Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Косой А. И. На восточном побережье Таймырского полуострова

Опыт Восточно-Таймырской экспедиции ГУ ГУСМП 1940-1941 гг.
 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0020.jpg
ГЛАВА II

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИИ
План работ экспедиции


Работы по обследованию прибрежной зоны и съемки восточного побережья Таймырского полуострова являлись частью комплексного гидрографического обследования моря Лаптевых, проводимого по третьему пятилетнему плану Главсевморпути.
Первоначально план работ на Восточно-Таймырском побережье предусматривал создание двух самостоятельных отрядов.
Предполагалось, что один из отрядов — береговой будет проводить работы от островов Комсомольской Правды на восток и юг, а второй — морской, в распоряжение которого предоставлялось гидрографическое судно «Норд», — на север от бухты Марии Прончищевой.
Предполагалось также, что западное и северное побережье Таймырского полуострова обследует экспедиция архипелага Норденшельда 1939/40 года. Таким образом работами этих двух отрядов завершалось гидрографическое обследование Таймырского полуострова.
Гидрографическое управление в первую голову было заинтересовано в изучении и картографировании районов, имевших навигационное значение. Обследование заливов Фаддея, Симса, Терезы Клавенес (в их глубинной части), не имевших навигационного значения, являлось второочередной задачей.
При организации отрядов сразу возникли затруднения: как разграничить районы работ? Трудно было заранее определить, где нужно создать базу берегового отряда и где выбрать место безопасной зимовки для судна. Работа морского и берегового отрядов требовала тесного контакта: судно
«Норд», предоставленное в распоряжение первого отряда, должно было обеспечить подход транспортного судна, перебрасывающего береговой отряд из Архангельска к месту выгрузки, а также развоз лесоматериалов и продовольствия по всему району работ для создания полевых баз для обоих отрядов.
Все это привело к созданию единой Восточно-Таймырской экспедиции, состоящей из двух гидрографических отрядов.
[16]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0021.jpg
Гидрографическое судно «Норд» передавалось в оперативное подчинение начальника экспедиции, причем весь личный состав экипажа предполагалось использовать на экспедиционных работах.
По первому производственному расписанию экспедиция должна была выполнить комплексные гидрографические работы от островов Комсомольской Правды вдоль побережья Таймырского полуострова до бухты Марии Прончищевой.
Намечались следующие виды работ:
1. Определение астрономических пунктов I класса.
2. Прокладка триангуляции II заполняющего ряда, с сгущением сети пунктами III и IV класса.
3. Инструментальная и полуинструментальная топографическая съемка.
4. Обследование рельефа дна судовым, катерным промером и промером со льда.
5. Установка освещаемых знаков навигационного ограждения.
6. Определение элементов земного магнетизма.
7. Систематические метеорологические наблюдения на обеих зимовках.
8. Попутный гидрологический разрез в морях Карском и Лаптевых.
Намечались для обследования и сверхплановые объекты. За выполнение сверхплановых работ вводилась прогрессивно-сдельная оплата сотрудников.
В план астрономических работ было включено определение трех пунктов на концах выходных сторон каждой базисной сети, являющихся затем точками Лапласа. На каждом пункте определялся азимут выходной стороны для ориентации всей триангуляции и введения азимутального условия в уравнительные вычисления.
Сверх трех плановых астрономических пунктов (в бухте Марии Прончищевой, на острове Андрея и мысе Игнатия) намечалось еще два неплановых (и необязательных): на мысе Лассиниуса и островах Петра.
План экспедиции предусматривал измерение трех базисов длиной по 3—3, 5 км и двух базисов как необязательных.
Топографическую съемку предполагалась провести от мыса Лаптева до бухты Марии Прончищевой. Кроме материковой береговой черты подлежали съемке острова Вилькицкого, Фаддея, Андрея, Петра, а также все мелкие острова, как имевшиеся на картах, так и вновь обнаруженные.
[17]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0022.jpg
Съемку берегов залива Терезы Клавенес и залива Симса в обязательном порядке намечалось провести до меридиана 105° 30' и залива Фаддея до параллели 76° 40'. Съемка глубинной части заливов была отнесена к сверхплановому заданию.
Экспедиция должна была выполнить систематический промер со льда вдоль побережья в полосе шириной около 10 километров от островов Комсомольской Правды до подходов к бухте Марии Прончищевой. Весь район промера разбивался на семь отдельных участков:
I — от мыса Шерберина на восток, охватывая острова Фаддея, и далее к мысу Игнатия и поперек входа в залив к мысу Фаддея;
II — вдоль побережья от мыса Игнатия на восток до меридиана 111°;
III — от меридиана 111° вокруг острова Андрея и до входа в пролив между материком и островами Петра;
IV — промер с мористой стороны островов Петра от границы участка III до южного входа в пролив;
V — пролив между материком и островами Петра;
VI — вдоль материкового берега от южного входа в пролив Петра до параллели 75° 40', т. е. до подходов к бухте Марии Прончищевой;
VII — подход к бухте Марии Прончищевой между параллелями 75° 40' и 75° 30'.
Период промерных работ включал апрель, май и половину июня.
Кроме зимнего прибрежного промера, экспедиция должна была выполнить судовой систематический промер на судне «Норд», использовав для этого время с 15 августа по 5 сентября 1941 года. Судовой промер должен был служить продолжением ледового промера, мористей его до 40-метровой изобаты.
При проведении судового промера гидрографам вменялось в обязанность обнаружить и обследовать банки, показанные на морских картах этого района.
Кроме того без предоставления специального времени экспедиции предписывалось построить два навигационных знака — на острове Петра и в бухте Марии Прончищевой, провести гидрологические и метеорологические работы, организовать наблюдение магнитных пунктов.
Магнитные работы по производственному предписанию
[18]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0023.jpg
слагались из 2 опорных пунктов, с регистрацией в продолжение 2—3 месяцев вариаций магнитного склонения на одном из них, 4 абсолютных пунктов и 26 неполных пунктов (определение склонения). Предполагалось, что экспедиция сможет выполнить эти работы во время полярной ночи.
При определении плана экспедиции учитывалось только количество лиц технического состава. Обеспеченность транспортом и рабочим составом во внимание не принималась.
Полный объем работ по плану был следующий:

№ по пор. Наименование работ Единица измерения Количество работ Удельный вес в общ. плане в %
1 Астропункты I класса пункт 3 4,3
2 Триангуляция ,, 50
Базисы (3) км 10, 5 }42,8
3 Топографические съемки инструментальные кв. километр 750
Топографические съемки полуинструментальные ,, ,, 700 }24,2
4 Зимний промер со льда... километр 2200 20,8
5 Судовой систематический промер. миля 500 5,7
6 Установка навигационных знаков. — 2 2,2
7 Проведение цикла работ по магнитной съемке района — — }внеплановое время
8 Установка двух мареографов... — 2 }внеплановое время


Личный состав экспедиции


Общее число сотрудников экспедиции (двух отрядов) составляло 38 человек. В это число входили: начальник экспедиции А. И. Косой (астроном-геодезист), заместитель начальника Сеньковский Л. И., астроном-геодезист В. Г. Васильев, старший топограф-геодезист Н. С. Юдов, старший геодезист Н. М. Фельдман, старшие топографы И. Г. Волков и Н. И. Линник, геодезист В. П. Ступак, старший гидрограф А. А. Остроумов, инженеры-гидрографы Л. И. Виноградов, А. С. Касьяненко, В. Г. Архангельский, топограф А. И. Панов, врач М. Г. Арсеньева, радист Н. В. Боткин, меха-
[19]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0024.jpg
ники-водители вездеходов И. М. Колесников, В. А. Явайский, П. С. Лукашенко и Л. М. Мацуев, завхоз Б. М. Алексеев, бухгалтер Н. К. Сеньковская, повар В. Г. Егоров, мотористы Н. В. Лебедев и П. В. Негривода, пять каюров и восемь рабочих, из них двое старших.
Трех каюров — Г. М. Кузнецова, В. Д. Долгобородова, Г. П. Елизарова — мы приняли на работу в Архангельске. Все трое много раз бывали в Арктике, имели хорошую полярную закалку. Двое остальных каюров — Иммонен и Рыкалов — перешли к нам уже в плавании с гидрографического судна «Папанин». Рыкалов — опытный каюр, с большим стажем; Иммонен сначала был зачислен старшим рабочим и овладел квалификацией каюра уже во время зимовки.
Рабочих мы старались подбирать так, чтобы каждый из них имел какую-нибудь необходимую нам специальность. Тарасов, Орлов, Фролов и Волжанинов были плотниками, старший рабочий Ухватов — плотником и столяром. Самый молодой сотрудник экспедиции 18-летний Мошнин был сапожником и только Подсосенный и Анчугов не имели определенной квалификации.
Многие из состава экспедиции уже имели опыт зимовки в Арктике, часть же направлялась на работу на Север впервые. Должен сказать, что и эти последние, за немногими печальными исключениями, быстро приспособились к условиям работы на Севере и прекрасно выполняли свои задания.
Когда мы прибыли B район работ, состав нашей экспедиции пополнился двумя ценными членами — техником-строителем И. Е. Сопляковым и печником Н. Ф. Чечулиным. Они должны были высадиться на острове Петра для постройки там станции. Высадка оказалась невозможной, и мы пригласили оставшихся свободными строителей к себе. Это было как нельзя более кстати. Экспедиция прибыла на место работ с опозданием на целый месяц, и на строительство базы оставалось очень мало времени. Участие опытных строителей обеспечило сборку домов в намеченные, чрезвычайно сжатые сроки.
Экипаж судна «Норд» состоял из 21 человека. Капитаном был назначен Е. С. Морозов, первым помощником — Л. А. Высоцкий. Высоцкий шел на вторую зимовку, был прекрасным знатоком не только своего судна, но и условий зимовки на нем. Он был знаком со всеми видами зимних гидрографических работ и принимал в них непосредственное участие.
[20]
ББК-10 : 05 Январь 2025 10:53  Вернуться к началу

Пред.След.