Транспорт
Мне очень часто приходилось слышать споры, возникающие даже среди опытных полярников, о том, какой вид транспорта наиболее применим в наших условиях (т. е. в условиях работы экспедиций, деятельность которых охватывает большие пространства): живой транспорт — собаки, олени, или механический — вездеходы, аэросани и т. д.
Опыт работ на Севере показывает, что любой из этих видов транспорта не исключает другого, а только дополняет его. Идеально снаряженной окажется именно та экспедиция, которая будет иметь и механическую тяговую силу, и собак. Вопрос может ставиться только в одной плоскости: какие виды механического транспорта, какие собаки (а также какой корм) наиболее удобны для работы в Арктике.
Из года в год наши экспедиции, отправляясь в район работ, получают собак, заготовленных в Архангельске и даже...
[136]
в Ленинграде, случайно приобретенных от частных хозяев, которые иной раз по той или иной причине стараются избавиться от докучливого пса. Собаки бывают совершенно не обучены, а в большинстве своем и непригодны в качестве ездовых. Для подтверждения своих слов приведу перечень пород, полученных мною перед отправкой на зимовку в 1938 году. Всего было получено 30 собак, из них:
Дворняжек ... 17
Лаек ... 3
Нечистокровных овчарок ... 4
Лягашей ... 2
Нечистокровный мопс ... 1
Нечистокровный пудель ... 1
Нечистокровных такс ... 2
Ни одна из этих собак никогда не ходила в упряжке, и немалого труда стоило заставить некоторых из них тянуть лямку. Лягаши, мопсы, овчарки, имевшие очень короткую шерсть, до того страдали от морозов, что некоторых из них приходилось по приезде к месту ночлега завертывать в ватники, одеяла и т. п.
О качестве собак полученных в 1940 году, я уже писал выше, они были лишь немногим лучше. Большинство этих собак либо передохло еще осенью, не вынеся полярной обстановки, либо было уничтожено как дармоеды, после того как мы приобрели собак от промышленников в бухте Марии Прончищевой.
А теперь сравните наших друзей с ньюфаундлендскими и канадскими собаками, которых приобретал для себя Берд, или собаками Расмуссена, проделавшими с ним весь переход от Гренландии до мыса Барроу, и тогда станет ясно, что подбор собак — очень серьезная и ответственная задача, требующая внимания и знаний.
О путешествии вдоль северного побережья Америки Расмуссен писал: «На двух длинных шести метровых санях типа «Гудзон-Бай», снабженных торфяно-ледяными подполозьями, везли мы груз в 1000 килограммов, поделенный пополам. В каждые сани впрягалась дюжина собак».
В другом месте книги Расмуссена читаем: «Сам я вместе с Арнарулугуак должен был удовольствоваться шестью лучшими из наших собак и зато оставил себе самые маленькие сани, нагруженные сравнительно легко (приблизительно 300 килограммов). Чага же получил 10 собак и должен был вез-
[137]
ти Лео Хансена... их груз тянул, я думаю, не менее 500 килограммов.
Если принять вес каждого человека в зимней одежде в 80—100 килограммов, получим, что средняя нагрузка на каждую из худших собак у Расмуссена равнялась 58—60 килограммам, а на каждую из лучших—до 70 килограммов (без учета веса каюра), в то время как норма груза для лучших из наших собак не превышает 25 килограммов. А ведь по сравнению с протяженностью пути Расмуссена наши маршруты не больше чем увеселительные экскурсии.
Какой практический вывод можно сделать из этих сравнений для себя? В Канаду посылать за собаками для СССР, конечно, не приходится. Необходимо организовать по крайней мере два-три питомника собак в таких местах, как Лагерное (Новая Земля), Диксон, Кресты Колымские, Провидение, Петропавловск-на-Камчатке, где можно было бы выращивать прекрасных камчатских или колымских ездовых собак.
Собаки должны быть обеспечены легким по весу и негромоздким по габаритам кормом, хорошо выдерживающим длительное хранение, который был бы удобен для заблаговременного создания удаленных промежуточных баз.
Обычно мы запасались кормом трех видов: соленое мясо морского зверя, вяленое мясо морского зверя и соленая рыба.
Первый и третий виды корма надо считать совершенно непригодными. Такой корм перед употреблением необходимо долго вымачивать, что зимой связано с большими затруднениями из-за отсутствия БОДЫ. На растапливание снега или прорубание проруби уходит очень много времени, а первое, кроме того, требует запаса горючего. В начале зимы 1940 года, когда не представлялось возможности вымачивать как следует имевшееся у нас соленое акулье мясо, часть собак совершенно отощала, отказываясь от этого корма, а некоторые от такой неудобоваримой пищи вовсе погибли.
Несколько лучше употреблять вяленое мясо, однако при существующем способе приготовления оно нe выдерживает многолетнего (1—2 года) хранения.
Казалось бы, что кормовая проблема может быть блестяще разрешена организацией промысла морского зверя в районе работ. Однако это не совсем так. Все эти виды корма громоздки для перевозок при больших маршрутах и тяжелы по весу. На каждую собаку требуется в день 1 килограмм свежего мяса, т. е. для упряжки в 10 собак на один день 10 килограммов. При поездке за 100—150 километров, выезжая с
[138]
базы, нужно иметь запас корма (с расчетом на обратный путь) не менее чем на 10 дней—100 килограммов. Обычно мясо еще на базе разрубается на куски и упаковывается в мешки, в каждом из которых находится 30—35 кусков, т. е. трехдневный запас. Спрашивается, сколько можно погрузить на нарту полезного груза, если уже положено три мешка с кормом для собак? Оказывается, что при максимальной загрузке 25 килограммов на собаку, мы только на 60—50% загружаем упряжку полезным грузом. Оставлять на побережье временные базы корма — мясо в мешковине или деревянной таре — нельзя, так как невозможно сохранить его от песца или медведя. В нашей практике не раз бывало, что мясо, оставленное на козлах, т. е. приподнятое над землей, оказывалось расхищенным медведями.
Отсюда можно сделать только, один вывод — необходимо иметь с собой для собак консервированный, тщательно упакованный корм. Здесь опять полезно позаимствовать пример по- лярников-американцев, применяющих в качестве корма для собак специальный пеммикан — весьма питательный, негромоздкий, находящийся в жестяной таре, которая надежно предохраняет его как от влияния погоды, так и от аппетита непрошенных визитеров на наши отдаленные базы. Сырьевые ресурсы для изготовления этого пеммикана есть везде, где имеются рыбные промыслы, бойни и пр. — для него могут быть использованы все отходы этих производств.
Подчеркиваю, что завоз пеммикана необходим только для длительных маршрутов и создания промежуточных баз. Для обеспечения собак на основной базе или в кратковременных поездках пригоден любой корм, однако кроме солонины (т. е. вяленое мясо, свежее мясо морского зверя и рыба).
Как бы хорошо ни были подобраны собаки, как бы ни были обеспечены все наши маршруты промежуточными базами, но обеспечить только этим видом транспорта заброску больших полевых партий, подвозку леса для строительства знаков, большого количества грузов будет затруднительно, а подчас и невозможно.
В тех случаях, когда вес грузов велик, и когда протяженность района требует больших скоростей передвижения, должен быть использован механический транспорт.
При выборе того или иного вида механического транспорта следует предъявлять три основных требования: 1) проходимость при бездорожье; 2) надежность в работе механизмов при большой нагрузке, 3) большая тяговая и подъемная
[139]
сила. Скорость будет, так сказать, требованием второго порядка. Гидрографическим управлением были опробованы в Арктике вездеходы двух марок: «ГАЗ-ААА» и «ГАЗ-60». Первые оказались совершенно непригодными. Вторые, обладавшие грузоподъемностью до 1,2 тонны, скоростью при сильно заснеженной местности в 10—12 километров, способные буксировать сани с грузом до 2 тонн и преодолевать подъем до 15—20°, превосходно оправдали свое назначение при эксплоатации в Арктике.
Наши вездеходы применялись и для грузовых операций и как средство транспортировки отдельных полевых партий. Во втором случае вездеход служил также базой партии. При грузовых операциях вездеход буксировал сани, сделанные из бревен, которые нагружались лесоматериалами (до 50 жердей), горючим около тонны и другими грузами. Однако подобные перегрузки сказывались на работе мотора. Перегруз вездехода вызывал частые аварии диска сцепления и подшипников. Мы шли и на это, но все же вездеход брал много меньше того, что следовало перевезти. Отсюда надо сделать вывод, что для грузовых операций рациональнее применять трактор-тягач, тяговая сила которого позволяет буксировать 5—10 тонн.
Прекрасные результаты для работ триангуляционной партии дало применение вездехода с поставленным в кузове легким фургоном. Это простое приспособление позволило увеличить производительность труда процентов на 30—40 по сравнению с партиями, имеющими в своем распоряжении только собачью упряжку.
Единственно, что необходимо изменить в этом вездеходе, — увеличить радиус действия, т. е. установить дополнительные баки для горючего.
Однако всех этих транспортных средств (собачьих упряжек и вездеходов) совершенно недостаточно для экспедиции, охватывающей район в 500—600 километров, с одновременной работой до десятка партий, разбросанных по всему району. Чтобы обеспечить контроль над работой всех партий, полевую приемку от них материалов, иметь возможность своевременно выявить все потребности и оперативно руководить, начальник экспедиции должен иметь в своем распоряжении быстроходное средство связи. Таким средством может являться только самолет. Идеальным для наших экспедиций был бы такой самолет, как «Сталь-2», имеющий радиус действия до 400—300 километров, поднимающий до 300 килограммов
[140]
полезного груза при полном запасе горючего и требующий очень небольшой посадочной площадки. Постановка этого самолета на баллоны или гусеницы позволила бы эксплоатировать его во все времена года. О преимуществах применения самолета свидетельствует хотя бы такой факт из практики работ нашей экспедиции: за один день самолетом с «Норда» на мыс Челюскина (т. е. за 150—170 километров) была переброшена одна промерная и одна триангуляционная партии — всего 8 человек, со всем необходимым снаряжением и инструментарием. На вездеходе или на собаках это удалось бы сделать не менее чем в 6—7 суток.
После окончания Отечественной войны следует подумать об использовании в Арктике средних и легких танков, обладающих исключительной проходимостью, большой скоростью, прекрасной материальной частью, а при снятии с них вооружения и брони — и большой грузоподъемностью.
Эксплоатации в аэропорту мыса Шмидта танкеток показывает рентабельность введения такого транспорта в практику работ наших экспедиций.
Взаимодействие всех видов транспорта нам представляется в следующем виде.
Трактор-тягач в течение полярной ночи развозит по всему району работ на базы лесоматериалы, продовольствие, собачий корм и через определенные интервалы (40—50 километров) забрасывает легкие фанерные балки. С начала полевых работ вездеходы или (если их удастся иметь) легкие танки, танкетки подвозят к месту работ личный состав полевых партий, которые остаются работать, имея в своем распоряжении для переброски лагеря между временными базами по одной упряжке собак. Механический транспорт прикрепляется к строительным триангуляционным партиям и партиям наблюдений, которые таким образом приобретают возможность быстро перебрасываться с пункта на пункт и избавляются от тяжелой и неприятной работы по снятию и установке лагеря.
Самолет, базируясь на основную базу, позволяет начальнику экспедиции делать систематические облеты всех партий, т. е. непрерывно осуществляет инспекцию и инструктаж работников.
Использование аэросаней для быстрых перебросок надо признать нежелательным, так как полярное бездорожье вызывает частые их аварии.
Основным видом транспорта для периода навигации должны являться палубные катера с мотором типа «Болиндер» в
[141]
50—60 сил, с осадкой 2,5—3 фута, или кавасаки — для катерного промера и легкие шлюпки с маленьким подвесным мотором (или плоскодонки) для передвижения топографических партий вдоль побережья. При наличии трактора-тягача нас не должно пугать отсутствие укрытых мест отстоя для катеров во многих местах трассы. С помощью трактора, передвигающегося вдоль берега вслед за промерной партией, можно в случае штормовой погоды без большого труда вытащить катер на берег.
[142]