Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бочек А.П., Доклад Начальника Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.

Бочек А.П. Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.
http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/boolg.html
Для облегчения ориентировки при чтении доклада пользователям Google Earth - можете скачать файл kmz с названиями географических объектов и позициями судов по координатам приведенным в тексте:
google-earth-Bochek.zip
(9.02 КБ) Скачиваний: 302

Посмотреть на сервере Google maps

© Филиал по Чукотскому автономному округу ФГУ «ТФИ по Дальневосточному федеральному округу». Использование материалов разрешено только с указанием ссылки на источник.
Инв. № 12
Не подлежит оглашению

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА тов. ЯНСОНУ Н.М..
красным карандашом, почерк Бочека: Директору Дальстроя т. Берзину
Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА
- БОЧЕК А.П.

ДОКЛАД
1934 г.


slava_zz : 22 Октябрь 2009 19:14  Вернуться к началу

Переход Колыма - Чаун, на зимовку


Убедившись в полной невозможности производит дальнейшую разгрузку и считая совершенно недопустимым дальнейшую задержку в устье Колымы как речных судов, так и морских, Руководство Экспедиции 24-го сентября, прекратив грузовые работы, около полудня направило п/х "Анадырь", "Север", "Сучан", "Микоян" в Чаунскую губу, где предполагалось установить большинство судов Экспедиции с оставшимися грузами на зимовку. "Литке" вышел несколькими часами позднее, "Урицкий", имея распоряжение снабдить паровой буксир КИУРТ'а углем, чему значительно мешала волна и крепкий ветер, вышел под ветер 24 сентября. Почти одновременно с ним, несколько позже, вышел "Красный партизан", задержавшийся с окончанием разгрузки, имя также распоряжение следовать в Чаунскую Губу.
(лакуна на одну строку)

пурге, но с приближением на меридиане 166 и параллели 70, с наступлением темноты встретили разреженный лед. Около этого же времени "Литке" соединился с головной колонной.

Вследствие темноты из-за частых налетов пурги, суда были вынуждены встать на якоря и переждать пургу, дабы иметь возможность ориентироваться. Простояв всю ночь, на рассвете 25-го, суда последовали далее, держа курс к южной оконечности о-ва Айон. Видимость по-прежнему плохая. Льды на пути следования сильно разрежены с большим пространством открытой воды, мористее видны льды более сплоченные.

У западного берега о-ва Айон "Литке" с судами, кроме "Красного партизана" и "Урицкого" уже нагнавших Экспедицию, но пошедших несколько позади вне видимости, вошел в широкую прогалину открытой воды и последовал вдоль берега острова. По мере продвижения судов к северо-востоку прогалина постепенно суживалась. Ветер перешел к норд-весту и достиг силы 6-ти баллов с пургой. Видимость еще ухудшилась. Барометр резко упал. Около полудня 25-го подошли к северо-западной оконечности Айона и, не видя даже возможности продвигаться вдоль берега из-за сплоченных льдов, а также опасаясь быть выжатыми льдами на берег под нажимом ветра на мелкие глубины, - "Литке" с судами вошел во льды на глубине 9 саженей с целью отхода от побережья и получения ледяного буфера между мелководьем и судами, на случай усиления нажима льдов на берег. Капитанам "Урицкого" и "Красного партизана" сообщили, что, по-видимому, проход прогалиной у северо-западной оконечности Айона закрывается от нажима крепкого норд-веста с пургой и что "Литке" с судами, опасаясь прижима льда, вошел во льды для получения ледяного кранца по отношении к мелким глубинам.

В сообщении также указали, что "Литке" с судами находится в 4-х милях к западу от северной оконечности Айона и предупреждали, чтобы суда держались осторожнее, учтя возможность нажима льда на берег, по возможности мористее в ожидании улучшения видимости и стихания ветров от неблагоприятных румбов.

Вскоре ветер усилился до 7 баллов, плотно сжал лед, прогалины затянуло шугой, салом и молодым льдом. Температура воздуха упала до минус 7. При кратковременном прояснении с "Литке" был усмотрен "Урицкий", находившийся примерно около одной мили на зюйд-вест от стоянки судов. Из этого был сделан вывод, что "Урицкий" присоединился к судам. Несколько позднее, при кратком прояснении, в расстоянии трех миль от судов было усмотрено побережье Айона и близ него узкая прибрежная полоса чистой воды. Об этом немедленно было сообщено п/х "Красный партизан", который в 15 часов 25 сентября, следуя вдоль самого берега, благодаря незначительной осадке, обнаружил дальнейший ход береговой прогалины и по глубинам в 3-4 сажени удачно обогнул о-в Айон и направился в Чаунскую Губу и о-вам Раутан. Совершенной неожиданностью было сообщение "Урицкого" утром 26, где он указал, что находится в расстоянии около 10 миль на норд-ост от судов. Свое положение он объяснил, что пытаясь выбраться из тяжелых льдов и рассчитывая, что ветер, прижимая льды к северу, освободил возможно проход севернее, где можно было обойти банку, стал пробираться в этом направлении, зайдя в еще более тяжелы льды. И, когда попытался из них выбраться, то даже не смог развернуться. Взрыв аммонала не дал никакого эффекта, и он обратился за помощью к "Литке", приостановив продвижение до помощи или до изменения ледовой обстановки, не выбравшись на прогалину, которая была от него в 2-х милях на норд-вест.

26 сентября продолжался сильный ветер с пургой от норда, державший льды в уплотненном состоянии. Утром "Литке" ввел в действие 5 котлов и пытался начать вывод судов в береговую прогалину у о-ва Айон, находящуюся от них в 0,5 мили. Наличие 9-ти бального льда и сильный ветер затрудняли движение самого "Литке", почему работу пришлось приостановить и возобновить ее только после полудня, при некотором ослаблении силы ветра. За 8 часов непрерывной работы до полной темноты "Литке" удалось развернуть суда и продвинуться несколько сними в желаемом направлении к прогалине. 27-го с рассветом "Литке" возобновил работу по выводу судов в береговую прогалину. Норд-вестовый ветер несколько ослабел и температура держалась до минус 5. После больших усилий к полудню удалось вывести из 9-10–ти бального льда на прогалину п/х "Север", "Анадырь" и "Микоян", которые и последовали далее самостоятельно. "Литке" возвратился до вывода п/х "Сучан", который, форсируя льды, свернул себе баллер руля и теперь оказался совершено беспомощным. "Литке" взял его на буксир и буксировал к прогалине. Буксировка была слишком сложна, к.т. руль был свернут на борт и корабль получил особую рыскливость, чем заставлял "Литке" все время выравнивать переменными ходами машин буксируемое судно. Буксировка проходила настолько трудно им делено, что продвижение не превышало мили в час. Имея на буксире совершенно беспомощный корабль "Сучан" Руководство Экспедиции было вынуждено отказать "Урицкому" в немедленной помощи, когда он просил об этом, рассчитывая оказать ее после вывода всех пароходов и отбуксировки "Сучана" к месту зимней стоянки.

В ночь на 28-е осмотрели повреждения водолазами; пробовали произвести исправления рулевого привода, но это оказалось невыполнимым, попытка наладить временное управление тоже оказалась неудачной. Весь день 28 сентября "Литке" продолжал буксировку "Сучана". Пароходы же "Север" и "Анадырь" и "Микоян", помогая друг другу в переменной обстановке, достигли места стоянки "Красного партизана" утром 28 сентября.

Начиная с 26 сентября под влиянием нордовых ветров обстановка в Чаунской Губе все время менялась в сторону ухудшения. По сведениям от Чукоч сильно сплоченный торосистый лед прижат у берега у м.Шелагского. В течение 2-3-х дней "Красному партизану" пришлось менять 2 раза стоянку, т.к. сильно торосистый лед через проливы вошел в Чаунскую Губу и напирал на берег в месте стоянок парохода, забив все пространство близ фактории на м.Певек. По рассказам старожилов, заход льда в Чаунскую Губу является исключением, они не помнят такого случая.

Продолжая буксировку "Сучана", "Литке" к концу дня 28 сентября, обогнув о-в Айон, был вынужден оставить "Сучан" перед тяжелыми льдами уже при входе в Чаунскую губу, а сам пойти на разведку. С трудом обнаружив прогалину, по которой прошли северняки и "Микоян", "Литке" возвратился к "Сучану" и продолжал буксировку в темноте по направлению к входу в прогалину, освещая прожектором путь среди встречных льдов. Чистая от старых льдов вода покрылась двухдюймовым молодым льдом, что значительно улучшило буксировку, уменьшив рыскливость "Сучана" в следу "Литке". Пройдя прогалину, "Литке" выждал рассвета и днем 29-го прибыл со своим буксиром к месту стоянки пароходов за островом Раутан. Местами молодой лед достигал 3-4 дюйма, в районе стоянки судов к югу от о-ва Раутан ледообразование было незначительно, и молодой лед чередовался с довольно большими пространствами чистой воды, подернутой салом.
П/х "Урицкий" 26 сентября находился на широте 70-14, долготе 169-25, был по прежнему зажат льдиной и мелено дрейфовал на зюйд-ост. Его дальнейшие попытки освободиться взрывами были безрезультатны: все пространство между старым льдом вокруг парохода было забито смерзшейся шугой и не давало возможности отходить льду при взрывах, так плотно он был сжат и обморожен.


По подходе к судам "Литке" спешно приступил к приему угля с них, не считаясь с некоторым их обезугливанием, с целью скорейшей попытки пробиться к п/х "Урицкий" для вывода его из тяжелого положения и затем, во исполнение категорического распоряжения Наркомвода, следовать на восток, а также оказания помощи ледокольному п/х «Сибиряков», находившемуся в районе Сердце Камень без гребного винта. В связи с создавшейся тяжелой обстановкой, о походе на восток остальных судов не могло быть и речи и потому тем судам, которым раньше было сказано, что при наличии благоприятной обстановки он пойдут на восток, было отдано распоряжение готовиться к зимовке.

Несмотря на ударную работу, прием угля с пароходов на "Литке" затянулся до полудня 1-го октября, т.к. приходилось брать с каждого парохода по очереди, что отрывало время на переходы и швартовку. Закончив бункеровку, "Литке" приступил к разлому льда в месте намеченной зимней стоянки судов близ фактории Заготпушнины, которое было забито сплошными торосистыми льдами, зашедшими туда с севера и спаянными между собой молодым льдом. Только с наступлением темноты "Литке" закончил работу по разлому льда. Следующая, не менее важная задача была – провести суда через лед и установить их на место стоянки каждого, особенно это трудно было в отношении п/х "Сучан", при его поврежденном руле.

Выполнение этой задачи пришлось отложить до рассвета из опасения повредить суда при проводке в ночное время. 1-го же октября получили известие, что ледокольный п/х «Сибиряков» на буксире у тральщика Уссурийца благополучно достиг чистой воды в районе мыса Дежнева, что нас сильно обрадовало и сняло выполнение одной из трудных задач для "Литке".

2-го октября, после установки на место зимовки п/х "Сучан", "Литке", имея запаса угля несколько более 700 тн. вышел в море, имея первоочередной целью достижение и вывод п/х "Урицкий". Пройдя весь путь молодым толщиной до 6-дюймов льдом, литке в 15 час. 2-го октября, не дойдя до "Урицкого" 5-6 миль, находящегося на широте 70-14 и долготе 169-05 уперся в кромку сплоченного торосистого смерзшегося льда. Мачты, надстройка и труба "Урицкого" были видны из-за торосистого льда. Немедленно приступили к форсированию льда активными действиями ледокола и подрывными работами; два часа такой работы дали возможность продвинуться только на 200-250 метров вглубь кромки, т.е в место где лед был наименее сплочен. Ледовая обстановка ясно показывала, что достижение "Урицкого" займет несколько суток форсированной работы с большим расходом топлива, его вывод будет граничить с обезугливанием "Литке" и малейшая задержка или просто неудача обречет на зимовку в дрейфующих льдах и "Урицкого" и "Литке". Кроме того, данная операция в тяжелом смерзшемся льду предопределяла серьезный риск в смысле повреждения для обеих судов. В связи с создавшимся положением был созван судовой совет с приглашением имевшихся на борту опытных полярников-капитанов, который единогласно высказался за оставление "Урицкого" и немедленное продвижение "Литке" на восток, во исполнение вторичного категоричного распоряжения об этом Наркомвода, считая, что имеющейся ледовой обстановке попытка вывода "Урицкого" с помощью "Литке" будет бесцельна и положительных результатов не принесет. Руководство Экспедиции с мнением судового К-та согласилось и своде решение об уходе на восток сообщила капитану Спрингис, дав одновременно указание т.Остальцеву об организации на м.Шелагском продовольственной базы на случай несчастья с судном и оставления его экипажем.

2-го октября около полуночи "Литке" последовал на восток в направлении м.Шелагского. Продвигаясь в молодом льду "Литке" к утру 3 октября подошел к сплоченному смерзшемуся льду, не доходя 6 миль до м.Шелагского. Лед преграждал путь на восток, форсировать его было бесполезно. Решили несколько выждать обстановку, питая некоторую надежду на возможное действие хотя и очень слабого южного ветра. Для осмотра льдов вокруг м.Шелагского выслали в разведку партию во главе с пом.капитана ледокола т.ТАРАСОВЫМ, в направлении берега. Партия, почти достигнув берега, вынуждена была вернуться из-за начавшейся пурги, выявив еще большую уплотненность мощных торосистых льдов, вплотную прижатых к берегу.

4 октября зюйдовый ветер усилился до силы шторма с густым туманом. От "Урицкого" получили сообщение, что к югу от него образовалась прогалина шириной около мили, в направлении ост-веста.

Около полудня "Литке" вновь последовал к "Урицкому" для попытки вывести его из льдов. Продвигались по старому следу во льду, имея окраску льда местах поворотов, произведенную ранее для ориентировки при плохой видимости. Окраска оказала нам большую помощь, давая возможность нам правильно выбирать направление. В 17 часов при временном прояснении был усмотрен "Урицкий", к которому подошли на самое ближайшее расстояние, упершись в кромку тяжелых льдов. Обнаружив близ кромки открывшуюся прогалину, пробились в нее, прошли около мили, но далее встретили вновь непроходимый лед. С наступлением темноты вышли в молодой лед к югу от кромки, предполагая к утру иметь разреженные льды, т.к. продолжал дуть крепкий зюйд-вест с пургой. В полночь на 5-е октября ветер внезапно с прежней силой перешел на норд-вест. С рассветом "Литке" обнаружил, что вчерашняя прогалина закрылась, "Урицкого" не было видно. Получили сообщение от капитана "Урицкого" СПРИНГИС, что началось сильное сжатие корабля, угрожающее гибелью и команда была готова высадиться на лед. К полудню сжатие ослабело, оставив корабль с креном 9°.По сообщению капитана, повреждений не было обнаружено. По бортам парохода выросли большие торосы, он вместе со льдом продолжал дрейфовать к осту. Место судна в данный момент было приближенно в 10 милях на норд-вест от м.Шелагский. Вечером "Литке" перешел к юго-западной стороне м.Шелагского, рассчитывая, насколько это будет возможно быть ближе к "Урицкому". Капитану "Урицкого" руководство послало телеграмму с предложением обсудить вопрос о возможности и целесообразности отправки части экипажа на берег с тем, что они будут или подобраны "Литке" или направлены еа место стоянки судов специально организованной партией. Капитан "Урицкого" ответил: «Решили остаться на судне все как один, для принятия общего участия в спасении судна в случае опасности, мотивируя, что при надобности срочной сборки машины и поднятия пара в котлах в минимальный срок не может сделать небольшая часть экипажа, что может послужить решающим моментом в спасении судна. Второе: оставить на судне более здоровых и отправить слабых является нецелесообразным, т.к. идя всем экипажем сможем друг друга легче поддержать, чем двумя партиями. Экипаж п/х "Урицкий" заверяет через руководство всех, что он еще крепче спаялся после сегодняшнего сжатия и будет спокойно переносить всякие невзгоды». Руководство Экспедиции с этим согласилось. Начавшимся южным ветром в ночь на 6-е октября лед вокруг "Урицкого" разжало, корабль принял нормальное положение и начал дрейфовать со льдами к норду.

6-го октября "Литке" стоя в молодом льду до 7 дюймов обнаружил начавшееся движение и торосообразование в молодом льду, ранее бывшем неподвижным. Предприняли попытку продвинуться к м.Шелагскому и убедились, что ледокол застревал и заклинивался в торособразованиях молодого льда. Кингстоны забивало льдом. Появились реальные опасения быть зажатыми в молодом льду и местами к старому многолетнему. Решили поэтому продвигаться на юг по направлению к Чаунской губе. По мере продвижения наслоения льда встречались реже и даже появились открытые пространства воды. Не доходя до широты о-ва Большой Раутан, с наступлением темноту легли в дрейф, судно вместе со льдом оттягивало к норду.

"Урицкий" сообщил, что 7 октября в 8 часов находился в широте 70°18’ и долготе 170°16’, дрейф на норд продолжается 7 миль в сутки при штормовом южном ветре, прогалин чистой воды не видно и что пароход стал на ровный киль, лед, подбитый сжатием под левый борт, вышел и оставался зажатым только винт.

7-го октября с рассветом "Литке" стал пробиваться в направлении м.Шелагского с расчетом обогнуть мыс и продвигаться на восток. Продвижение шло чрезвычайно медленно. Молодой наторошенный лед создавал более чем серьезные препятствия: ледокол застревал, приходилось брать с разбега, кингстоны забивались, чем дальше, тем продвижение затруднялось сильнее. Не доходя до мыса 13 миль подошли к кромке сильно сторошенных совершенно непроходимых льдов, спаянных молодым, имея к югу сильно сторошенный многолетний лед, как видно упершийся в берег, и к северу сильно наторошенный молодой лед, по-видимому тоже упершийся в кромку многолетнего сплоченного льда. Не видя возможности обогнуть мыс, чтобы следовать на восток, имея слишком позднее, совершенно не навигационное время в Арктике, очевидную бесполезность дальнейших попыток в выводе "Урицкого" и, имея налицо слишком реальную угрозу самому "Литке" оказаться в положении "Урицкого", а также преследуя цель сохранения на "Литке" хотя бы минимального количества топлива для оказания помощи "Урицкому" с наступлением навигационного времени в будущем году и вообще для работы в следующую навигацию, Руководство Экспедиции пришло к заключению и решило, что "Литке" должен присоединиться к остальным судам и стать на зимовку в Чаунской губе, под защитой островов Большой и Малый Раутан. Получив распоряжение, "Литке" повернул и начал пробиваться вглубь Чаунской губы. По мере продвижения, ледовые условия становились более легкими и в 16 часов 7-го октября "Литке" вышел на рейд у Чаунской фактории и стал вместе со стоящими рядом у берега остальными судами.

Пред.След.