Подготовка и поход Обской партии гидрографического отрядаФормирование Обской гидрографической партии началось в конце апреля с прибытием из Красноярска в Томск начальника партии Осипова. До этого в Красноярске была проведена лишь камеральная подготовка: заготовлены карты, планшеты, таблицы и материалы, касающиеся описания низовьев Оби и Обской губы. В Томске встречены были большие затруднения с получением продовольствия и обмундирования для партии. Уголь и нефтетопливо достали также как и на Енисее, но с большим трудом. Подготовка задерживалась продолжавшейся почти до самого выхода партии на север неопределенностью в получении судов и пловсредств. Моторный катер „Чайка" еще 11 июня оставался за районным управлением водного транспорта, когда Обская гидрографическая партия уже вышла из Томска.
В мае месяце организовался Комсеверопуть, который оказал существенную помощь в снабжении Обской партии. В мае же (7—13) в Омске при Комитете Северного морского пути на междуведомственном совещании была принята единая программа для организаций, которые должны были работать на севере по Оби и в Обской губе под общим кураторством Комитета Северного морского пути.
4 июня г/с „Орлик“ и пловсредства гидрографической партии находились у пристани в г. Томске. Оформливалась передача этих судов из Рупвода гидрографической партии, формировался экипаж судов. Была принята на борт баржи „Пур" экспедиция Института исследования Сибири во главе с проф. Б. П. Вейнбергом. К 8 июня гидрографическая партия была готова и не выходила из Томска до 11-го из-за моторного катера „Чайка", задержанного в Рупводе. 11 июня партия, оставив „Чайку” в Томске, вышла к устью р. Томи. 15 июня недоразумения были выяснены, и м/к „Чайка" присоединился к судам гидропартии, которые принужден были ожидать катер в устье р. Томи.
16 июня Обская гидрографическая партия вышла вниз по Оби. следуя в Обскую губу, в составе: г/с „Орлик“ с баржей № 48 и баржей „Пур" на буксире, моторный катер „Безымянный"; шлюпки были погружены на баржу. Моторный же катер „Чайка" задержался в Самусском затоне и должен был догонять партию.
Вследствие наличия только одного речного лоцмана движение замедлялось, так как приходилось останавливаться, чтобы дать лоцману отдых. Только на 10-е сутки партия достигла сел. Самаровского при слиянии Иртыша и Оби. Пройдено было 1400 верст, т. е. средняя скорость движения была 143 версты в день.
На „Орлике" находились астрономы
А. Н. Нефедьев и его помощник Б. И. Бердников, которые были прикомандированы к партии для производства астрономических наблюдений. От дер. Перегребной главный судовой ход шел в этом году Малой Обыо, протокой Пырсим, р. Сосвой, протокой Нурик и Большой Обыо.
30 и 31 июня суда партии простояли у сел. Кондинского. Здесь пришлось рубить лес, необходимый для знаков и вех, а также брать
[68]
Рис. 21. Устье р. Пясина (Сост. Кронберг. 13-14. IX 1920, г/с "Иней")
камни, заменявшие якоря для вех и буев. В Березове партия простояла с 2 до 13 июля, что было вызвано ожиданием прихода парохода „Урал", который должен был прибуксировать баржу № 48 с углем. Без него г/с „Орлик" не могло следовать дальше.
В Березове была обследована метеорологическая станция, которая оказалась в крайне неудовлетворительном состоянии; водомерного поста совсем не было. Астрономические пункты Вилькицкого и др. найти не удалось, также как и в других пунктах по р. Оби: в Самаровском, Кондинском и впоследствии в Обдорске.
При движении дальше вниз по Оби к Обдорску судовый ход шел очень широким плесом. Сильный северовосточный ветер разводил значительную волну, что препятстовало вести на буксире баржу „Пур" и „Чайку", которых сильно качало. Приходилось не раз останавливаться и отстаиваться под прикрытием берега в ожидании затишья. 19 июля пришли в Обдорск, где простояли 3 дня, в течение которых были разгружены материалы и оборудование для радиостанции. Находящаяся здесь метеорологическая станция была подробно осмотрена начальником гидрографической партии. Метеорологическая станция находилась в ведении Екатеринбургской (ныне Свердловской) обсерватории, но, по словам заведывающего станцией Сукки, связь с Екатеринбургом была давно прервана. Принужденный служить в Центросоюзе, он часто отлучался из Обдорска по делам союза, и станция оставалась почти без присмотра. Наблюдения производились его женой. Было обнаружено, что состояние станции неудовлетворительное, здание и метеорологическая вышка требуют ремонта; некоторые приборы имеют дефект, а часть пришла в полную негодность. Обдорск был оставлен судами гидрографической партии с рассветом 20 июля, и на следующий день они подошли к о-ву Определенному в устье Хаманельской Оби. Дельта р. Оби ниже мыса Толстого (в 150 км от Обдорска) представляет очень сложную водную систему рукавов и проток, занимающую пространство около 4000 км2 и еще мало-обследованную. Эту систему ограничивают два главных рукава: северный — Хаманельская Обь и южный — Надымская Обь.
Система навигационной обстановки для плавания по р. Оби от Самарова до устья представляла собой обозначение судового хода при помощи перевальных столбов, которых в кампании 1920 г. было крайне недостаточно, так что без лоцманов плавание было затруднительно.
Рейд у о-ва Определенного являлся исходным пунктом, откуда начиналась работа гидрографической партии в Обской губе.
С 21 по 24 июля был произведен промер и обвехование фарватера от о-ва Определенного в Обскую губу и бара. Одновременно построен знак на мысе Ямала вместо снесенного льдом старого знака. Обстановка бара имеет весьма большое значение как для прохода в губу относительно глубокосидящих гидрографических судов, так и осенью, когда через бар двигается караван судов товарообменной экспедиции с гружеными баржами, имеющими осадку 6 фут., иногда и больше. Фарватер до самого бара 12-футовый, на баре 8—11-футовый.
На следующий день, по приходе в бухту Находку, 29 июля, был произведен промер отмели у мыса Боткина и поставлено ограждение — 2 вехи. Следующей задачей было обвехование отмелей, отходящих от берега п-ова Ямала между бухтой Находкой и мысом Каменным, необходимое для обеспечения прохода судов, ожидавшихся из Архангельска.
[69]
На этом участке была выставлена 4—7 августа система вех. Обвехована была и банка Опасная.
8 августа от мыса Сетного г/с „Орлик“ направилось к югу, ведя попутный промер, с целью обрекогносцировать бухту в районе между мысом Сетным и мысом Паюте, которая, по предварительно собранным сведениям, была удобнее, чем бухта Находка, как в отношении защищенности от ветров, так и по своим глубинам. Приблизительно в 12 милях открылась бухта, образованная длинной косой, тянувшейся с севера на юг. Попыткам обойти косу препятствовала отмель, как шпора идущая от косы в море. Стали на якорь. Шлюпочный промер показал, что малые глубины при пересечении косы к западу скоро кончаются и, таким образом, отмель имеет весьма небольшую ширину. Была произведена зарисовка вида бухты, и на конце косы, по показаниям местных ненцев называвшейся Марсале, был построен знак.
В виду плохой погоды, тумана и отсутствия угля пришлось на этот раз прекратить работы и итти к базе в бухту Находку.
12 августа были высажены с г/с „Орлик" у мыса Сетного топографы Прорубщиков и Карамышев, прикомандированные к гидропартии из Обско-Тазовской экспедиции Института исследования Сибири, которые должны были сделать съемку побережья от мыса Сетного до бухты у Марсале, что ими и было выполнено (рис. 22).
До 27 августа производился промер в южной части Обской губы, причем благоприятная погода установилась только после 20 августа. Были выставлены водомерные посты: в Ям-сале, Ныде, бухте Находке и на мысе Круглом. Был построен знак на том же мысе Круглом. Для нужд мореплавания были освещены фонарями Далена выставленные в 1910 г. навигационные знаки, створные и входные, в бухте Находке, на мысах Сетном, Каменном и Виткова и 2 буя — один у входа с моря на бар Хаманельской Оби, другой у мыса Виткова.
18 августа на рейд бухты Находки пришло г/с „Иней" с начальником Обь-Енисейского гидрографического отряда К. К. Неупокоевым.
Вместе с „Инеем" пришел первый отряд судов Архангельской экспедиции, обслуживание которых оторвало г/с „Орлик" от гидрографических работ на 4 дня.
27 августа г/с „Орлик" пришлось снова прервать промерные работы и выйти навстречу второму отряду судов Архангельской экспедиции. В ожидании прихода судов г/с „Орлик" простояло у мыса Каменного до 30 августа, когда в полночь на горизонте показался целый ряд огней движущихся архангельских судов. Головным шел ледокол „Соловей Будимирович". „Орлик" пошел вперед, ведя эскадру по направлению бухты Находки. Пробыв в бухте Находке до 31 августа, г/с „Орлик" отправилось к мысу Круглому и сняло 2 сентября водомерный пост, работавший там с 9 августа. По возвращении в бухту Находки работа „Орлика" сосредоточилась на обслуживании товарообменной экспедиции. Катер „Чайкам во время нахождения в бухте Находке был целиком использован для связи между судами.
11 сентября Обская гидрографическая партия вышла из бухты Находки, начав свой обратный путь в зимнюю базу. Водомерные посты в бухте Находке и Ям-сале были сняты. В виду относительно глубокой осадки г/с „Орлик" и большого осеннего спада в этом году воды р. Оби, приходилось торопиться. Через Хаманельской бар „Орлик" прошел при помощи сильного буксира „Добрыня", причем
[70]
„Орлик" был разгружен до осадки в 8 фут. При проходе через бар лот показывал наименьшую глубину в 8 фут.
Простояв у о-ва Определенного несколько дней, „Орлик“ взял на буксир баржу „Пур“ и моторный катер „Чайку" и пошел вверх но Оби. Плавание до Обдорска прошло благополучно. Наименьшая глубина — 9 фут. — встретилась на перекате у мыса Хаманель Горный.
17 сентября гидрографическая партия была уже в Обдорске, причем суда стояли в устье р. Полуя, так как вследствие обмеления реки подойти к пристани в Обдорске они не могли. Была осмотрена вновь поставленная радиостанция. Производились астрономические наблюдения с приемом сигналов времени, подававшихся Науэном.
Из Обдорска гидропартия вышла 24 сентября.
25 сентября при слиянии Малой и Большой Оби „Орлик" встретил первое препятствие своему движению вверх по реке. С большим трудом удалось довести „Орлика" до Березова. После неудачной попытки провести его дальше, решено было оставить „Орлика“ зимовать в г. Березове. На нем остались командир Клигер, механик Журко и 11 человек команды.
[71]
Часть состава гидрографической партии перешла на п/х „Добрыню" часть на баржу „Пур“, которые, также как и моторный катер „Чайка" буксировались до Омска различными судами.
22 октября Обская гидрографическая партия в полном составе прибыла в Омск на зимовку.