 5.265 эскадренные миноносцы были отпущены, а «Адмирал Хиппер» отправился дальше со скоростью 25 узлов и в 14:15 он уже находился на расстоянии видимости с Новой Землей. В 17:30 с крейсера заметили створный знак у мыса Спидвилл и с 18:30 до 22:35 с корабля было поставлено 96 неконтактных якорных мин EMF в шести заграждениях по 15 мин в каждом и одного из шести мин (минное углубление 17 метров при 300-метровой длине минрепа). Затем при усиливавшемся ветре «Адмирал Хиппер» вернулся на запад и 27 сентября в 11:50 он встретился с эскадренными миноносцами, которые с 05:00 находились в дозоре. 28 сентября в 04:07 корабли вернулись в базу {6 Возможно, на данных минных заграждениях в сентябре 1943 г. погибла советская ПЛ «К-1».}. Однако от запланированных на зиму 1942— 43 годов операций по постановке мин и нападению на торговые суда с участием легкого крейсера «Нюрнберг» из-за недостаточной остойчивости этого типа корабля пришлось все же отказаться.

С 4 по 6 февраля 1943 года эскадренные миноносцы «Теодор Ридель» и «Z 31» совместно с минным заградителем «Бруммер» в районе острова Кильдин предприняли очередную активную минную операцию. Так как «Бруммер» имел скорость только 20 узлов при не слишком надежных машинах, а мины должны были быть поставлены в советском тылу, немцы шли на очень большой риск. Участвующие в этой операции корабли во время похода держали наготове тросы, чтобы в случае необходимости взять «Бруммер» на буксир. Возможно, что русские эти минные операции немцев не заметили {7 Данное минное заграждение имело обозначение «Бантос-В». О его существовании в штабе СФ не было известно до конца войны. Успехов, по-видимому, не имело.}. Охранение этого морского района русскими, их действия в воздухе и на море велись не очень энергично. С другой стороны, немецкие минные заграждения не особенно мешали русским проводить операции и не привели к каким-либо серьезным потерям их кораблей.

Последнюю минную операцию под условным наименованием «Катарина» должна была проводить 4-я флотилия эскадренных миноносцев в составе четырех кораблей (1 обеспечивающий и 3 заградителя, на каждом — по 50 неконтактных мин EMF и 20 минных защитников). Планировалась постановка трех заграждений в районе мыса
Канин Нос у восточного выхода из Белого моря. На обратном пути было запланировано произвести внезапное нападение на советские корабли между мысом Канин Нос и Мурманском. Эскадренные миноносцы вышли 27 октября 1943 года в 20 часов из Альтен-фьорда и направились вначале на север, а затем на восток; в течение дня их сопровождали самолеты морской авиаразведки. В принятых по радио в 12:25 28 октября донесениях разведки сообщалось об обнаружении двух легких крейсеров союзников, девяти эсминцев и шести сторожевых кораблей, находящихся в 205 милях от Канина Носа, что соответствовало дистанции в 255 миль до 4-й флотилии эскадренных миноносцев{8 Немецкий воздушный разведчик обнаружил группу союзных кораблей, направленных в СССР для обеспечения перехода конвоя RA-54A. Реально в состав группы входило 9 ЭМ и ЭСКМ, 2 ТЩ и 1 корвет ВМС Великобритании, 5 ТЩ типа «AM» и 6 БО типа «БО-2» передаваемых ВМФ СССР по ленд-лизу.}. Однако хотя сообщалось, что обнаруженные корабли идут на небольшой скорости кильватерной колонной, замаскированные дымовой завесой, командир 4-й флотилии капитан 1-го ранга Иоганнессон предположил, что речь, видимо, идет о конвое, и решил проводить операцию дальше. В 16:20 был получен приказ Адмирала Норвежского моря прекратить операцию. Так как командир не сомневался в том, что может провести операцию успешно, то дважды короткими сигналами испросили разрешения продолжать операцию, что снова было отклонено. В 09:10 29 октября эскадренные миноносцы стали на якорь в Каа-фьорде.

Позднее выяснилось, что обнаруженные корабли были, видимо, американскими десантными судами и охотниками за подводными лодками, переданными по ленд-лизу и переводившимися советскими экипажами из английских портов на север России. Эти корабли не представляли опасности для запланированной минной операции, так что в прекращении похода, как выяснилось впоследствии, не было необходимости.

Немецкие заградители, и прежде всего «Бруммер» и «Кайзер», в 1942—43 годах поставили большое количество оборонительных минных заграждений для того, чтобы защитить входы в норвежские фьорды. Эти постановки производились у Тронхейма, Нарвика и Тромсё {9 Согласно данным И.А. Киреева («Влияние миннозаградительных действий противника на условия боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в ВОВ 1941—1945 гг. 4.1. Северный театр»), основанном на сведениях, полученных из трофейных документов, в операционной зоне СФ в оборонительных заграждениях противником было выставлено: в 1942 г. — 3607 мин и 210 минных защитников, в 1943 г. — 3726 и 260, в 1944 г — 320 и 8.}.

Весной 1943 года немецкое командование учитывало возможность проведения русскими высадки в районе Петсамо с полуострова Рыбачий. Поэтому было необходимо поставить минное заграждение перед юго-западной оконечностью полуострова Рыбачий. Первоначально операцию планировали провести в длинные февральские ночи, но вследствие долгого прохождения по инстанциям она задержалась до середины апреля; после наступления белых ночей пришли к выводу, что ее осуществить невозможно. Тем не менее, в конце концов эту задачу поручили капитану 3 ранга Бриллю. Заграждение должно было находиться на расстоянии трех морских миль от многочисленных советских береговых батарей, и проходить параллельно берегу. Со стороны суши с помощью немецких и финских береговых батарей расположение советских береговых батарей было установлено с максимальной точностью. После этого во время специального рейса «Бруммера» по нему был открыт огонь с закрытых позиций, в результате чего появилась надежда запеленговать русские батареи, укрытые туманом и сумерками. Наблюдение в течение дня позволило вычислить определенные моменты времени, когда русские дают отдельные группы залпов; отправной точкой расчета являлся курс постановки минных заграждений, а поэтому необходимой предпосылкой его правильности была точная навигация. В соответствии с этим, исходя из падений каждой группы залпов, было установлено место кораблей. Местонахождение русских береговых батарей по данным разведки было очень точно известно, и поэтому, заранее зная места расположения кораблей, можно было установить направление по градусам и расстояние по таблице, при этом, конечно, точно можно было внести и упреждение по направлению по всем документам для каждой группы залпов.

Операция «Сагитта» провели 17 апреля 1943 года минные заградители «Бруммер» и «Скагеррак», охранявшиеся тральщиками «М 31», «М 154», «М 202», «М 251» и четырьмя кораблями 5-й флотилии моторных тральщиков, а также охотниками за подводными лодками, которые находились у Петсамо на отсечной позиции. Приблизительно за полчаса до начала постановки мин немецкий пароход (транспорт продовольствия) «Альтенфельс» и моторный тральщик «R 57» направились в Петсамо. Русские, как обычно, открыли сокрушительный заградительный огонь с освещением входа в Петсамо, но после удачного прорыва транспорта прекратили его. Вскоре после этого соединение немецких кораблей, по возможности используя искусственное задымление, легло на курс минной постановки и уже начало постановку мин, когда было обнаружено русскими и вслед за этим подверглось интенсивному обстрелу. «Бруммер», имевший сильное артиллерийское вооружение, вел ответный огонь по батареям противника. Снаряды часто перелетали, но попадания были только осколочными. Операция по постановке мин проводилась почти в течение 20 минут, на расстояние 5000 метров от русских батарей, при этом «Бруммер» накрыл по меньшей мере одну из них. На обратном пути немецкие минные заградители в 01:15 были атакованы русскими торпедными катерами, торпеды которых взорвались у отвесных скал{10 Германский отряд атаковали ТКА №13 и №14. ТКА №14 выпустил две торпеды и слышал их взрывы, ТКА №13 вел бой с моторными ТЩ и получил попадания двух снарядов, от которых получил незначительные повреждения.
Кроме того, германский отряд был обстрелян с батареи №221 на полуострове Рыбачий, которая доложила о повреждении одного ТР. Ответным огнем немецких береговых батарей, выпустивших около 350 снарядов, на нашей батарее был убит один и ранены трое краснофлотцев}
. Тщательно подготовленная немцами операция была для русских неожиданной. В ходе войны часто оказывалось, что при условии полной внезапности можно было идти на большой тактический и стратегический риск в действиях против русских.

При дальнейших постановках оборонительных минных заграждений, например 17 апреля 1943 года десантной баржей «F 276» и 13 апреля заградителем «Скагеррак», столкновений с русскими не происходило. Всего за время постановки оборонительных минных заграждений в районе ответственности «Адмирала полярного побережья» было выставлено 6000 мин в 65 заграждениях.

ОПЕРАЦИИ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Так как немцы в начале войны с Советским Союзом не ожидали, что союзники станут оказывать русским великодушную помощь, то для участия в боевых действиях в морях Северного Ледовитого океана имелись лишь три подводные лодки. Лодки «U 81», «U 451» и «U 682» были позднее дополнены «U 566», «U 134» и «U 454».
В ноябре 1941 года «U 566» и «U 451» пришлось отдать командующему подводными лодками группы «Запад», взамен в Нарвик прибыла «U 584» {11 }.

Разумеется, такими слабыми силами невозможно было сковать движении союзных конвоев, которые вскоре начали прибывать в северные русские порты. Все же немецкие подводные лодки в 1941 году добились двух достоверных и одного вероятного потопления советских торговых судов. И хотя позднее основные действия немецких военно-морских сил были направлены против союзных конвоев, в 1942—45 годах отдельные подводные лодки все же использовались в районах восточнее Мурманска, где можно было встретить исключительно советские военные корабли и торговые суда.

В 1942 году в полярных морях действовали 32 немецкие подводные лодки. Число лодок, имевшихся в распоряжении в течение месяца, составляло в январе — 4, в феврале — 14, в марте — 21, в апреле — 21, в мае — 16, в июне — 20, в июле — 23, в августе — 23, в сентябре 23, в октябре — 20, в ноябре — 26 и в декабре — 23. Они подчинялись Начальнику подводных лодок в Норвегии, а начиная с 1944 года — Начальнику подводных лодок в Арктике.

В операциях против союзнических поставок подводным лодкам удалось потопить 31 корабль, при этом пять лодок погибло{12 Реальные успехи ПЛ при действиях против союзных конвоев в 1942—1945 гг. выразились в потоплении 29 ТР, в т.ч. З советских (кроме того, еще 8 были потоплены во взаимодействии с авиацией), повреждении КРЛ «Эдинбург« (позднее затоплен), потоплении 2 ЭМ, 1 ТЩ и 1 траулера. Собственные потери составили 5 ПЛ в 1942 г., 1 в 1943г., 28 в 1944 г. и 4 в 1945 г.}.

В связи с операцией «Вундерланд» три подводные лодки действовали в Карском море в качестве разведчиков и, кажется, еще и потопили при этом несколько судов. Всего якобы в 1942 году восточнее Мурманска было уничтожено три буксира, два лихтера, три парохода тоннажем 8000 брт{13 Германские успехи в данном регионе в 1942 г. выразились в потоплении ТР «Крестьянин» (2513 брт), «Куйбышев» (2332 брт), 2 буксиров, баржи, лихтера и рыболовного траулера.}. Далее, подводная лодка «U 584» 10 января 1942 года в квадрате АС 8493 торпедировала советскую подводную лодку «М-175». Четыре советских грузовых судна погибли в составе союзных конвоев в результате нападения немецких лодок.

В 1942 году немецкие субмарины впервые поставили мины на различных советских фарватерах и у входов в порты. В результате пяти операций были заминированы входы в проливы Югорский и Маточкин Шар{14 В 1942 г. германские ПЛ осуществили 2 постановки, выставив в общей сложности 40 донных мин. На заграждениях погибли ТР «Щорс» (3770 брт) и СКР «Муссон».}. Наряду с этим, подводные лодки обстреливали русские станции на безлюдных берегах морей, омывающих Сибирь. «U 601» 27 июля 1942 года в районе радиостанции на острове Кармакульский уничтожила артиллерийским огнем две находившихся на воде летающих лодки типа «Консолидейтед».

Во время операции «Вундерланд» подводная лодка «U 225» 25 августа 1942 года обстреляла русскую радиостанцию в районе мыса Желания, однако это действие не нашло одобрения в Штабе руководства войной на море. 8 сентября 1942 года подводная лодка «U 251» уничтожила радиостанцию на острове Уединения у северного побережья Северной Земли.

18 сентября 1943 года «U 711» разрушила радиостанцию «Правда», а 24 сентября — радиостанцию «Благополучие».

Наконец, в 1944 году для уничтожения радиостанции восточнее мыса Стерлигова производилась высадка десанта. 24 сентября эту операцию провели субмарины «U 711», «U 957» и «U 739». Наряду с захваченными пленными, подводники добыли интересные данные. В связи с ухудшением погоды высаженные команды не сразу удалось принять обратно. Десантники в течение двух дней управляли радиостанцией и поддерживали радиосвязь, чего русские, видимо, не заметили.

Советская оборона в этих удаленных районах оказалась очень слабой и носила временный характер. 19 августа 1942 года подводная лодка «U 209», находившаяся у северного входа в пролив Костин Шар, была безрезультатно обстреляна артиллерией четырех сторожевых кораблей, а «U 251» 20 августа 1942 года наблюдала на позиции 77° 20' с.ш. и 75° 20' в.д. советский малый охотник за подводными лодками. В отдельных случаях наблюдались самолеты.

20 августа 1942 года в квадрате 4881 AT «U 456» безрезультатно атаковала советский ледокол {15 В бою 19 августа, по советским данным, принимали участие 2 ПЛ (одна из них открыла ответный арт. огонь), 2 советских ТЩ и СКР №19. Огонь с советской стороны вел только ТЩ №39, который до того момента, когда ПЛ оторвались в надводном положении, успел выпустить 151 45-мм снаряд, но попаданий не добился.
20 августа СКР №18 (бывший ледокол «Федор Литке») и ТЩ №57 в районе пролива Маточкин Шар — губа Белушья несколько раз подвергались безуспешным атакам ПЛ.}
.

В 1943 году немецкие подводные силы, действовавшие в морях Северного Ледовитого океана, увеличились. Всего имелось 39 подводных лодок, но их число уменьшилось, так как часть из них была отдана Начальнику подводных лодок «Запад», а часть погибла во второй половине года. В январе имелась 21 лодка, в феврале — 18, в марте и апреле — 17, и, начиная с мая их оставалось только 12. Основные действия немецких подводных лодок были опять направлены против конвоев союзников, идущих в Мурманск. В результате этих действий западнее Мурманска, погибло пять союзных грузовых судов, среди которых не было ни одного транспорта под советским флагом.

Летом и осенью 1943 года немецкие подводные лодки проводили операции в Западно-Сибирском и Карском морях. Выяснилось, что русские, проводя весьма скромные оборонительные мероприятия, были не в состоянии своевременно реагировать на быстрое перемещение направления главного удара немецких подводных сил.
В конце июля две немецкие подводные лодки вначале выполнили две успешных атаки в районе Спорого Наволока и Костина Шара. В августе их действия сконцентрировались в основном в Западно-Сибирском море, где две субмарины потопили два парохода и повредили один. В октябре основной удар был нанесен в Карском море, где в начале месяца внезапным нападением четыре подводные лодки потопили пять советских судов {16 В 1943 г. в восточной части Баренцева и Карском морях германскими ПЛ были потоплены ТР «Диксон» (2920 брт), «Архангельск» (2480 брт), «Сергей Киров» (4146 брт), 1 ГИСУ и 2 ТЩ. Кроме того, на минах погибли ТР «Тбилиси» (7169 брт), ВСУ «Шквал», 1 СКР и 1 ТЩ.}.

В общей сложности в 1943 году было произведено 14 минных операций подводных лодок, во время которых в Печорском море, в Югорском проливе, у портов Амдерма и Диксон, в устьях Оби и Енисея было поставлено, приблизительно, 16—20 мин типов ТМС или ТMB. После проведения операции «Зеехунд» — минирования основного устья Оби 24 минами ТMB, которая, по-видимому, проводилась в ночь с 17 на 18 августа 1943 года по неизвестной причине не вернулась на базу «U 639» (с 21 августа считается пропавшей без вести). Это была единственная погибшая немецкая подводная лодка в морях Северного Ледовитого океана в 1943 году {17 В 1943 г. германские ПЛ выставили на советских коммуникациях в Баренцевом и Карском морях 16 заграждений (342 мины). «U 639» была торпедирована советской ПЛ «С-101» 28 августа 1943 г. в районе мыса Желания.}.

Кроме того, пять подводных лодок, использовавшихся для постановки мин восточнее Новой Земли, принимали участие в шести походах, чтобы помешать советскому судоходству. Так, например, «U 960» после проведения минной операции потопила севернее Диксона из конвоя с 30 сентября на 1 октября 1943 года два парохода и сторожевое судно.

После того как в конце 1943 года два последних немецких линейных корабля вышли из строя, борьба с конвоями, идущими в Мурманск, велась исключительно подводными лодками и авиацией. Действующих подводных лодок было всего 50, из которых, однако, 23 погибли в 1944 году. Было потоплено 15 союзных торговых судов — среди них одно советское грузовое судно — из состава конвоев, направлявшихся в Мурманск.

В августе и сентябре 1944 года возобновились действия подводных лодок в сибирских водах и в Карском море. Там действовала группа «Грайф» из шести единиц. Всего эти подводные лодки, согласно их донесениям, потопили один транспорт, четыре сторожевых, одно конвойное и одно гидрографическое судно, а также эскадренный миноносец {18 Реально — ТР «Марина Раскова» (5685 брт), 1 ГИСУ, 1 СКР и З ТЩ.}. Несколько пароходов получили повреждения. Далее, подводные лодки поставили шесть минных заграждений по 12 мин ТМС в районах мыса Канин Нос, остров Колгуев, губа Белушья, на подходах к Печорской губе и Югорскому проливу {19 6 заграждений из 72 мин.}.

Советская противолодочная оборона, которая усилилась большим количеством кораблей, полученных по ленд-лизу, впервые достигла успеха: 6 сентября 1944 года в районе острова Кракова «U 362» была атакована и уничтожена глубинными бомбами {20 «U 362» была уничтожена в районе острова Краковка ТЩ «Т-116» типа «AM».}.

Подводные лодки, действовавшие в этом районе, докладывали о многочисленных неисправностях в торпедах и промахах, что было, видимо, вызвано низкими температурами и дрейфующими льдами.

23 августа 1944 года «U 711» атаковала военные корабли, ранее принадлежавшие союзникам и шедшие из Англии в Мурманск под русскими флагами с советскими командами. В 06:50 подводная лодка обнаружила в перископ линейный корабль «Архангельск» и, по меньшей мере, восемь эскадренных миноносцев типа «Деятельный» (бывш. «Черчилль»). Три самолета кружили над соединением, которое шло со скоростью от 12 до 14 узлов. В 07:20 «U 711» с дистанции 3500 метров произвела двухторпедный залп, а в 07:28 последовал взрыв торпеды. В перископ было видно, что в момент взрыва из передней трубы линкора пошел густой дым, на мачтах подняли сигнал, а по данным акустика корабль дал задний ход. Два советских эскадренных миноносца начали сбрасывать глубинные бомбы. Тем не менее в 07:29 «U 711» с дистанции 10.000 метров выстрелила торпеду по третьему эскадренному миноносцу, который находился в охранении с правого борта линкора. Спустя 8 минут 32 секунды наблюдался взрыв торпеды, у цели поднялся большой столб воды, а сам эскадренный миноносец стал опускаться кормой. В 07:41 подводная лодка, которой казалось, что она наблюдала гибель эскадренного миноносца, оставила район боя, в то время, как другой советский эсминец продолжал сбрасывать глубинные бомбы на безопасном расстоянии, а воздушное охранение, усиленное шестью самолетами, тщетно пыталось найти подводную лодку. В действительности вторая торпеда, видимо, попала в другой корабль, поскольку все корабли, включая и поврежденный, прибыли в базу {21 Переходивший совместно с конвоем JW-59 отряд кораблей СФ с 03:35 до 17:00 23 августа имел многочисленные контакты с ПЛ противника и в 7 случаях атаковывал их глубинными бомбами. Наши корабли потерь и повреждений не имели.}. Во всяком случае русские возвратили англичанам, через несколько лет после войны, только 8 кораблей, девятый, по их признанию, был потоплен в 1945 году. Деятельность германских подводных лодок в 1945 году протекала в условиях растущего превосходства сил союзников. И все-таки подводным лодкам удалось потопить еще 8 союзных транспортов, в том числе один советский, а также 5 конвойных кораблей. Эти потери союзников при создавшейся тогда обстановке оказались незначительными.

16 января 1945 года вблизи Кольского полуострова подводная лодка потопила советский эсминец «Деятельный». Доклад «U 293» о потоплении ею 21 января еще одного миноносца до сих пор не подтвердился {22 «Деятельный» потоплен акустической торпедой, выпущенной ПЛ «U 997». 21 января «U 293» повредила ЭМ «Разъяренный».}.

В апреле 1945 года 14-я флотилия подводных лодок в Нарвике имела в своем составе «U 427», «U 711», «U 968», «U 295», «U 286», «U 307», «U 481», «U 312», «U 369», «U 313», «U 716», «U 294» и «U 997». Эти лодки атаковали конвой из семи транспортов и охранения, шедший в Мурманск. Субмарины вышли из Нарвика 21 апреля, осуществляя в дальнейшем переход в надводном положении в район, расположенный в 70 милях к западу от полуострова Рыбачий. Затем они погрузились под шнорхель и развернулись на назначенных им позициях. Позицию, расположенную непосредственно у входа в Кольский залив, занимала «U 711», дальше от нее в море были развернуты еще четыре лодки. В открытом море развернулись три группы подводных лодок по три единицы в каждой. Каждой группе выделялся квадрат в 3 мили. Группы располагались вблизи друг друга. 24 апреля «U 294» донесла о потоплении у входа в Порсангер-фьорд советского эскадренного миноносца, в то время как «U 997» предположительно потопила один транспорт к северу от Мурманска. Эти подводные лодки вслед за тем стали возвращаться в базу. 26 апреля конвой вошел в Мурманск. Результаты действий «U 711», которой удалось выпустить торпеды, остались неизвестными. «U 716» подверглась атаке самолета, получила повреждения от бомб и возвратилась в базу. 26, 27, 28 и 29 апреля подводные лодки неоднократно атаковывались противолодочными кораблями, траулерами и самолетами. Несмотря на это они ожидали выхода из Мурманска конвоя из 42 транспортов, который пришел туда в марте. В 19:00 29 апреля у входа в Кольский залив «U 968» предположительно торпедировала эскадренный миноносец. Несколькими часами позже вышел конвой, по которому «U 427» выпустила веером три торпеды, одна из которых взорвалась у цели. После этого она подверглась длительному преследованию эскадренным миноносцем и другими кораблями. За пять с половиной часов на нее было сброшено 678 глубинных бомб, и она получила повреждения. Подводная лодка все-таки смогла вернуться в базу, несмотря на неоднократные атаки авиации, которым она подвергалась на переходе морем. «U 313» пыталась прийти на помощь «U 427», но была атакована советскими торпедными катерами, которые вышли из базы для захвата подводной лодки «U 427». В дальнейшем «U 313» едва удалось уйти от преследования. Корабли охранения английского конвоя 29 апреля потопили подводные лодки «U 286» и «U 307» {23 К информации Ю. Майстера необходимо добавить следующее: донесения, сделанные 24 апреля «U 294» и «U 997» относились к бою с советским конвоем «ПК-9» 22 апреля, в ходе которого противнику удалось потопить советских ТР «Онега» (1603 брт) и повредить норвежский ТР «Идефьорд» (4287 брт). Днем 25 апреля «U 711» безуспешно атаковала один из английских ЭМ конвоя JW-66 в устье Кольского залива. «U 716» по всей вероятности была повреждена самолетом В-25 из состава 118-го рап ВВС СФ 25 апреля. «U 968» безуспешно атаковала корвет «Элнвик Касл» и потопила фрегат «Гудолл» из состава группы, осуществлявшей поиск на Кильдинском плесе. «U 307» была потоплена 29 апреля РБУ «Сквид» и артогнем фрегата «Лох Инч», «U 286» — пропала без вести после выхода из Харстадта. «U 313» по всей вероятности была атакована группой в составе ЭМ «Жаркий», «Жесткий», «Дерзкий» и четырех НО, обеспечивавших выход в море RA-66 рано утром 30 апреля. Вряд ли ПЛ получила серьезные повреждения, поскольку на момент капитуляции Германии все еще находилась в море.}.

В 1945 году германским подводным лодкам не ставилась задача действовать на советских коммуникациях, проходящих к востоку от Мурманска. Отдельные выходы субмарин и их действия носили демонстративный характер и преследовали цель вынудить русских к тому, чтобы они и в этом удаленном районе развернули соответствующую систему обороны. Наряду с этим, подводные лодки, исходя из обстановки, должны были стремиться к атакам наиболее ценных конвоев. Фактически достигнутые подводными лодками успехи оказались незначительными. Об успехах в минно-заградительных действиях что-либо определенное сказать нельзя.

Хотя действия подводных лодок против мурманских конвоев отмечались большими успехами, особенно в 1942 году, им все-таки не удалось прервать эту очень важную коммуникацию. В период 1944—45 годов в борьбе со все более усиливающимся охранением конвоев подводные лодки понесли тяжелые потери.

При оценке действий подводных лодок у Сибирского побережья, необходимо помнить, что германские лодки не строились в расчете на возможное их использование в северных морях и что эти подводные лодки, по крайней мере до 1942 года не имели опыта плавания в ледовых условиях.

ДЕЙСТВИЯ ГЕРМАНСКИХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПРОТИВ МУРМАНСКА

В течение 1943—44 годов в связи с постоянным ростом сил охранения союзных конвоев, идущих в Мурманск, силы германских подводных лодок и авиации сравнительно падали, так что уже нельзя было рассчитывать на достижение решающих боевых результатов от этих сил. С уничтожением линкора «Тирпиц», сокращением, а затем и отводом надводных кораблей с Севера, боевые возможности сил, действующих против конвоев, сокращались.

В конце 1944 года германская сторона стала размышлять над способами действий против конвоев в этих новых условиях. Возник план, заключавшийся в том, чтобы нападение на суда конвоя организовать после того, как последний придет в Мурманск, но еще до начала разгрузки транспортов, которые к этому времени будут находиться на рейде Мурманска. Для подобного нападения предполагалось использовать сверхмалые подводные лодки типа «Бибер». С этой целью в начале ноября 1944 года через Любек в северную Норвегию передислоцировалась 256-я флотилия сверхмалых подводных лодок, которая ранее с успехом использовалась на Западе. В качестве базы для этих подводных лодок был избран район расположения батарей береговой артиллерии Тронденес вблизи Харстада.

Боевые действия планировались следующим образом: на палубы трех субмарин типа VIIC принималось шесть сверхмалых подводных лодок. Выход из Харстада намечался за трое суток до начала атаки. Переход — прибрежными фарватерами в надводном положении. В лунную ночь — покладка на грунт в Ланг-фьорде. На следующий день — продолжение перехода на большом расстоянии от побережья. Конечный пункт перехода намечался к северо-западу от острова Кильдин в 40 милях от района атаки. Отсюда за 12 часов до начала атаки сверхмалые подводные лодки начинают самостоятельный поход в район действий — бухту Ваенга. Атака (выпуск торпед) намечалась на 03:00. В период 02:30-03:30 планировался налет на Ваенгу нескольких самолетов в расчете отвлечь внимание русских. Ожидалось, что подводные лодки встретят большие трудности в бухте Ваенга и в ближайших районах, поскольку у германской стороны не было данных о минных заграждениях в этих водах. Предполагалось наличие минного заграждения у мыса Сеть-Наволок. Далее было известно, что у острова Сальный имелся бревенчатый бон. Следовало рассчитывать также и на то, что такие ценные корабли, как, например, линейный корабль «Архангельск», окажутся прикрыты сетями, а в их охранении будут находиться многочисленные катера. Считалось, что внимание русских постов наблюдения к 03:00 резко падало.

Особенно тщательно планировалось снятие экипажей с подводных лодок «Бибер» после проведения ими атак, поскольку эти подводные лодки вследствие малого радиуса действия самостоятельно не могли дойти до ближайших германских баз, расположенных к западу от Повангер-фьорда. Через 4 часа после начала атаки, вблизи мыса Сеть-Наволок, намечалось первое рандеву с лодками типа «Бибер», которые должны были всплывать по сигналу субмарины типа VIIC. В обусловленное время с подводной лодки типа «Бибер» должны были подаваться сигналы ударами молотка по корпусу. Лодка типа VIIC, приняв сигналы, должна была приблизиться, а затем дать сигнал на всплытие, В дальнейшем «Биберы» затоплялись, а их личный состав принимался на лодку типа VIIC. В случае, если подводная лодка типа «Бибер» не успевала в назначенное время прийти к первому пункту встречи, то на следующий день она должна была быть во втором пункте, расположенном восточнее полуострова Рыбачий. При этом предусматривалась аналогичная организация встречи. Если же и в этом случае встреча не состоялась, то «Биберы» должны были пересечь Варангер-фьорд и идти в Прес-фьорд. Там экипажи должны были затопить подводные лодки и идти в необжитые места побережья (в это время немцы эвакуировали Финляндию), откуда в обусловленное время их могли снять подводные лодки. В крайнем случае команды могли направиться внутрь страны на запад с расчетом дойти до немецких позиций или выйти в населенные места Швеции. Такой путь разрешал вопрос с продуктами питания.

Успешное проведение атаки в значительной мере зависело от подготовки людей, которая проводилась с исключительной энергией и необходимой осмотрительностью. Из 30 подводных лодок 256-й флотилии для намеченных действий были выделены восемь единиц с наиболее устойчивыми командами. Подводные лодки передислоцировались в Харстад на специально оборудованном судне «Блек Уотч». Вскоре подводные лодки приступили к тренировкам, которые постепенно все более усложнялись. Для подводных лодок создавалась обстановка, при которой они должны действовать в неизвестном для них фьорде, с преодолением сетевых заграждений Харстада. При учебных атаках многим подводным лодкам удалось подойти незамеченными на расстояние менее 100 метров к «Блек Уотч», который охранялся катерами.

Затем прибыли три субмарины, каждая из которых должна была транспортировать по два «Бибера». Ими отрабатывалась погрузка и спуск на воду «Биберов» и прием плавающих команд. В ходе тренировок выявились трудности приема сигналов «Биберов» даже на очень малых расстояниях, и в связи с этим — трудности организации встречи, несмотря на то, что большие подводные лодки использовали свою гидроакустику. Неожиданно долгим оказался поиск команд, плавающих в условиях полной темноты.

Во время тренировок произошли два несчастья, причины возникновения которых потом стали основой неудачи намеченных действий. При длительной транспортировке сверхмалых подводных лодок нарушалась герметичность подводящих бензиновых трубопроводов, вследствие чего в лодках появились бензиновые пары, хотя и в небольшом количестве. При погружении и переходе с бензиновых двигателей на электромоторы от электрической искры пары бензина воспламенились. В одном случае при спасении подводной лодки, которую охватило пламя, командир получил ожоги, а во втором случае удалось спасти «неповрежденного» командира, но зато подводная лодка затонула.

Наряду с практическими тренировками, команды систематически работали над повышением своих теоретических знаний. Кроме общих сведений по району действий, командирам дали для изучения зарисовки берегов, а также силуэты побережья, каким оно представляется с определенных дистанций и высоты глаза наблюдателя в 80 см от поверхности. Повторялись и заучивались наизусть названия и виды известных пунктов побережья, уровень воды, время восхода луны и направления, курсы и расстояния, которые должны быть пройдены на соответствующих курсах. Свои знания района действий командиры совершенствовали путем изучения фотоснимков, сделанных самолетами, и материалов разведки. Наконец, команды готовились к боевым действиям и в физическом отношении путем специальных физических упражнений, организацией полноценного сна, разнообразным питанием. После четырехнедельного обучения представлялась возможность окончательно выбрать шесть командиров для проведения намеченной операции. Тем временем большая подводная лодка провела разведку района предстоящих действий и установила, что «Биберы» лучше всего спускать на воду для их самостоятельного движения в район действий на расстоянии 10—15 миль от побережья — полагая, что на эти действия потребуется всего лишь 10 минут. На рейде Мурманска в районе острова Сальный и по обе стороны от него против обычных подводных лодок установлены боны и сети, кроме того, имеются многочисленные световые заграждения, расположение минных заграждений не установлено. Между островом Кильдин и мысом Сеть-Наволок патрулируют многочисленные русские быстроходные катера. Данных об охранении бонов и сетей, а также о рекомендованных в этом районе курсах получено не было.

1 января 1945 года гросс-адмирал Дёниц информировал Гитлера об обсуждении запланированных действий против русского линкора. Кроме того, в этой операции объектами атак могли оказаться конвойный авианосец, груженые транспорты и эскадренные миноносцы. Всего подводные лодки типа «Бибер» могли принять 12 торпед.

Ранним вечером 5 января 1945 года из базы вышли три субмарины с шестью карликовыми лодками; на переходе до Тромсё они обеспечивались флотилией моторных тральщиков, а затем пошли самостоятельно. С восходом луны они в соответствии с планом зашли в Ланг-фьорд и легли на грунт. В утренние часы следующего дня переход был продолжен. Затем обнаружилось, что в две карликовые лодки попала вода и появились бензиновые пары, что могло быть вызвано вибрацией корпуса подводной лодки-носителя во время длительного перехода. Эти неисправности удалось устранить корабельными средствами. После выхода из Норвежских шхер подводные лодки продолжили переход в открытом море в рассредоточенных порядках. В связи с ветром в 3—4 балла подводные лодки шли умеренным ходом, чтобы исключить возможные повреждения карликовых лодок. Дважды пришлось погружаться в связи с воздушной опасностью. При подходе к Нордкапу на двух карликовых лодках обнаружились повреждения и появление бензиновых паров. Переход продолжался с расчетом использовать остальные четыре лодки. Через некоторое время вышли из строя третья, а затем и четвертая карликовые лодки, в связи с чем операция была отменена. Подводные лодки возвратились в Харстад. Бензиновые трубопроводы, видимо, не были рассчитаны на большие скорости хода. При последующем осмотре эти неисправности устранили, но момент возможного использования сверхмалых подводных лодок против русских был упущен. Интересно, что в дальнейшем по поводу этой операции в германском флоте распространились слухи, согласно которым были предприняты две попытки проведения атак русских кораблей и что в обоих случаях подводные лодки-носители подверглись преследованию и получили повреждения. Во втором варианте этих слухов двум карликовым подводным лодкам удалось пройти через сети, выставленные для обороны линкора «Архангельск», но плохая подготовка команд привела к тому, что оружие использовано не было и им пришлось уйти.

Подготовка намеченных действий проводилась основательно, а неудача операции объяснялась техническими неполадками карликовых подводных лодок. Это была единственная попытка использования германских сверхмалых подводных лодок против защищенных портов противника. В дальнейшем использовались германские человеко-торпеды типа «Мардер» и «Негер» против транспортов в Киркенесе. Командир большой подводной лодки «U 995» старший лейтенант Хесс выразил пожелание выполнить эти атаки и торпедировал два вражеских судна в Киркенесе {24 Майстер имеет в виду безуспешную атаку, произведенную ПЛ «U 995» (командир — обер-лейтенант X.—Г. Хесс) на внутреннем рейде Киркенеса вечером 8 февраля 1945 г. С норвежского ТР «Идефьорд» наблюдали три торпеды, две из которых взорвались в 50 и 120 м от ТР.}. Эти действия стали для русских предупреждением о возможных новых способах действий против них, так что от последующего использования сверхмалых подводных лодок пришлось отказаться.

Кроме того, успешная операция против Мурманска уже не могла повлиять на выход из войны. Одно было ясно, что русские рисковали потерять линкор «Архангельск», который с момента прихода из Англии постоянно находился в гавани и бездействовал.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ АВИАЦИИ НА СЕВЕРЕ

В июне 1941 года германская авиация в Северной Норвегии имела в своем составе эскадрилью дальних разведчиков Do18, эскадрилью ближних разведчиков Не60, звено дальних разведчиков Ju88, а также части 5-й эскадры пикирующих бомбардировщиков, вооруженной самолетами Ju87, и 5-й истребительной эскадры (самолеты Ме109), всего около 120 самолетов {25 Автор допускает неточность: в 1941 г. на мурманском направлении действовала группа пикирующих бомбардировщиков IY/LG1 (в 1942 г. стала I/SIG5) и группа истребителей из I/JG77 (в 1942 г. на ее базе развернута эскадра JG5). Кроме того, с первого дня войны действовала эскадрилья бомбардировщиков Ju88 6./KG30, которая была усилена двумя другими эскадрильями группы II/KG30 уже в июле 1941 г. Также имелась эскадрилья ближних разведчиков 1(Н)/32.}.

Этими небольшими силами обеспечивалась оборона побережья Северной Норвегии и прилегавшего к нему водного пространства. Авиация вела разведку до острова Ян-Майен и южного побережья Шпицбергена, а также в районе Архангельска. При этом во многих случаях обнаруживались английские и советские военно-морские силы.

Весной 1942 года решение оперативных задач в районах Мурманского побережья обеспечивалось авиационным командованием «Финланд». Действия авиации концентрировались, главным образом, на районе Мурманск — полуостров Рыбачий, в то время как действия в других районах были связаны с операциями против союзных конвоев и специальными операциями германских военно-морских сил. В отдельных случаях разведка проводилась на север до пролива Ольга и на восток до пролива Вилькицкого. Специальные вылеты, производимые почти ежедневно из Киркенеса в Баренцево море с целью выяснения погоды, давали дополнительные разведывательные данные.

Вскоре после начала войны с Советским Союзом, авиационные соединения в Северной Норвегии начали постепенно пополняться и летом 1942 года число самолетов увеличилось до 250 и до конца войны этот состав оказался наибольшим. К числу прибывших соединений относились 3-я группа 30-й бомбардировочной эскадры, 2-я группа торпедоносцев 26-й бомбардировочной эскадры, 1-я эскадрилья 906-й береговой авиагруппы, и часть 40-й бомбардировочной эскадры*. *Автор постоянно допускает неточности, называя группы трехэскадриль-ного состава эскадрильями. — Прим. М. Морозова.
В дальнейшем количественный состав германской авиации постепенно уменьшался до 30 самолетов в декабре 1943 года, но еще раз увеличился до 90 машин в сентябре 1944 года {26 Обозначенные Ю. Майстером изменения происходили следующим образом: в начале августа 1941 г. в Норвегию прибыли группы I/KG30 и I/KG26, в декабре — группа III/KG30. Весной 1942 г. группа II/KG30 действовала на московском направлении, но к маю была возвращена в Норвегию. Группа I/KG26, убывшая на переучивание в конце 1941 — начале 1942 г. в Италию, в марте-мае вернулась в Северную Норвегию в качестве торпедоносной. 10 августа 1942 г. к ней присоединилась торпедоносная III/KG26. Группа I/KG40 дальних разведчиков FW 200 базировалась на аэродроме Вернее под Тронхеймом с весны 1942 г. В ноябре 1942 г. все группы, кроме I/KG30 (убыла в марте 1943 г.) и I/KG40 убыли для действий в Западном Средиземноморье. I/StG5 в конце 1943 г. была переведена на ленинградское направление. Кроме того, на Севере в разное время базировались две эскадрильи гидроторпедоносцев — 1/KuFlGr406 (август 1941 г. — январь 1943 г.) и 1/KuFlGr906 (январь-декабрь 1942 г.). Вторично германская ударная авиация (эскадра KG26 в полном составе) действовала на Севере с сентября 1944 по февраль 1945 г. }.

К основным задачам германской авиации относились действия против союзных конвоев и бомбардировка советских портов разгрузки. При атаках союзных конвоев в море в 1942 году авиация потопила 36 транспортов и 5 транспортов (из них один советский) были уничтожены в Мурманске {27 Реальный успех, достигнутый Люфтваффе в Мурманском порту, выразился в потоплении ТР «Эмпайр Старлайт» (6850 брт), «Нью Вестминстер Сити» (4747 брт), «Ланкастер Касл» (5172 брт) и советского «Субботник» (235 брт).}.

В 1943 году в открытом море не было потоплено ни одного судна союзников, лишь было уничтожено одно грузовое судно в Мурманске. В 1944 году условия были еще менее благоприятными, так как авиация вообще не потопила ни одного судна. Единственное и последнее потопление в открытом море имело место в 1945 году {28 13 марта в порту Мурманска германской авиацией был потоплен ТР «Оушен Фридом» (7173 брт). 23 февраля 1945 г. жертвой торпедоносцев из III/KG26 стал американский ТР «Генри Бэкон» (7177 брт).}.

Если налеты на торговые суда союзников, находящиеся в открытом море, совершали соединения бомбардировочной и торпедоносной авиации, пикирующие бомбардировщики, главным образом, совершали налеты на мурманский порт. В 1942 году в день производилось по 16— 18 вылетов, несмотря на большое число прибывающих грузовых судов, русские (в основном — женщины) своевременно успевали все разгрузить. Немецкие истребители-бомбардировщики в 1943 году в дневное время нападали на суда, доставлявшие снабжение между Мурманском и полуостровом Рыбачий и потопили несколько малых судов {29 В 1943 г. германскими истребителями-бомбардировщиками были потоплены ПЛ «М-122», 2 ТКА, З МО, 2 СКА, 1 КАТЩ, ПЛБ ТКА, 6 мелких ВСУ и 8 мотоботов.}.

Точных цифровых данных относительно потерь немецкой авиации еще не имеется. Самые большие потери немцы несли в 1943 году при налетах на Мурманскую железную дорогу до района Кандалакши, так как русские имели здесь хорошую службу воздушного наблюдения, а также зенитные батареи и истребители. Однако значительный процент сбитых немецких пилотов удалось спасти самолетами Физилер «Шторх» и гидросамолетами аварийно-спасательной службы.

Во время обороны при налетах советской авиации на немецкие аэродромы, порты и конвои часто приходилось вступать в воздушные бои. Немцы с мая до октября 1943 года во время обороны от налетов советской авиации, приблизительно, на 45 конвоев удалось сбить в общей сложности 700 русских самолетов {30 Потери ВВС СФ при действиях на коммуникациях противника в 1943 г. составили 114 самолетов, из которых примерно 80 (16 торпедоносцев, 11 бомбардировщиков, 12 штурмовиков и 41 истребитель) были сбиты в воздушных боях.}.

Воздушные налеты на советские военные корабли были только второстепенной задачей для немецкой авиации. Первый налет имел место 30 июня 1941 года на шесть советских эскадренных миноносцев, которые поддерживали высадку русских частей южнее полуострова Рыбачий. При этом два эскадренных миноносца получили повреждения {31 Днем 30 июня ЭМ «Куйбышев» и «Урицкий», оказывавшие поддержку сухопутным войскам, были атакованы 16 пикирующими бомбардировщиками. Легкие повреждения получили ЭМ «Урицкий» и один из находившихся поблизости катеров МО.}; еще в два эсминца, находившихся восточнее Рыбачьего, 26 августа попали бомбы, сброшенные пикирующими бомбардировщиками {32 26 августа 12 Ju88 безрезультатно атаковали ЭМ «Куйбышев» и «Урицкий», находившиеся в охранении поврежденной германской лодкой «U 571» ПЛБ «Мария Ульянова».}. Сообщение о потоплении советского эскадренного миноносца, находящегося в Полярном, прямым попаданием бомбы 22 августа, напротив, казалось сомнительным {33 22 августа в Мурманске от близких разрывов получил повреждения ЭМ «Гремящий». Ранее, 20 июля, в Полярном был потоп лен ЭМ «Стремительный».}. 16 сентября 1941 года Главный штаб Вооруженных сил Германии сообщил о еще одном эскадренном миноносце, который был поврежден самолетом восточнее Колы {34 Данная информация не соответствует действительности.}. Два ледокола, среди них один типа «И. Сталин», 15 января 1942 года в Западном проливе Белого моря подверглись налету немецкой авиации и получили повреждения {35 Атаке подвергся ледокол «Иосиф Сталин». Принимавший уголь с ТР «Правда». Из 5 сброшенных бомб одна попала в палубу, другая взорвалась у борта. Судно получило серьезные повреждения.}. В последующие годы войны авиация сообщала об успешных потоплениях советских судов, хотя эти сведения не всегда были точными.

Разведывательным действиям немецких летчиков, наблюдавших за конвоями и их силами прикрытия, постоянно мешали неблагоприятные метеорологические условия и недостаточный по численности состав соединений. Военно-морской флот постоянно жаловался на недостаточность результатов разведки и слабое прикрытие истребителями. Операции немецких военно-морских сил в марте и декабре 1942 года, в декабре 1943 года со всей ясностью показали последствия недостаточности данных авиаразведки.

Командование ВВС организовало некоторые интересные специальные операции. Так, например, самолет «Юнкерс» 25 сентября 1941 года высадил 10 метеорологов в Банзо на Шпицбергене и в конце июня 1942 года забрал их обратно. Зато попытка установить автоматическую метеорологическую станцию на Новой Земле и подготовить ее, сбросив туда парашютистов, потерпела полную неудачу из-за действий советской авиации. Группу метеорологов на Земле Франца Иосифа, заболевших от употребления в пищу сырой медвежатины, пришлось в июне 1944 года эвакуировать на самолете. Поздним летом 1943 года, после предварительной рекогносцировки местности с воздуха, двумя подводными лодками был оборудован пункт базирования на Новой Земле севернее пролива Маточкин Шар, который служил базой для летающих лодок BV138. Эти самолеты производили разведку в Карском море в восточном направлении и в течение трех недель искали советский конвой, о котором имелись сведения. Несмотря на советскую воздушную разведку, база работала без помех и лишь после окончания операции она прекратила свое
действие. Всего было выполнено восемь разведывательных полетов, которые проводились в направлении острова Диксон — острова Белый и до пролива Вилькицкого. В отдельных случаях русские порты минировались авиацией. Так, например, 10 мин было сброшено 29 августа 1942 года перед Архангельском в связи с операцией «Вундерланд» {36 Точное количество мин, сброшенных самолетами Люфтваффе на Северном морском театре до сих пор неизвестно. В 1942 г. в результате подрывов на донных минах в Кольском заливе погибли союзные ТР «Стил Уокер» (5685 брт) и «Алькоа Кадет» (4823 брт).}.

С 1944 года в связи с возникновением материальных трудностей прекратились дальние полеты разведывательной авиации на запад и восток. В 1945 году германская авиация начала использовать при атаках самолеты новых типов, но и в этом случае больших успехов достигнуто не было. При последней атаке союзного конвоя в конце марта 1945 года германские самолеты не смогли его найти вследствие недостатка самолетов наведения и вынуждены были ни с чем возвратиться на аэродромы.

БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕРМАНСКИХ КОНВОЙНЫХ СИЛ В ПОЛЯРНЫХ МОРЯХ

К началу войны с Советским Союзом в Северной Норвегии находились два соединения обороны побережья — 1-е и 2-е КСВ (K.S.V. — Kustenscherungsverband — соединение охраны побережья). В дальнейшем, в ходе войны туда прибыли многочисленные соединения и флотилии, в том числе 5-я, 7-я и 21-я флотилии моторных тральщиков; 11-я, 12-я и часть 17-й флотилии охотников за подводными лодками; 5-я и 22-я флотилии тральщиков; 21-я флотилия сторожевых кораблей; 21-я и 22-я флотилии десантных кораблей и многие другие.

На короткое время немцы передислоцировали в Северную Норвегию и торпедные катера. Четыре единицы 8-й флотилии торпедных катеров с плавбазой «Адольф Людериц» с ноября 1941 года до августа 1942 года находились в Киркенесе, а шесть торпедных катеров с плавбазой «Карл Петере» с декабря 1942 года по июнь 1943 года — в Буде. Немецкие торпедные катера не имели, однако, возможности нападать на советские корабли западнее полуострова Рыбачий. От операций восточнее полуострова Рыбачий, где имелось достаточно целей, имевших стратегическое значение, отказались, предполагая, что условия погоды и небольшой радиус действия сделают невозможным их осуществление.

Соединения, предназначенные для охраны побережья, а также для конвойной службы, в ходе войны постоянно усиливались. Основная их задача заключалась в эскортировании транспортов, доставлявших снабжение 20-й горной армии генерала Дитля. Наряду с этим, они использовались для очистки фарватеров от мин, для обеспечения выхода в море линейных кораблей и эскадренных миноносцев и, по возможности, для нападения на караулившие советские подводные лодки.

Так как капитальный ремонт не мог быть проведен в северных норвежских базах даже с помощью плавучих мастерских, то каждую действующую флотилию по истечение года приходилось отправлять в Германию; для переходов туда и обратно, а также во время стоянки на верфях расходовалось много времени и горючего. К тому же атаки англичан в районе Средней и Южной Норвегии на проходившие туда и обратно суда вызывали некоторые потери. Также играло роль то обстоятельство, что различные флотилии, участвовавшие в операциях в морях Северного Ледовитого океана, заменялись на другие соединения, которые до того действовали в Бискайском заливе и в Балтийском море. Эти передислокации на большие расстояния сильно трепали корабли и требовали больших затрат горючего и времени.

В отдельных случаях немецкие конвойные силы выполняли некоторые боевые задачи. Например, в ноябре 1942 года 7-я флотилия моторных тральщиков совместно с другими силами поставила минное заграждение для защиты водного пути из Киркенеса в Петсамо, причем при абсолютно ясной погоде мины ставились на расстоянии 5000—8000 метров от русского берега. Удивительно, что со стороны русских не было предпринято никаких оборонительных действий.

Другая операция, запланированная на ноябрь 1942 года при взаимодействии военно-морского флота с авиацией и направленная против полуострова Рыбачий, не была проведена, так как авиация отказалась принять в ней участие из-за плохих метеорологических условий. Во время этой операции моторные тральщики должны были вызвать на себя артиллерийский огонь и свет прожекторов, а авиация атаковать позиции русских пикирующими бомбардировщиками.

Организация немецких конвоев не всегда была удачной. Например, с большим трудом груженый бомбами пароход прибыл в Петсамо, где выяснилось, что он, собственно говоря, был предназначен для отправки в... Киркенес, где он до этого уже находился 60 дней! Другой пароход, груженый углем, прибыл в Киркенес. Ввиду того, что там не нашли для него применения, пароход отправился обратно, и в районе мыса Нордкин был потоплен русской подводной лодкой. Картофель и овощи выгружались зимой во многих портах и при этом продовольствие замерзало и становилось непригодным для употребления, но несмотря на это, все-таки удалось наполнить продовольственные склады 20-й немецкой армии на крайнем севере запасами, по крайней мере, на шесть месяцев. Во время эвакуации Лапландии большая часть продовольствия не могла быть вывезена и ее пришлось оставить.

Германские эскадренные миноносцы, базирующиеся в Северной Норвегии, в 1943—44 годах проявляли гораздо меньшую активность, чем в 1941—42 годах. Это частично объяснялось усилением обороны союзников, а также техническим несовершенством германских эскадренных миноносцев и плохими условиями базирования в Северной Норвегии. Фактически эскадренные миноносцы не отвечали требованиям плавания в бурных северных морях и были весьма чувствительны к этим условиям в связи с тем, что они имели машинные установки, работавшие на паре высокого давления и требующие очищенной от примесей котельной воды. Серьезные ремонты могли выполняться исключительно на верфях Германии. Из-за недостатка топлива не только сокращалось число переходов в Германию, но и в ходе боевых действий проводилась экономия энергетических ресурсов кораблей, их полные возможности не использовались. Пребывание в Северной Норвегии крупных германских кораблей заставляло одновременно держать там большое количество эскадренных миноносцев и только после уничтожения «Тирпица» необходимость в этом отпала.

4-я флотилия эскадренных миноносцев (капитан 1 ранга Иоханессон), состоявшая из «Z 29», «Z 31», «Z 33», «Z 34» и «Z 38», базировавшаяся на Каа-фьорд, 19 октября 1944 года вышла в Смал-фьорд и в 05:00 21 октября стала на якорь на подходах к Тана. Во время этого перехода советские торпедные катера атаковали два конвоя в районе мыса Кибергнес, при этом два германских судна были потоплены и два повреждены. Эскадренные миноносцы тем временем находились слишком далеко от места боя, чтобы оказать помощь. В это время главной задачей флотилии была борьба с советскими десантами, поскольку русские пытались упредить отход германских войск высадками в тыл. Так как место стоянки эскадренных миноносцев неоднократно просматривалось советскими самолетами, то они 22 октября перешли в Хопс-фьорд и вечером того же дня вышли в море с расчетом прикрыть от атак советских торпедных катеров германский конвой, идущий на запад. Конвой, эсминцы и советские торпедные катера разминулись и удар сорвался, после чего эсминцы вернулись в Хопс-фьорд. 23 октября эскадренные миноносцы вновь вышли в море, чтобы прикрыть идущий на запад конвой в составе шести пароходов, 12 конвойных кораблей и девяти моторных тральщиков от восьми находящихся в море торпедных катеров. Конвой, суда которого разошлись на значительные расстояния друг от друга, неоднократно атаковывался советскими самолетами и подводными лодками, но по имеющимся данным не понес каких-либо потерь. 24 октября эскадренные миноносцы вошли в Смал-фьорд.

В последующие дни германская разведка получила данные о выходе в море советских эскадренных миноносцев {37 Лидер «Баку» и эсминцы «Гремящий», Разумный» и «Разъяренный» вышли из Полярного в 20:05 25 октября, провели поиск вдоль норвежского побережья, в 06:39-07:18 26 октября обстреляли Вардё и в 10:45 прибыли в Полярный.}. 4-я флотилия 26 октября предприняла попытку перехватить советские эсминцы, но успеха не имела и 27 октября стала на якорь в Ско-фьорде. В тот же день эскадренные миноносцы участвовали в эвакуации Мессерсанд. 29 октября расположенную в районе мыса Кибергнес батарею взорвали, а личный состав эвакуировали на трех моторных тральщиках, охранение которых взяли на себя два эскадренных миноносца. Вследствие плохой погоды пришлось в море производить перегрузку на эскадренные миноносцы принятых на моторные тральщики людей (380 человек). 30 октября эскадренные миноносцы привлекались к эвакуации Вардё, а 31 октября «Z 33» поставил 20 мин ЕМС в районе мыса Маккаур {38 31 октября при возвращении в базу германские ЭМ были безрезультатно атакованы советской ПЛ «С-101».}.

6 ноября разведка получила данные, согласно которым по крайней мере 30 русских кораблей ведут атаку против мыса Берлевог {39 По всей вероятности, за десант были приняты корабли конвоя JW-61А — лайнеры «Эмпресс оф Острелия» и «Скития» с кораблями охранения (АВ «Кампания», КРТ «Бервик», 8 ЭМ, 1 шлюп и 1 фрегат).}. В связи с этим в море вышли эскадренные миноносцы, в течение нескольких часов они маневрировали в районе мыса Нордкин, а затем возвратились к месту стоянки.

4-я флотилия под командованием капитана 1 ранга Вангенхайма совершила еще несколько выходов в море для обеспечения эвакуации германских войск из Северной Норвегии, в ходе которых не имела ни одного боевого столкновения с русскими. Позднее эта флотилия передислоцировалась на юг; на переходе морем 17 января 1945 года у западного побережья Норвегии флотилия провела успешный бой с превосходящими английскими военно-морскими силами {40 На самом деле бой, о котором упоминает Ю. Майстер, произошел 28 января 1945 г. Германские ЭМ «Z 31», «Z 34» и «Z 38» противостояли британским КРЛ «Моришис» и «Дайадем». В ходе перестрелки «Z 31» получил семь попаданий, вызвавших серьезные повреждения и большие потери в людях (55 убитых и 24 раненых). «Z 34» и оба британских крейсера получили по одному попаданию.}.

Можно полагать, что пять эскадренных миноносцев могли облегчить отход германских войск из Северной Норвегии и с побережья. Русские миноносцы выходили в море и обстреливали отдельные гавани и острова, занятые германскими войсками, но уклонялись от встречи и боя с германскими эсминцами. Так как русские имели всего пять современных кораблей этого класса, но с более слабым вооружением, такое предположение имеет под собой основания и становится понятным.

Напротив, менее понятной являлась пассивность англичан. Они имели достаточные военно-морские силы, чтобы не допустить германских перевозок морем и исключить их осуществление по единственному идущему преимущественно вдоль побережья пути, используя для этого артиллерийский огонь, мины и высадку десантов на островах. Решение немцев об использовании даже в темное время суток имевшихся в небольшом количестве ценных эскадренных миноносцев против советских торпедных катеров, видимо, было вызвано критическим положением, созданным этими постоянными атаками.

Во всех опубликованных материалах русские подчеркивали, что германские конвои имели сильное охранение. Такое мнение следует считать правильным применительно к 1942 и 1943 годам. Немцами было установлено, что советские подводные лодки атаковали, главным образом, корабли внешнего охранения и редко прорывались к самим транспортам. Например, по русским материалам германский конвой, который наблюдался 12 октября 1943 года в районе Тана-фьорда, состоял из трех транспортов, двух эскадренных миноносцев, 12 траулеров, пяти базовых и 10 катерных тральщиков. Из другого конвоя, который охранялся четырьмя эскадренными миноносцами, восемью траулерами, двумя мотоботами и двумя моторными тральщиками, русская подводная лодка типа «М», видимо, потопила, несмотря на такое охранение, один транспорт.

Во всяком случае, до 1944 года немцы имели потери в границах допустимого. Только с отходом Лапландской армии и вводом в действие англичанами своих палубных самолетов для ударов по конвоям {41 Британские авианосцы начали рейды к норвежскому побережью с февраля 1944 г. Кроме повреждений, нанесенных ЛК «Тирпиц», до мая 1945 г. палубным самолетам удалось потопить 18 ТР (43.902 брт), 4 ТЩ, 7 СКР, 2ПЛ и З ПЛБ.}, немцы начали нести тяжелые потери. После окончания немцами эвакуации, для них сложились более благоприятные условия для ведения боевых действий, поскольку протяженность коммуникаций уменьшилась, а русские должны были действовать на значительно большем удалении от своих баз.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФИНСКОГО ФЛОТА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Исходя из опыта Зимней войны, в июне 1941 года, когда обострились советско-финские отношения, финское командование решило сформировать отряд военно-морских сил в Баренцевом море. В результате мирного договора, заключенного в 1940 году в Москве, Финляндия вынуждена была отказаться от прав на полуостров Рыбачий, но в ее владении оставался имеющий важное значение Петсамо-фьорд с портом Лиинахамарии (Петсамо).

Финский морской отряд был создан 14 июня 1941 года и состоял из трех офицеров и 75 рядовых и унтер-офицеров. Корабельные силы были представлены сторожевым судном «Турья», пароходами «Сурсари» и «Аунус», траулером «Руйя», который использовался в качестве минного заградителя, а также моторными катерами «Фарт» и «Зигге». Управление портом, вместе с шестью лоцманами, а также электростанцией Петсамо, отошло к флоту. Осенью 1941 года планировалось перевести на Север 5-ю бригаду обороны побережья с целью защиты Петсамо-фьорда. Бригаду, часть которой уже прибыла на Север 10 октября 1941 года, тем не менее, перевели на Онежское озеро.

Финские морские силы принимали участие в охране конвоев на участке от Киркенеса до Петсамо, а также в обороне Петсамо. Финны имели батарею береговой артиллерии, установленную в районе Ристиниеми. Далее, на финской территории находились аэродромы Лоустари, Салмиярви и Наутси. Порт Петсамо непрерывно атаковывался русскими с воздуха и обстреливался береговой артиллерией с полуострова Рыбачий. При входе в Петсамо каждого конвоя завязывался бой с участием значительных сил. Например, 22 августа 1943 года из Киркенеса вышел германский конвой, состоявший из семи транспортов, буксира, шести моторных тральщиков и сторожевого судна «Турья». Три летающих лодки и шесть истребителей обеспечивали воздушное охранение. На переходе для прикрытия конвоя моторные тральщики и самолеты ставили дымовые завесы. Береговые батареи полуострова Рыбачий, не имея возможности вести прицельный огонь по конвою, открыли огонь по входу во фьорд, израсходовав при этом 300 снарядов, и по самому порту Петсамо, на обстрел которого было израсходовано 40 снарядов. Вскоре порт подвергся налету шести советских самолетов. В 02:10 23 августа конвой обнаружил дрейфующую мину. В то время как вход в Петсамо-фьорд прикрывался дымовой завесой с береговых постов Нуменсати и Пайтахамина, батарея с мыса Ристиниеми и германская батарея 210-мм орудий обстреливали русские позиции на Рыбачьем.

Финны жаловались, что немецкая сторона плохо информирует их об обстановке. В связи с этим летом 1943 года они создали собственный пост наблюдения в районе Вуореми.

После того, как в сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны, сторожевое судно «Турья» 6 сентября получило приказ подготовиться к переходу вокруг Норвегии в южную Финляндию. 8 сентября этот приказ отменили, а на следующий день сторожевое судно, с которого было снято вооружение, передали Германии. Видимо, и остальные суда попали в руки немцев, а финский морской отряд оставил Петсамо и сухим путем направился в Турку. Петсамо заняли немцы, но его использование немцами исключалось, поскольку русские 12 октября высадили десант у входа в Петсамо-фьорд. Вскоре Петсамо заняли высаженные русские части. О дальнейшей судьбе финских военных и торговых судов, захваченных немцами, данные отсутствуют.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Пред.След.