Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Косой А. И. На восточном побережье Таймырского полуострова

Опыт Восточно-Таймырской экспедиции ГУ ГУСМП 1940-1941 гг.
 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0072-2.jpg
ГЛАВА VII

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ


9 декабря кончились все разъезды. Впереди — два месяца темного времени, когда все работы можно проводить только на территории поселка, а в большинстве случаев — только в теплом помещении. С 1 декабря мы установили на зимовке новый, твердый распорядок дня.
В 8 часов побудка. На завтрак отводился один час — с 8 до 9 часов. Потом начинался четырехчасовой рабочий день. С 13 до 14 часов обед, за которым следовал «мертвый» час. Ежедневно от 15 до 18 часов проводились занятия в кружках технического минимума и общеобразовательных, о 18 до 18,5 часа чай, а с 21 до 22 часов ужин. Ложились спать в час ночи. Время от ужина до сна сотрудники могли использовать по личному желанию.
В час ночи жизнь в лагере замирала, бодрствовал только ночной дежурный по лагерю, назначаемый по списку из командного состава экспедиции. С началом введения магнитных работ таким дежурным являлся ночной наблюдатель.
Воскресенье в течение всего периода времени полярной ночи было выходным днем.
Частенько люди, даже работавшие в системе Главсевморпути, но никогда не зимовавшие, думают, что во время полярной ночи на Севере не бывает никакой работы, и зимовщики только спят, едят и играют в преферанс. На самом же деле на зимовке всегда находится то та, то другая работа, которая целиком поглощает время.
[68]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0073.jpg
Половину только что отстроенной бани мы решили занять под механическую мастерскую. В маленькой комнате «малого дома», где раньше помещалась столярная и плотничная мастерская, начали установку радиостанции. Зарядный движок разместился в фургоне, метрах в пятидесяти к югу от жилых домов. К «малому дому» от фургона протянули проводку, чтобы аккумуляторы при зарядке не переносить с места на место. Для зарядки аккумуляторов механики приспособили движок Л6, соединив: его с динамо от ветродвигателя. В ветряную погоду электроэнергию для зарядки аккумуляторов и освещения обоих домов давал второй ветродвигатель, установленный еще осенью, но тогда еще не отрегулированный.
Каждая из этих работ осуществлялась после многих опытов и исканий,, что вполне понятно, если учесть неприспособленность всех наших средств и отсутствие многих нужных материалов. Так, вначале предположили радиостанцию ставить на старом месте. Оборудовали помещение, — оказалось, что холодно, сыреет аппаратура. Пришлось переносить ее в «малый дом», значит оборудовать второе помещение. Нехва-

Рис. 9. Зимовка в полярную ночь. Справа—баня, слева—"большой дом"
[69]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0074.jpg
тало провода для проводки линии от фургона к аккумуляторам. Механик Колесников уговорил заменить провод угловым железом от триангуляционных разборных знаков. Несколько дней вся механическая группа трудилась над проведением «подвесной железной дороги», как в шутку называли эту проводку. Однако, когда пустили агрегат, то утечка электричества оказалась настолько большой, что эксплоатировать это хитрое сооружение было невозможно. Пришлось собирать все обрывки проводов, отобрать у астронома одну антенну и сделать нормальную проводку. Так же сложно решалась проблема охлаждения движка, вращающего динамо. Мотор Л6 приспособлен для катеров и охлаждается забортной водой, но за бортами нашей «электростанции» — фургона был только снег. Целую ночь Колесников паял из консервных банок водяной радиатор, а попробовав, выбросил — поверхность радиатора была слишком мала, вода, не успевая охлаждаться, быстро закипала. Пришлось установить рядом с фургоном железную бочку, наполнять ее каждый раз водой, которая подавалась в мотор помпой от движка. Циркулируя в рубашке мотора, вода нагревалась и вновь поступала в бочку. Чтобы иметь в бочке постоянно холодную воду, приходилось время от времени, даже при 40-градусных морозах, подбрасывать в нее снег.
Больше всего было хлопот с электроосвещением жилых помещений. Есть ветродвигатель, есть электролампы — обидно сидеть без света, но нет электропроводов, изоляторов и пр. Механики ретиво взялись за дело и во всех помещениях появилась проводка из звонкового шнура, на следующий день появились рефлекторы, настольные лампы.
При первом же ветре оказалось, что механики переборщили и дали ветродвигателю непосильную нагрузку. Проводка и число точек менялись неоднократно, пока в один прекрасный день не перегорели все лампочки, а спустя еще несколько дней штормовой ветер сорвал наш ветродвигатель, обломав, кронштейн у динамо. В конце концов всю полярную ночь так и пришлось жить при керосиновых лампах.
Проще и значительно продуктивнее шла работа у наших плотников-столяров. Эта группа под руководством техника-строителя Соплякова устроила себе мастерскую B пристройке «малого дома». Здесь поставили печь, сделанную из железной бочки, несколько обогревавшую холодное дощатое помещение. Однако наши столяры за работу брались так горячо, что даже забывали топить свою печь и работали без рукавичек
[70]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0075.jpg
при 25—35-градусных морозах. Только в отдельные дни столяры перебирались в теплое помещение «малого дома».
Вскоре в каждой комнате появились столы, табуреты, полочки. В середине декабря вся наша меблировка была закончена. Вечерами столярная группа работала, так сказать, по частным заказам: из фанерных ящиков и досок сколачивались многочисленные, очень поместительные и даже не лишенные изящества чемоданы.
К середине декабря была закончена также установка метеорологической площадки и мареографа. Инженерно-технический состав приступил к систематическим метеорологическим наблюдениям и наблюдениям за колебанием уровня моря. Много времени забирала камеральная обработка добытых осенью материалов: вычисление астрономических пунктов, базисов, оформление кроки, журналов рекогносцировок и т. п.
Бытовое обслуживание коллектива — варка пищи, уборка салона и коридора, отопление — выполнялось специально выделенными лицами из рабочего состава, причем имелся постоянный повар и постоянный буфетчик, на обязанности которого лежала также заправка ламп, топка печей в «большом доме» и мытье салона. Камбузник назначался из числа рабочих и сменялся каждые две недели.
Обязанности всех этих лиц, а также предоставление им выходных дней определялись специальной инструкцией. В дни, когда отдыхал повар, его заменял моторист Негривода, настолько хорошо справлявшийся со своими обязанностями, что каждое его появление на камбузе встречалось всем остальным коллективом с большим энтузиазмом.
С 1 января 1941 года прибавилась новая работа — круглосуточные ежечасные наблюдения вариаций склонения. Отсутствие специального вариометра вынудило нас эти наблюдения, весьма ценные в научном отношении, вести визуально. В эту работу включился весь инженерно-технический состав. Те, кто никогда ранее не занимался магнитными работами, быстро обучились. Освобождены были только двое: Васильев и Волков... из-за стальных зубов, украшавших их челюсти.
Неприятная обязанность ночью в пургу в одиночестве путешествовать от теплого дома до магнитной будки скрашивалась самыми неожиданными эпизодами. Для защиты от медведей и развлечения наблюдатели по ночам обычно водили с собой щенков, задабривая их сандвичами с маслом, кусочками мяса и пр.; при входе в магнитную будку наблюдатель клал часы в дальний угол на пол, а сопровождавшего щенка остав-
[71]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0076.jpg
лял на пороге. Однажды гидрограф Остроумов отправился в очередное путешествие в сопровождении щенков Веселого и Труса (потомков дипломированной камчатской лайки). Пока он производил наблюдения, щенки занялись его часами и отъели у них заводную головку. Пристрастие Труса к инструментам было известно и ранее. Однажды он скушал термометр-пращу у астронома, а в другой раз утащил у врача хирургические ножницы, так и не найденные. За столом в салоне немало смеха вызывали разговоры насчет акта о порче часов и бесследно исчезнувших ножницах и термометре, съеденных собакой.
После мертвого часа наша зимовка напоминала учебное заведение закрытого типа. В одной половине салона «большого дома» гидрограф Л. И. Виноградов красноречиво описывал необъятные просторы нашей великой Родины — он преподавал старшей группе экономическую географию. За другим столом топограф Панов с младшей группой проходил «аз» и «буки». В «малом доме» врач Арсеньева вела занятия по русской литературе, увлекательно рассказывая слушателям о творчестве Пушкина и Толстого, Ломоносова и Горького. Занятия проводились каждый день. Кроме трех групп (различных по уровню подготовки), занимающихся общеобразовательными пред-

Рис. 10. Зимовка в полярную ночь. На переднем плане «большой дом», сзади — «малый дом»
[72]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0077.jpg
метами, со всеми сотрудниками, исключая инженерно-технический состав, проводились занятия по специальным дисциплинам. Им сообщался минимум знаний по астрономии, геодезии, топографии и промерным работам, причем участие в этих занятиях было обязательно, и можно с уверенностью сказать, что в результате их каждый сотрудник экспедиции, от повара до механика, понял, какую работу и для чего ведет каждый из наших специалистов.
Наши занятия шли согласно программе, выработанной каждым преподавателем, и по общему расписанию, разработанному начальником курсов — астрономом В. Г. Васильевым.
Вечернее время было заполнено чтением, кружковой работой, шахматными и биллиардными турнирами, победители которых получали призы вроде пачки табака, плитки шоколада или банки варенья.
Многие с большим увлечением занимались в кружках: шахматном, фотодела, кружке по изучению автомобильного двигателя; к концу зимовки пять-шесть человек неплохо управляли вездеходом.
На первом месте среди наших развлечений стоял промысел пушного зверя. Экспедиция имела около 70 капканов для песцов, все они были поровну распределены между сотрудниками и расставлены по всему побережью радиусом в 10—12 километров от зимовки. Создавались артели в 3—4 человека, промышляли одиночки, и к концу зимовки не осталось ни одного сотрудника, не имевшего одной-двух песцовых шкурок. Наши каюры, ставившие капканы на острове Андрея, где находился склад убитых моржей, добыли втроем около 130 песцов. Остров Андрея по обилию зверя напоминал заповедник. Кроме песцов, там побывало немало и медведей. За зимовку из общего количества 23—25 убитых медведей около 15 было убито на острове Андрея или около него. Зато наши запасы собачьего корма тоже пострадали изрядно — несколько моржей, разрезанных вдоль живота, но не разделанных, превратились в пустые, чисто выструганные шкуры. Советую всем будущим экспедициям либо перевозить весь добытый корм в закрытые склады, расположенные на территории зимовки, либо оставлять туши моржей невскрытыми, хотя разделка туш зимой очень трудна. Подвешивание тоже мало сохраняет мясо, так как медведи опрокидывают козлы с подвешенными кусками моржатины, даже когда мы их укрепляли так, что ни пурга, ни мы сами опрокинуть их не могли.
Промысел пушного зверя в гидрографических экспедици-
[73]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0078.jpg
ях надо только приветствовать. Кроме возможности добыть государству пушнину, он приносит колоссальную пользу, тренируя сотрудников для будущих весенних работ и больших пеших переходов. Опыт показывает, что те из работников, которые зимой из-за лени не занимаются промыслом, ведут больше сидячий образ жизни, потом очень медленно втягиваются в весенние работы и сильно устают в первые дни от полевых работ.
Я привожу здесь описание наших основных работ. Трудно перечислить все мелкие бытовые задачи, которые возникали и разрешались ежечасно.
Чтобы несколько дополнить представление о нашей жизни в течение полярной ночи, привожу выдержки из дневника за этот период:
«20 декабря. Пуржит. Каюры продолжают шитье палаток. Столяры закончили бесконечные табуретки (наконец-то!). Механики проводят линию электропередачи из углового железа. Радист Боткин возится со сборкой батареи из числа пострадавших при пожаре. Радиостанция РСПК (привезенная мною с «Норда»), смонтированная в помещении старой радиостанции, сегодня оттуда снята, на ее место решили перенести механическую мастерскую. Чечулин закончил сегодня свою последнюю печь в помещении столярной мастерской (тамбуре «малого дома»). Рабочий Подсосенный чистит и убирает баню. Топограф Волков с помощью нескольких инженеров отнивелировал, несмотря на погоду, мареограф. Рабочий день сегодня продолжался до чая, и занятия отменены. У гидрографов сегодня целый день дебаты: они получили задание разработать методику ледового промера и план подготовки к нему. Техник Сопляков в «большом доме» занимается ремонтом дверей. Дежурный по лагерю — Явойский.
21 декабря. Наконец, получили из Управления полярных станций разрешение на использование принадлежащей им радиостанции РСПК. До этого наша связь обеспечивалась станцией «Малый полюс». Сопляков переоборудывает под радиостанцию новое помещение. Сегодня по вине старшего механика, допустившего слишком сильное напряжение в осветительной сети, перегорели в домах все лампочки, а запасных нет, так что теперь мы лишены электросвета. Заболел повар, заменяет его Негривода. С утра рабочий Подсосенный топит баню — сегодня «банный день». Волков закончил полуторамесячную работу по обработке нивелировки базисов и вычерчиванию профилей. Дежурный по лагерю — Архангельский.
22 декабря. Выходной день. С 10 часов сильная пурга с ветром 8—9 баллов. Не только нельзя итти по капканам, но и к мареографу для смены ленты добраться не удалось. Шквалистый ветер оборвал стопорные тросы у ветродвигателя, часа полтора бешено вращался пропеллер, лезть наверх стопорить его невозможно, затем шум пропеллера стих. В обоих домах яро сражаются биллиардисты. Саша Мошнин терзает наши уши какой-то мелодией на гармонии. Кстати сказать, эта мелодия повторяется почти ежедневно в течение месяца. Дежурный по лагерю — Алексеев.
[74]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0079.jpg
23 декабря. Пурга стихла. Вокруг домов выросли громадные сугробы. У скотника, собачника, «малого дома» — сугробы вровень с крышей. Пришлось отправить троих рабочих на расчистку снега. Пурга наделала много бед: сорвала со столба ветряк, обломив чугунный кронштейн, которым ветряк крепился к столбу, разрушила частично наш собачник; сегодня каюры заняты его ремонтом, благо материал под рукой — снег.

Рис. 11. План построек экспедиции: I—"большой дом"; II—"малый дом"; III—баня-рация (до пожара); 1—полки, 2—скамьи; 3—каменка и котел; 4—раздевальня

Вечером проходили занятия по астрономии, топографии и кружка авто-мотодела. Из-за пурги пропущены два срока метеонаблюдений, но это не так досадно, потому что передать метеосводки все равно было нельзя: из-за сильных разрядов атмосферного электричества наша рация не работала. Наблюдали весьма любопытное явление: при поднесении конца отвода от антенны к заземлению между концами проводчиков проскакивали искры длиной до 1 сантиметра, бумага, помещенная между антенной и землей, пробивалась искрой.
24 декабря. Продолжаем свои обычные работы. Закончено оборудование нового помещения мастерской. Механики заняты разбором
[75]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0080.jpg
деталей, инструментов и переноской их в это помещение мастерской. Расчистили дорожку между «большим домом» и «малым».
25 д е к а б р я. Сегодня на редкость теплая погода, температура 22—23° мороза, небольшой ветер от северо-запада. Вместе с Виноградовым в 10 часов утра начали суточную серию наблюдений наклонения и горизонтальной составляющей. Наблюдения проводим с двухчасовыми интервалами. Геодезист Юдов отнивелировал мареограф. Такие частые нивелировки необходимы из-за подвижек прибрежного льда, на котором установлена будка мареографа. Сегодня рабочий Тарасов починил будку мареографа, сильно поврежденную прошлой пургой. Механики закончили переселение в новую мастерскую и навели порядок в своей кузнице, сложенной из снега и покрытой палаткой. Пурга и здесь немало натворила бед. Плотники закончили оборудование столярной мастерской в тамбуре «малого дома». Радисту пришлось устанавливать новую антенну для станции РСПК. До обеда завхоз с тремя помощниками перевозил для текущего расходования продовольствие из удаленного склада палатки в кладовые при доме. Впервые к столу вышел больной Лебедев, пролежавший в постели после пожара, около двух месяцев. После чая на зимовке воцарилась тишина: за исключением трех-четырех человек, все разбрелись осматривать и налаживать занесенные пургой капканы. Полярная ночь мало смущает нас: ярко светит луна, да и берег служит хорошим ориентиром. Однако я твердо слежу, чтобы мой приказ, запрещающий походы в одиночку, выполнялся, — Арктика не Невский проспект.
28 декабря. 26-го в 8 утра закончили суточную серию магнитных наблюдений. Организована группа для наблюдений вариаций склонения. Часть товарищей освобождена от метеонаблюдений, взамен их выделены Васильев, Волков, Панов и Арсеньева. 26-го же провели техническое совещание по вопросу о подготовке к весенним полевым работ. Вчера, 27 декабря, было общее собрание по тому же вопросу. На собрании познакомил весь состав с предполагаемым распределением работ по полевым партиям. Сразу же с 27-го начали плановые работы по подготовке к весне. Механики приступили к ремонту движков ледобурилок и ремонту лагерного снаряжения: примусов, бидонов и т. д. Сегодня Колесниковым, наконец, лущен движок Л6 для зарядки аккумуляторов. Плотники заняты поделкой легких каркасов для палаток. Каюры закончили шитьё одной новой палатки и начали ремонт старых маленьких палаток.
Количество живых обитателей зимовки уменьшилось. Забили нашего «Андрюшку» — предвкушаем удовольствие увидеть на новогоднем столе телячий шницель с горошком. Безвременно погиб Шарик — один из лучших псов. Наш доктор сделал вскрытие и нашел порок сердца.
Наложили на карту вычисленные в первом приближении астрономические пункты, — пункт на базисной сети острова Андрея, остров Андрея и берег против него смещаются на юго-запад на 20— 25 километров.
29 декабря. Плотники продолжают изготовлять каркасы для палаток. Механик закончил зарядку аккумуляторов для вездеходов и «Малого полюса» и поставил под зарядку аккумуляторы РСПК. Четверо рабочих заняты распиловкой плавника. Пользуясь хорошей погодой, каюры на трех упряжках съездили на остров Андрея, привезли моржового мяса для собак и куски шкуры моржа — собираются выделить ее для ремонта гусениц вездехода. Продолжаем камеральную обработку. С 15 до 18 часов проведены занятия по общеобразовательным предметам в трех группах».
[76]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0081.jpg
Эти записи показывают, что еще до окончания работ по благоустройству зимовки наш коллектив наряду с выполнением бытовых работ готовился к весенним полевым работам, до полного развертывания которых осталось не более 2—2 1/2 месяцев. Часть полевых партий должна была выехать с зимовки с началом светлого времени (еще до появления солнца), т. е. 5—10 февраля.
Однообразие полярной ночи нужно скрашивать всеми доступными средствами: и работой, и развлечениями. Далеко не последняя задача в жизни зимовщиков — забота о питании. Наличие свежего мяса, картофеля, лука давало нам возможность максимально разнообразить меню, которое еженедельно составлялось врачом, завхозом и поваром и утверждалось начальником экспедиции. Как правило, обед подавался из трех блюд, ужин из двух, по утрам чай чередовался с кофе и какао. Мать нашего «Андрюшки» доставляла свежее молоко — большую роскошь в Арктике. Богатый ассортимент продуктов, правда, мог быть использован несколько удачнее при другом поваре. Наш кок оставлял желать много лучшего.
Для успешной подготовки к весне весь коллектив разбился на группы. Таких групп было три: механическая, строительная и швейная. Для каждой был составлен план-календарь, по которому определялись все виды работ, поручаемые данной группе, и устанавливался срок выполнения каждого задания.
Механическая группа, состоящая из четырех механиков-водителей, одного моториста и одного рабочего, по специальности слесаря, кроме подготовки к ремонту вездеходов на месте их стоянки, должна была отремонтировать и наладить механические ледосверлилки, наладить ручные буры, добившись скорости бурения двухметрового льда в 5—6 минут, починить примусы, керосинки, бидоны, сделать из кровельного железа камельки с трубами и коленами, новые бидоны для горючего, новые лопаты, изготовить центры для триангуляционных знаков, металлические части для легких промерных вьюшек, ручные лоты и т. д.
Столярной группой руководил Сопляков; состояла она из плотников Тарасова, Фролова, Ухватова, Подсосенного. Ей было поручено сделать каркасы к палаткам, легкие нарты и вьюшки для промера, футляры для планшетов, ящики для примусов, створные щиты, топографические рейки, центрировочные столики, легкую фанерную тару для перевозки продо
[77]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0082.jpg
вольствия и снаряжения, рукоятки к лопатам, кувалдам, топорища и т. п.
Третья, пошивочная, группа состояла из трех каюров, врача Арсеньевой и рабочего Орлова. Ей предстояло сшить новые теплые рукавицы взамен никуда негодных арктикснабовских, сшить брезентовые чехлы для спальных мешков и оружия, приготовить около сотни мешков и мешочков под продукты всем полевым партиям.
Каждый из инженеров, не входя ни в одну группу, руководил подготовкой снаряжения для возглавляемой им партии, одновременно продолжая вести метеорологические и магнитные наблюдения и камеральные работы.
Не входили ни в одну группу, являясь, так сказать, кустарями-одиночками, рабочий Мошнин (по специальности сапожник), занятый подшивкой валенок, торбазов и починкой сапог, повар Егоров, выпекавший в этот период колоссальное количество хлеба для сушки сухарей, и завхоз Алексеев, отбиравший и расфасовывавший снаряжение и продовольствие для всех партий, причем в помощь ему был дан поправившийся Лебедев.
Полностью была обеспечена материалом для всех своих работ (досками, брусьями и фанерой) только строительная группа; с другими группами дело обстояло значительно сложнее. Механику Колесникову нужно было сделать новую крышку для шатунного подшипника, сделать форму для заливки подшипников и залить их, а у нас не было не только материалов, нужных для выделки крышки и формы, но не было и баббита требуемой марки (баббит, отпущенный экспедиции, оказался паровозным). Ценой затраты очень большого труда удалось сделать крышку подшипника из куска рессоры, форму— из медного подсвечника, а баббит состряпать самим, смешивая имеющийся с чистым оловом. На лопаты пустили железные бочки из-под бензина, на бидоны — банки из-под сухого молока. Только на буры имелся вывезенный по собственной инициативе материал. Но и эта проблема осталась бы нерешенной, если бы не горн, который мы «добыли» в Архангельске, и утильные большие тиски, вывезенные с зимовки в бухте Марии Прончищевой и отремонтированные на базе.
Все задания, порученные механической группе, были ею выполнены. Подготовку к ремонту вездеходов закончили в феврале, так что можно было отправлять механиков в тундру для ремонта и пригона на базу вездеходов. К этому же времени механик Колесников, учтя осенний опыт частых разры-
[78]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0083.jpg
вов резины, разрешил проблему с гусеницами. Гусеницы были укреплены стальными тросами, которые пропускались в три ряда под плицами и закреплялись вокруг каждого из болтов, крепящих плицы и направляющие реборды; для скрепления гусениц в местах разрывов были заготовлены дополнительные замки.
Моторист Негривода хорошо наладил ручные буры. Неоднократные их испытания на зимовке показали, что лед в 2, 2 метра без особого напряжения можно пробурить за 5—6 минут. Не удалось нам только добиться эффективной работы механических ледосверлилок. Вот что записано об этом в дневнике экспедиции:
«8 февраля. Снова пробовали ледосверлилки, движок быстро заводится и работает прекрасно, но бур в лед итти не желает, — прошел около метра и остановился. Сразу заглох и мотор. Чтобы извлечь бур, пришлось выкалывать его изо льда пешнями.
15 февраля. Окончательно опробованы механические бурилки, после перезаточки бура. Бур идет в лед хорошо, но... обратно выходит с большим трудом. Движок весьма слабый, часто глохнет. На весь процесс бурения одной лунки уходит не менее 15 минут, а ручным буром — 4. Если принять во внимание тяжесть всего сверлильного агрегата, трудность его перетаскивания по району промера, то становится ясным, что ручная сила на этот раз восторжествует над техникой».
К 12 февраля были закончены в основном все швейные работы. Правда, нам пришлось изрезать два новых полушубка, чтобы сшить 18 пар овчинных рукавиц, и 3 шерстяных одеяла для суконных руковиц.
Большие тяжелые палатки мы перешили в маленькие, отходы использовали на чехлы к спальным мешкам. Всего было истрачено около 100 метров брезента на новые палатки и ремонт старых, но зато обеспечили полевые работы. Думаю, что с точки зрения соотношения стоимости гидрографических работ и израсходованного материала мы поступили правильно, по-хозяйски. На мешки для продуктов в основном пошла мешкотара, частью флагдух. Последние 6—7 чехлов на спальные мешки были сделаны позже, когда разобрали собачник, из брезента, служившего ему крышей.
К 12 февраля закончила все работы столярно-плотничья группа.
Таким образом, подготовка к гидрографической страде полностью закончилась за полтора месяца до срока, установленного техническим предписанием, и за 16 дней до срока, установленного нашим планом.
[79]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0084.jpg
Успешно разрешить все поставленные перед нами задачи помогло соцсоревнование. Каждый сотрудник имел конкретное обязательство, выполнение плана проверялось ежедневно и результаты проверки вывешивались на стене для ознакомления всего коллектива.
13 февраля первый раз показалось солнце — полярная ночь кончилась. Весь коллектив был здоров и готов к выполнению порученных ему задач.
Медицинский осмотр сотрудников, проведенный в первых числах февраля, показал, что большинство за полярную ночь окрепло и прибавило в весе. Только Лукашенков и Сопляков, согласно заключению врача, нуждались в усиленном питании, что и было им предоставлено. Плохо обстояло дело с здоровьем гидрографа Остроумова. Улучшившееся вначале, потом оно снова стало ухудшаться. Работать в поле Остроумов не мог, его следовало вывезти на материк. О состоянии Остроумова и необходимости его вывезти я известил Гидрографическое управление и просил прислать замену.
Несколько слов о массово-культурной работе в течение полярной ночи. Кроме работы нашего учебного комбината и кружков, мы за полярную ночь провели несколько лекций и бесед: челюскинец В. Г. Васильев рассказал нам о жизни на льдине; топограф Волков, работавший ранее в Памирской экспедиции, прочел лекцию о завоевании крыши мира — Памира об открытии и достижении его пиков, величайших вершин мира; врач проводила беседы о цынге, об оказании первой помощи при травмах, ушибах, переломах; читались лекции по истории завоевания Арктики, ставились доклады по отдельным политическим вопросам. Весь коллектив в двух кружках под руководством парторга Алексеева и начальника экспедиции изучал историю большевистской партии, черпая из нее примеры мужества и упорства в борьбе за поставленные цели.
Примерно так же проходила полярная ночь и на базе второго отряда — на судне «Норд». Учеба там была поставлена еще шире, ею был охвачен и инженерно-технический состав, изучавший смежные с их основной науки. Коллектив «Норда» имел дополнительные специфические судовые работы: вахты, обколка льда в майне под кормой, просушка парусов и пр. Но вместе с тем он был избавлен от того громадного количества работы, которую пришлось проделать береговому отряду, устраивавшему зимовку на необжитом месте. Судно, построенное в 1938 году и уже раз зимовавшее, было обеспечено всем необходимым.
[80]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0085-1.jpg
Инженерно-технический состав морского отряда вместе с штурманами всю полярную ночь проводил суточные метеорологические наблюдения. Метеорологическая площадка находилась на льду в 40—50 метрах от судна. На берегу была установлена палатка, где периодически в течение зимы гидрограф Касьяненко вел наблюдения склонения и его вариаций. К сожалению, в пользовании Касьяненко находился весьма несовершенный инструмент — сухой котелок, и надежных результатов получиться не могло.
[81]
ББК-10 : 24 Январь 2025 12:16  Вернуться к началу

Пред.След.