3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой АнныГидрографы Северной экспедиции и кораблестроители города Северодвинска, спутника г. Архангельска, каждый по роду своей деятельности выполняли задачи, связанные с боевой деятельностью атомных подводных лодок (АПЛ) Военно-морского флота СССР и России. Если заводы Северодвинска строили, модернизировали АПЛ, то СГЭ обследовала и открывала новые пути-дороги для плавания построенных субмарин в подводном положении в океанах и морях.
Начиная с 1960 года Северная гидрографическая экспедиция выходит на исследования непосредственно в океан.
Современный атомный флот для плавания подо льдами в высоких широтах Арктики уже в начале 60-х годов настоятельно потребовал ликвидации «белых пятен» на картах, уточнения характерных форм рельефа дна в проливах Франц-Виктория и Святой Анны, на шельфе и непосредственно в Северном Ледовитом океане.
[70]
Ледник. На береговой полоске о. Виктория полярная станция (1960 г.)Когда же настала пора подледных походов из Баренцева моря к полюсу и в Тихий океан (атомоход «Ленинский комсомол», 1962 г.), Северный флот дал задание изучить прежде всего пролив Франц-Виктория.
Для изучения проливов флот выделил современное мощное судно ледокольного типа дизель-электроход «Байкал» («ОС-ЗО»).
В 1960 году на дизель-электроходе «Байкал» были подробнообследованы проливы между островами, ведущие в Ледовитый
Дизель-электроход «Байкал» (1960 г.)[71]
Встреча в Арктике (7 сентября I960 г.)океан: Франц-Виктория, между о. Виктория и о. Белый, между о. Белый и о. Стуре, а также шельф Северного Ледовитого океана к северу от вышеназванных проливов. Значительная часть работы
на промере выполнялась во льдах Арктики. Корабль проходил до параллели 81°30' СШ. Для координирования промера использовалась радионавигационная система (РНС) «Координатор». Станции были развернуты в варианте радиолага на мысе Мэри Хармсуорт (о. Александры, ЗФИ) и на острове Виктория.
В просторах Арктики за день работы встречалось иногда до 30 белых медведей, кроме того, попадались окровавленные льдины, где «пировал» медведь, пожирая добытого им тюленя. Незабываемая встреча с двумя белыми «мишками» в возрасте год-полтора произошла в Арктике 7 сентября 1960 г. Они, увидев впервые такое «чудо» — «большой черный айсберг», подходили все ближе и ближе к кораблю. «Байкал» остановил ход во льдах. По трансляции объявили «о необычной встрече в Арктике», и мы поспешили на ют корабля. Конечно, «гостей» фотографировали, бросали им на лед хлеб, мясные консервы и сгущенное молоко в открытых банках. Мясные консервы не очень понравились — не удивишь медведя несвежим мясом! А вот сладкая «сгущенка» была явно необычным лакомством — медведи вылизывали все банки и поглядывали на корабль, как бы говоря: «Еще бы!» А мать этих мишек
[72]
беспокойно расхаживала на достаточно безопасном расстоянии — не менее мили. Видимо, зверь знал об опасности встречи с человеком и что «осторожность никогда не помешает». Но, как говорится, «Делу — время, а потехе — час», и «Байкал» продолжил промерный галс на «входе» в Ледовитый океан, оставив «гостей» в родной стихии.
Промер в проливах и на шельфе закончили в начале октября 1960 г. Объем и площадь исследований значительно превышали плановые задания. Качество привязки галсов, координирования, измерения глубин оказалось высоким. Однако не обошлось без огорчений. Остров Виктория до 1960 года не был привязан к геодезической сети Земли Франца-Иосифа (ЗФИ). Для определения точных координат отражающей станции на остров в начале работ был высажен гидрограф-астроном Схиртладзе Юрий Васильевич. Но погодные условия: пасмурная погода и постоянные туманы в летнее время над ледниковым куполом острова, не позволили определить точные координаты отражающей станции астрономическим методом. И вот зимой 1961 года, пока шла предварительная обработка материалов промера в Архангельске, на ледниковый купол острова Виктория самолетом «АН-2» (на лыжах) доставили опытного гидрографа-астронома Шмакова Константина Андреевича. Он
Гису «Мурман» на морском промере (Новая Земля, I960 г.)Посадка вертолета «МИ-4» на борт гису «Мурман» (1960 г.)Первый «авианесущий» гису[73][74]
по наблюдениям звезд определил координаты мачты отражающей станции с точностью, позволившей затем качественно обработать весь морской промер и в 1962 году представить материалы для издания карт в ЦКП ВМФ.
В эти же летние и осенние сроки 1960 года морской промер и обследование в районе к северу от Новой Земли, в этом «широком проливе» между ЗФИ и Новой Землей, произвел гису «Мурман». В 1960 году над кормовой палубой «Мурмана» на заводе «Красная Кузница» спроектировали и «смастерили» вертолетную площадку, и «Мурман» стал первым гидрографическим «авианосцем». Вертолет «МИ-4» удачно высаживал и снимал на Новой Земле отражающие станции РНС «Координатор» со всем имуществом и оборудованием, а «Байкал», загрузив в Мурманске 500 тонн угля в свои «необъятные» трюмы, в один из дней сентября «снабжал» топливом «Мурман» в бухте Тихой (ЗФИ).
Встреча гидрографов д/э «Байкал» и гису «Мурман» в бухте Тихой (слева направо): Н. М. Аносов, С. Ф. Бойцов, Ю. И. Юраткин, Чикирев, В. А. Шориков, П. П. Федотов, Л. В. Новожилов, Н. Д. Герасимов (Земля Франца-Иосифа, 1960 г.)[75]
Экспедицией в полярные моря в составе 3 кораблей («Байкал», «Мурман» и «Призма») в 1960 году непосредственно руководил начальник Северной гидрографической экспедиции капитан I ранга Сенчура Леонид Иванович с борта д/э «Байкал».
На «Мурмане» непосредственно руководил гидрографическими работами командир отряда Л. Т. Ермилов, на промере 2 кораблей непосредственно работали командиры партий: Н. М. Аносов, С. Ф. Бойцов, П. П. Федотов, Л. А. Сливин; гидрографы: Ю. Н. Журавлев, В. И. Махнач, В. А. Шориков, Л. В. Новожилов и другие.
На привязке галса у о. Виктория: В. И. Махнач, П. П. Федотов, Ю. Н. Журавлев, дизель-электроход «Байкал» (I960 г.)В 1961 году на д/э «Байкал» гидрографы СГЭ выполнили морской промер в желобе Святой Анны, в проливе между островом Греэм-Белл (ЗФИ) и островами (с востока) Ушакова и Визе.
[76]