Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0070 - 2.jpg
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны

Гидрографы Северной экспедиции и кораблестроители города Северодвинска, спутника г. Архангельска, каждый по роду своей деятельности выполняли задачи, связанные с боевой деятельностью атомных подводных лодок (АПЛ) Военно-морского флота СССР и России. Если заводы Северодвинска строили, модернизировали АПЛ, то СГЭ обследовала и открывала новые пути-дороги для плавания построенных субмарин в подводном положении в океанах и морях.
Начиная с 1960 года Северная гидрографическая экспедиция выходит на исследования непосредственно в океан.
Современный атомный флот для плавания подо льдами в высоких широтах Арктики уже в начале 60-х годов настоятельно потребовал ликвидации «белых пятен» на картах, уточнения характерных форм рельефа дна в проливах Франц-Виктория и Святой Анны, на шельфе и непосредственно в Северном Ледовитом океане.
[70]
 Федотов - 0071.jpg
Ледник. На береговой полоске о. Виктория полярная станция (1960 г.)

Когда же настала пора подледных походов из Баренцева моря к полюсу и в Тихий океан (атомоход «Ленинский комсомол», 1962 г.), Северный флот дал задание изучить прежде всего пролив Франц-Виктория.
Для изучения проливов флот выделил современное мощное судно ледокольного типа дизель-электроход «Байкал» («ОС-ЗО»).
В 1960 году на дизель-электроходе «Байкал» были подробнообследованы проливы между островами, ведущие в Ледовитый

Дизель-электроход «Байкал» (1960 г.)
[71]
 Федотов - 0072.jpg
Встреча в Арктике (7 сентября I960 г.)

океан: Франц-Виктория, между о. Виктория и о. Белый, между о. Белый и о. Стуре, а также шельф Северного Ледовитого океана к северу от вышеназванных проливов. Значительная часть работы
на промере выполнялась во льдах Арктики. Корабль проходил до параллели 81°30' СШ. Для координирования промера использовалась радионавигационная система (РНС) «Координатор». Станции были развернуты в варианте радиолага на мысе Мэри Хармсуорт (о. Александры, ЗФИ) и на острове Виктория.
В просторах Арктики за день работы встречалось иногда до 30 белых медведей, кроме того, попадались окровавленные льдины, где «пировал» медведь, пожирая добытого им тюленя. Незабываемая встреча с двумя белыми «мишками» в возрасте год-полтора произошла в Арктике 7 сентября 1960 г. Они, увидев впервые такое «чудо» — «большой черный айсберг», подходили все ближе и ближе к кораблю. «Байкал» остановил ход во льдах. По трансляции объявили «о необычной встрече в Арктике», и мы поспешили на ют корабля. Конечно, «гостей» фотографировали, бросали им на лед хлеб, мясные консервы и сгущенное молоко в открытых банках. Мясные консервы не очень понравились — не удивишь медведя несвежим мясом! А вот сладкая «сгущенка» была явно необычным лакомством — медведи вылизывали все банки и поглядывали на корабль, как бы говоря: «Еще бы!» А мать этих мишек
[72]
 Федотов - 0073.jpg
 Федотов - 0074.jpg
беспокойно расхаживала на достаточно безопасном расстоянии — не менее мили. Видимо, зверь знал об опасности встречи с человеком и что «осторожность никогда не помешает». Но, как говорится, «Делу — время, а потехе — час», и «Байкал» продолжил промерный галс на «входе» в Ледовитый океан, оставив «гостей» в родной стихии.
Промер в проливах и на шельфе закончили в начале октября 1960 г. Объем и площадь исследований значительно превышали плановые задания. Качество привязки галсов, координирования, измерения глубин оказалось высоким. Однако не обошлось без огорчений. Остров Виктория до 1960 года не был привязан к геодезической сети Земли Франца-Иосифа (ЗФИ). Для определения точных координат отражающей станции на остров в начале работ был высажен гидрограф-астроном Схиртладзе Юрий Васильевич. Но погодные условия: пасмурная погода и постоянные туманы в летнее время над ледниковым куполом острова, не позволили определить точные координаты отражающей станции астрономическим методом. И вот зимой 1961 года, пока шла предварительная обработка материалов промера в Архангельске, на ледниковый купол острова Виктория самолетом «АН-2» (на лыжах) доставили опытного гидрографа-астронома Шмакова Константина Андреевича. Он

Гису «Мурман» на морском промере (Новая Земля, I960 г.)

Посадка вертолета «МИ-4» на борт гису «Мурман» (1960 г.)
Первый «авианесущий» гису
[73][74]
 Федотов - 0075.jpg
по наблюдениям звезд определил координаты мачты отражающей станции с точностью, позволившей затем качественно обработать весь морской промер и в 1962 году представить материалы для издания карт в ЦКП ВМФ.
В эти же летние и осенние сроки 1960 года морской промер и обследование в районе к северу от Новой Земли, в этом «широком проливе» между ЗФИ и Новой Землей, произвел гису «Мурман». В 1960 году над кормовой палубой «Мурмана» на заводе «Красная Кузница» спроектировали и «смастерили» вертолетную площадку, и «Мурман» стал первым гидрографическим «авианосцем». Вертолет «МИ-4» удачно высаживал и снимал на Новой Земле отражающие станции РНС «Координатор» со всем имуществом и оборудованием, а «Байкал», загрузив в Мурманске 500 тонн угля в свои «необъятные» трюмы, в один из дней сентября «снабжал» топливом «Мурман» в бухте Тихой (ЗФИ).


Встреча гидрографов д/э «Байкал» и гису «Мурман» в бухте Тихой (слева направо): Н. М. Аносов, С. Ф. Бойцов, Ю. И. Юраткин, Чикирев, В. А. Шориков, П. П. Федотов, Л. В. Новожилов, Н. Д. Герасимов (Земля Франца-Иосифа, 1960 г.)
[75]
 Федотов - 0076.jpg
Экспедицией в полярные моря в составе 3 кораблей («Байкал», «Мурман» и «Призма») в 1960 году непосредственно руководил начальник Северной гидрографической экспедиции капитан I ранга Сенчура Леонид Иванович с борта д/э «Байкал».
На «Мурмане» непосредственно руководил гидрографическими работами командир отряда Л. Т. Ермилов, на промере 2 кораблей непосредственно работали командиры партий: Н. М. Аносов, С. Ф. Бойцов, П. П. Федотов, Л. А. Сливин; гидрографы: Ю. Н. Журавлев, В. И. Махнач, В. А. Шориков, Л. В. Новожилов и другие.


На привязке галса у о. Виктория: В. И. Махнач, П. П. Федотов, Ю. Н. Журавлев, дизель-электроход «Байкал» (I960 г.)


В 1961 году на д/э «Байкал» гидрографы СГЭ выполнили морской промер в желобе Святой Анны, в проливе между островом Греэм-Белл (ЗФИ) и островами (с востока) Ушакова и Визе.
[76]

Пред.След.