Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0077.jpg
3. 6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы)

В 1959 году на гису «Буйреп» с конца мая и до начала октября гидрографы СГЭ П. П. Федотов, В. И. Махнач, Ю. В. Мордвинцев во главе с командиром партии Викманом Виктором Фридриховичем производили морской промер и обследование банок в Воронке Белого моря, а также в южной части Баренцева моря от меридиана мыса Святой Нос до меридиана 45° на востоке.
В результате подробного обследования многие банки на карте со знаками «ПС» (положение сомнительное) или «СС» (существование сомнительное), всегда вызывавшие настороженное внимание у мореплавателей, были с карт сняты. В частности, была снята «знаменитая» банка «Мористон» (в западной части Воронки), а также «опасная» банка с глубиной 2,8 м, «удаленная» на значительное расстояние к северо-востоку от мыса Канин Нос. Несуществующие банки в разное время нанесли ошибочно на карты по различным причинам (неточная обсервация, ошибочное измерение глубины и т. п.). Так, «банку 2,8 м» моряки на кораблях и судах далеко (с запасом) обходили, помня об опасности, которой в действительности не существовало.
В 1959 году перед промером гидрографы СГЭ П. П. Федотов и В. И. Махнач определили координаты вновь построенного Шойнского маяка и дали их в Извещения мореплавателям.
В 1961—1963 гг. гидрографы СГЭ производили подробный морской промер в Горле Белого моря. Воронка и особенно Горло всегда были «опасной дорогой» для моряков. Часто меняющиеся из-за высоких приливов и отливов сильные течения, наличие большого количества банок и отмелей, сулои, возникающие в результате встречных течений, туманы и нередко плохая видимость в довольно «стесненных условиях» плавания по рекомендованным фарватерам — все это всегда вызывало повышенное внимание и настороженность у моряков при проходе через Горло. Когда же через Горло стали уходить в океан все атомные субмарины, то потребовались точные крупномасштабные навигационные карты для безопасного плавания.
В далеком прошлом мореплаватели считали, что Горло Белого моря — это сравнительно ровный желоб, соединяющий Белое и
[77]
 Федотов - 0078.jpg
Баренцево моря, и только подробное обследование в течение трех навигаций с высокоточным определением места по РНС «Координатор» позволило выявить сложный характер рельефа дна «Горла», было обнаружено более двухсот банок, повышений дна.
В 11 милях к северу от северной оконечности острова Моржовец находится банка с наименьшей глубиной 2, 8 м, а мелководье с глубинами менее 10 м тянется далеко к северо-северо-западу от острова Моржовец и почти граничит с Горяиновской кошкой. Этот район подробно обследовался на гису «Хронометр» в 1963 году на полной воде, так как осадка логера в полном грузу составляла 3,2 м.
В результате систематических работ 1959 г. и 1961—1963 гг. впервые были созданы точные, подробные и достоверные карты по подводному рельефу района Воронки и Горла Белого моря для мореплавателей.

Гису «Хронометр»

В промерных работах 1961—1963 гг. участвовали гидрографические суда: «Хронометр», «Призма», «Волна», «Вихрь». Промер производили офицеры СГЭ: Б. М. Золотайкин, П. П. Федотов, В. И. Махнач, Н. И. Королев, Д. С. Кирсанов, В. А. Шориков, Б. В. Якушев и др.
Производством работ в Горле Белого моря в течение трех лет и обработкой материалов морского промера 1961-1963 гг. руководил и непосредственно участвовал командир партии П. П. Федотов.
[78]

Пред.След.