Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бондик В., Смолянников С., Тайна трех капитанов

 TTK2.jpg
 TTK1.jpg
 TTK3.jpg
ТАЙНА ТРЕХ КАПИТАНОВ.doc
(1.5 МБ) Скачиваний: 4604

С. СМОЛЯННИКОВ, В. БОНДИК "ТАЙНА ТРЕХ КАПИТАНОВ"
(ПО СЛЕДАМ РЕАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА ВЕНИАМИНА КАВЕРИНА «ДВА КАПИТАНА»)




© В.Лях.
Заметки о книге
С. СМОЛЯННИКОВ, В. БОНДИК "ТАЙНА ТРЕХ КАПИТАНОВ"

http://my-sedovo.narod.ru/TAJNA.html

Книга Сергея Смолянникова и Валерия Бондика "Тайна трех капитанов" издана в Киеве небольшим тиражом как подарочное издание в 2006г, мне эту книгу подарили в поселке Седово, на родине знаменитого полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. К тому времени уже был создан сайт "Мое Седово", большей частью посвященный именно подвигу организатора первой русской экспедиции к Северному полюсу Г.Я. Седову...

Естественно, мой интерес к этой книге определялся в первую очередь образом моего знаменитого земляка, рассказы о котором каждый житель бывшей Кривой Косы слышит с детства. Седов учился какое-то время с мои дедом Хандюковым Петром Павловичем, дружил с его двоюродным братом, о чем можно найти упоминание в книге Николая Пинегина "Георгий Седов".

Знаменитый российский путешественник Федор Конюхов говорит о дорогом для него крестике, якобы подаренном Георгием Седовым его деду. Для меня, как и для многих других людей, образ русского офицера Георгия Седова с детства многое значит в жизни. Это пример человека, почувствовавшего себя личностью, ответственной за свою страну, за ее будущее, за ее место в мире. Это пример офицера, не изменившего долгу и прошедшего свой путь до конца. Это пример мужчины, рыцаря, верного друга, порядочного человека.

В канун 100-летия первой русской экспедиции к Северному полюсу мы должны отдать должное великому патриоту, ученому и мореходу, чтобы было понятно всем, что его подвиг не забыт, что память о старшем лейтенанте Седове не зависит от жалких попыток отдельных писак возвеличиться, поливая великого человека грязью.

Книжка с интригующим названием "Тайна трех капитанов" предваряется вступлением народного депутата Украины Леонида Грача, анонсирующего политические взгляды и сверхидею авторов - сторонников Всеукраинского объединения "Наследники Богдана Хмельницкого". Речь идет о единой судьбе братских народов России и Украины. Такой позиции можно оказать только всяческую поддержку, поскольку это объективный факт и желание подавляющего большинства населения наших государств.

Впрочем, никакие политические взгляды в книжке специально не пропагандируются. Речь идет о фактах, причем в перекрестке мнений, оценок, интерпретаций. Мнение авторов, их комментарии не довлеют и не доминируют. Это демократично, современно, но иногда, все же мешает поставленной авторами цели. Во всем и всегда есть граница, рамки, здравый смысл. Не стоит только для полноты отражения диапазона мнений приводить в массовом издании слова какого-нибудь неэтичного носителя крайне непопулярного мнения. Особенно, если издание предназначено для молодежи, школьников и студентов.

Идея книги, скажем прямо, не нова. Составлена она как альманах, из материалов, представленных в сети Интернет. Это в эпоху массовых коммуникаций, пожалуй, уже не так важно, как собственно авторская работа, связывающая все воедино: комментарии, оценки, гипотезы и т.д. В этом отношении авторы не всегда на высоте, ниже мы подробнее поговорим об этом.

О трех русских экспедициях (наверное, правильнее говорить "российских", но исторически экспедиции назывались русскими) часто пишут в одном материале, поскольку их объединяет похожая судьба, да и само время - 1912 год. Так же не нова мысль оттолкнуться в подобном повествовании от романа В. Каверина, слава Богу, что авторы этим не злоупотребляют.

В целом издание имеет патриотическое звучание и оценить его можно только положительно. Но это в целом, а в отдельных местах есть что поправить. Главным недостатком книги мне кажется использование одиозной статьи биолога Николая Вехова. Эту статью я видел в Интернете задолго до книги, но не стал ее комментировать, поскольку посчитал низкопробной: уничижительный тон, неуместный сарказм, перевирание фактов, незнание исторических подробностей. Поэтому удивился, увидев в книге, посвященной уважаемым историческим личностям.

Сейчас эту статейку уже невозможно найти в Интернете. Да и сам ботаник находится с трудом и не сразу. Вехов оказал авторам плохую услугу: поскольку они не прокомментировали его тон и ошибки, то стало быть, разделяют их, продлевают им жизнь.

С этого и начнем. Ботаник Вехов, лихо орудуя словом, рассуждает о "безземельном казаке" с Полтавщины. Мог ли казак быть безземельным? На Дону - нет, при рождении казака на него выделялся надел из юртовых земель. Непонятно, что за казак с Полтавщины, "полтавский" разве что? Очевидно недолюбливая донских казаков, а может и вообще этот свободолюбивый народ, Вехов называет их соплеменниками рыбака Седова. Не знает истории, ловкий писака. Донские казаки рыбной ловлей на Кривой Косе в то время не занимались, это было "не круто". Они сеяли хлеб. А рыбу ловили "забродчики" из иногородних. В том числе Яков Седов или Яшка-пильщик, как его называли в хуторе. Так что "соплеменником" донским казакам Седов не был. Мало того, Георгий, будучи крепкого сложения, был атаманом среди рыбацкой ребятни и не раз водил свою ватагу на "кулачки" против станичников. Но в любом случае в таком тоне говорить о казаках не стоит. Лев Николаевич Толстой, не в пример Вехову, утверждал, что вся история России сделана казаками.

Можно предположить, что ботаник недолюбливает "выскочку" Седова, как тип личности, человека которому до всего есть дело. В другой своей статейке, где кандидат наук рассуждает об истории православия на Новой Земле и, в этой связи об основании поселка Ольгинского, он умудряется даже не упомянуть имени Георгия Седова, делавшего съемку под поселок и исправившего ошибки на карте В.А. Русанова. Зато ботаник-историк живописует появление на Новой Земле архангельского губернатора Сосновского вместе с крестьянами-переселенцами, не упоминая о том, что стало с этими "крестьянами" (на самом деле промысловиками) потом. Благодаря губернатору место под поселок было выбрано крайне неудачно, дом построен с большими окнами и "крестьяне" жили в нем ... в палатке. В итоге большинство погибли. И не рассуждает здесь Вехов о плохой участи "молодых и веселых", "холостых и женатых"...

Что ни предложение, то неправда. Рассказывает Николай Вехов о детстве Георгия Седова "в забавах и играх", "катании на крыгах" Спасибо, что поясняет нам, темным: крыги - это оторвавшиеся льдины. На деле - это просто льдины, по-украински. Может ли льдина быть "не оторвавшейся"? Чудно. Не знает самодеятельный историк, что с младых ногтей тяжко трудился Георгий, помогал семье. "Далее, как у многих: церковно - приходская школа..." Неправда. Парень только в 14 лет научился грамоте, не как все. И в большой город Ростов он не поход совершил, как лихо повествует Вехов. Юноша тайно ушел из дома. Это был поступок!

В статейке Вехова все нарастает и нарастает градус иронии и сарказма: и плавал дипломированный специалист "на маленьких" судах, и "наскучило ему". Не приходит в голову веселому беллетристу, что юный капитан чувствовал в себе силы на большее, хотел развиваться и расти. Разве не так должно быть?! И Вехов - кандидат тоже, небось, "заскучает" в этом статусе, устремится в доктора ?!

Не чурается автор и откровенной лжи: начальник гидрографии Вилькицкий не обещал Седову наград и чина за Колымскую экспедицию. Или такое утверждение: "В экспедицию вошли опытные арктические специалисты и ученые". Кто эти мифические специалисты? Самым большим специалистом в Колымской экспедиции был сам Седов, он же был и единственным.

Таких неточностей много. Например, переставлены местами события - рапорт Вилькицкому по поводу достижения полюса и "выход" на Михаила Суворина. Седову приписывается реакция самого выдумщика Вехова по поводу "ужасного" американца Циглера. Седов ничего не имел против Циглера, но мы не американцы все же, это и Седов понимал! Даже личная аудиенция у царя преподана как нечто отрицательное. А ведь это было признание заслуг на уровне государства! Сам - то Вехов пока не был принят в Кремле?

Еще одна фраза: "А. Колчак, Л.Брейтфус, А. Бунге и другие в пух и прах разгромили седовские планы." Неправда, профессор Бунге Седова поддержал, хоть и с небольшими оговорками. Он же, к сожалению, порекомендовал Седову ветеринара Кушакова, сыгравшего роковую роль в экспедиции. Вехов называет судно экспедиции доходягой, ему, наверное, видней. Специалисты того времени так не думали. Да "Фока", собственно, и подтвердил свою репутацию. Течь, кстати, обнаружили уже в море, а не в порту. Подтасовывает автор факты и по топливу. Его взяли мало не по оплошности, а в силу объективных обстоятельств. Судно должно было выйти в море, иначе пришлось бы платить неустойку, и экспедиция бы не состоялась. Портовые власти тянули время любой ценой, требовали разгрузить судно. Кстати, "капитана" Захаров за штурвалом практически не стоял, вследствие профнепригодности. Стоял сутками сам Седов.

Насчет собак Вехов прав, купили некачественный товар. Но тут некстати просыпаются авторы: дескать, как бы это опытный полярник Седов дворняг от ездовых собак не отличил . Не отличил, а может и не видел вовсе, поскольку взвалил на себя слишком много. Это по сути единственный комментарий авторов относительно "разудалой" статейки Вехова. Даже по поводу праздников на "Фоке" в первую зимовку у ботаника нелестные эпитеты: "сумбурное веселье". Разумеется не говорит тенденциозный автор о том, что в экспедиции был снят первый в истории фильм об Арктике, речь идет просто о "кинопленке". Ироничные и оскорбительные эпитеты типа " отважный казак-полярник", "вождь", "командор" на каждом шагу. Матросы могли называть Седова вождем, но в то время слово звучало иначе, чем сейчас. Слово "приказ" - исключительно в кавычках. "Ай, Моська, знать она сильна...", - и не захочешь, да вспомнишь.

" Вот и все, -эмоционально живописует Вехов. - Вот цена всем доводам, увещеваниям трезво взвесить реалии. Кто действительно верил в здравый ум Седова, проиграли. Ничего не помогло!"

Где уж понять Вехову, почему Виктор Талалихин в горящем самолете поступил нерационально, мог же вернуться, выпрыгнуть. Наверное, в теплом европейском клозете думается иначе, чем в горящем самолете или замерзающем корабле.""Безумству храбрых поем мы песню..." Поем потому, что только мужество рождает мужество. Трусливая осторожность бесплодна". Это слова Юрия Сенкевича о Седове, а называется его статья словами соратника и друга Георгия Яковлевича Николая Пинегина: "Планы его всегда рассчитаны на подвиг".

" В марте хоронили Ивана Зандера, он стал еще одной жертвой полярной гонки, его сразила цинга". Ловкий писака нагнетает атмосферу. Зандер был первым и единственным погибшим в экспедиции (авторы это отмечают). В другой своей статье о человеке "из хорошей семьи" Борисе Вилькицком Вехов даже не упоминает о цинге, о погибших. С чего бы это? Симпатии, антипатии не для историка...

Робкий комментарий авторов к опусу Вехова мы находим еще на странице 122. Здесь нам открывают глаза, что флаги устанавливают на флагштоках. Мысль явно свежая, можно было бы добавить, что флагшток был разборным. "Комментарий" на странице 114 на самом деле содержит отрывочный рассказ об освоении Арктики в советское время, то есть он и вообще не комментарий.

Вехов называет экспедицию авантюрой. Рассуждает о том, что "смерть утащила за собой "молодых и веселых"(интересное сочетание!), "холостых и женатых", "детей и отцов", явно не заслуживших такой участи". Тут бы и вспомнить ему "крестьян-переселенцев" поселка Ольгинского. Не вспомнил однако, издеваясь и лукавствуя.

В других местах книги тоже, увы, можно найти "косяки". На странице 180 помещены две фотографии "Безымянные могилы Арктики". На самом деле это не безымянные могилы. На первом плане памятный знак на острове Гукера, поставленный Н.В. Пинегиным в 1931г, а за ним могила того самого И.М. Зандера. На втором снимке эта же могила чуть крупнее. Небольшая подтасовка, рассчитанная на всеядность массового читателя. На страницах 201, 203 и некоторых других приведены отрывки одного и того же текста.

На странице 54 читаем, что "Русанов сверяет свои хронометры с хронометрами Седова", посетив его на Новой Земле. Надо думать, имелся в виду переносный смысл. На деле, наверное, все было иначе. Сверяли, вероятнее всего, координаты. Седов исправил весьма грубую съемку берега Русановым. Позже Русанов опубликовал критическую статью по поводу предстоящей экспедиции Седова, которая серьезно повредила делу. Там он рассуждал об отсутствии опыта движения по дрейфующим льдам, позже эта фраза стала стереотипной. Приводят эту фразу и авторы, также не вкладывая в нее никакого конкретного смысла. Возможно, Русанов не забыл обиды. Но не знал он своей собственной судьбы.

Другое стереотипное рассуждение - Седов-де не имел опыта в полярных рационах, потому сделал ставку на каши и солонину. Никто, нигде и никогда не говорит (включая и автора фразы В.Ю. Визе), а как надо было?! Новомодный тогда пеммикан тоже не спасал от цинги. Какие возможности были у Седова? Разве он виноват, что пришлось зимовать второй раз? Удобно сейчас критиканствовать в эпоху навигаторов и радиотелефонов, зарабатывая гонорары на сенсационности и оригинальности.

В разделе "Библиография" "Тайны трех капитанов" нет (если не считать глав из книги П.Ф. Северова), как ни странно, лучших книг о Седове: Н.В. Пинегина (есть только одна), Семена Нагорного, Бориса Лыкошина, Ю.А. Сенкевича и А.В. Шумилова, зато есть творения Вехова, носителя подобного же "объективного мнения" А. Горяшко и других случайных людей. Это снижает и авторитет самого произведения. В книжке 240 страниц, из них Седову посвящено чуть больше сорока. Но есть место и сенсациям: авторы вопреки историческим фактам утверждают (не утруждаясь аргументами), что сам отец направил сына Георгия на учебу (стр.106). Увы, это вряд ли возможно, хотя и оригинально. Когда Н.В. Пинегин писал свою книгу о Г.Я. Седове, он приезжал на Кривую Косу, беседовал с жителями, соседями, родственниками Седова. Много работал в архивах С. Нагорный, позже по его книге Борис Григорьев поставил художественный фильм. Мне кое-что известно по рассказам людей, лично знавших Георгия Яковлевича. Жаль, что уважаемые авторы ограничились только интернетом, причем не самого лучшего качества.

Хотелось бы надеяться, что к 100-летию Первой русской экспедиции к Северному полюсу они посвятят нашему уважаемому земляку новое, более совершенное произведение, основанное на точном историческом материале и мнении уважаемых в обществе людей, специалистов и, главное, патриотов своей Отчизны.

В заключение не могу не выразить свое уважение писателю-маринисту, офицеру ВМФ, патриоту С.А. Смолянникову за большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, правдивому отражению истории Украины и России, развенчанию предателей и душегубов, волоком затаскиваемых деструктивными силами на пьедестал истории. Недавно была представлена читателям новая книга писателя "Мазепа. Анатомия предательства".

ТАЙНА ДВУХ КАПИТАНОВ ИЛИ ВЕРСИЯ ЕВГЕНИИ БАРДИНОЙ


Почти все мы в детстве захватывались приключенческими книгами, поэтому тяжело найти человека, который в свое время не зачитывался романом В.Каверина "Два капитана". Те, кто интересовался историей написания этой книги, знают, что она основана на реальных событиях, а то, что прообразом капитана Татаринова со шхуны "Святая Мария" стал Георгий Брусилов, уроженец города Николаева, на самом деле мало кто догадывается...
Июль 1912. Возле причала Санкт-Петербургского порта готовится к отплытию белоснежная парусно-паровая шхуна, построенная в Англии в 1867 году специально для поисков следов экспедиции Дж. Франклина, исчезнувшей 20 лет назад. Переходя из рук в руки, корабль менял свои названия, именуясь "Ньюпорт", "Бланкатра", "Пандора - 2". Под именем "Святая Анна" она принадлежала лейтенанту Русского флота Георгию Львовичу Брусилову (увы, только лишь по документам – прим. авторов), уроженцу города Николаева, который приобрел шхуну для коммерческой экспедиции по изучению зверобойного промысла во время прохода северным морским путем из Атлантического океана в Тихий...
Жизнь семьи Брусиловых была очень тесно связано с Николаевом. Они считались своеобразной элитой не только из-за своего происхождения. Можно сказать, что история яхт-клуба - современной визитной карточки города, начинается из этих людей.
Родился Георгий, или как его называли дома Юра, 6 мая 1884 года в Николаеве. Мать мальчика - Екатерина Константиновна Панютина родилась в дворянской семье. Отец, как и его братья, был военным. И хотя, в отличие от своей жены, отец Георгия не был потомственным дворянином, он сделал прекрасную карьеру. В Николаеве Лев Алексеевич занимает должность адъютанта Главнокомандующего Черноморским флотом и Командира портов Черного моря. В семье, кроме Юры (Георгия) было еще трое детей: две старшие сестры Татьяна и Ксенья (Ксения – прим. авторов), а также младший брат Сергей.
Отец Георгия - Лев Алексеевич, имел двух братьев Алексея и Бориса. Поэтому знаменитому генералу Алексею Брусилову Георгий Львович приходится племянником. Вообще-то, родственные связи сыграли немалую роль в жизни молодого Георгия Брусилова. И, к сожалению, не всегда его отношения с семьей были теплыми, приобретая зачастую сугубо деловой характер. Вопреки этому он им обязан всем тем, что имел. А возможно и всем, что потерял.
Начальное образование Юра (Георгий) приобретает в Николаеве; потом учится в Петербургском морском кадетском корпусе. Закончил он его в разгар русско-японской войны в 1905 году. После выпуска молодой мичман направлен на Дальний Восток. Там Георгий принимает участие в морских операциях - сначала на миноносцах, а потом на крейсере «Богатырь». Именно на нем, Георгий Брусилов по окончанию войны без единой царапины возвратился через Суэц и Гибралтар в Кронштадт. В 1910 году Георгия переводят в Главное гидрографическое управление, и он принимает участие в гидрографических экспедициях по Северо-Ледовитому океану на двух ледокольных пароходах – «Таймыр» и «Вайгач».
Кое-кто из исследователей считает, что во время дальних плаваний Георгий Брусилов получил прекрасную морскую подготовку. Кое-кто думает, что опыт лишь одного года нельзя считать достаточным и он слишком мал. Но как к тому не подходи, только сам капитан уверен в себе: в начале 1912-го он начинает готовиться к самостоятельной экспедиции. Но что его побудило к этому?
Отец Георгия Брусилова к тому времени уже три года как умер, и его семья ощущала некоторые материальные трудности. А значит, молодой руководитель экспедиции практически не имел за душой ни копейки. Поэтому он был вынужден обратиться за помощью к своим родственникам. Дядя, Борис Алексеевич, согласился помочь племяннику, но, собственно, средства предоставила его жена - баронесса Анна Паризо Де Ла-Валетт (в некоторых источниках фамилия Ла Валетт пишется без дефиса – прим. авторов). Георгий взял годовой отпуск и занялся подготовкой.
Для начала планировалось отправиться в путешествие на двух кораблях - это было бы менее рискованным. Но смета была очень ограниченной - для покупки судов выделили лишь 20 тысяч рублей. А русское правительство, поощряя развитие отечественного судостроения, облагало судна приобретенные за границей, слишком большими налогами. Только за купленную в Англии "Пандору" нужно было переплатить 12 тысяч. И баронесса, судя по всему, считала дополнительные траты лишними, поэтому пришлось отказаться от задуманного и приобрести только один корабль
Еще один интересный факт - чтобы бы отправить экспедицию было организовано что-то наподобие акционерного общества. Но в последний момент дядя Борис поставил условие - никаких компаньонов. По этой причине из объединения вышел лейтенант Николай Андреев - друг Брусилова, который во время путешествия должен был выполнять функции второго офицера. Возможно, именно из-за обиды на это, Николай в последний момент отказался брать участие в экспедиции, что также сыграло немаловажную роль в ее дальнейшей судьбе
Купленную шхуну в честь главного мецената переименовали в "Святую Анну". Интересно, что параметры шхуны, изложенные в разных источниках, приводятся по-разному. Поэтому разной есть и оценка возможностей корабля - от "хлипкой шхуночки" до "одного из лучших кораблей того времени". Дело в том, что цифры которые по обыкновению указываются в литературе - мощность паровой машины всего 40 лошадиных сил и скорость - 5, 5 узлов - касаются шхуны "Бланкатра" по публикациям 19 века. Позже, вместе с новым именем корабль получил и обновленное оборудование. В газете "Новое время" от 18 июля 1912 года напечатано интервью старшего помощника капитана Андреева (еще до того, как было принято дядей решение, о единоличном управлении «предприятием» - прим. авторов). Из этой статьи видно, что "Святая Анна" имела довольно сильную для ее корпуса машину, наверное, поставленную уже в ХХ веке, вместо менее мощной. "Нас встретил старший помощник капитана, лейтенант Николай Андреев, провел в салон, рассказал о цели экспедиции... "Святая Анна" построена в 1867 году, грузоподъемность ее 231 тонны, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход -7-7,5 узлов..." – вспоминала Е. Жданко.
На закупку всего необходимого выделили еще 70 тысяч рублей. Подготовка к экспедиции продолжалась. Хлопот у Георгия Львовича перед отплытием было немало. Сухари. Мука. Сушеные овощи. Шерстяное белье. Полярная одежда. Керосин. Солонина. Галеты. Рис. Уголь. Патроны... Все это нужно закупить на полтора года из расчета на 30 членов экипажа. Но все это приобреталось с большой трудностью. Об экспедиции знает вся Россия, пишут газеты. Она считается богатой. Поставщики уверены, что блестящий офицер на цены обращать внимания не будет – деньги запрашивают баснословные. И никто не знает, с каким скрипом дяди Борис Алексеевич их выделяет. Не от хорошей жизни в газетах было дано объявление о сдаче кают - все желающие приглашались на морскую прогулку вдоль берегов Скандинавии к Александровску-на-Муроме (здесь небольшая неточность; правильно будет на-Мурмане – прим. авторов), с возможным заходом в Архангельск. А оттуда шхуна должна была уже выйти в открытое море.
Именно тогда на борту "Святой Анны" появляется женщина - Ерминия Жданко. Семьи Брусиловых и Жданко знакомы были давно, а 21-летняя Ерминия, дочь петербургского генерала, близко дружила с сестрой Георгия Ксеньей. В Петербург она прибыла незадолго до отхода шхуны - лечиться. Доктора рекомендовали девушке свежий морской воздух для более скорого выздоровления. Вечером в доме Брусиловых Георгий Львович предложил ей принять участие в путешествии. 22 июля она напишет своему отцу:
"Дорогой мой папочка! На мое счастье оказалось, что и Ксения здесь... Я в них просидела вечер, и они предложили мне одну экскурсию, которую мне ужасно хочется проделать, но если только ты не будешь недоволен. Дело вот в чем: Ксенин брат купил пароход, шхуну, кажется. Она парусная, но при ней есть паровая машина, я не совсем понимаю, но ты, наверное, сообразишь. Он устраивает экспедицию в Александровск и приглашает пассажиров (было даже объявление в газетах), так как довольно много кают. Займет это недели две-три, а вот из Александровска, я бы возвратилась по железной дорогое"
Получив разрешение родителей, Ерминия Жданко вместе со своей подругой Леной занимает одну из кают. 10 августа блестящая белоснежная "Святая Анна" с шумом простилась с берегами Петербурга.
Какой была дальнейшая судьба нашего земляка и "Святой Анны", была ли она такой же трагической, как и у "Святой Марии" Каверина? Возможно, экипажу шхуны на самом деле удалось спастись? Об этом вы узнаете в следующих публикациях… (Вместе с тобой читатель, мы будем ждать продолжение интересной версии Евгении Бардиной – прим. авторов).

Пред.След.