Общий очерк работа) В Обском районе. Начав кампанию 15 мая, гидрографические суда Обской группы — „Прибой" и „Неупокоев" заканчивали последние приготовления к выходу из Омска и принимали снабжение для себя и радиостанции. Одновременно происходило формирование партий. Выход на север был намечен на 14 июня. Но в связи с запозданием прибытия угля, суда вышли 21 — 24 июня.
[195]
Прибыли в Обдорск, где было нанято большинство рабочих топографической партии, 19 июля прошли Ямсальский бар и 20 июля в 9 ч. 30 мин. отдали якорь в бухте Нового порта.
Работа по ограждению бухты была возложена на г/с „Неупокоев". Г/с „Прибой" под брейд-вымпелом начальника Убеко-Сибири, имея на борту в полном составе топографическую партию, вышел на север. Имевшиеся сведения говорили за то, что севернее мыса Трехбугорного или по крайней мере мыса Сапожникова можно было ожидать встречи льда.
Действительно, идя под западным берегом, и имея ветер от WNW — на параллели 71°05', 22 августа справа от курса были обнаружены сначала отдельные полосы, а затем поля льда. При этом, с продвижением на север, полоса чистой воды под западным берегом становилась все уже и уже и на параллели Венуй-еуо достигала всего 3—4 миль. Но так как ветер был WNW, подход к Венуй-еуо оказался свободным, что и позволило высадить, как и намечалось программой, у Венуй-еуо группу гидрографа Деева 21 июля. В виду того, что в случае благоприятных условий начальником экспедиции было намечено, пользуясь присутствием г/с „Прибой" в районе береговой съемки на участке Венуй-еуо, Таран-Тамбей, произвести здесь систематический промер, — сразу же по высадке партии было приступлено к выставлению по западному берегу к северу от Венуй-еуо вех для обозначения на месте опорных точек для промера. Это было выполнено на участке от знака Венуй-еуо до р. Тамбея (астропункт). После того сделали попытку высадить нач. топографической партии Напалкова на восточном берегу. Попытка не удалась, так как подойти к восточному берегу помешал лед, продержавшийся в районе мыса Тарана и далее к северу до 6 августа. Тогда начальник экспедиции дал гидрографу Напалкову задание итти со съемкой по западному берегу к северу от места предполагаемого окончания работ гидрографом Деевым. Гидрограф Напалков с частью своей партии был высажен около полуночи на 23 июля, вблизи устья р. Болотной.
К производству промера в районе Тамбей-Таран 1-й промерной партии „Прибой" сразу приступить не пришлось, вследствие присутствия здесь льда (рис. 53 и 54) и необходимости доставить из Нового порта продовольствие и уголь. Нач. экспедиции Сергеевский предполагал выдвинуть к северу, именно, в район устья р. Тамбея угольную базу-шхуну „Мейснер", но она запоздала, выйдя из Омска 3 июля, и только 6 августа шхуна „Мейснер" стала стационером-базой вблизи устья р. Няр-уангуте, против места астропункта Тамбей.
За этот промежуток времени (21 июля—6 августа) г/с „Прибой" принуждено было покинуть север Обской губы и сделать 2 похода в Новый порт и поход навстречу шхуне „Мейснер" — к мысу Напалкова.
Походы в Новый порт и обратно были использованы для попутного промера губы между параллелями мыса Напалкова и мыса Тарана и определения астропунктов мл. производителем работ г/с „Прибой" Воробьевым (в устье р. Сэр-яга, на мысе Халцыянай-сале, в районе береговой съемки прошлого 1926 г.).
С приходом же к Тамбею шхуны „Мейснер", 1-я партия получила возможность приступить к систематическому промеру и уделить более внимания поддержке топографической партии. Но все же и отсюда
[196]
г/с „Прибой" еще раз сделало поход в Новый порт с заходом в Тазовскую губу до Ямбура (для выполнении обязательств Обь-тресту за аренду шхуны „Мейснер").
Топографическая партия закончила работы на западном берегу до мыса Дровяного (Напалков — 7 августа, Деев — 13 августа) и была переброшена „Прибоем“ на восточный берег: гидрограф Напалков к мысу Тарану для продолжения съемки берега к северу, а гидрограф Деев, несколько позже, в предполагаемую (по имевшимся картам) бухту Варпай с заданием итти на WSW, навстречу топографу Напалкову до его конечного пункта съемки Няр-салем-пые (Штормового).
От промера г/с „Прибой" отвлекалось также и обслуживанием астронома Воробьева, производившего наблюдения на опорных пунктах в районе съемки.
Промер в районе между параллелями мыса Трехбугорного и мыса Наливного входил в задание обоих промерных партий, но благоприятные условия погоды в начале плавания и ранний приход к месту работ дали возможность весь промер на этом участке возложить на 2-ю промерную партию (г/с „Неупокоев"). Как уже было указано, г/с „Неупокоев" должно было выполнить ограждение бухты Нового порта. На начальнике 2-й промерной партии — командире г/с „Неупокоев" — лежала обязанность обслужить в лоцмейстерско-маячном отношении и всю южную часть Обской губы, равным образом встретить и ввести на внутренний рейд бухты Нового порта суда товарообменной Карской экспедиции.
Вполне понятно, что в силу этих причин г/с „Неупокоев" могло быть использовано специально для гидрографических работ лишь на незначительный срок. На промер 2-я партия смогла выйти из Нового порта только 4 августа. Но задание но промеру с успехом ею было выполнено. Успеху отчасти способствовало запоздание прихода судов Карской экспедиции, так как в случае раннего прихода их упущен был бы период благоприятных погод, что для г/с „Неупокоев", в частности, вследствие его плохих мореходных качеств, имело существенное значение.
Едва закончив работу по систематическому промеру, г/с „Неупокоев" к 19 августа должно было итти в Новый порт для проверки ограждения и встречи Морской части Карской экспедиции.
С 16 августа г/с „Прибой" до окончания гидрографических работ в северной части Обской губы на юг не ходило.
Свертывание работ на этом участке началось с 30 августа, а к 4 сентября сначала шхуна „Мейснер" с топографической партией на борту, а затем и 1-я промерная партия („Прибой") прибыли в Новый порт. Г/с „Прибой“ задержалось по пути для производства промера к северу от мыса Напалкова, приблизительно до параллели устьев р. Се-яга и Тадибе-яга, что начальником экспедиции было намечено сделать, чтобы иметь возможность пополнить глубинами предполагаемую к изданию карту средней части Обской губы.
Можно было бы оставаться еще дней 10 на севере Обской губы и попытаться определить астрономический пункт на мысе Львова, но в таком случае пришлось бы отказаться от намеченной еще в Омске работы по очистке и подъему на клетки лихтера, выброшенного во время шторма в 1922 г. на берег вблизи бухты Находки, в трех милях к северу от мыса Виткова.
[197]
Решено было для этой работы использовать личный состав топографической партии и шхуны „Мейснер". Начальнику партии гидрографу Напалкову было дано задание использовать время пребывания в бухте Находке для съемки ее, так так бухта эта положена была на карту южной части Обской губы по данным 1920 г. портоизыскательской партией инж. Вихмана не полностью.
С 4 сентября г/с „Неупокоев" оставалось стационером в Новом порту для вывода судов Карской экспедиции. Г/с „Прибой" вышло в Тазовскую губу для выполнения обязательств перед Обь-трестом. Во время этого похода производителем гидрографических работ Воробьевым был определен астропункт п-ова Ямбург, в устье р. Пойлово-яга.
14 сентября ушла из Нового порта Карская экспедиция, а 16-го — суда Убеко-Сибири были на Ямсальском баре, оставив Обскую губу до следующей навигации и начав свой подъем по р. Оби и Иртышу в зимнюю базу в Омске.
4 октября прошли Тобольск, где было, за мелководьем речных перекатов под Омском, оставлено на зимовку г/с „Прибой“.
18 октября суда Обской части экспедиции отдали якоря у крепости г. Омска.
б) В Енисейском районе. Для выполнения намеченной программы в полном объеме являлось недостаточным одного судна „Иней", имевшего штатную комплектацию. Поэтому на отпущенный специальный кредит было укомплектовано г/с „Секстан", предназначавшееся в распоряжение гидрографа-геодезиста Жонголовича для производства триангуляции в устье р. Енисея.
Что касается гидрографических работ собственно в Енисейском заливе, то для этой цели предназначалось г/с „Иней“, попутно с заданием произвести ледовую разведку и провести суда Карской экспедиции до Усть-Енисейского порта и обратно. На г/с „Иней“ лежала также работа по ограждению Большого корабельного фарватера и постройка железного знака на о-ве Корсаковском.
Условия подготовки судов в Енисейской лоцдистанции в весенний период таковы, что весь неглубоко сидящий тоннаж лоцдистанции, с началом кампании, 15 мая перебрасывается в Красноярск для приема снабжения на плавание. Только г/с „Иней" за непроходимостью для него Казачинского порога и перекатов выше его, остается в Енисейске в ожидании прихода из Красноярска лихтера с углем.
Приняв на буксир этот лихтер № 313 с топливом и материалами для работ, г/с „Иней" 28 июня вышло из Енисейска и 6 июля было уже в Усть-Енисейском порту. Г/с „Секстан" со вторым лихтером № 314 и баржой № 12 пришло в Усть-Енисейский порт лишь 20 июля, выйдя из Красноярска только 6 того же месяца, и с 26 июля с лихтером № 313 поступило в полное распоряжение гидрографа-геодезиста Жонголовича.
Обстоятельства плавания судов Енисейской группы и работ подробно изложены в отчетах нач. лоцдистанции гидрографа Лысенко и гидрографа-геодезиста Жонголовича. Потому здесь отмечу только даты обратного выхода судов из Усть-Енисейского порта — 11 сентября и их прихода в базу — г. Енисейск 29 сентября.
в) Состояние погоды. Состояние погоды в течение рабочего периода в Обской губе и Енисейском заливе было относительно благоприятным, а в первую половину (до 15—20 августа) в особенности.
[198]
Только в последнюю декаду метеорологические условия ухудшились, начались ветры и продолжительные туманы. Сравнивая с 1926 г., мы имеем с 1 августа по 1 сентября следующие данные о погоде, приведенные в табл. 32.
г) Ледовое состояние. Как в Обской губе, так и в Енисейском заливе к числу обстоятельств неблагоприятных для работ надо отнести встреченный лед, который сравнительно долго держался в Енисейском заливе. Если, благодаря удачному походу под берегом при WNW и удалось сразу высадить топографическую партию в Обской губе, то все же лед не дал возможности тогда же приступить к промеру в течение периода наиболее благоприятных атмосферных условий, заставил отступить от заранее намеченного плана в первую очередь исследовать восточный берег губы. Ледовое же состоя-
[199]
Таблица 32
Год/Дней с ветром (До 4 бал. включит./5—6 бал./Свыше 6 бал.)/Штилей/Из них штил. с туманом
Для Обской губы (по наблюдениям г/с "Прибой")
1926 18 9 4 — —
1927 17 8 — 6 4
Для Енисейского залива (по наблюдениям г/м станции Диксона)
1926 15 12 4 — —
1927 17 6 4 4 4
ние Енисейского залива частично сорвало работу г/с „Иней", заставив его почти бесплодно потерять время с 18 июля по 8 августа.