Через двое суток мы вышли на чистую воду и легли в дрейф, а утром 26 июня к нам подошёл «Профессор Зубов», и оба судна пошли в лёд для грузовых операций, приёма продуктов и пересадки людей. В течение шести часов авральной работы перегрузили продукты для антарктических станций, приняли более 90 тонн топлива и 65 тонн воды. Передали на «Зубов» 55 человек и повели судно на кромку льдов. 27 июня «Профессор Зубов» самостоятельно последовал в порт Фримантл, а мы взяли курс в направлении моря Дейвиса к «Мирному».
28 июня — важный день: в каюте капитана собран судовой совет (старший командный состав), решается вопрос о дальнейшей работе нашего судна в Антарктике. Предложено два варианта. Первый — следовать к полярным станциям «Мирный» и «Молодёжная» для снятия полярников 17-й экспедиции, которых должна была забрать «Обь». Второй вариант — освободить «Обь» из ледового плена, а затем совместно двумя судами провести операцию по снятию людей с полярных станций. После дискуссии приняли первый вариант. Потом наш неутомимый защитник — первый помощник поднял вопрос о замене нашего экипажа. Его поддержал судовой врач, сказав, что в экипаже есть больные. Оказалось, что с простудой!.. А. Ф. Трёшников обратился к командирам с просьбой сделать всё возможное для выполнения поставленных задач и в данный момент выполнить главное — снять людей со станций «Мирный» и «Молодёжная» и обеспечить безопасность д/э «Обь». Тут-то и отличился помполит яркой речью: «Хватит призывать нас к долгу и чести, мы об этом уже наслышаны, и предостаточно!». Трёшникову пришлось ответить, что странно услышать такое от первого помощника капитана, тем более, что речь идёт не об отвлечённых понятиях, а о жизни людей — моряков и полярников.
Все остальные члены совета высказались за продолжение работы д/э «Наварин» в Антарктике без замены экипажа.
30 июня вышли к меридиану шельфового ледника Шеклтона и начали спускаться на юг. К этому времени командир авиаотряда Москаленко на самолёте Ил-14 выполнил ледовую разведку моря Дейвиса и нашел айсберг, пригодный для работы. Нам посоветовал Москаленко следовать к острову Победы, где можно провести операцию по снятию людей со станции «Мирный».
К концу следующих суток, двигаясь в направлении этого острова, мы в тяжелом десятибалльном льду прошли не более 60 миль. Мороз около 30 и весьма интенсивное ледообразавание. Оценив условия, решили следовать к западному шельфому леднику и попутно подыскивать льдину или айсберг для посадки вертолёта. Самолёт Ил-14 также ежедневно проводит ледовую разведку и поиск подходящей льдины.
3 июля нашли айсберг, пригодный для посадки вертолёта, но от него до «Мирного» около 500 км. Это слишком далеко, поэтому Москаленко предложил с воздуха подыскать ещё айсберг, на который мог бы садиться Ил-14. И нашел на следующий день. Большой, столообразный, длиной 1200 и шириной около 1000 метров. Айсберг от нас в 60 км к востоку. После выгрузки и сборки и пробных полётов вертолёт, управляемый командиром Кошманом, улетел на этот айсберг готовить полосу для Ил-14. На вертолёте улетели несколько человек из нашего экипажа.
Взлётно-посадочную полосу приготовили к концу 5 июля. Утром 6-го начали эвакуацию людей. Подобная операция в условиях антарктической зимы ещё никогда не проводилась кем-либо в мире. Поэтому опишу её подробнее.
Самолёт Ил-14 вылетал из «Мирного». Примерно за 30 минут до его подлёта к айсбергу наш вертолёт Ми-8 выполнял посадку на айсберг и давал самолёту радиопривод. После посадки самолёта его пассажиры перебирались в вертолет, а из вертолёта в самолёт перегружались продукты для зимовщиков «Мирного». Самолёт взлетал и уходил к «Мирному». Следом поднимался и летел к судну наш вертолёт. Полёты обеих машин выполнялись в светлое время и, конечно, после радиообмена сообщениями: «Взлетел. На борту всё в порядке».
Только днём 7 июля закончили эту сложную операцию: приняли на борт 38 полярников и взяли в «Мирном» для них 700 кг продуктов.
От выхода из района дрейфа «Оби» до швартовки к айсбергу в море Дейвиса прошли по чистой воде окало 900 миль, а в тяжелых льдах почти 1200. Теперь курс в море Космонавтов: нужно закончить эвакуацию людей со станции «Молодёжная».
9 июля. В широте 58°40' ю. и долготе 82°56' в. вышли на кромку льда. Идём круглосуточно, но условия плавания отвратительные: встречный ветер ураганной силы, нулевая видимость и огромное количество айсбергов и их обломков вокруг. Постоянно работает локатор, и вахтенный помощник все четыре часа не отрывает глаз от экрана.
С 13 по 18 июля. Ледовая обстановка по-прежнему тяжелая. Продолжаем следовать на юго-запад к 47 градусу долготы. Пользуемся рекомендациями синоптиков станции «Молодёжная»: они получают данные с американских спутников и от авиаразведки. На 65°52' ю. и 47°32' в. вошли в полосу дрейфующих льдов и начали поиск айсберга или хорошей льдины, пригодной для выгрузки и сборки вертолёта. В воздухе почти постоянно в светлое время суток работает авиаразведка: самолёт Ил-14. По этим данным, на обширном пространстве море представляет собой огромное поле битого льда, словно вспаханное гигантским плугом. И ещё впечатление, что здесь из Антарктики исчезли все айсберги. Удивляюсь работоспособности авиагруппы Москаленко. Вот уже несколько суток всё светлое время они в воздухе: отыскивают подходящую для посадки льдину. А ближайший айсберг, пригодный для посадки вертолёта, только у мыса Танг, но лёд там непроходимый. За эти дни авиаторами и нами обследован район между 50 и 32 градусами долготы.
19 июля в точке 65°30' ю. и 45°30' в. находится теперь научно-исследовательское судно «Профессор Зубов». Мы прекратили поиски и вышли навстречу для пересадки к нам полярников из «Мирного», приёма продовольствия, топлива и воды. Это и сделали. Приняли: 160 тонн топлива, 30 тонн воды и продовольствие. Затем продолжили поиск льдины или айсберга.
22 июля. Восьмые сутки, как мы утюжим льды в районе станции «Молодёжная». И пока бесполезно. Погода отвратительная и ночью и днём. Пурга и ураганный ветер от норд-оста, давление ниже разумного предела. На открытых палубах просто невозможно показаться. С полудня повернули к Северу, и погода стала чуть улучшаться. А с 2 часов 50 минут по московскому времени получили известие: «Обь» освободилась из ледового плена. Объявили об этом по судовой трансляции. Во всех каютах крики «Ура!». Пожалуй, сегодня самый радостный день за все восемь месяцев нашей работы в Антарктике. И ещё радостно за моряков «Оби», выдержавших битву с ледяной стихией и вышедших победителями. Блистательно оправдался прогноз А. Ф. Трёшникова, который за месяц предсказал, что «Обь» выйдет из ледового плена в конце июля. Мы послали капитану и экипажу «Оби» поздравительную радиограмму.
24 июля. Тяжелые, напряженные вахты изматывают штурманский состав. Особенно тяжело на ночных вахтах, когда судно движется при свете прожекторов. Ночью в течение всей вахты штурман не отходит от радара. И днём ландшафт всё тот же — гигантское перепаханное ледовое поле, с которого убрали все айсберги и крупные, не изломанные льдины. Здесь лёд дрейфует на запад — юго-запад в район моря Космонавтов. А. Ф. Трёшников составляет для нас прогнозные карты и периодически пьёт валерьянку.
29 июля ночью на своей вахте по радиолокатору наконец-то обнаружил айсберг, подошел к нему и только после этого разбудил капитана. Айсберг оказался не слишком ровным, с озером и промоиной с одного бока, но на другом есть ровная площадка, пригодная для посадки вертолёта. Капитан осмотрел всё сам и признал айсберг пригодным для выгрузки и базирования вертолёта.
Утром ошвартовались у айсберга и сразу же начали выгрузку: керосин, аппаратура ионосферной станции, контейнер с вертолетными лопастями и, наконец, вертолёт. Экипаж и вертолётчики повеселели, и уже вечером вертолёт поднялся и после пробных полётов был признан готовым к работе.
2 августа. Вертолёт сделал три вылета на «Молодёжную». Доставил три тонны продовольствия, а обратными рейсами к нам — 31 человека из отзимовавших на «Молодёжной» полярников. Этих людей забрал «Профессор Зубов». А сегодня ночью началась сильная подвижка льда и сжатие. Нас сорвало с трёх ледовых якорей (вес каждого по 100 кг), которые забросило на нашу палубу. К счастью, всё произошло ночью, никто не пострадал. Удивительно, якоря забросило на палубу, а повреждений от их падения не было — ни грузу, ни судну. «Зубов» стоял в стороне. Мы отошли от айсберга, обкололи «Зубова» и легли в дрейф до утра. И счастье, что вчера из-за плохой погоды вылет вертолёта с «Молодёжной» не состоялся.
Осмотрели айсберг. Результаты неутешительные: швартовка к нему теперь невозможна из-за зыби и сплошного мелкобитого льда. Всё, что было выгружено на айсберг: керосин, контейнер, авиаимущество, ионосферная станция — смыто в море. Через айсберг перекатываются крупные волны.
4 августа. Сегодня зыбь улеглась, и погода улучшилась до «полётного минимума». Мы подошли к айсбергу и ошвартовались. Утром приняли вертолёт, сняли лопасти, погрузили вертолёт на борт и закрепили. Это последний полёт в этом рейсе. Пересадили одиннадцать зимовщиков на «Зубов», передали продовольствие. Всего со станции вывезено 42 человека, доставлено на станцию четверо из нового состава зимовщиков. С полудня оба судна следуют на северную кромку дрейфующего льда.
5 августа. В 12.17 в широте 61°35' ю. и долготе 43°27' в. вышли на кромку льдов. Оба судна на чистой воде. Отсалютовали прощальными гудками: мы — им, они — нам. Дальше «Профессор Зубов» последует самостоятельно.
Подвёл кое-какие итоги нашего южного плавания.
Всего во льдах Южного океана нами пройдено 5011 миль (9280 км).
Из них 2864 мили (5304 км) впервые в мировой практике пройдены в активном безледокольном зимнем плавании вне действия каких-либо береговых систем навигационного обеспечения и обжитых районов побережья. Это мили большой нервной нагрузки и напряженного труда, легших на судоводителей, механиков и экипаж д/э «Наварин» и, конечно, его капитана.
И не так уж страшны оказались айсберги, как их обломки, когда при волнении и ветре ночью они неразличимы локатору, а днём не видны от ураганного ветра, когда поверхность моря покрывается сплошной белёсой пеленой пены и брызг. Для судоводителей эти вахты — сотни часов непрерывного, напряженного внимания и готовности к маневру. И столкновений не было. Не было и отказов в работе главных двигателей и вспомогательных механизмов или электроснабжения. В этом ежедневный упорный труд всей машинной команды. А куда б мы сгодились без уверенной радиосвязи, без боцмана и матросов палубной команды, без наших поваров, камбузников, дневальных. Все эти люди работали добросовестно. Честно работал весь экипаж.
На следующий день мы получили массу поздравительных и благодарственных радиограмм.
29 августа встали на короткую стоянку в порту Санта-Крус де Тенериф (Канарские острова).
11 сентября 1973 года ошвартовались у причала Ленинградского морского торгового порта.
Закончился самый длительный по активному безледокольному плаванию, продолжительный и тяжелый антарктический рейс. Экипажу выпали большие моральные и физические нагрузки, сложные грузовые операции, профилактические и текущие ремонтно-наладочные работы. Всё сделано вовремя. Экипаж нормально принял и вынужденную обстоятельствами тесноту, и перенаселённость судна (до 150 человек при норме 65), и длительность тяжелого полярного плавания. Антарктический рейс д/э «Наварин» завершён.
Нас встречали родные и близкие, представители прессы и телевидения, Арктического и Антарктического НИИ и нашего Мурманского пароходства в лице двух сотрудников отдела кадров. (Других лиц, «видимо», не нашлось.)
После долгой разлуки у всех радость свидания с дорогими людьми, с Родиной. Только у капитана теперь ещё и печальная встреча с родителями погибшего Валерия Карлова. И ещё предстоят беседы в транспортной прокуратуре.
К полудню 14 сентября д/э «Наварин» был предъявлен морской инспекции и портнадзору, выполнены необходимые контрольные проверки, включая водолазный осмотр. Повреждений обнаружено не было и соответствие классу Регистра подтверждено.