Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Выгрузка на острове Рудольфа

 Т - 0005.jpg
ВЫГРУЗКА НА ОСТРОВЕ РУДОЛЬФА

В 1936 году Главное управление Северного морского пути командировало нас на полярную станцию острова Рудольфа.
Во время рейса на ледоколе «Русанов» на пути к острову Рудольфа Н. Мартынов в общих чертах познакомил С. Войнова и авиатехников В. М. Латыгина и Е. И. Чернышева с особенностями эксплоатации механизированного транспорта на Севере. На 4 машины было только 2 водителя. Поэтому еще на ледоколе пришлось заняться подготовкой кадров водителей из авиационных работников.
[5]

 Т - 0006.jpg
В. Латыгин раньше зимовал на мысе Челюскина и там немного работал на вездеходах. Бортмеханик Е. Чернышев тоже мог быстро овладеть новой для него специальностью. Как механики, они оба были хорошо знакомы с устройством двигателей, и им пришлось осваивать только технику вождения. Хорошо, что вместе с тракторами имелись инструкции и каталог. Эти материалы очень помогли при изучении машин. Конечно, само изучение было довольна поверхностным. Мы влезали в машины, пробовали ее ход, управление, но практически обучаться вождению не могли. А ведь машину полностью изучить можно только на ходу. Надо поездить самому, опробовать все на практике. Такое настоящее освоение машин производилось уже во время работ по выгрузке.
Полярная станция на острове Рудольфа заново организовывалась. Небольшое здание, которое существовало с 1932 года, служило нам только временным Жильем, до окончания строительства новой большой полярной станции.
На строительство завозилось много грузов. Два парохода должны были доставить в общем около 1600 тонн, среди этих грузов был и наш машинный парк: два трактора ЧТЗ «Сталинец» и два вездехода НАТИ.
Тракторы были обычного сельскохозяйственного типа, ничем не утепленные, даже без кабинок для водителей.
Вездеходы являлись переделкой грузовой машины автозавода им. Молотова «ГАЗ-АА». На ходовую часть вездехода были поставлены гусеницы, а на передние колеса — лыжи. Этими приспособлениями значительно увеличивалась проходимость в северных условиях,
9 сентября 1936 года «Русанов» подошел к острову Рудольфа. Ледокол остановился в 1, 5—2 километрах от берега. Дальше до берега лежал плотный припай. Как только «Русанов» бросил якорь, И. Д. Папанин и Я. С. Либин ушли выбирать место для станции и аэродрома. А мы, водители, отправились искать более или менее сносную дорогу к будущей станции.
По припаю, затем по глетчеру трасса оказалась весьма трудной. Береговой припай был чрезвычайно торосистый. На глетчер вел крутой подъем. Кроме того, припай отделялся от глетчера широкой трещиной. На приливе и отливе она все время раздвигалась и сдвигалась, — «дышала». Через трещину решили наводить мост из бревен и досок. Рассчитали его так, чтобы мост выдержал тяжесть трактора и вездехода с грузом. Дальше было не легче. Глетчер перерезал глубокие и широкие
[6]
 Т - 0007.jpg
трещины. Через одну самую большую трещину тоже решили навести мост.
К этому времени короткое полярное лето кончалось. Снег стаял. Глетчер представлял совершенно гладкую скользкую ледяную поверхность. По нему даже пешком трудно было ходить.
Первое впечатление было чрезвычайно удручающим. Казалось что по этой трассе никак не пройдут ни тракторы, ни

Рис. 1. Трактор ЧТЗ „Сталинец" на береговом припае.

вездеходы. Нас ободрял Иван Дмитриевич. Да и на самом деле, нельзя же было отступать перед трудностями. Станцию нужно было строить. К счастью, в первый же день выгрузки выпал снег, который слегка укрыл скользкую поверхность глетчера и облегчил нашу работу.
Расчистка дороги заняла двое суток. Дорогу пришлось тщательно готовить. На припае срубили много торосов. Навели мосты. Выгрузка грузов началась только 12 сентября.
Создание полярной станции острова Рудольфа преследовало не только научные цели, но, в основном, подготовку экспедиции на Северный полюс. На острове Рудольфа создавалась база для обслуживания перелета и высадки воздушных экспе-
[7]
 Т - 0008.jpg
диций на дрейфующие льды центрального Полярного бассейна. Поэтому сюда, кроме оборудования, стройматериалов, срубов домов для полярной станции, завозились также снаряжение для аэродрома, горючее и многочисленные грузы героической папанинской экспедиции.
Количество грузов было необычайно большим для полярных станций. Все 1600 тонн нужно было перебросить в кратчайшие сроки и, конечно, без единой аварии. В эти решающие дни выгрузки все мы убедились, насколько полезен механизированный транспорт в Арктике. Без тракторов и вездеходов было бы просто невозможно обеспечить переброску всех грузов на территорию станции, которая была основана в 4 километрах от места остановки ледокола.
При перевозке грузов вездеходы ходили только от корабля до берега, крутой подъем по глетчеру они брать не могли.
На глетчере работали тракторы «Сталинец». Иногда тракторы делали сквозные рейсы от ледокола до станции.
С первых же дней был установлен такой порядок, что всякий мелочной ремонт, главным образом подкручивание разболтавшихся болтов плиц гусеницы, устранение мелочных заторов с подачей бензина, производился во время нагрузки и выгрузки машин. Мы берегли дорогое время, не тратили его на мелкий ремонт. Водители по-стахановски осваивали свои машины, хотя большинство впервые работало на них.
Нашу стахановскую работу вдохновляло внимание всего коллектива. По существу ведь успех дела решал транспорт. Нам помогали все зимовщики. Смены для водителей не было. Мы нередко работали без перерыва по 25—30 часов, лишь бы ни на минуту не задерживать разгрузку. Спали по 3—4 часа, да и то тогда Иван Дмитриевич шутливо говорил:
— Спите скорей, братки, а то вставать скоро.
Чтобы облегчить выгрузку, зимовщики, ответственные за какой-нибудь участок работы, тщательно проверили свои грузы, складывали их отдельно, создавая тем самым полную ясность в ходе разгрузки. Лишних хождений и поисков не было.
На площадке строительства установили такой же порядок. Все было под рукой. То, чего нехватало, немедленно перевозилось. Поэтому и сооружение станции было закончено на 2 месяца раньше срока, установленного И. Д. Папаниным.
Полярники были разбиты на две бригады. Каждая из них работала через 8 часов, затем уступала место другой. На этих первых авральных работах мы близко познакомились с коллективом. На остров Рудольфа приехали и старые поляр-
[8]
 Т - 0009 - 1.jpg
ники и много молодежи, которая впервые попала в Арктику. Все работали очень дружно. Пример показывал Иван Дмитриевич. Он участвовал во всех авралах, в любое время дня и ночи успевал побывать на участках строительства. Только заметит Иван Дмитриевич, что кто-нибудь взял непосильную ношу, немедленно подойдет и поможет. Во всем Иван Дмитриевич показывал нам пример товарищеской взаимопомощи.
900 тонн грузов, завезенных с первым рейсом, были переброшены к станции за 4 суток. Это дало возможность «Русанову» сделать еще один рейс и привезти снаряжение, оставшееся в бухте Тихой, куда 700 тонн грузов для нас доставил «Герцен».
При второй выгрузке лед стал еще более отходить от берега. Работали с опаской, остерегаясь провала машин под лед. Несколько раз переделывали мост.
ББК-10 : 25 Август 2015 20:49  Вернуться к началу

Пред.След.