ГЛАВА V
ВЫСАДКА НА БЕРЕГ. ОСЕННИЕ РАБОТЫ
ВЫСАДКА НА БЕРЕГ. ОСЕННИЕ РАБОТЫ
Перед глазами расстилался унылый голый берег. Несколько скрашивала пейзаж горная цепь, проходящая дальше на юге. Многокрасочная тундровая растительность уже отцвела, и все кругом было окрашено в грязножелтый цвет.
Куда бы ни ступила нога, вода выступала из грунта, и сколько мы ни искали сухую площадку для постройки базы — найти не могли. Узкая галечная прибрежная полоса могла служить только временным местом для складывания грузов, да и она наполовину была загромождена навороченными на
[47]
берег ледяными глыбами, составлявшими часть прибрежного припая, ширина которого колебалась от 20 до 100 метров в различных местах. Для выгрузки выбрали место, где льды образовали маленькую бухточку, достаточную для того, чтобы поместиться катеру и кунгасу. Прибрежные нагромождения льда здесь были невелики, так что проложить через них дорогу оказалось несложным делом. Нашлась и лагуна с пресной водой для питья.
Разгружали круглые сутки, в две смены, пользуясь штилевой погодой. В работе принимали участие весь береговой отряд и высаженные с «Норда» механики-водители и каюры.
Одновременно с выгрузкой на пустынном берегу возник палаточный город. Первым «зданием» была палатка с камбузом и столовой, задымилась первая труба сложенной в камбузе кирпичной плиты. Все сотрудники разместились в четырех палатках и двух фургонах. Каждая из палаток имела свое название, указывающее на профессию ее обитателей: «ИТР-овская», «механическая», «каюровская», «рабочая». Установили в палатках камельки, а механики провели электрическое освещение в камбуз, фургон начальника и, конечно, к себе в палатку.
Предстояло месячное пребывание в палатках, а зима уже вступала в свои права: температура по ночам опускалась до —10, —12 градусов, продолжительность дня резко сокра
Рис. 4. Первый день на берегу после ухода "Дежнева"
[48]
щалась. К окончанию выгрузки, кроме камбуза, столовой и жилых палаток, был построен временный хлев для скота, частично разобраны хозяйственные грузы и продовольствие. В камбузе вкусно пахло свежими щами и котлетами. Около сотни псов оглашали окрестности лаем всех тонов и оттенков.
Переносить весь лесоматериал к строительной площадке, т. е. за 100—120 метров, было слишком трудоемким делом. Вездеходы нам помочь не могли, так как вязли в болотистой почве. Пришлось прокладывать дорогу из горбылей, бревен и досок от галечного прибрежного плеса, где находились все грузы, к месту строительства домов.
В первый же день нашего пребывания на берегу к нам пожаловали гости — три белых медведя. Их встретили с радостью и даже доставили в лагерь на машине, правда, уже в виде мертвых туш. Удачная охота обеспечила надолго и людей и собак прекрасным свежим мясом. Каюр Кузнецов еще раз показал свой высокий класс промышленника.
Строительство спланировали таким образом, чтобы вести работы параллельно на двух объектах: бани-рации и «большого дома». По окончании постройки «большого дома» большинство строителей переключалось на постройку «малого дома», переселившись из палаток в «большой дом». Мы поставили своей задачей построить баню-рацию и добиться радиосвязи с внешним миром к 25 сентября, переселиться под крышу «большого дома» 1 октября, а к 15 октября закончить все наружные строительные работы. Люди разделились на бригады, были распределены по объектам, рабочий день длился от зари до темноты. Работа закипела.
15 сентября заложили первый венец бани, а 16 сентября, после разборки и доставки всего лесоматериала на строительную площадку, — первый венец «большого дома». Строители открыли счет моим долгам, к концу строительства возросший до колоссальных размеров:, с меня причитались по каждому дому «закладная», «коньковая», «дымовая», и т. д. Счет этот так и остался неоплаченным.
Механики приступили к установке ветродвигателя, а радист — к разборке и проверке всей радиоаппаратуры и электросиловой установки.
К 21 сентября, на четыре дня раньше срока, закончили не только постройку бани, но и кладку печей; теперь можно было греть воду в котле. 28 сентября начали строительство последнего объекта — «малого дома».
[49]
К 30 сентября закончили строительство «большого дома», за исключением части внутренних работ. Этим работам не могли мешать ни ненастье, ни темнота. Из палаток и фургонов все переехали под теплую крышу.
К 12 октября был доведен до такого же состояния «малый дом», одновременно продолжалось внутреннее оборудований «большого».
Конечно, в строительстве не все шло гладко. Приходилось преодолевать и неожиданные трудности. Возникали они, во первых, в связи с поздней высадкой, а во-вторых, из-за недостаточной обеспеченности строительными материалами и инструментами. Нехватало плотничьих топоров, трехгранных подпилков для точки поперечных пил, не было нужного комплекта столярного инструмента. Только предусмотрительность наших рабочих-плотников, захвативших из дома личный инструмент, выручила нас. Нехватало песка и глины для кладки печей, копать же уже промерзшую почву было очень тяжело и требовало большой затраты времени. Пришлось по-
Рис. 5. Строительство домов экспозиции. На переднем плане-сруб бани-рации
[50]
этому отказаться от засыпки землей (для утепления) черных потолков в «малом доме». Утеплили строительным войлоком, сверх которого настелили толь и насылали гальку.
Однако не надо думать, что до середины октября береговой отряд, кроме строительства, не выполнял никаких других работ. С первых же дней высадки отряд постепенно начал развертывать полевые работы и промысел на морского зверя, чтобы обеспечить корм собакам.
«Норд» по окончании выгрузки «Дежнева» B бухте Зимовочной снял с мыса Игнатия астрономическую партию, закончившую наблюдения астрономического пункта I класса, и 24 сентября подошел к месту зимовки берегового отряда. Каюры Иммонен и Рыкалов были переведены вместе с собаками морского отряда на судно.
Началось образование молодого льда, и начальник морских операций приказал судну итти в свою бухту и стать на зимовку. Таким образом, с 25 сентября судно как плавающая единица перестало существовать и стало базой — домом второго отряда экспедиции.
В дальнейшем осенние работы морского отряда до наступления полярной ночи ограничивались только рекогносцировкой, постройкой нескольких пунктов триангуляции III и IV классов и подробным промером с молодого осеннего льда в бухтах Зимовочной и Соревнования.
Осенние геодезические работы морского отряда едва не закончились большой катастрофой. 6 октября старший топограф Линник на двух упряжках собак выехал к мысу Шерберина для продолжения рекогносцировки и отстройки триангуляционной сети. Собаками управляли каюры Рыкалов и Иммонен. Партия благополучно прошла около 12—15 километров, лед везде был крепок и надежен. Внимание людей, очевидно, несколько ослабело. Вдруг в одной из многочисленных бухт, когда до берега оставалось не более 100 метров, под передней упряжкой проломился лед. Собаки и нарты с грузом очутились в воде. Тщетные попытки всех троих освободить из лямок собак ни к чему не привели — двенадцать лучших псов утонули. Когда мокрый взволнованный Линник прибежал на судно и начал несвязно рассказывать о катастрофе, слушатели сначала с ужасом вообразили худшее, — гибель людей. Но скоро появились и каюры. К счастью, холодное купанье ни на ком из них не отразилось. Через нескользко дней удалось достать из-под льда инструменты, лагерное
[51]
снаряжение и нарту. Однако урон нашему транспорту был нанесен очень большой, и это не замедлило оказаться на всей дальнейшей работе морского отряда.
В береговом отряде первая партия ушла на полевые работы 17 сентября: геодезист Юдов на вездеходе выехал на рекогносцировку и отстройку базисной сети в районе острова Андрея. Тундру подморозило, и вездеход прекрасно проходил по ней.
19 сентября, пройдя от базы к острову Андрея на катере-фине, отстроили знак и закончили рекогносцировку, а 22 сентября — отстройку базисной сети. Во время этого похода обнаружили на острове два лежбища моржей по 50—100 голов в каждом, четырех убили. В этот день за ужином мы лакомились моржовой печенкой. Хорошо вымоченная в уксусе и поджаренная, она по вкусу нисколько не уступает говяжьей.
Решили во что бы то ни стало организовать промысел моржей, чтобы обеспечить корм собакам, хотя бы в ущерб темпам строительства.
22 сентября каюры-промышленники Кузнецов и Елизаров были отправлены на остров Андрея с палаткой, легкой про-
Рис. 6. Первый убитый морж
[52]
мысловой шлюпкой, запасом продовольствия и горючею на десять дней. Через 3—4 дня катер должен был забрать их обратно. Условились, что если снять их катером будет невозможно, каюры будут спокойно ждать, пока не замерзнет пролив между островом и материком, и пешком вернутся обратно. Недостатка в питании не могло быть на острове, где лежат сотни моржей. Каюры должны были разделать добытых моржей тут же на месте, так как зимой, когда туши замерзнут, разделать их очень трудно, а снять шкуру вовсе невозможно.
25 сентября катер, посланный за каюрами, вернулся без них. За эти три дня промышленники убили 28 моржей, часть их уже разделали и просили оставить их еще дня на два для окончания работы. Завхоз Алексеев, посланный вместе с катером, согласился на их просьбу, нарушив мое распоряжение.
Морозы усиливались, и по ночам море сковывалось молодым льдом. С утра 27 сентября из моря поднимался клубами туман, что указывало на интенсивное охлаждение воды и скорое замерзание моря. Я решил немедленно итти за каюрами на катере. Пока готовили мотор, стаскивали тяжелый фин с берега в воду, заправлялись горючим, пережидали густой туман, прошло порядочно времени, от берега отошли только в 16 часов. Поверхность воды покрылась молодым ледком толщиной не более 0, 5—1, 5 сантиметра.
В километре от зимовки пришлось остановить мотор — не работала помпа, подающая забортную воду для охлаждения. Полчаса ушло на разборку и очистку помпы от набившегося льда. За это время лед сплотился еще больше. Тонкие пластины молодого льда резали, как ножом, корпус катера, и когда мы дошли до острова, обшивка была срезана в носовой части почти на половину своей толщины. Быстро сняли с берега промышленников, их инвентарь и шлюпки и пошли обратно кратчайшим путем, прямо через пролив. Вскоре нам встретилась полоса настолько тяжелого льда, что катер в нем не мог двигаться. Четверо из нас на носу катера стали пробивать лад баграми и веслами, расчищая катеру путь, но продвигался катер очень медленно. Когда до берега осталось не более километра, в катер сильной струей стала поступать вода. Мы перегрузили весь груз на корму, перебрались туда и люди. Благодаря этому создался сильный дифферент, нос поднялся, и течь несколько уменьшилась. К счастью, тяжелый лед остался позади. Мы шли все время вдоль бе-
[53]
рега, в 20—30 метрах от него и беспрерывно вычерпывали двумя ведрами поступающую воду. Наконец, добрались до лагеря. Вода в катере к этому времени покрывала весь маховик. На берегу обнаружили в обшивке корпуса узкий разрез длиной около 15 сантиметров. Это была последняя водная операция в навигацию 1940 года.
22 сентября геодезист Юдов, механики Явойский и Колесников отправились на двух вездеходах к мысу Крестовому, чтобы организовать там базы горючего и забросить лесоматериалы для отстройки триангуляционных пунктов на участке мыс Игнатия — Зимовка. Путь лежал по пересеченной местности, объезд реки и оврагов занял целый день, и партия, не добравшись до намеченного пункта, вернулась в лагерь, выгрузив грузы километрах в 20 от базы.
26 сентября та же тройка, вместе с топографом Пановым и каюром Долгобородовым на двух вездеходах снова направилась в район мыса Игнатия. Партия имела предписание отрекогносцировать и отстроить всю сеть от базиса мыса Игнатия до стыка с базисной сетью острова Андрея.
Рекогносцировщик на одном вездеходе шел вперед, а строительная группа на втором вездеходе задерживалась с постройкой и шла вслед за ним. Партия отстроила восемь пунктов II и три III классов и 3 октября вернулась на базу. За этот рейс вездеходы сделали более 200 километров каждый и вполне доказали свою приспособленность к передвижению по мерзлой тундре даже с сильно пересеченным рельефом.
К первым числам октября самые необходимые и в то же время самые тяжелые работы были закончены. Для внутренней отделки домов и зашивки крыши малого дома много людей не требовалось, следовательно, можно было большую часть отправить в поле, использовать последние дни до полярной ночи. Нормы Гидрографического управления предусматривали окончание полевых работ 1 октября, а мы 5 октября только собирались их широко развернуть. На полевых работах в октябре было занято от 17 до 21 человека, на базе оставалось от 15 до 11 человек.
6 октября на мыс Игнатия на двух вездеходах была заброшена базисная партия, состоящая из 11 человек. Эта партия к 12 октября закончила измерения базиса /на мысе Игнатия. С 23 по 30 октября измерялся базис острова Андрея.
9 октября отправилась на работы астрономическая пар-
[54]
тия — на пункт № 2 в 15 километрах от зимовки. Ушли две геодезические партии. В первую партию входили Юдов, Колесников и Долгобородов. Эта партия вышла на вездеходе, буксируя специально сделанные сани с грузом горючего и лесоматериалов. Ей поручалась рекогносцировка и отстройка триангуляционной сети по материковому берегу с максимально возможным продвижением на юг. Вторая партия, в составе геодезиста Фельдмана и троих рабочих, забрасывалась на базис Андрея. Она должна была подготовить базис к измерению по кольям, т. е. провешить линию базиса, разбить ее на пролеты и вморозить колья, по которым впоследствии могло пойти измерение. Эта партия закончила все работы к 19 октября. 30 октября закончила работы астрономическая партия.
До захода солнца был проложен путь к зимовке судна «Норд». В середине октября на «Норд» отправился завхоз берегового отряда Алексеев; он должен был доставить с судна базисные проволоки для замены одной из первого комплекта, порванной при измерении базиса Игнатия.
До возвращения Алексеева нельзя было начинать измерение второго базиса. Чтобы ускорить его, решили, что Алексеев и каюр Кузнецов отправятся до залива Фаддея на вездеходе, а там на собаках по молодому льду переберутся через залив на западный берег к месту зимовки судна, вездеход же вернется обратно на базу. Так и сделали. Утром 15 октября всё — и люди, и нарты, и собаки — погрузилось в кузов, поверх которого натянули палатку, и вездеход двинулся на запад.
Дорога до базиса Игнатия была хорошо изучена, и путь в 60—70 километров отнял не более 5—6 часов. Переночевав у мыса Игнатия, Алексеев и Кузнецов двинулись дальше, причем пришлось спуститься далеко на юг по заливу Фаддея, так как мористая часть его еще не замерзла.
В пути в основном держались берега, поэтому на объезд залива потратили весь день и до судна добрались поздно вечером.
Сильные ветры задержали обратный выезд до 21 октября. К этому времени лед в заливе настолько окреп, что можно было переехать по нему от мыса Фаддея прямо к мысу Игнатия.
О времени выезда о судна нашей упряжки нам передали по радио и 21 октября отправили за ней на мыс Игнатия вездеход, благополучно вернувшийся на следующий день со всеми людьми и инструментами.
[55]
Все осенние маршруты принесли нам колоссальную пользу, во-первых, в смысле изучения своего района работ, а во-вторых, потому, что дали нам возможность выявить специфику работы вездеходов в Арктика.
Работники, ранее посетившие побережье, утверждали, что плавник здесь отсутствует. Во время наших маршрутов мы убедились, что утверждения эти не соответствуют действительности. Плавник имеется на всех косах в достаточных для полевых партий количествах, так что нет нужды возить за собой полный груз горючего. Мы установили также, что береговая черта в районе мыса Поворотного нанесена на карты неправильно, наметили основные пути во все концы района наших работ, места для продовольственных баз и складов запасов собачьего корма, а также границы участков для каждого из производителей работ. Мы теперь знали все естественные препятствия, которые вставали на пути наших вездеходов, — реки, овраги, болота. Практика показала нам, что на каждом вездеходе во время рейса должны находиться два механика — на случай ремонта машин в пути. Обнаружились слабые места наших машин: быстрое растягивание резиновых гусениц, которые приходилось перетягивать через каждые 150—200 километров, ненадежность работы динамо. Мы усвоили правила обращения с антифризом, установили из практики, насколько возможно его доливать водой, — в общем, все те мелочи, познать которые можно только своим личным опытом.
За осень подготовили для работ и четвероногий транспорт: выяснились индивидуальные качества каждой собаки, подобрались упряжки, необъезженных собак приучили к лямке.
Накануне 29 октября солнце последний день показало свой диск и скрылось на три с половиной месяца. Началась полярная ночь. Все сотрудники, кроме партии Юдова, собрались на базе.
Полярную ночь мы встретили хорошо подготовленными к будущим работам. К этому же времени закончились все строительные работы вплоть до внутренних переборок, тамбуров, кладовых, бункеров для угля, изготовили наиболее необходимую мебель для мест общего пользования — столы, скамейки, шкафы для книг, посуды, аптечки. Собрали плавник вдоль берега для отопления камбуза и жилых домов, так как угля завезли маловато.
Конечно, не все шло гладко и вполне благополучно. Стар-
[56]
ший гидрограф «Нарда» Остроумов заболел туберкулезом. Его следовало вывести либо на материк, либо на базу берегового отряда, где он мог бы находиться постоянно под надзором врача. Пока не представлялось возможным сделать ни то, ни другое.
За октябрь пали две коровы, остальных пришлось зарезать из-за недостатка сена. Теперь в нашем хлеве остались одна стельная корова и вторая, уже подарившая зимовке общего любимца «Андрюшку» и снабжавшая нас молоком.
С ноября жизнь на зимовке вступила в новую фазу — период полярной ночи. Установили столб магнитного пункта, начали строить магнитный павильон — весьма хитрое сооружение из фанеры и досок без единого гвоздя. Столяры и механики начали изготовлять оборудование метеорологической площадки (флюгер, английская будка и т. п. ), мареограф и пр.
Несколько человек под руководством парторга и единственной женщины в отряде — врача Арсеньевой — занимались подготовкой наших домов и украшением их фасадов к празднику. Мы хотели и на Крайнем Севере, в необжитых ди-
Рис. 7. Готовимся к зиме. Вытаскиваются на берег катера экспедиции
[57]
ких местах итти в ногу со своей Родиной. Однако для нас праздничные дни стали днями большого горя и тяжелой работы, 6 ноября из-за неосторожности моториста Лебедева сгорела наша радиостанция.
Коллектив строителей в полярную ночь, несмотря на темноту, морозы и пурги, при помощи имевшихся запасных бревен и плавника, восстановил к 20 ноября здание, связь была вновь налажена к 25 ноября.
[58]