Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Часть третья • Глава первая


При свете подводных ламп
Радио. Свальбард, 28 марта

Стоящий у пристани Баренцбурга «Малыгин» напоминает огромный завод перед пуском. Участники экспедиции, не спавшие последние четверо суток, впервые за одиннадцать дней умывшись, после краткого отдыха начали срочный ремонт ледокола. В прозрачной воде видно, как по дну движутся металлические шлемы водолазов; непрерывно сменяя друг друга, спускаются они при свете подводных ламп заделывать в корпусе разошедшиеся швы. Дежурные водолазы продолжают искать пробоины. Команда приведенными в действие паровыми стрелами «Малыгина» производит переброску на берег спасенных грузов, оцениваемых в несколько миллионов рублей. Капитан «Малыгина» Филатов послал радиограмму Совторгфлоту, запрашивая, в какой док ввести «Малыгина».


Курс "Малыгина" на Мурманск
Шпицберген, 3 апреля. (Свальбард — радио)

Вчера во время аврала свисток боцмана созвал всех находящихся на «Малыгине» участников экспедиции в кают-компанию. Крылов, ожидая команду, разложил на столе огромные кипы приветственных телеграмм. В это же время в третьем трюме заделывалась только что обнаружившаяся трехметровая пробоина. Из трюмов, кочегарки, угольных ям поднялись на палубу участники экспедиции; водолазы быстро вылезли из воды, и все направились в кают-компанию, где всех ожидала великая радость.

Крылов зачитал большую радиограмму т. Кирова, в которой сообщалась оценка работы экспедиции тт. Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Янсоном. С восторженным волнением слушали полярные подводники привет партии и правительства. В этот момент принесли полученную из Сорренто телеграмму Горького. В тесном помещении, черные от угольной пыли, промокшие, покрытые снегом люди, прижавшись друг к другу, не веря своему торжеству, глубоко растроганные, были поражены исключительным вниманием, какого удостоилась экспедиция. Крылов огласил телеграмму т. Шмидта, коллегии комитета морского Северного пути, «Комсомольской правды», Зофа и Самойловича. Затем он заявил:

— Мы все считаем задачу незаконченной, пока ледокол не будет возвращен к берегам социалистического отечества. Командование решило отпустить ледокол «Ленин» в Архангельск для проведения ледокольной кампании и вывода судов в Белое море. Это сэкономит стране несколько миллионов рублей. Останемся одни, ночью и днем будем работать по заделке пробоины второго дна, а затем сами, своим ходом, пойдем в Мур­манск. По местам!

Не успел Крылов закончить фразу, как все кинулись в трюм.

Сегодня в восемь часов вечера «Ленин» уйдет в Ар­хангельск. Сейчас он в заливе Грингарбург пробивает лед, чтобы оставить нам проход в океан. Через два часа он отдаст концы. Останемся одни. Но всех воодушевляет уверенность, что не успеет замерзнуть след «Ленина», как «Малыгин» покинет Айсфиорд, возьмет курс на Мурманск и успешно закончит опасный рейс.


Снова в океане

В Баренцбурге на горе в снегу толпились трубачи, ожидая на банкет участников экспедиции. Бок-о-бок у пристани стояли «Ленин» и «Малыгин». Два ледокола были соединены трапом, и по этому мосту носились люди с полотенцами — впервые за четырнадцать дней эпроновцы умывались.

В красном уголке салона «Ленина» два развеселых факира в белых халатах, шутя, творили чудеса.

В кресло садился угрюмый, лохматый бородач, над ним наклонялся факир, и через пять минут волшебник одним ловким жестом срывал со столика белое покрывало и в аромате одеколона вставал бледнолицый жизнерадостный юноша. Факиры, поглядывая на часы, торопились:

— Следующий. Подравнять? Побрить? Прибо-о-ор!

... На банкете за богато сервированными столами сидели эпроновцы, ворочаясь на скамьях, чувствуя себя неловко от пристальных взоров окружающей публики. Они слушали приветствия, туш оркестра и жмурились от аплодисментов.

Фотий Крылов сидел во главе стола с консулом, он был в форме, с орденом Красной звезды, сидел прямо, внимательно выслушивал поздравления, речи о значении победы.

Пристальное внимание, с каким слушал Крылов выступавших, доказывало, что в этот момент он напряженно думает. Время от времени, продолжая глядеть в лицо возбужденного оратора, Крылов кивком головы подзывал к себе кого-либо из эпроновцев и, знаком прося, чтобы тот нагнулся, отрывистым шопотом произносил два-три слова.

Отходя от начальника, подводник уже не возвращался за свой стол, он уходил с банкета. Вскоре и сам Крылов, отблагодарив Баренцбург за радушие, поднялся из-за стола и покинул зал. Следом за ним вышли и все эпроновцы. После банкета Баренцбург устроил для участников экспедиции сеанс звукового кино и концерт. Но в кино долго и напрасно ждали гостей. Когда в зале потушили свет, на «Малыгине» зажглись подводные лампы, и, освещая ими ночь, как факелами, тяжело ступая свинцовыми подметками, вдоль борта шли водолазы.

Никто в ликующем Баренцбурге не мог подозревать, что «Малыгин»... тонет.



Нам следует напомнить читателю о том, что у пристани Баренцбурга стоит ледокол, пролежавший три месяца на подводных скалах. Дно «Малыгина» изрешетено от ударов о рифы. Второе дно в трещинах, измято и пропускает воду. В Айсфиорде, врезавшись в кремнистые скалы, «Малыгин» находился в относительной безопасности. Но движущиеся льды, гонимые ветром, напирая, грозили сдвинуть, стащить судно с банки, и если бы это случилось, то «Малыгин», сорванный с каменной гряды, немедленно затонул бы в глубине фиорда. Нам уже приходилось освещать задачи экспедиции, и сейчас не следует повторять, почему, не считаясь с лютым зимним временем, эпроновцы спешили спасать краснознаменный корабль.

Но вот победа — «Малыгин» снят с рифов и подведен к пристани. Полностью и блестяще, быстро, в точно назначенный правительством срок выполнил ЭПРОН свои обязательства, оправдал свое назначение. И теперь нужно лишь подписать акт, сдать судно капитану. Отныне за ледокол отвечает капитан. Одним словом, как только «Малыгин» отшвартовался у пристани Баренцбурга, Крылов с Филатовым могли обменяться прощальными рукопожатиями.

Корабль снят и сдан. Капитану остается вести свое судно в ближайший порт на ремонт, а эпроновцам погрузить снаряжение и чемоданы на первый отходящий пароход и плыть на родину.

Но случилось иначе. На банкете гремел туш, в трюмах «Малыгина» тихо шипела прибывающая вода. Вахтенные стерегли иллюминаторы, дежурные часто заводили моторы, и на всю пристань шумели помпы, выбрасывая за борт накапливающуюся в трюмах воду...

Не к чему обяснять, отчего эпроновцы так быстро возвратились с банкета и опять надели свои старые, затвердевшие шубы и одеревяневшие рукавицы.

На горе, под острыми крышами домиков селения, пылали огни. На лыжах, как по воздуху, летали с ледников баренцбуржцы. Но озабоченные люди на палубе «Малыгина» ничего не замечали и, как это было у скал Айсфиорда, расходились по трюмам. И снова пыхтели помпы, и опять Воцейщук возился с такелажниками, и Крылов, натянув свою узкую шубу, ходил по кораблю, расстанавливая отряды...

В три часа ночи он собрал командиров.

"Малыгин" по пробитому руслу вышел в Мруманск. : 127_cr.jpg
— Ни для кого не секрет, — сказал он, повторяя свои обычные слова, — мы не какая-нибудь аварийно-спасательная фирма, чтобы, выполнив подряд, получить что следует и уехать. Кстати, вот и «Ленин» уйдет в Архан­гельск. Можно уехать. Трое суток — и мыв СССР, и нас будут поздравлять, ибо наша задача выполнена. Но мы работаем в социалистическом государстве и знаем, что, оставляя «Малыгина» в Баренцбурге, здесь, где нет никакой технической базы, мы оставим его в рискованном положении. Пусть же где-нибудь за границей,— весело оживился Крылов, — аккуратно выполняют подряды, а мы поработаем еще подремонтируем корабль, чтобы он мог итти через океан, и вернем «Малыгина» государству. Я думаю, — продолжал Крылов, оглядывая командиров,—сейчас наша задача, пожалуй, еще серьезней, чем была раньше. С сегодняшнего дня разобьем корабль на участки: командир и каждая отдельная группа отвечает за свои участки — мы же все вместе ремонтируем, ищем трещины, разошедшиеся швы, цементируем, работаем до тех пор, пока не доведем течь до минимума, осушим корабль, пустим машину и — в рейс. С сегодняшнего дня за второй трюм отвечает Пучков. За машину, кочегарку и бункера — Борисов, третий трюм — Стольникову. О первом поду­маем.

Командиры разошлись. Крылов, изнеможденный, с ежившись в кресле, остался в салоне обдумывать дальнейшие планы. На все ответственные участки командиров нехватало. Без командира остался первый трюм, и Крылов сейчас перебирал всех участников экспедиции, подыскивая, кому бы можно поручить ремонт первого трюма.

В салон вошел доктор Линкевич. Он укоризненно остановился возле Крылова, видимо желая уговорить начальника итти спать. Крылов закашлялся, сплюнул в платок и с любопытством стал рассматривать мокроту.

— Вот видите, — ухватился доктор за подходящий случай,—-вы губите свое здоровье. Вы тяжело больны, не хочу даже говорить, что означает эта мокрота. Нужен отдых, режим, диэта, между тем вы работаете круглые сутки. И...

— Позвольте, — изумился Крылов, — но что у вас здесь — санатория, курорт?

— Конечно нет, — усмехнулся доктор, оглядывая заснеженные иллюминаторы и сырые стены,—тем не менее...

— Оставьте! — рассердился Крылов.— У нас ведь нет больных. Вы, я вижу, умеете на людей панику наводить.

— Насколько вам известно,—нисколько не обижаясь, ответил Линкевич, — я тут скорее снабженец. Вы же меня назначили заместителем начальника снабжения... Больных у нас, кроме вас...

— И прекрасно,—обрадованно воскликнул Крылов,— у нас нужно уметь делать все. Будете оказывать скорую помощь первому трюму. Там нет командира, назначаю вас начальником первого трюма.

Линкевич, старый моряк, ответил по-морскому: «Есть!» И с этого момента он отлично цементировал с водолазами первый трюм и вызвал на соревнование трюм Стольникова.

Между участками началось захватывающее соревнование. Командиры как о победе доносили:

— Найдена трещина длиной в три метра. Начальник участка едва не обнимал того водолаза, который находил новую щель. И круглыми сутками в глубине трюмов под тысячесвечными лампами эпроновцы заделывали незаметные дыры, щели, разошедшиеся швы и трещины.


Накануне отхода в Мурманск
Радио. Свальбард, 8 апреля

С каждым часом «Малыгин» буквально на глазах оживает. До сих пор мы получали энергию от «Руслана». Вчера на ледоколе пущены две восстановленные динамомашины. Корабль сверкает огнями, на мачтах зажглись сигналы.

В момент под'ема при выравнивании ледокол получил пробоину. «Малыгин» накренился набок на 18 гра­дусов. Работать приходилось на скользкой обледенелой палубе, точно на склоне горы. Наконец пробоина заделана. Повреждения второго дна цементированы. Началась заливка баласта. «Малыгин» стал быстро выравниваться. В два часа дня крен был уже 15 градусов. Затем ледокол совершенно выпрямился. Сейчас ходим по палубе, как по паркету Колонного зала Дома со­юзов.

Все живут близостью похода. Капитан в штурманской рубке устанавливает компасы. Боцман отправился в Баренцбург возвратить свезенное во время аварии пианино. Пошли часы, остановившиеся от удара о рифы.

Радиограмму пишу в жаркой каюте, которая семь дней назад была под водой, где водолазы вырубали глыбы льда. Принимаем уголь. Вероятно, в самые ближайшие дни буду рад послать по радио сообщение об отходе в Мурманск.



У пристани Баренцбурга мы остались одни; 2 марта ушел «Ленин», и во льдах залива замерз его извилистый след. Ночью синели и розовели ледники; наступил беспрерывный день, и так же беспрерывно, не замирая, шел аврал. Белые ночи, сверкающие льды, туманные дни, снежные бураны, ураганные ветры и кажущийся видением синий силуэт острова Форланд на горизонте.

Быстро преображался «Малыгин». Сверкала машина, раскаленные углем, горели топки, заметно убавлялась течь. По всему кораблю пустили пар и, отогрев обледенелые каюты, сняли дымные, ржавые камельки. Жены баренцбургских рудокопов вымыли помещения, и мы поселились в чистых, уютных каютах. Кают-компания засветилась красным деревом. Саксон с отрядом электриков восстановил судовые динамо, и на «Малыгине» загорелись огни своей электростанции. Ледокол выпрямился. В короткие часы передышки в кают-компании играла музыка, вешали экран, и под аплодисменты скакала конница Буденного. Ураганы проносились над Баренцбургом, но на судне было тепло, светло и чисто, из трубы валил дым, и мы не чувствовали полярных ветров и морозов.

Наконец течь почти ликвидировали. Воды прибывало всего лишь десять тонн в час. В пятнадцать минут одна помпа откачала всю воду.

Капитан стал пробовать машину. «Малыгин» двинулся, расколол лед у пристани и пошел вперед. Машина, пролежавшая под водой три месяца, работала прекрасно.

— Можно итти,— нетерпеливо потирая руки, ходил по мостику Филатов. — Машина работает, пробоин нет, руль в порядке, винт вертится, течи нет — я готов плыть куда угодно.

О дальнейшем лучше всего расскажут короткие радиограммы, посланные нами из Баренцбурга, а затем уже с борта вышедшего в море «Малыгина».


К берегам Союза
Радио. Свальбард, II апреля

В любую минуту капитан Филатов готов вести ледокол «МалыгИн» к берегам Союза. Крылов объявил последний аврал в Баренцбурге. Участники экспедиции грузят уголь мешками; в течение трех часов погрузили тридцать тонн. К вечеру дадим еще сорок тонн. Вчера впервые произвели перестановку судна без буксира «Руслана». Малыгинская машина работала отлично. Ледокол шел полным ходом вперед и назад. Капитан говорит:

— С такой машиной можно итти в какой угодно рейс.

Однако рейс грозит многими опасностями. «Малыгину» опасны льды. Пронесшийся ураган разломал лед Айсфиорда. Но, прежде чем выйти в Айсфиорд, «Малыгину» придется пробираться через скованный льдом залив Грингарбург. Удары и вибрации корпуса грозят заклепкам и положенному на пробоины цементу.

Экспедиция напряженно готовится к тяжелому походу. Участники расставлены на аварийные посты, каждый знает свое место в случае водяной тревоги. Широко развернулось соцсоревнование между аварийными отрядами. Завтра утром «Малыгин» перейдет в отходную пристань. Как только Крылов отдаст приказ, покинем берега Шпицбергена.


Полный вперед!
Ледокол "Малыгин", 12

Утром 12 апреля «Малыгин» несколько часов кружился в заливе Грингарбург — выверял компас. Вечером отчалил от пристани Баренцбурга.

Капитан Филатов на мостике впервые после большого перерыва командует «Полный вперед» Прошли путь, расчищенный динамитными взрывами. «Малыгин» вошел в сплошные льды Айсфиорда и режет его с разгона.


Снялись с якоря
Радио "Малыгина", 12

Сегодня, двенадцатого, Крылов приказал в семь часов вечера выйти в море на Мурманск. Утром «Малыган» ходил по заливу, пробуя льды. Крылов остался удовлетворенным, наблюдая, как судно пробивает лед, и отдал распоряжение через три часа быть готовыми сняться с якоря. Трудно описать радостный под'ем участников экспедиции. Месяц назад в этот день из Баренц-бурга уходил «Седов». Перешли на «Ленина». Впервые отправились на место аварии. «Малыгин» лежал у прибрежных скал на льду...

А сегодня он смело, один, уходит в рейс, на какой не решаются итти корабли раньше, чем это позволяет международный закон мореплавания.

С радостью стремимся к советским берегам, но каждый участник чувствует огромную ответственность похода. В апреле здесь свирепствуют штормы. Наш путь преграждают льды. В случае урагана придется ложиться в дрейф. В трюмах приготовлены помпы, чтобы в любую минуту откачивать воду. Положение можно будет считать безопасным, лишь когда покажется мурманский берег.

Ждать лета нельзя. «Малыгин» требует капитального ремонта. На Шпицбергене нет порта, в котором можно его произвести. Положение осложняется тем, что радиостанция «Малыгина» ограничена радиусом действия. Прежнюю мощную радиостанцию после аварии сняли и увезли, считаясь с вероятностью гибели «Малыгина».

В первые дни будем держать связь с Шпицбергеном и с норвежскими станциями, которые узнают о ходе плавания, потом, может быть, наступит перерыв, пока нас не услышат Новая земля да случайные тральщики.

«Малыгин» стоит в получасовой готовности.



Радио. Баренцбург, 13

По просьбе вашего корреспондента сообщаю: сегодня в двадцать три часа «Малыгин», ведя на буксире «Руслана», отошел от пристани Баренцбурга.

Провожающие видели, как, пробившись сквозь льды залива Грингарбург, «Малыгин» вошел в Айсфиорд и взял направление на остров Форланд.

Начал ник радиостанции Баренцбурга ФЕХНЕР


"Малыгин" в шторме
Радио ледокола "Малыгин", 14 апреля

После четырнадцати часов борьбы со ладами, в полдень тринадцатого, вышли в море, ведя на буксире «Руслана». Штормом захлестывало «Руслана». На пароходе подняли флаг:

— Уменьшите ход!...

На «Малыгине» усилилась течь.



Залив Грингарбург был скован льдом, и четырнадцать часов «Малыгин» пробивал русло. В кильватере шел «Руслан». На море бушевал шторм. «Малыгин» взял «Руслана» на буксир. Ледокол шел со скоростью десяти миль в час. С «Русланом» на буксире «Малыгин» терял ход. От ударов льдин отскочил цемент, вылетели заклепки, и «Малыгин» сдал... Вода хлынула в машину и кочегарку... Ледокол бросало в шторме, вода перекатывалась с борта на борт, и помпы не могли забирать ее. Волны окатывали «Руслана», и он медленно плыл за нами, побелевший, обледенелый.

«Малыгин» замедлил ход, в то время когда нужно было спешить, бежать от шторма.

Остановились помпы. Сорок шесть часов плыл «Малыгин», и мы поняли, что можем потонуть...

Расшвыряло плиты, кочегары стояли по грудь в воде. В чаду газа работали мотористы, запуская помпы. Они падали без чувств. Все без исключения мотористы отравились. Работала только одна помпа, и она спасала положение.

У помпы с бесстрастным лицом стоял Одьяк. Сжимая равнодушные губы, склоняясь над мотором, он сосредоточенно следил за машиной. Брызги воды летели в лицо, синий газ душил его... Молчаливо следил за ним Крылов.

— Хорошо, Одьяк,— произнес он и вышел из машины. Стеная, поднимались мотористы и, шатаясь, выходили наверх. Одьяк оставался у своей помпы. Волнами перекатывалась, расхлестываясь, вода. Одьяк стоял, подправляя мотор, и его помпа работала без отказа. Вдруг остановилась машина. Еще два-три часа — и мы потонем. Одно спасение — снять «Руслана» с буксира. Но уйти, покинуть маленький пароход в шторме опасно... Он казался шлюпкой в гигантских волнах. И мы повернули обратно... В густом тумане капитан умело провел «Малыгина» мимо рифов фиорда, мы вошли во льды, и сразу прекратилась качка, заработали помпы, и ледокол опять пристал к берегу Баренцбурга.

Неплохое испытание для корабля, три месяца пролежавшего на подводных скалах.



Первыми словами Крылова по возвращении в Баренц-бург были следующие:

— Снять обвинение с Одьяка. Отличный моторист и моряк. Представить к награде.

Старик-водолаз Осипов радостно воскликнул:

— Да ведь это ж Одьяк из Одьяков!


"Скоро выходим в Мурманск"
Баренцбург, 23

В Баренцбург пришел «Красин» с цементом и пресной водой. Вчера состоялось обединенное заседание бюро ячейки и судкома «Красина». Заместитель начальника Васин сделал сообщение о близком походе «Малыгина». «Красин» возьмет на буксир «Руслана». «Малыгин», приведенный в отличное состояние, пойдет в океан самостоятельно; в случае шторма или возникновения течи, если потребуется добавочная электроэнергия для помп, «Красин» должен будет по вызову командования подойти к «Малыгину» и перебросить кабель.

На «Малыгине» заканчивается установка радиостанции, доставленной «Красиным». Эта станция во время аварии была снята. Когда ее снимали, поломали оборудование и разрушили радиорубку. На установку станции требовалось пятнадцать дней. Радисты заявили Крылову, что установят станцию в три дня!

Без рации, после ухода «Ленина», пятнадцать дней мы были оторваны от мира.

С изумлением наблюдаю поразительные темпы ради­стов. Юдихин, Волынкин, Плотников и Клементьев вторые сутки не выходят из радиорубки. Вчера решили спать три часа. Спустя час Юдихин всех разбудил. Снова начался радиоаврал. В это время радист Любке за все три корабля нес беспрерывную вахту. Уже установлены полкиловаттный ламповый передатчик и аварийная рация.

Надеемся, что в ближайшие дни «Малыгин» передаст по радио партии и правительству первомайский рапорт о приходе в Мурманск.

Сегодня «Красин» идет бункероваться в Адвентбей. «Малыгин» для испытания машин выходит в море.

Пред.След.