Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Стругацкий В. Дороги во льдах

(Продолжение. Начало в номерах за 14, 21, 28 сентября, 5, 12 и 19 октября)

О знаменитом ученом и ледовом разведчике Павле Афанасьевиче Гордиенко (ПАГе) Сергей Фролов зна­ет столько, будто они вместе проработали мно­го-много лет. Помнит даже разные забавные и малоизвестные истории.

Одну из них я никогда и не слышал, хотя в свое время ПАГ дарил мне конверт своей «СП-4» - первой в истории дрейфующей станции, для которой был выпущен специальный конверт - в 1955 году.

Как сам ПАГ оконфузился

Такие конверты сразу же стали филателистической редкостью. А запасливый ПАГ, который и был инициатором их выпуска, спустя многие годы вдруг нашел у себя в квартире несколько пачек этих самых проштемпелеванных на льдине, но не подписанных конвертов. Кто-то из знатоков филателии сказал ему, что ценнее тот конверт, который, как говорят коллекционеры, прошел почту. И ПАГ, недолго думая, решил на каждом из них написать свой ленинградский адрес - жил он на Моховой. Мол, сам начальник «СП-4» отправлял письмо в этом конверте к себе домой. И написал адрес первой оказавшейся у него перед глазами шариковой ручкой, совершенно забыв, что в годы дрейфа таких ручек в Советском Союзе еще и в помине не было, а писали автоматическими перьевыми. Словом, загубил целую кипу конвертов.

- Как мог Павел Афанасьевич так опростоволоситься - не знаю, - смеется теперь Фролов. И уже для меня наставительно добавляет:

- Прежде чем ставить штемпель на конверте, надо сто раз подумать.

Правда, и в экспедиции «Арктика-2005» история со служебными конвертами вышла какая-то странная.

Конверты смены, которой не было

5 сентября 2005 года на «СП-33» завершила работу команда Алексея Висневского. Станция приближалась к Гренландии, и ее пришлось срочно эвакуировать - в начале осени мы подошли к ней на «Академике Федорове» вместе с атомным ледоколом «Арктика». Все имущество станции - бочки с горючим, домики, научные приборы, остатки продуктов, снегоходы и разную кухонную утварь - подняли на борт «Федорова» и из Западного полушария пошли обратно в Восточное - искать новую льдину. Безуспешно искали ее неделю. Начались эти поиски 12 сентября - севернее острова Врангеля, а нашли льдину за тысячи километров от выбранной сначала точки - повыше от Северной Земли. И тот же Сергей Фролов вместе с Андреем Масановым и Юрием Хромовым десятки часов, сменяя друг друга, висели на Ми-8 в воздухе, обследуя огромный, площадью свыше 12 тысяч квадратных километров, кусок Северного Ледовитого океана. Все уже даже и не надеялись найти подходящую льдину и с горечью обсуждали вариант возвращения двенадцати полярников во главе с начальником станции Томашем Петровским назад в Питер. «Академик Федоров» спешил из Арктики уйти - его ждал ремонт в Питере, а затем очередной рейс в Антарктику, - и он уже развернулся в сторону Мурманска. Все участники экспедиции нервничали и уповали на последний шанс, предложенный Сергеем Фроловым.

Начальник научно-оперативного отряда считал, что надо поискать льдину чуть севернее архипелага Северная Земля - на севере Таймырского ледяного массива. Мы же все равно уже на запад возвращаемся. Только идти Сергей предлагал не проливом Вилькицкого, а на несколько градусов севернее - над мысом Арктический. А по пути летать на ледовую разведку. И Арктика над нами смилостивилась. В Таймырском ледяном массиве льдину для станции Томаша Петровского ледовые разведчики нашли. И 19 сентября в 13.00 по московскому времени в Северном Ледовитом океане в точке с координатами 85 градусов 39 минут северной широты и 115 градусов 19 минут восточной долготы подняли флаг нашей страны на новой льдине.

Все на борту «Федорова» считали, что на новую льдину высадили вторую смену «СП-33». Именно такое решение приняла Москва: перебросить станцию с прежним номером в безопасный район подальше от полюса, подальше от пролива между Гренландией и Шпицбергеном, куда устремляются льды из Арктики в Атлантику. Что, конечно же, нонсенс. Новая льдина - это всегда и новая станция. Но приказ есть приказ. И мы даже столб на льдине водрузили с надписью «СП-33» и с датой начала работы новой смены. Да и почтовый штемпель на станции остался старый - «СП-33». Нового никто и не заказывал.

Изображение
Ну и конечно, этой датой - 19 сентября - погасили все специально выпущенные фирменные конверты дрейфующей станции «СП-33» с надписью «Вторая смена». И все фанаты полярной филателии, а их среди участников любой полярной экспедиции всегда хватает, тут же начали у станционного почтмейстера Андрея Попова выпрашивать конверты с отпечатанной на них датой официального начала работы второй смены «СП-33».

И вдруг спустя чуть ли не месяц после высадки новой смены «СП-33», когда экспедиция уже давно закончилась, а «Академик Федоров» уже готовился в Питере к рейсу в Антарктику, из Росгидромета пришел приказ о том, что 33-я переименована в 34-ю.

В нем говорилось, что в связи с тем, что в ходе экспедиции «Арктика-2005» осуществлено снятие дрейфующей станции «Северный полюс-33» имени Ю. Б. Константинова и в новом районе - северо-восточнее Северной Земли - высажена новая станция, присвоить ей наименование «Северный полюс-34».

И то, что новой дрейфующей станции в конце концов присвоили новый номер, - совершенно правильно. Жаль только, что сделали это слишком поздно - уже после ее официального открытия, и полярники сначала даже не знали, на какой же станции они ведут исследования, живут и работают.

Так что если вы причастны к полярной филателии и вам предложат конверт со штемпелем «СП-34», погашенный датой 19 сентября 2005 года - днем начала работы станции, знайте: это - подделка. Тогда ни такого штемпеля, ни служебного конверта «СП-34» еще не существовало - заказывали их уже после экспедиции. И только в апреле 2006 года начальник высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов первым рейсом самолета привез их на станцию.

Как человек от филателии далекий, я думал, что конверты «СП-33» мы с Сергеем испортили.

- Наоборот, - утешил Фролов. - Эти конверты из-за своей истории стали суперраритетами.

…Сергей Фролов держит в памяти такое количество полярных фактов, дат, плаваний, что просто поразительно, как крепко все это сидит у него в голове. В ПАГе это тоже меня восхищало: в полярных событиях он ориентировался как историк-профессионал. Ему завидовали даже музейные работники и сотрудники архивов.

И никого не удивило, что именно Сергей Фролов в 2007 году, на научной конференции в ААНИИ, посвященной началу Третьего международного полярного года МПГ, делал доклад об истории МПГ.

И столько в этом докладе было фактов, что даже известные полярники, для которых история Арктики - страницы собственной жизни, своей молодости, слушали с интересом.

...А одной из самых интересных экспедиций Третьего международного полярного года стала «Артика-2007» под руководством Артура Чилингарова.

Пред.След.