Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Промерные работы

Шлюпочный промер на Енисее производился на участке реки между р. Малой Хетой и мысом Караульным.
С катера „Денеб", работавшего в районе Усть-Енисейского порта, произведен промер только от Малой Хеты до мыса Селякинского,
[104]
 112.jpg
после чего катер потерпел аварию и был выброшен на берег штормом. Дальнейшего участия в промере катер не принимал. Второй катер „Алькор" во время похода на р. Яру пришел в бездействие, вследствие поломок в машине, и всю навигацию не выходил из ремонта. С оставшегося катера „Альфа" промер был доведен от мыса Селякинского до мыса Караульного.
Эти промерные работы были начаты 5 августа; закончены в сентябре.
Промер производился поперечными галсами, расстояние между которыми было принято в 0.5 км. Промер производился по створам. Определения на галсах производились секстаном по задаче Потенота, для чего к имевшимся триангуляционным знакам были дополнительна выставлены знаки и вехи на берегу.
Промер в районе Усть-Енисейского порта окончательно установил, что главное русло р. Енисея идет вдоль левого берега реки, уходя влево от мыса Крестовского. Протока Пашковская, идущая вдоль правого берега (Каменного), определявшая в то время корабельный ход для больших судов, имеет тенденцию к замыванию с юга. Большое водное пространство между о-вами Пашковским и Песчаным занесено. Большое количество банок не дает возможности прохода даже мелким судам, а при значительных понижениях уровня воды затрудняется движение даже на шлюпках. От северных оконечностей о-вов Песчаного и Пашковского отходят песчаные косы довольно далеко по направлению к Селякинскому. Общая глубина русла р. Енисея в этом районе не менее 16 м, около же мыса Селякинского и ниже — доходит до 75 м и больше. Начиная от мыса Селякинского, русло реки идет широкой прямой полосой по середине реки с глубинами не менее 18 м до мыса Каргинского. Здесь, благодаря песчаному островку и подводной банке, отходящей от него к левому берегу реки, русло суживается.
Все протоки, отходящие на данном участке от главного русла Енисея, как-то: Широкая — против Луковой протоки, Тропинская и Сухая недоступны до судов, так как их входные бары трудно проходимы даже для катеров, а протоки Тропинская и Сухая совершенно пересыхают в низкую воду. Протоки Рыбацкая, Головинская и Подсопошная имеют несколько большее значение, так как бары их до 2 м глубиной вполне доступны для мелких судов.
Луковая протока, по существу залив, может служить убежищем для судов от всех ветров. Вход в нее проходит по узкой борозде между берегом и косой.
Судовой систематический промер произведен на плесе Каменного Енисея от о-ва Турушина до северной оконечности о-ва Насоновского и плеса Большая Переправа от широты 70° 42' до 71° 28'. Работы эти являлись продолжением промера предыдущего года в том же районе. Промер велся поперечными галсами через одну милю. Этой работой заключается цикл исследований 1920—1921 гг. большого корабельного фарватера от Сопочной Корги до мыса Муксунинского.
Обследованы промером бухты Омулевая, Капитана Варзугина (Крестовская) и Широкая. Промер производился радиальными галсами (см. инструкцию для обследования бухт К. К. Неупокоева, стр. 88). Работы выяснили пригодность этих бухт в качестве якорных стоянок и убежищ от ветров.
Обследован поперечными галсами через 1 милю пролив Крестовский. Вблизи бухты Широкой была обнаружена банка „Полезный", названная
[105]
 113.jpg
 114.jpg
    Рис. 35. Схемы триангуляционных пунктов 1921 г.
    I — Сопочная Корга;
    II — мыс Чаячный;
    III — Ошмарино;
    IV — мыс Лабазкин;
    V — мыс Зверевский;
    VI — мыс Казачий;
    VII — мыс Иннокентьевский;
    VIII — мыс Дорофеевский;
    IX — мыс Мезенин;
    X — мыс Гостиный.

так по имени гидрографического судна, обнаружившего ее. Пролив Крестовский представляет наиболее короткий проход для каботажных судов, идущих вдоль восточного берега Енисейского залива. При промере в проливе не было встречено на фарватере его глубин менее 10 м. Таким образом, работы 1921 г. показали, что Крестовский пролив вполне доступен для прохода судов даже с большой осадкой и является удобной якорной стоянкой для защиты от ветров. А произведенная привязка Крестовского острова к береговой черте, нанесенной по съемке Упр. землеустройства и гос. имуществ уточнило положение опасной каменистой четырехфутовой банки (Крестовской) к NW от острова.
Контрольный промер продольными галсами произведен от Сопочной Корги до Диксона. Продольные промерные галсы в Енисейском заливе выполнялись при походах гидрографических судов с Диксона в Енисей и обратно.
Рекогносцировочный промер был произведен, для установления возможности каботажного хода вдоль восточного берега Енисейского залива, на следующих участках: 1) от Диксона до мыса Исаченко
[106][107]
 115.jpg
вдоль берега, оставляя группу о-вов Вернс и Оленьих к западу; 2) от Крестовского пролива до мыса. Шайтанского (Преображения) вдоль материкового берега, оставляя группу о-вов Корсаковского архипелага к западу.
Этот промер произведен продольными галсами, а у Корсаковских о-вов пополнен и поперечными галсами через одну милю.
На основании работ 1920 и 1921 гг. К. К. Неупокоев устанавливал следующий каботажный ход (привожу дословно).
„Каботажный ход в отличие от морского в Енисейском заливе будет итти от Сопочной Корги прямо до мыса Шайтанского, проходя который в 1 миле надо будет ложиться на восточный из островов Корсаковского архипелага; после этого, проходя между ним и песчаной полунадводной косой, образуемой выноской песков рек Зырянки и Потакуя, придерживаясь больше последней, брать курс на Крестовский пролив; проходя таковой имеют курс вдоль берега, не приближаясь к нему на одну милю и подходя к мысу Ефремова Камня, где проходят „Вайгач" в трех четвертях и одной миле, хотя фактически можно пройти и в одном кабельтове, но без траления этого рекомендовать нельзя. Далее ход к мысу Исаченко и подобным же родом далее к северу, придерживаясь середины прохода — между материком и островами, пройдя которые идут проливом Вега, оставляя банку Эклипс к востоку, в гавань Диксон, т. е. здесь уже морской и каботажный фарватер соединяются".
Наконец, рекогносцировочный промер произведен по южную и западную стороны О-ва Кузькина (Сибирякова), вдоль южного берега Енисейского залива, восточного и северного берегов о-ва Минина (Оленьего) и далее к о-ву Вилькицкого. Вместе с промером производилась морская съемка южного берега от мыса Лескина к западу и видимой части островов. Судовой съемкой и промером руководил К. К. Неупокоев на г/с „Анна"; принимали участие в работах по съемке гидрограф С. П. Дмитриев и судовой состав.
Рекогносцировка была предпринята с целью отыскать проход в Енисейский залив южнее о-ва Вилькицкого. Вместе с тем это была попытка осветить район между Обской губой и Енисеем, со стороны последнего.
Произвести более полное обследование этого, так называемого южного прохода в р. Енисей не удалось. Попытка пройти в Гыданский залив, обогнув о-в Минина, была безуспешна, так как, зайдя при этом за северозападный мыс о-ва Минина и получив глубины, постепенно уменьшавшиеся до 3 м, Неупокоев не рискнул двигаться дальше в пролив.
Такие же малые глубины были встречены и между мысом Матте-сале Безымянного острова и о-вом Вилькицкого. Сделанный г/с „Анна" 135-мильный путь с промером показал, что глубины в этом районе незначительны и гораздо, меньше показанных на старых картах (вместо 6 саж. — 2 — 1 1/2 саж.). Кроме того, оказалось, что Матте-сале не является оконечностью далеко выдающегося на север полуострова, как он изображался до сих пор на картах (№ 763 до большой корректуры 1923 г.), а представляет один из мысов, вероятнее всего, большого низменного острова.{1}
{1} В навигацию 1933 г. этот остров, названный впоследствии по имени открывшего его "островом Неупокоева", был обойден с мензульной съемкой топографической партией Сибирского гидрографического управления и оказался больших размеров, чем о-в Вилькицкого.
[108]
 116.jpg
Рекогносцировочный промер произведен продольным галсом по Малому Енисею. Рекогносцировкой выяснено, что фарватер его гораздо прямее, удобнее для морских судов и имеет глубины не менее 8 м.
Намеченная рекогносцировка водного пути из р. Енисея в Обскую губу по речной системе через Гыданский полуостров не могла быть выполнена полностью. Показания карт в освещении речной системы были противоречивы. Трудно было сразу избрать правильный путь. Была избрана р. Яра, впадающая в Енисей, и только потому, что, судя по картам, р. Яра впадает в Гыду, которая в свою очередь показывалась на картах текущей в Гыданский залив.{1}
Обследование было начато от станка Носка, расположенного на левом коренном берегу р. Енисея. Выяснилось, что р. Яра вытекает из оз. Пелятского, следовательно проходит далеко от тех рек, которые были целью похода. Обследование было перенесено к северу, и произведена была рекогносцировочная съемка вдоль левого коренного берега р. Енисея от станка Носка до Дерябинского Енисея. Выход из строя моторного катера „Алькор" прекратил работу. При следовании к Дерябинскому Енисею выяснилось, что местное население (юраки) хода в Обь не знает и что ближе всех к Оби в этом районе подходит р. Спон-яга (Сэд-яга), имеющая течение с запада на восток.{2}
Попутно эта же группа осветила рекогносцировкой часть Бреховского архипелага от Дерябинского Енисея до мыса Муксунинского, которая еще не была нанесена ни на одну из существовавших тогда карт (рис. 35).
{1} Экспедиция Академии Наук в 1927 г. под руководством Б. А. Городкова установила, что р. Гыды совсем не существует.
{2} По данным экспедиции Академии Наук 1927 г., Сэд-яга очень небольшим водоразделом отделяется от бассейна оз. Хассейнто, соединенного с Гыданским заливом рекой.

Пред.След.