Обследование рельефа дна
Наша экспедиция должна была проследить положение 10-метровой изобаты вдоль побережья, от мыса Челюскина до мыса Дика, обследовать глубины в проливах между материком и островами Фаддея, а также. между материком и островами Петра, чтобы установить доступность этих проливов для коммерческого мореплавания. Обследование рельефа дна в этих районах надлежало провести со льда. Такой промер является наиболее надежным как в смысле точности измерения глубин, так и, главным образом, в смысле уточнения координат этих глубин.
Кроме того, мы должны были провести судовой систематический промер к югу от острова Андрея до мыса Дика, обследовать этот мало изученный район, выявить и уточнить местоположение банок, расположенных на старых картах к востоку от островов Петра и имеющих пометку «П. С.» (положение сомнительно).
Особенно интересовал мореплавателей участок от мыса Челюскина до островов Фаддея, район островов Фаддея и участок к югу от острова Андрея. Значительно меньший интерес представлял прибрежный район между мысом Игнатия и островом Андрея, так как суда, идущие из Карского моря в Хатангу, проходят значительно мористее.
[121]
Весь промер на участке от меридиана 110° до мыса Псов (промер был продолжен южнее плановой границы на 40—50 километров), а также в районе островов Фаддея, производился по створам, выставленным в 3—4 километрах от берета по линии, параллельной генеральному направлению береговой черты. Планировка магистрали, а также галсов в процессе промера проводилась при помощи теодолита. Координация глубин
Рис. 22. Футшток, установленный у мыса Дика
на галсах (каждой 3—4-й глубины) производилась преимущественно теодолитом по знакам береговой основы и отчасти по мористым створным знакам. Эти знаки в свою очередь определялись методом обратных многократных засечек (при помощи теодолита) по пунктам триангуляции. Применение теодолита вместо промерного секстана не только уточняло координацию, но позволяло пользоваться настолько удаленными знаками, которые невозможно было бы увидеть при работе с секстаном. Применение теодолита следует рекомендовать еще и потому, что при наличии его упрощается планировка галсов, лучше выдерживаются бурильщики на линии створа. Расстояние между галсами и глубинами на галсе измерялось 100-метровым пеньковым тросом. Таким образом, фактически имелась двойная координация: 1) по створу и расстоянию и 2) по двум углам.
Южная партия, работавшая от островов Петра до мыса Псов на участках с относительно ровным льдом, пользовалась для измерения.
[122]
расстояния между глубинами вездеходом, спидометр которого был предварительно проконтролирован на поверочном километре.
Глубины измерялись во всех партиях ручным лотом со стальным лотлинем, не изменяющим длину и не требующим многократных поверок.
Глубины брались на галсе через 600 метров, с учащением по приближению к берегу.
На участке от мыса Челюскина до мыса Прончищева промер шел без предварительного развития магистрали. Планировка галсов, выдер-
Рис. 23. Промерная партия за работой. Сверление льда
живание бурильщиков на галсе производились исключительно теодолитом. Для облегчения движения по галсу (чтобы избежать опасности сбиться с него) временами выкладывались снежные гурии. Для наблюдения за колебанием уровня моря в течение всего времени промера функционировал мареограф, установленный на «Норде» в районе мыса Фаддея, футшток в районе острова Андрея (база берегового отряда) и футшток у мыса Дика. Кроме того, при обработке были использованы футшточные наблюдения полярной станции мыса Челюскина.
Ледовые условия не позволили экспедиции провести промер от мыса Лаптева до меридиана 110°, также к северу от острова Андрея.
К востоку от мыса Игнатия промер произвести не удалось из-за тяжелых торосистых льдов, к тому же на расстоянии 4—5 км проходила широкая полынья, не замерзшая в течение всего периода работ. Эта же полынья, подойдя вплотную к острову Андрея, помешала выполнить ледовый промер к северу от острова. В этом районе в навигацию 1941 года не удалось выполнить и катерный промер, так как льды отошли от берегов очень поздно, а экспедиция 30 августа уже была снята с места работ.
[123]
Та же причина — непродолжительность навигации 1941 года — помешала произвести судовой промер на участке остров Андрея — мыс Дика.
Вьполненный нашей экспедицией промер после обработки полученных результатов в течение камерального периода (1941 —1942 года) дал много новых материалов относительно донного рельефа. Эти материалы послужили для корректуры карт и исправления лоций района, изучавшегося экспедицией.
[124]