Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

В дни штурма полюса

 Т - 0011.jpg
В ДНИ ШТУРМА ПОЛЮСА

19 апреля в 2 часа утра на остров Рудольфа прилетела долгожданная полюсная экспедиция. Вся зимовка, за исключением только дежурных радистов, механиков и повара, встречала экспедицию на куполе ледника, на аэродроме.
На аэродроме самолеты не смогли сразу подрулить к тем местам, где для них было заранее подготовлено крепление. Делались эти крепления так. В леднике выкапывалась яма длиною в 3 метра и глубиной в 1, 5 метра. В яму укладывалось бревно с привязанным к нему тросом, после чего яму заливали водой. Быстро замерзая, вода примораживала крепление к леднику.
К местам крепления тяжело нагруженные самолеты полюсной экспедиции мы буксировали тракторами, одним или двумя, в зависимости от того, каким снеговым покровом на пути был покрыт ледник. Там, где снег был плотный, самолет сравни-
[11]

 Т - 0012.jpg
тельно легко буксировался одним трактором, где снег был помягче или разбит, «впрягали» второй трактор.
Уже на следующий день летчики занялись устранением девиации. Для этого надо было развертывать самолеты на куполе ледника под разными углами. Иногда поворачивали их на 90 и 180 градусов. У каждого самолета работали два трактора. Развернуться на месте не удавалось, и самолеты протаскивались по аэродрому крутыми поворотами. Оба трактора

Рис. 3. Буксировка на старт самолета Героя Советского Союза М. В. Водопьянова.

буксировали самолет цугом, причем, конечно, большую часть нагрузки принимал на себя задний трактор.
Во время полета с материка самолеты основательно израсходовали свой запас горючего. Но каждый из них все же весил тонн по 18. Ворочать такую громадину, да еще на морозе, было не легко, тем более что буксировка была делом новым и для тракторов и для трактористов.
Вездеходы курсировали в это время между станцией и аэродромом. Они заменяли нам легковые машины, перевозили людей, доставляли легкие грузы и научное снаряжение.
[12]

 Т - 0013.jpg
Окончились работы по девиации, и сразу началась подвозка к самолетам горючего, масла, грузов полюсной экспедиции. Новым серьезным испытанием был вывод самолетов на старт.
Самолеты основательно занесло снегом. Сугробы достигали такой высоты, что человек, стоявший на верху сугроба, мог свободно достать рукой до верхней плоскости. Выводить самолеты на старт начали 20 мая.

Рис. 4. Буксировка на старт самолета Героя советского Союза П. Г. Головина.

Самолет «СССР Н-170» Героя Советского Союза М. В. Водопьянова тащили два трактора, которые составляли как бы цуговую упряжку. Вначале, правда, оторвать самолет с места попробовали одним трактором, но лыжи самолета крепко примерзли, кроме того на борту его уже был полный груз; самолет с грузом весил около 25 тонн. В отсеках воздушного корабля хранились разнообразнейшие вещи — от бисквитов и парашютов до «бомб» для испытания крепости льда в районе полюса. Два трактора тоже не могли оторвать
[13]

 Т - 0014.jpg
самолет с места. М. В. Водопьянов решил помочь и включил все 4 мотора самолета.
Скорости у трактора и самолета разные, даже сравнить их трудно. Поэтому, как только удалось сдвинуть самолет с места, самолет стал набегать на трактор. Все это чуть было не привело к катастрофе. Неожиданно, почти над головой водителя, загрохотали пропеллеры, задний трактор очутился под штурманской кабиной, недалеко от второго правого мотора. Водитель почти мгновенно затормозил трактор и резко, инстинктивно наклонил голову. М. В. Водопьянов сбавил газ. Самолет остановился.
Происшествие это заставило несколько изменить систему буксировки самолетов на старт.
Самолет сдергивали одним трактором. Буксировочный трос закрепляли за правую или левую ногу лыжи. На самой лыже стоял наготове человек. Он обязан был уловить момент ослабления троса, чтобы отсоединить его. Трактор дергал. Как только лыжа слегка двигалась, летчик включал полный газ. Самолет быстро выдвигался вперед, и тогда трос ослабевал. Человек, который стоял на лыже, освобождал трос, и трактор спокойно отходил в сторону под плоскость самолета, Дальше самолет шел своим ходом.
Больше всего доставалось человеку, который стоял на лыже. Работали обычно все 4 мотора. Они поднимали снеговой вихрь, который буквально сбивал человека с ног. Нужно было очень хорошо приноровиться, чтобы, бросившись в сторону, не попасть под хвост самолета.
Первым 21 мая ушел в воздух к Северному полюсу самолет М. В. Водопьянова, «Н-170» шел с перегрузкой. Все боялись, что самолет с большим трудом оторвется со старта. Корреспонденты стояли с «лейками», ожидая момента отрыва. Но самолет Михаила Васильевича пробежал по аэродрому небольшое расстояние и так быстро оторвался, что некоторые даже пропустили этот момент.
25 мая были выведены на старт остальные три самолета экспедиции. Вся эта работа прошла благополучно без всяких аварий.
При дальнейших вылетах, на самолете П. Г. Головина удалось применить оригинальное приспособление. Под шасси самолета заранее подводили домкраты. Когда нужно было итти в воздух, П. Г. Головин давал полный газ, срывался с домкратов и, пробежав небольшое расстояние, спокойно уходил в воздух.
До самой последней минуты старта все перевозки по ледо-
[14]

 Т - 0015 - 1.jpg
вому куполу производились на вездеходах. Особенно тяжело приходилось водителям в дни туманов и низкой облачности. Облака спускались очень низко, закрывали половину ледника. Видимость пропадала. Водителя окружала молочная пелена. Надеяться можно было только на собственную память и сообразительность. Однажды вездеход чуть не свалился с ледника в море. В такие дни на машинах ездили по 2 человека: один шел впереди, смотрел дорогу, а второй вел за ним на малых скоростях машину. Когда «разведчик» уставал, роли менялись.
Летная часть экспедиции большую часть времени проводила на аэродроме. Флегонт Бассейн разбил около своего самолета палатку. Бортмеханики устроились в домике, привезенном нами на аэродром. Поэтому в любую погоду, в пургу, в туман приходилось поддерживать связь полярной станции с аэродромом, перебрасывать туда необходимые продукты, горячую пищу.
Когда самолеты ушли к заветной точке полюса, на острове Рудольфа наступило временное затишье. Правда, Любин везде наводил порядок, перевозок было немало, но все же сравнить эти дни с авралом перед отлетом экспедиции нельзя было.
ББК-10 : 26 Август 2015 22:17  Вернуться к началу

Пред.След.