Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах

Изображение
В брошюре отражены важнейшие события последних лет в истории освоения Арктики — поход атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу (1977 г.) и высокоширотное плавание ледокола «Сибирь» (1978 г.), осуществившего проводку транспортного судна «Капитан Мышевский» по Северному Морскому пути из Атлантического океана в Тихий.
Автор — известный полярник, ведущий специалист Института Арктики и Антарктики, участник и руководитель полярных экспедиций, а также научной группы в экспедиции на ледоколе «Арктика». За эту работу И. П. Романов был награжден орденом Ленина. Работа адресована лекторам и широкому кругу читателей.
Рекомендована к изданию объединенным научно-методическим советом по пропаганде естественнонаучных знаний при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР.
Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах. — Л.: «Знание», 1980. 36 с. (О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация). 15 500 экз.
Научный редактор заслуженный деятель науки РСФСР доктор географических наук П. А. Гордиенко

Скан в формате DjVu: viewtopic.php?p=18395#p18113

  1. В поисках пути к Северному полюсу
  2. Подготовка к походу на Северный полюс
  3. Разработка маршрута атомного ледокола «Арктика»
  4. Начало плавания
  5. Полюс!
  6. На втором этапе
  7. «Сибирь» на высокоширотной трассе

На втором этапе

17 августа. 18 час. 37 мин. Приступили к выполнению второй части задания — пробиться на кромку чистой воды по новому маршруту — по меридиану 45° в. д. Этот путь также никогда и никто не проходил.

18 августа. Первые часы работы ледокола после стоянки на полюсе. Как трудно пропускают нас монолитные ледяные поля. Ледокол пробивается ударами. Распределение многолетних льдов таково, что капитану приходится выбирать наиболее благоприятный путь, отклоняясь от намеченного курса. Усилилось сжатие льдов. Вертолет снова поднялся в воздух для отыскания наилучшего пути. На стыках полей, где лед торосится, ледокол заклинивает. В результате этого он теряет способность, двигаться в течение длительного времени, в отдельных случаях на освобождение из ледового плена приходится затрачивать до 5 час.

19 августа. Арктический бассейн. Тяжелые ледовые условия сохраняются. На широте 87° количество канадского льда значительно сократилось, скорость ледокола увеличилась. По-прежнему встречаются каналы, но их широтная направленность не позволяет ими воспользоваться, ведь мы следуем на юг. Лед на пути от Северного полюса по меридиану 45° в. д., несмотря на такую же толщину, как в первом маршруте, значительно крепче за счет меньшей разрушенности (таянием) и более сильных сжатий. Там, где поля имеют значительные размеры и торосятся на стыках с шириной соприкосновения 50—100 м и более, происходит заклинивание ледокола. Среди полей малых размеров лед проходить лучше. Если же монолитные поля канадского льда имеют большие размеры, скорость ледокола резко падает. При этом движение ледокола очень затрудняют не только сжатие льдов (сжатие на стыках полей было в основном слабым), но и ширина гряд торошения: если ширина значительна, то ледокол останавливается и только с повторного удара ему удается форсировать гряду. Если ледяные многолетние поля всторошены на большей части, а беспорядочное торошение является преобладающим, то создаются условия, еще более препятствующие плаванию. В этом случае затрудняют движение даже гряды любой ширины.

Невольно вспоминаются западный вариант плавания в высокие широты и дискуссия в связи с этим, возникшая летом при разработке плана плавания на «Арктике». Согласно мнению авторов этого варианта, ледокол должен был следовать к Северному полюсу от Земли Франца-Иосифа. Авторы западного варианта считали, что плавание от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса будет более коротким по расстоянию и проходить льды лучше здесь.

Они считали, что ледокол по этому пути будет лучше обеспечен ледовой авиационной разведкой. При движении к Северному полюсу от Земли Франца-Иосифа ледокол на всем пути будет находиться в положении, наиболее благоприятном для возвращения на кромку льдов в случае каких-либо неожиданных обстоятельств.

Проект западного варианта вспомнился участникам похода 18—19 августа, когда ледокол «Арктика» пробивался на юг ударами сквозь ледяные глыбы. Если бы мы воспользовались этим вариантом, то, встретив тяжелые труднопреодолимые льды, могли бы повернуть назад. Кроме того, здесь на пути к полюсу располагается ядро Сибирского океанического массива, в котором ледяные поля имеют значительную мощность.

Чем ближе мы подходим к берегам Земли Франца-Иосифа, тем чаще встречаются белые медведи — хозяева Арктики.

Вот, на закате дня справа по борту дежурный гидролог наблюдатель Юра Хромов заметил Мишку, который нехотя уходил от своего «ужина». Дело в том, что медведь поймал нерпу и, наевшись, видимо, отдыхал рядом с остатками пищи. Кровяное пятно отчетливо было видно на краю большой льдины. Проходивший ледокол нарушил покой медведя, и он ушел от своей «стоянки».

Медведи беззащитны при встрече с судном как во льдах, так и на воде. Местами их постоянного обитания являются арктические острова: Гренландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова и отдельные районы арктического побережья. Особое место в жизни медведей занимает о. Врангеля, называемый учеными «родильным домом» медведей. Здесь указом Президиума Верховного Совета СССР создан заповедник. Находясь под охраной государства, животный мир острова растет и множится, а ученые заповедника ведут на острове наблюдения за жизнью животных и птиц.

Я вспомнил, как весной 1977 г. наш отряд базировался на дрейфующей станции «Северный полюс-23». Мы прилетели в лагерь ночью, выполнив трудное задание. Устроили нас на ночлег в разных домиках. Я ночевал у гидрологов. Утром я был удивлен тем, что в 30 метрах от домика увидел спавшего медведя, по-собачьи положившего голову на лапы. В кают-компании нам рассказали, что медведица пришла днем в лагерь, привлеченная запахом пищи. Она не уходила со станции много дней. Собаки гонялись за ней, но потом успокоились. Некоторые смельчаки-полярники подходили к ней на расстояние вытянутой руки и давали ей пищу.

Были и другие встречи с медведями, особенно с медведицей и медвежатами, когда медведица-мать оберегала своих детенышей и старалась их защитить от людей и собак. Она не бросалась на людей, а спешила увести медвежат подальше от места встречи. И если люди приближались к семейству на опасно близкое расстояние, то медведица бросалась в сторону людей. Для нее самыми опасными врагами являются собаки, которые бросаются то на медведицу, то на медвежат. Такая встреча не позволяет достаточно быстро уйти от погони, а собаки, «закрут жив» на месте медведя, дают возможность приблизиться людям на близкое расстояние.

В недалеком прошлом такие встречи оканчивались для животного трагически. Сейчас медведи находятся под охраной закона.

Во второй половине суток ледокол «Арктика» шел, преодолевая многолетние ледяные поля сибирского происхождения. Скорость его заметно увеличилась. По пути к полюсу и особенно при возвращении ледокола на поверхности сплоченных льдов часто попадался плавник. Плавником называют деревья, вырванные бурей и сброшенные в сибирские реки. Иногда это может быть плот, разбитый штормом и разбросанный по устьевым участкам арктических рек. Наличие плавника у Северного полюса является прямым доказательством того, что льды дрейфуют от берегов Сибири и Аляски через весь океан.

А тем временем жизнь на ледоколе била ключом. Радиостанция в течение 18—19 августа круглосуточно передавала информацию о походе в центральные газеты. В своих сообщениях корреспонденты особо подчеркивали слова министра Морского флота Т. Б. Гуженко о том, что наш поход не преследует достижения рекордов, он вызван практической необходимостью отыскания высокоширотных трасс на нашей главной национальной водной магистрали — Северном Морском пути.

Вместе с тем достижение Северного полюса ледоколом в активном надводном плавании показало всему миру высокий уровень технического прогресса и научных достижений нашей Родины, хотя учитывалась прежде всего экономическая целесообразность.

Научные наблюдения велись непрерывно. Обращалось особое внимание на определение различных характеристик ледяного покрова, влияющих на продвижение ледокола. Осмотр водолазами подводной части ледокола и замеры внутренних напряжений в его корпусе, создающихся в результате форсирования особо прочного льда, показали отсутствие каких-либо повреждений.

В период пребывания ледокола на Северном полюсе ледовая авиационная разведка осмотрела лед от полюса до кромки чистой воды в районе Земли Франца-Иосифа. Зная состояние ледяного покрова на своем пути, ученые рассчитали и уточнили время выхода на южную кромку льдов.

При расчете движения во льдах учитывались многие параметры, главными из которых были толщина, торосистость, разрушенность, сила сжатия льда. Впервые были учтены общий характер льдов, размеры полей, ширина гряд торосов, площадь снежниц на ледяных полях, характер сжатия. Площадь снежниц исследовалась для того, чтобы определить увеличение скорости ледокола за счет ослабления льда в снежницах. Благодаря хорошей видимости совершались полеты бортового вертолета и на ледоколе получали подробную информацию о льдах на пути следования.

При приближении к Северному полюсу в дальней ледовой разведке, проводимой на самолете ИЛ-14, принимали участие М. И. Шевелев и Н. М. Жуков. Герой Советского Союза М. И. Шевелев участвовал в высадке папанинцев. Тогда он был заместителем по авиации у О. Ю. Шмидта. Н. М. Жуков — один из ветеранов ледовой авиационной разведки в Арктике — тоже участвовал в экспедиции О. Ю. Шмидта как штурман на самолете А. Д. Алексеева. Их появление над полюсом символизировало передачу эстафеты поколений в изучении Арктики.

На ледокол поступал поток поздравительных радиограмм.

20 августа. Арктический бассейн. «Арктика» преодолевает льды сибирского происхождения. Канадские льды не встречаются. Скорость заметно увеличилась. Ледокол идет в основном между полями, где располагаются битые льды. Во второй половине суток ледокол шел сквозь льды, находившиеся «на расплаве», со скоростью 15 узлов, после чего мощность силовых установок значительно сбавили.

21 августа. В 10 час. 20 мин. на широте 7948' ледокол вышел изо льдов и взял курс на Мурманск. В 14.35 с правого, борта подлетел иностранный четырехмоторный транспортный самолет. Сделав один круг над ледоколом, он ушел на запад. В 15.15 он снова появился с севера. Видимо, проверял путь ледокола.

22 августа. В 20 час. атомный ледокол «Арктика» вошел в Кольский залив, завершив экспериментальное плавание за 13 суток, пройдя 3824 мили. В сплоченных льдах Арктического бассейна было пройдено 1200 миль, причем, как и ожидалось, к полюсу ледокол шел быстрее, чем от него. Большую помощь в увеличении скорости ледокола на высокоширотной трассе оказала вертолетная разведка. Вертолет отыскивал наиболее безопасный путь движения ледокола, главным образом между полями, где часто располагались битые льды, имелись трещины и даже разводья. Ледокол прошел треть пути по высокоширотной трассе при помощи вертолета.

Поход «Арктики» доказал возможности использования высокоширотных трасс Северного Морского пути летом. Экспедиция получила огромный материал наблюдений за льдом и погодой, испытала ледокол в различных ледовых условиях. На основе анализа этих наблюдений был разработан план другого похода в весенний период 1978 г. Новый эксперимент должен был доказать экономическую целесообразность использования высокоширотных трасс Северного Морского пути. Ставилась задача проводки атомоходом грузового судна с запада (Баренцево море) на восток (Берингово море).

Пред.След.