Для обеспечения движения кораблей, а также работы самолетов в арктическом бассейне расположено достаточное количество полярных станций по побережью северных морей, на малых и больших остовах. В некоторые зимы складывалась очень сложная ледовая обстановка, и корабли не могли добраться до полярных станций, чтобы доставить туда продовольствие, топливо, оборудование и т.д. Таким выдался и 1955 год.
Когда на полярных станциях вышли запасы прошлогодних продуктов и топлива, возникла необходимость их завоза, чтобы избежать голод, который уже был ощутим. Люди находились в беде. Обеспечить продуктами полярные станции можно только самолетом, но как это сделать, если полярные станции расположены в таких местах, где нет условий, чтобы производить посадку, нет даже малых посадочных площадок, хотя бы для посадки самолетов Ан-2. Вторая трудность заключалась в том, что не было достаточно снега, чтобы летать в лыжном варианте. В-третьих, была полярная ночь. Летать же в колесном варианте с подбором площадки с воздуха на тяжелых самолетах второго класса, считалось невозможным.
Люди голодают, командование полярной авиации идет на рискованный шаг: поручить опытному командиру корабля возить продукты по полярным станциям, где производить посадку на самолете Ли-2, но зимовщикам предложить готовить посадочные площадки самостоятельно. Кому поручить такое задание командование решить долго не могло, но потом выбор пал на меня. К каждому такому полету мы тщательно готовились, учитывая все возможные мелочи, неожиданно возникающие при полете и посадке.
Первый вылет мы наметили на один из Новосибирских островов, где зимовщики нуждались в продуктах больше всего. Так как полярная станция находилась далеко от аэродрома вылета, мы полностью заправились горючим, с учетом и на обратный путь, взяли побольше продуктов, и со значительной перегрузкой вылетели с аэропорта Тикси. После взлета мы сразу установили связь с полярной станцией.
— Сообщите мне погоду в вашей точке, и скажите, где вы думаете меня принять, — спросил я. Они ответили, что все приготовили на берегу.
— Давайте условимся так, — перебил я начальника станции. — Вы мне будете говорить только о реальном положении дел. Знайте, что я не вернусь назад, продукты Вам привезу, но мне нужна правдивая информация о полосе, чтобы я смог сохранить машину, иначе возможная неудача будет и на Вашей совести.
После подробного объяснения о полосе приема, я понял, что посадка на нее очень опасна.
-У Вас есть рядом пресное озеро? — начал я. — Вода на нем пресная, значит и лед должен быть крепкий. — Я попросил сообщить его длину, состояние льда (толщину, шероховатость). Это был период глубокой осени, когда лед был недостаточно толстый. Я боялся, что могу утопить машину.
После разговора с начальником станции, несмотря на то, что озеро меня практически не устраивает: оно было длиной 800 метров, но это не пугало, а вот из необходимой толщины для самолетов Ли-2 в 30-50 см, реально везде было не более 30 см. Все-таки принимаю решение садиться на озеро. Даю указание зажечь четыре костра, обозначить берег и направление посадки. На душе тревожно, но вида не показываю. Приглашаю экипаж в кабину, объясняю обстановку, готов выслушать их мнения.
Первым сказал бортмеханик Яша Перевезенцев:
— Я предлагаю садиться на озеро, лед должен выдержать, на берегу садиться опасно, можно скапотировать. — Остальные согласились с этим мнением, решили окончательно садиться на озеро.
Нас обрадовало то обстоятельство, что лед на озере был покрыт снегом, был шероховат, а длина посадки устраивала и 500 метров. Ребята на земле все сделали добросовестно: зажгли костры, как я сказал, обозначили место, куда зарулить для разгрузки, приготовили сани. В их районе было три горы, о которых они нас тоже предупредили, так как это тоже усложняло маневрирование при заходе на посадку. Погода ухудшилась, облачность 10 баллов, высота нижней кромки облаков 150 метров, ветер 5 м/с строго в борт, видимость 2 км (так сообщили нам со станции).
Когда мы пришли к станции, видимость костров была на 5-10 км, издали я определил, как заходить и пошел на посадку с курса. Всех, кроме механика отправил в хвост самолета, люки и двери приоткрыты. Приземлился чуть подальше зажженной бочки, даю команду убрать щитки, сам думаю, выдержит ли лед, и тут же успокаиваю себя, что выдержит. Лед оказался крепкий, на душе отлегло. Подкатили к месту разгрузки, все дружно закричали: «Ура!!!»
Первая посадка выполнена удачно, люди рады, обнимают, целуют нас, благодарят и радуются как дети. А у нас на душе так приятно, что хочется петь.
— Налей, — говорю, — Яша литров десять им спирта, пусть ребята празднуют, у них и у нас счастливый день.
Какое великое дело приносить людям добро и радость. Мы как-то быстро освоились с такой рискованной, но интересной работой, производили посадки на русла речек, где не было воды, на тундре, где ровные участки, на озера, в общем, как можно ближе к станциям. Было много тревог и переживаний, предостаточно риска и опасности, но кончалось все благополучно. Вот еще один случай.