Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 2.

Глава четвертая


Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая
Глава девятая

Глава десятая

Глава одиннадцатая

Глава двенадцатая
    В море—дома 390
    На горизонте-дым 395
    Северо-Восточный Проход 397
    На отмелях 401
    Марш-марш 403
    Гимнастика 404

Глава тринадцатая
    В горах Хараулаха 406
    Энерго-Арктика 408
    Сломанный капкан 412
    Булун 430
    Итоги 431
OCR, правка: Леспромхоз

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 2.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ПРОХОД

Плавания в район Восточной Арктики имеют за собой двухсотлетнюю давность.
Чрезвычайно интересным документом в этом отношении является рукописная книга «лекаря Якова Фриза», хранящаяся в Архангельском музее. Рукопись озаглавлена: «Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочинение 1793 года».
В этой рукописи собраны записи о населении, быте, истории и торговле города Устюга (на р. Сухоне, притоке Северной Двины), различные геоботанические и гидрометеорологические данные. Особую ценность представляет запись о пятилетнем плавании устюжских жителей Никиты Шелаурова и Афанасия Бахова в Полярное море.
Запись сделана по рассказу участника этой экспедиции, крестьянина Максима Старкова, одного из немногих, оставшихся в живых.
Рассказ восстанавливает следующую картину этого одного из первых организованных штурмов Северо-Восточного прохода.
В 1758 году, сплавившись по реке Северной Двине в Белое море, мореходы Шелауров и Бахов отправились вдоль
[397]
берегов Сибири на Восток. Судно экспедиции, очевидно, было достаточно больших размеров, потому что в личном составе насчитывалось семьдесят пять человек. В тот же год экспедиция достигла устья реки Яны, где и стала на зимовку. В дальнейший путь Шелауров мог двинуться только в июле 1760 года, предварительно разведав через местных жителей о больших реках, впадающих в Ледовитый океан к востоку от Яны.
Экспедиция благополучно дошла к устью реки Индигирки и после недолгой стоянки отправилась дальше, к устью Колымы.
В сентябре 1760 года Шелауров был уже в Нижне-Колымске. Необходимость дать людям отдых для восстановления сил заставила Шелаурова провести в Колыме две зимы.
Только 20 июля 1762 года, оставив Афанасия Бахова в Нижне-Колымске, Шелауров вышел из устья Колымы на восток к мысу Шелагскому.
В пути судно экспедиции было затерто льдами «от 4-х до 15-ти сажен толщины» — по рассказу М. Старкова.
Участники экспедиции пробовали тащить свой корабль бечевой сквозь льды, однако пробиться дальше им не удалось, и после шестнадцати суток плавания Шелауров вернулся в Нижне-Колымск. Афанасий Бахов был найден мертвым: запись не говорит о причинах его смерти.
Шелауров все-таки не отказался от попытки достичь «угла Северной Земли» — мыса Дежнева.
В 1764 году Шелауров опять вышел к мысу Шелагскому и благополучно его достиг.
Что было дальше с экспедицией — точно не известно. Через несколько лет во льдах к северо-востоку от мыса Шелагского нацмены-моряки нашли остатки сгоревшего корабля Шелаурова и трупы участников его экспедиции. (Рукопись Якова Фриза. 1793 г. Архангельский музей).
Экспедиция Шелаурова свидетельствует о возможности каботажного плавания на значительном протяжении берегов Восточно-Сибирского Полярного моря. Шелауров благополучно дошел из Архангельска до Колымы, то есть сделал девять десятых Великого Северного Морского пути... в конце XVIII века на деревянном парусном корабле!!
В 1878 году на средства шведского короля Оскара, си-
[398]
бирского купца А. М. Сибирякова и доктора О. Диксона была снаряжена полярная экспедиция, во главе которой стал А. Норденшельд. Задачей экспедиции являлось обследование прямого рейса из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан, вдоль берегов Сибири.
В состав экспедиции вошли пароходы «Вега», «Фрезер» и «Экспресс», имевшие помимо экспедиционного снабжения коммерческие грузы. Вместе с экспедицией шел пароход «Лена», приобретенный в Швеции для Ленского бассейна компанией якутских пароходовладельцев.
Пароходы «Вега» и «Лена» достигли устья реки Лены 27 августа 1878 года. «Фрезер» и «Экспресс» остались в устьи Енисея для исследовательских работ в районе открытого ими острова, носящего с тех пор имя доктора Диксона.
Вследствие того, что лоцманы, обещанные по договору с пароходовладельцами, для проводки «Лены» вверх по реке своевременно не прибыли, капитан «Лены», Иогансен, самостоятельно повел судно в Якутск, куда и пришел благополучно 9 сентября. Весь рейс этого морского парохода от Булуна до Якутска, протяженностью в 2 000 километров, занял 45 суток. (Отчет капитана Иогансена о плавании от устья р. Лены до г. Якутска. СПБ, 1880 год).
«Вега» с Норденшельдом отправилась дальше на восток. В районе Колючинской губы судно было затерто льдами, вместе с которыми дрейфовало около года (294 дня).
Наконец, освободившись от льдов, «Вега» прошла через Берингов пролив, 2 августа 1879 года была в Иокогаме (Япония) и через Суэцкий канал возвратилась в Скандинавию. (Длительное бездействие «Веги» в дрейфующих льдах и отсутствие о ней сведений были причиной организации спасательной экспедиции на судне «Жанетта», трагическая судьба которой общеизвестна.)
Северо-Восточный проход, дорога из Ледовитого океана в южные моря через Восточный пролив — пролив Беринга, был открыт Норденшельдом в 1879 году.
После этого русское правительство пыталось использовать Великий Северный путь для своих империалистических целей.
В 1910 году в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе
[399]
были построены для военно-морского ведомства ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач». Эти суда за период с 1911 по 1914 год прошли Северо-Восточным Проходом пять раз.
Впервые в 1911 году рейсом из Владивостока до устья р. Колымы; второй раз — в 1911 году, из Колымы во Владивосток; третий раз, в 1912 году, когда, выйдя из Владивостока 31 мая, «Таймыр» и «Вайгач» к 24 августа подошли к полуострову Таймыру, однако из-за скопления льдов не могли его обогнуть и с широты 76 градусов нордовой повернули обратно на восток, после чего 10 сентября того же года, в четвертый раз, прошли Северо-Восточный Проход и 18 сентября были во Владивостоке-
В 1914 ¡году «Таймыр» и «Вайгач» вышли в пятый рейс Северо-Восточным Проходом, из Владивостока вокруг Сибири. Они благополучно миновали Таймырский полуостров, перезимовали у западного его побережья и весной 1915 года пришли в Архангельск.
Этими пятью последовательными рейсами из Берингова моря в Ледовитый океан и обратно была установлена практическая возможность ежегодного пароходного сообщения Владивостока с устьем Колымы.
12 августа 1911 года в Колыму пришел первый коммерческий пароход «Колыма», видевший у мыса Северного льды, однако сумевший и 22 августа — уже на обратном пути — найти свободную воду и выбраться из океана в Берингов пролив.
В 1912 году пароход «Котик» повторил рейс «Колымы».
Придя в середине августа на устье Колымы, «Котик» вышел обратно 23 августа и 31 августа был уже в Беринговом проливе.
Таким образом. Северо-Восточный Проход с начала XX столетия уже был как бы сдан в постоянную эксплоатацию торговому мореплаванию.
Специфической особенностью этого морского пути является почти неизменное присутствие в районе мыса Северного большего или меньшего количества плавающих льдов. В результате многолетних наблюдений установлено, что август месяц — наиболее благоприятный период времени для прохода этим районом даже неприспособленных в ледовом отношении, обыкновенных пароходов.
[400]
В остальные месяцы навигации движение торговых судов также возможно, но с проводкой ледоколов. По мнению большинства полярных исследователей, в районе мыса Дежнева никаких постоянных течений нет: льды движутся в направлении преобладающего в данный момент ветра.
Советское строительство на крайнем севере ознаменовалось установкой вдоль всего побережья Полярного моря метеорологических радиостанций, на обязанности которых лежит наблюдение за движением льдов.
Пользуясь указанием этих радиостанций, пароходы могут расположить свои курсы так, чтобы избежать ледовых тисков.
«Сибиряков» — вполне приспособленное к ледовой навигации судно — проходил мыс Борхая в первых числах августа. У «Сибирякова» были все шансы на благополучное окончание плавания (и, как показала дальнейшая история этого рейса, «Сибиряков» блестяще свой поход завершил).
ББК-10 : 22 Апрель 2015 11:29  Вернуться к началу

Пред.След.