Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные конвои (Публикации в периодической печати)

  1. САЛЯЕВ Рашид. А среди волн укрыться было негде. © "Мурманский вестник" от 14.01.2010
  2. ЛЕДОВСКАЯ Александра. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 09.09.2009
  3. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. «Как хочется, чтобы скорее кончилась война» © "Полярная правда" от 02.07.2009
  4. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. В морских конвоях. © "Полярная правда" от 28.08.2008
  5. ШУЛИНИН Сергей. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 31.07.2008 и 07.08.2008
  6. ШУЛИНИН Сергей. Карская экспедиция-2009. © Журнал "Ямальский меридиан", № 11, 2008 год, стр. 47-52.
  7. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2009 год, стр. 58-61.
  8. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 7, 2008 год, стр. 42-45.
  9. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность. © Журнал "Ямальский меридиан", № 8, 2009 год, стр. 44-47.
  10. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (продолжение). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 9, 2009 год, стр. 40-43.
  11. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (окончание). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 10, 2009 год, стр. 48-50.
  12. ШУЛИНИН Сергей. "Такое желание жить!" © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2010 год, стр. 62-67
  13. СТРУГАЦКИЙ Владимир. Один полет Матвея Ильича © "Смена", №№ 05.04.10, 12.04.10


Просьба помещать здесь публикации по теме из периодической печати.

Полярные конвои (Публикации в периодической печати)

Ушедшие в вечность
(окончание)


Памяти трагедии с конвоем БД-5 посвящается


III. Воспоминания участников событий


Эти воспоминания записаны мною 16 мая 1995 года на конференции в Московском филиале Русского географического общества (МФ РГО), посвящённой 50-летию Победы.
Рассказывает Дмитрий Семёнович Иванов:
– Я закончил учебный отряд на Соловках, в войну служил старшиной на Т-116. 13 августа 1944 года я стоял на вахте и вдруг увидел слабый взрыв в центре корпуса «Марины Расковой». На ней было 534 человека, в том числе 124 женщины и 15 детей. Пароход сразу остановился, мука залепила пробоины, и немцы его затем добивали. Они впервые применили электроакустические торпеды. На тральщиках были шлюпка-шестёрка и американский катер. Наш катер не завёлся, когда мы на шлюпке подходили к тральщику (видимо, к Т-118 – Ф.Р.). Торпеда попала в корму тральщика Т-118. Второй взрыв. Спасённых сажали в шлюпку, свободного места не было, пришли (на свой тральщик – Ф.Р.), сменили экипаж (Николай Алексеев, Евгений…). Я вышел, и шлюпка опять ушла.
Катер к этому времени починили (старший – капитан-лейтенант Белоусов, рулевой – я), догнали нашу шлюпку, подошли к пароходу, вышли на его палубу. На катер посадили мужчин и одну женщину, взяли на буксир кунгас (кунгас – плоскодонная барка – Ф.Р.), а шлюпку оставили у борта. Пошли на 116-й, а в это время 114-й бросил якорь и спасал людей. Вскоре взрыв на 114-м – и его расстреляли, а мы увидели вдали подводную лодку.
Командир Т-116 принял решение идти в Хабарово, а на «Марине Расковой» раздалось ещё два взрыва. В Хабарове начальство не пустило Т-116 обратно. Работала комиссия по расследованию обстоятельств гибели «Марины Расковой». Опечатали вахтенный журнал, всех допрашивали, командира посадили в каюте под арест.
Кучеров (командующий Беломорской военной флотилией – Ф.Р.) поверил, и мы ушли на поиски через два дня, в поисках участвовали ещё 7 кораблей.
На «Марине Расковой» погибло 338 человек.
Вспоминает Надежда Викторовна Морозова (пассажирка транспортного судна «Марина Раскова):
– Я была молодой девчонкой, мне было 18, только что вышла замуж на Диксоне. Мы сидели в твиндеке (пространство внутри корпуса судна между 2 палубами или между палубой и платформой – Р.Ф.). Было очень страшно, одна мать бросила ребёнка и метнулась к трапу (девочке 3 года). И мы расступились перед ней. Помню ещё Клаву Кузнецову. Были мы полуодетые, после обеда. Выскочили на палубу. Большой паники не было, пассажиры стали подводить пластырь (Судовой аварийный инвентарь, используемый для временной заделки пробоин в корпусе – Р.Ф.). Кунгасы были сильно закреплены. Три человека с тральщика вылезли на палубу и умерли. Мы семеро поплыли на маленькой шлюпке, её заливало. Мы не успели на Т-118 перейти, и он взорвался у нас на глазах. Воды в нашей шлюпке по пояс. Повернули обратно к «Марине Расковой», а тут ещё два взрыва, и мы остались в лодке. И все ушли.
Встретился вельбот с семью моряками, скрепились швартованными концами. И тут всплыла подводная лодка. На мостик вышел немец и обратился: «У вас есть капитан?» Нас они не тронули. Мы пересели в шлюпку. Три дня шторм. Была бутылка спирта, сидели, как сельди. Один пожилой замёрз, ещё один – на второй день, снимали с них телогрейки и спускали за борт трупы. Желдыбин впал в панику, штурман предупредил, что будет тогда стрелять. И тут «девятый вал» нас накрыл.
После шторма замерзали, развели костёр, съели по две американских сосиски и начали пить морскую воду. Кто грёб, давали по глотку спирта. На пятые сутки встретили вельбот, в котором сидели два моряка. Хорошая лодка, мы туда пересели, но питьевой воды не было. Сел самолёт Козлова, вышел Матвей Ильич. Они перетаскали всех в салон самолёта, напоили. Взлетать было опасно. Вылили часть бензина в море.
На кунгасе 10 человек в день умирало, съели собаку, а два моряка с запасом сосали сгущёнку. Жених Шуры Седовой умер за сутки. Козлов вывез нас на Диксон.

IV. Архивные материалы


Это самая большая группа источников и, видимо, одна из самых надёжных. Они изучены мною в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в Москве (фонды 8045, Министерство морского флота СССР, и 9570, Главное управление Северного
морского пути), в 1999-2009 гг.
Донесение начальнику Главной морской инспекции (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр.1293, л.199, 1944).
На простой пожелтевшей бумаге – от руки, чернилами, – подлинник.
В левом верхнем углу штамп: «СССР Наркомморфлот Сев.Гос.Мор. Пароходство Моринспекц. 5 сент. 1944 г. № 368/13 г. Архангельск ул. Энгельса № 1». В правом верхнем углу рукой – «Секретно».
«Начальнику Главной морской инспекции тов. Медведеву. Военные потери за август месяц 1944 года. 12 августа около 20 часов в
Карском море, в районе острова Белый, в приближённой широте 73°22’N и долготе 67°10’E, на глубине около 45 метров был торпедирован вражеской подводной лодкой и погиб пароход «Марина Раскова».
Начальник Морской инспекции СГМП-ва В.Саар».
(Подписал рапорт начальник Морской инспекции Северного пароходства в 1944-45 гг. В.Ф. Саар – Ф.Р.)
Из главы «Военные потери флота. Пароход «Марина Раскова» (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр.1363, лл.36-37, 1945). Приводится в изложении, прямые цитаты – в кавычках.
Изложено на основании докладной начальника пароходства Новикова Н.В., составленной заместителем начальника по военной части капитаном I ранга т. Я.В. Настусевич народному комиссару Морского флота т. П.П. Ширшову.
8.08.1944 года в 13 часов 00 минут пароход «Марина Раскова» с генеральным грузом в количестве 6503 тонны и пассажирами 354 человека (зимовщики и военные), с командой 55 человек (6 человек военнослужащих) под командованием В.А. Демидова вышел из Молотовска в порты Диксон и Дудинку. Эскорт АМ 114, 116 и 118 (флагман – командир конвоя капитан I ранга т. Шмелёв).
Пройдя Карскими Воротами, а не рекомендованным Югорским Шаром, суда легли курсом на о. Белый (расхождение с большей частью других источников, где говорится, что суда прошли как раз Югорским Шаром, а не Карскими Воротами – Ф.Р.).
12 августа в 1957 в широте 73° 21’ северной и 67°20’ восточной на пароходе «Марина Раскова» с правого борта в районе трюма № 3 (гросс-бункер) произошёл взрыв большой силы. Мешки с мукой выброшены на палубу, повредило подводную часть, вывело из строя два котла. Машина остановилась.
«Вскоре после взрыва на пароходе «Марина Раскова» к его левому борту направился АМ-118, но, не доходя одного кабельтова (182,88 м – Ф.Р.), взорвался сам и быстро утонул».
Откачка воды на «Марине Расковой» продолжалась, пока вода не подошла к топкам котла № 3, и тогда машинная команда по приказанию капитана вышла на палубу. Спустя 1,5-2 часа после взрыва командование судна получило приказ командира конвоя: «Начинайте немедленное спасение людей», организовало посадку пассажиров и личного состава на три судовых шлюпки, два кунгаса и четыре плота, военные корабли выслали свои шлюпки и моторные катера. В первую очередь с парохода снимались женщины с детьми, затем одинокие женщины, потом мужчины и судовая команда.
К полуночи на «Марине Расковой» остались шесть человек (считаются пропавшими без вести – Ф.Р., по: РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр.1363, л.192 ):
– капитан Виктор Александрович Демидов;
– военный помощник капитана Василий Иванович Венников;
– старпом Павел Иванович Меньшуткин;
– второй помощник Алексей Александрович Казимир;
– четвёртый помощник Николай Алексеевич Баганов;
– старший механик Алексей Николаевич Волочков.
Остальной личный состав и пассажиры направлены на Т-116, почти все женщины с детьми – на Т-114, стоявший на якоре вблизи транспорта «Марина Раскова».
В 0.45 произошёл взрыв на Т-114, и он затонул в течение 3-4 минут со всем экипажем (за исключением нескольких человек) и пассажирами.
Т-116 ушёл в Хабарово. Когда он скрылся, подводная лодка за 3-4 минуты выпустила две торпеды в пароход, от взрыва второй он переломился пополам и быстро утонул. Капитан парохода с оставшимся комсоставом до второй торпеды успели сесть в шлюпку и отойти.
Вскоре начался шторм. Плавсредства раскидало из видимости друг друга, и они обнаруживались по отдельности самолётами и судами. Из 55 человек экипажа спасено 32, умерло в шлюпке 17 человек, пропала без вести шлюпка с комсоставом (6 человек).
«Относительно количества погибших пассажиров сведений не имеется» (выделено автором).
Объяснительная записка к паспорту и научно-техническому отчёту за 1946/47 гг. начальника полярной станции «Остров Белый» Ф.П. Снегирёва (РГАЭ, ф.9570, оп.2, ед.хр.3253, л.38).
Нельзя обойти молчанием отношение к погибшим на пароходе «Раскова». По сообщению Архипова (предшественник Ф.П. Снегирёва на должности начальника полярной станции – Ф.Р.) на Белый была послана специальная команда для похорон 15 человек, погибших и выброшенных на берег, на кунгасе, на северо-западной оконечности острова, в четырёх километрах от мыса Рагозина на восток.
Эта похоронная команда не потрудилась удалить трупы от черты прилива в нагонную воду. А штормовая волна гуляет через могилы далее на берег ещё на тридцать метров.
Похоронная команда не сделала настоящих могил, а просто на скорую руку засыпала их песком, и море их размыло вновь.
Силами станции все останки погибших собраны, отнесены за черту наибольшего прибоя, самых сильных штормов, сделана могила и обложена по стенам плавником. Туда положены останки погибших, завёрнутые в брезент. Сверху наложен накат из плавника, скреплённый скобами, и всё это засыпано песком.
Поставлен столбик с надписью о количестве жертв.
Материалы по определению и учёту ущерба, причинённого немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками. Октябрь – декабрь 1944 г. (РГАЭ): Ущерб от гибели грузов, шедших на полярные станции, в результате потопления парохода «Марина Раскова» 12 августа 1944 г. составил 2797039 рублей (ф.9570, ед.хр.1445, л.11); от гибели собственно парохода 1468602 рублей (ф.9570, ед.хр.2315, лл.2, 12) или 17893,5 тыс. руб. (ф.8045, ед.хр.1363, л.147) и потери от фрахта – 106251 рубль (ф.9570, ед.хр.2315, лл.2, 12).

V. Воспоминания автора


20-21 августа 1994 года, ровно через полвека после трагедии, на о. Белом высадились участники российско-шведской экспедиции «Экология тундры-94», которая на научно-экспедиционном судне (НЭС) «Академик Фёдоров» прошла от Кольского полуострова до Чукотки, осуществив 30 высадок на островах и побережьях Северного Ледовитого океана. С помощью вертолёта Ми-8 Диксонского авиаотряда учёные (в экспедиции участвовало более 80 биологов и географов из России, Швеции, Исландии, Голландии, Норвегии, США, Великобритании и других стран) были переброшены в различные районы острова. В районе полярной станции имени М.В. Попова (основана в 1933 г.) работал один из отрядов экспедиции.
Днём 20 августа группа в составе биологов Е.Е. Сыроечковского-младшего (руководитель отряда), Е.Г. Лаппо, Ю.В. Мамкаева, меня, фотографа Л.И. Вейсмана, местного охотника Петра Окотэтто и офицера только что расформированной воинской части капитана Сергея (фамилию не помню) в течение нескольких часов искали захоронение на северо-западной оконечности острова, у м. Рагозина, где оно было показано на топографической карте. По словам П. Окотэтто, много лет зимовавшего (с 1977 г.) на острове, это был деревянный крест. Погода была плохая: сплошная низкая облачность, временами морось, дождь. Осмотрели большой участок плоского песчаного пространства, лишённого растительности. Ничего не нашли, хотя осматривали все приметные объекты, хорошо выделявшиеся на ровной поверхности.
21 августа 1994 года офицер по безопасности «Академика Фёдорова» Михаил Зайцев организовал изготовление машинной командой венка из 12 свечей и веток ивы на деревянной платформе. Продолжая путь на запад, судно застопорило ход в месте гибели «Марины Расковой», дало несколько гудков. Был спущен парадный трап, и Ф.А. Романенко по поручению экипажа и экспедиции спустил на воду венок с зажжёнными свечами в память погибших здесь полвека назад мучеников.

Федор РОМАНЕНКО


ЛИТЕРАТУРА
Барашков Ю.А. Арктические конвои в настроении Гленна Миллера (Плечом к плечу во Второй мировой войне). Архангельск: Март, 2001. 194 с.
Белов М.И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933-1945. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.4. Л.: Гидрометеоиздат, 1969. С.508-512.
Бережной С.С. Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза. СПб.: Велень, 1994. 400 с.
Бишоп К.Подводные лодки кригсмарине. М.: Эксмо, 2008. 192 с.
Блэйр К. Подводная война Гитлера 1942-1945. Жертвы. Ч.II. М.: АСТ; СПб: Terra fantastica, 2001. 704 с.
Голубев А. Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на северном морском театре в период Великой Отечественной войны. СПб: Частный военно-исторический архив, 1999. С.34-35.
Кащеев Л.Б. Германские подводные лодки. Вторая мировая война. Ч.1. Харьков: ATF, 1994. 48 с.
Демин Д. Светлые силы природы//Полярный круг. М.: Мысль, 1984. С.190-206.
Дениц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1964. 456 с.
Капралов Ю. Конвой на Диксон//Север. 1974. № 7. С.93- 103.
Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознамённый Северный флот. М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1977. С.189-190.
Курушин М.Ю. Стальные гробы рейха. М.: Вече, 2004. 480 с.
Платонов А.В., Апальков Ю.В. Боевые корабли Германии. 1939-1945. С-Пб. 1995.
Пузырёв В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981. 221 с.
Пузырёв В.П. 1944 г. Карская военно-морская база//Северные конвои. Вып.4. Архангельск: Правда Севера, 2000. С.128-140.
Сомкин А.Г. Мы помним вас… Архангельск: Родина Ломоносова, 1995. С.131-151.
Спирихин С.А. Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии. Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2003. 310 с. (с.66).
Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои. М.: Андреевский флаг, 1997. 364 с.
Хенриксен Х. Мурманские конвои. Мурманск-Архангельск: ОАО МИПП «Север», 2008. 416 с.
Широкорад А. Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45 гг. /Под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 2002. 944 с.
Шмигельский Л.Г. Молотовск и война в Арктике//Война в Арктике. Архангельск: Поморский университет, 2001. С.204-257.
Щедролосев В.В. Морская война в Арктике 1941-1945//Война в Арктике. Архангельск: Поморский университет, 2001. С.303-351.
Щедролосев В.В. Три сестры Беломорской флотилии. СПб: Леко, 2006. С.92-99.
Щипко Л. Арктический фронт. М.: Изд-во ДОСААФ, 1974. 142 с.
Щипко Л. Защитники Карского моря. Хроника военных событий. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1985. 172 с.

Пред.След.