Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 2.

Глава четвертая


Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая
Глава девятая

Глава десятая

Глава одиннадцатая

Глава двенадцатая
    В море—дома 390
    На горизонте-дым 395
    Северо-Восточный Проход 397
    На отмелях 401
    Марш-марш 403
    Гимнастика 404

Глава тринадцатая
    В горах Хараулаха 406
    Энерго-Арктика 408
    Сломанный капкан 412
    Булун 430
    Итоги 431
OCR, правка: Леспромхоз

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 2.

 258.jpg
Глава третья

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ БУРЖУЕВ

В 1883—1884 году через юго-восточную часть Якутии прошла экспедиция французского исследователя Ж. Мартена. Работа экспедиции продолжалась девять месяцев. Караван Мартена состоял из 120 оленей, 18 лошадей, 20 собак и 12 людей — проводников.
Именно в этом порядке (сначала собаки, потом проводники-туземцы) перечисляются участники экспедиции в отчете ученого француза («Международный Географический Вестник» №№ 163—170, 1884 г., на французском языке).
Профессор В. А. Обручев, давая извлечения из этого отчета в статье «Путешествие Мартена по северо-восточной Сибири («Известия Восточно-Сибирского отделения Имп. Рос. Географического Общества», 1890 г., том XXI, № 2), резюмирует общий итог работы этой экспедиции весьма кратко, но исчерпывающе: «Мартен не сообщает ничего нового, а местами дает неверные сведения.
Двенадцать проводников, 160 животных, девять месяцев работы и... ничего нового, а местами вранье.
Можно, конечно, и так обследовать неизвестные дотоле области.
Караван экспедиционного отряда колхозников ведет хозяин тундры — Неустроев, председатель Бириляхской охотничьей артели. Рядом с ним, тоже верхом на оленях, двое тунгусов — представители Аллаиховского колхоза. Они исполняют в данный момент обязанности фуражиров: охотников и заготовителей топлива.
[258]
Для удобства ведения зарисовок и путевых заметок единственный научный сотрудник отряда едет на летних нартах. Это сани, у которых высокие копылья предохраняют сидящего человека от забрызгивания водой из-под ног бегущих оленей. В летние нарты впрягают тройку оленей. Деревянные полозья скользят по мху и мокрой траве почти так же легко, как и по снегу. Дорога неровная, склоны усеяны буграми и кочками. Поэтому человеку в нартах приходится все время балансировать, чтобы не вывалиться. От такой гимнастики в нартах устаешь больше, чем от переезда верхом на олене. Но в смысле рабочем преимущества огромны: все время свободны руки, можно осматривать горизонт в бинокль, можно делать записи и в любой момент — остановив оленей — заняться кроками местности.
Специальная нарта везет челнок (тыы), — так он лучше сохраняется, чем при доставке волоком. Внутренность челнока служит провизионным складом. В арьергарде, замыкающим едет верхом юкагир Кочкин (Хромский колхоз). Его обязанность — охранять наш тыл: следить за сменными оленями, привязанными у концевой нарты, наблюдать за тем, чтобы караван ничего не обронил в дороге.
Под Неустроевым крупный белый олень с облезлой по-летнему шкурой. Этот олень получает у нас почетное флотское звание —комендора-наводчика.
Наводчик действительно чрезвычайно умный олень. Он совершенно отчетливо понимает, что его хозяину и людям, которые вместе с хозяином едут, необходимы для еды гуси. Караван проходит через полосу птичьего гнездования. И каждый раз, когда наводчик видит невдалеке от своего пути сидящую гусыню, олень сразу останавливается и поворачивается головой в сторону... еды.
Случается, что юкагир, занятый разглядыванием местности, не замечает птицы. Гусыня — пестро-коричневой окраски — сливается с общим фоном прошлогодней травы, лишаев и мха. Птица упорно не желает покинуть гнездо и сидит неподвижно.
Неустроев бьет оленя пятками, тянет за недоуздок.
Наводчик упрямо мотает обломанными в какой-то драке рогами, приседает на задние ноги, отказывается итти вперед.
[259]
Охотники, поняв, в чем Дело, быстро обшаривают местность взглядами. Вот один из тунгусов молча поднял таях — показывает, где укрылась дичь. Быстро вскинута к плечу и вслед за тем осторожно кашляет половинным зарядом берданка... Караван идет дальше. Дичь подберет замыкающий — Николай Кочкин. И если не слышно его сердитого восклицания: «Кусахан! » (плохо) — значит дежурный охотник стрелял как следует: в голову птицы, убил сразу, на месте, так что гусыня не трепыхнулась и не разбила яйца в гнезде.
Прекрасный завтрак — гусиное яйцо в смятку.
И нужно только давать высококачественную продукцию стрельбы. Иначе Николай Кочкин скажет: «Кусахан! » (плохо)... И провинившийся охотник долго едет потом с опущенной головой. А следующий выстрел предоставляется другому фуражиру.
Тундра — зимой и летом — снабжает своих хозяев пищепродуктами.
В мае 1845 года американец Джон Франклин на двух кораблях «Эребус» и «Террор» вышел в экспедицию к северному полюсу. На обоих судах было 129 человек экипажа.
Экспедиция Франклина пропала без вести.
За период с 1848 г. по 1879 г. различными странами, главным образом САСШ и Англией, было отправлено на поиски Франклина больше сорока спасательных экспедиций.
Из числа этих экспедиций далеко не все были в полной мере благополучны, и потери их в личном составе увеличили собой общий список жертв.
Из экспедиции Джона Франклина не спасся ни один человек.
Первое достоверное известие об этом доставил в Европу Джон Рэ, который, обследовав Баффинов полуостров, нашел часть вещей, принадлежавших несчастным франклиновцам, и собрал о них сведения от местных жителей — эскимосов.
Джон Рэ сообщил всему миру, что:
«По смерти Франклина, которая произошла, согласно записи, 11 июня 1847 года, и после третьей зимовки экипажи судов покинули свои корабли; при попытке добрать-
[260]
ся до американского континента люди погибали один за другим от голода, тем более, что доставленные фабрикантом Гольднером для экспедиции мясные консервы оказались недоброкачественными и их пришлось выбросить».
«Они покинули свой корабль, раздавленный льдами. Спустя некоторое время их было вдвое меньше, а затем и никого не стало. Последние из них до самой своей смерти питались мясом своих товарищей».
Фактическая сторона участия промышленного капитала в деле освоения неисследованных областей земного шара не требует больше комментариев.
Звериный оскал стопроцентных подлецов, спекулирующих на жизни тех самых людей, которые работают для завоевания капиталистам новых рынков и новых рудных месторождений, слишком явственно виден на лице фабриканта Гольднера.
Тундра предоставляет свои «консервы» без всякого подвоха, щедро и благосклонно.
Надо только уметь их взять... Иначе...
Пароход «Жанетта» с американской экспедицией под начальством Де-Лонга вышел из Сан-Франциско 8 июля 1879 года. Первоначальным заданием Де-Лонга было выяснение судьбы парохода «Вега», на котором швед Норденшельд продвигался вдоль берегов Сибири, пытаясь открыть Северо-восточный проход (путь из Атлантического океана в Тихий океан). Пароход «Вега» был найден «Жанеттой» примерно в районе Колючинской губы. В следующем 1880 г. году Норденшельд благополучно вышел в Берингово море, сделавшись таким образом открывателем Северо-восточного прохода, — первым капитаном, прошедшим целиком Великий Северный морской путь, с запада на восток.
«Жанетта» была снабжена всем необходимым для длительного плавания во льдах. И Де-Лонг, выполнив свою первую задачу — отыскание «Веги», — решил попытаться достичь возможно больших северных широт.
Арктическое плавание «Жанетты» было неудачным. 6 сентября 1879 года пароход был затерт льдами к северо-западу от острова Врангеля, В ледяных тисках «Жанетта»
[261]
пробыла 21 месяц и наконец 12 июля 1881 года, находясь под семьдесят седьмым градусом 15 минутами северной широты, в долготе сто пятьдесят девять градусов восточной от Гринвича, приблизительно в тысяче километров от устья реки Лены, судно было раздавлено и затонуло. Участники экспедиции сошли на лед; некоторое время шли пешком, придерживаясь по возможности западного направления, и, достигнув полосы чистой воды, поместились в трех шлюпках.
Первою шлюпкой с 13 матросами командовал Де-Лонг, второю с 7 матросами — Чинн и третьей с 10 матросами — инженер Мельвилль. Сильный шторм вскоре разъединил совместно шедший отряд. Шлюпка Чинна, вероятно, опрокинувшись, пропала без вести со всем экипажем.
Шлюпка Мельвилля была пригнана ветром к устью р. Лены, и бывшим в ней американцам удалось высадиться на берегу одной из устьевых проток. Американцы вскоре добрались до тунгусской деревни, и местные жители, накормив и обогрев потерпевших крушение мореплавателей, снабдили их всем необходимым и доставили на оленях в Якутск. Мельвилль и его спутники благополучно возвратились в Америку.
Шлюпка Де-Лонга тоже была выброшена на берег в районе устья реки Лены. Однако ее экипажу не посчастливилось быстро найти местных жителей. Де-Лонг решил перезимовать, рассчитывая собственными средствами добыть себе в тундре пропитание...
И судьба этой группы экипажа «Жанетты» трагически сходна с бесславной гибелью белогвардейца на крыше продовольственного склада Неустроева.
Осенью 1883 года, на берегу одной из западных проток устья Лены, у подножья горы, называемой с тех пор Американской горой (в 1932 году на этой горе тов. Г. Ушаковым выстроена полярная метеостанция), были найдены десять трупов; в их числе оказался труп лейтенанта американского флота Де-Лонга.
В кармане тужурки погибшего начальника экспедиции нашли дневник, вот его последние строки:
«Пятница 21 октября. 131 день. Около полуночи мы с доктором нашли мертвым Кайга. Он лежал между нами. Ли
[262]
умер в полдень. Пока он лежал в агонии, мы читали молитвы о страждущих.
Суббота 22 октября. 132 день. Мы слишком слабы, чтобы отнести тела Ли и Кайга.
Воскресенье 23 октября. 133 день. Все очень слабы. Сегодня немного спали. Принесли дров для костра. Прочитал отрывок из воскресных молитв. Все страдают ногами. Нет обуви.
Понедельник 24 октября. 134 день. Страшная ночь.
Вторник 25 октября. 135 день.
Среда 26 октября. 136 день.
Четверг 27 октября. 137 день. Иверсен совершенно обессилел.
Пятница 28 октября. 138 день. Рано утром Иверсен умер.
Суббота 29 октября. 139 день. Сегодня ночью умер Дресслер.
Воскресенье 30 октября. 140 день. Бойс и Герц умерли ночью. Коллинс умирает... »
На этом обрываются записи лейтенанта Де-Лонга. Вероятно, он сам не пережил следующего дня (Уильям Гильдер, «Во льдах и снегах», СПБ, 1897 г., дневник Дж. Де-Лонга).
О том, какое исключительное значение имеет привлечение местных жителей — нацменов к работе научно-исследовательских экспедиций, дает блестящий пример история еще одной американской полярной экспедиции — Стефенсона — в 1913 году на экспедиционном судне «Карлук».
Судно экспедиции Стефенсона было затерто льдами все в том же, роковом для многих полярных мореплавателей, восточном углу Арктики.
«Вслед за этим северо-восточный ветер возобновил дрейф на северо-запад, и, продвигаясь в этом направлении, судно достигло 15 ноября 72 градусов 30 минут северной широты, наибольшей широты своего пути. Дрейфуя затем на запад, «Карлук» 31 декабря очутился в 60 милях на северо-северо-запад от острова Геральда. Через три дня льды стали подвергать экспедиционное судно сильному давлению, и 10 января 1914 года на 173 градусе 50 минутах западной долготы и несколько севернее 72 градуса северной широты с «Карлуком» произошло то, что бывает в девяти случаях из десяти: судно было раздавлено льдами.
Этот случай не застал капитана Бартлета (командир
[263]
э/с «Карлук») врасплох; в предвидении такого исхода он распорядился возвести на льду две снабженные печами палатки и выгрузить с судна значительное количество. припасов и прочего материала. Благодаря этому потерпевшие кораблекрушение не имели причин опасаться голода. Пробыв некоторое время на льду, участники экспедиции направились к острову Врангеля, куда и прибыли 13 февраля». «... Ввиду того, что часть Восточно-Сибирского Полярного моря, расположенная на север от Берингова пролива, посещается судами чрезвычайно редко, заброшенной на остров Врангеля экспедиции, если бы и не суждено было погибнуть от голода, пришлось бы долго ожидать прибытия спасательного судна. При таких условиях 18 февраля капитан Бартлет с одним матросом и несколькими эскимосами из своего экипажа отправился в путь, чтобы перейти на сибирский берег и попытаться оттуда достигнуть Аляски. Это крайне отважное предприятие увенчалось успехом, и через три месяца после оставления своих товарищей бесстрашный моряк прибыл в поселение св. Михаила на восточном берегу Берингова пролива. Бартлет, потеряв нескольких из своих спутников, добрался пешком с острова Врангеля на мыс Северный, оттуда проехал на собаках вдоль берега к мысу Дежнева и дальше — по льду через Берингов пролив — на Аляску США. Тотчас же была организована спасательная экспедиция, и в начале осени оставшиеся в живых десять человек (остальные умерли на острове) из экипажа «Карлука», находившиеся на острове Врангеля, прибыли в Ном» (Ш. Рабо и П. Виттенбург, «Полярные страны 1914—1924 гг. », стр. 10—11, издание РИО Морведа, Ленинград, 1924 г. ).
Этот беспримерный переход по арктическим льдам мог быть совершен капитаном Бартлетом, по его собственному признанию, только благодаря присутствию в составе экипажа «Карлука» прирожденных полярников-эскимосов...
Колхозный экспедиционный отряд находится поэтому в совершенно особенных, абсолютно недоступных ни одной буржуазной экспедиции условиях, — прирожденные полярники - нацмены составляют основной кадр отряда...
Олень-наводчик опять остановился. Мотает головой. Треск выстрела пробуждает меня от размышлений...
[264]
Еще один «гусиный консерв», поднятый с земли Кочкиным, тяжело шлепается в челнок.
— Капталах-Кель! (озеро Капталах) — говорит Кочкин, показывая вперед и вправо, где серебрится длинный широкий овал — Стоянка Бириляхской артели. Здесь правление охотничьей артели и нассовет. Будем там ночевать и есть гусиное мясо. Очень хорошо!
Вслед за верховыми мои олени переходят на крупную рысь. Чтобы усидеть в нарте, сейчас надо крепко держаться руками за поручни. Нарта подпрыгивает, как мячик по булыжной мостовой.
Впереди мелькнули... две... шесть... восемь белых палаток.
Дневной перегон окончен.

Пред.След.