Nella Dan (Дания)

Nella Dan (Дания)

Сообщение Historik » 16 Октябрь 2025 14:25

 Гренландия восточное.jpg

В Хронике 6-й и 7-й САЭ записано: 10 февраля 1962 г. на пути к Земле Эндерби д/э «Обь» сделал заход на австралийскую станцию «Моусон». С помощью местных вездеходов-амфибий с советского судна на неё доставили 25,5 т авиабензина. На другой день руководитель австралийской экспедиции доктор Стайлс передал в эфир срочное сообщение о том, что в районе к северу от залива Амундсена льдами зажало их экспедиционное судно снабжения «Нелла Дэн». Это был первый поход датского транспорта, зафрахтованного «Австралийскими национальными антарктическими исследовательскими экспедициями», к шестому континенту. На помощь был направлен экипаж самолёта Ли-2В Н.Н.Степанова из ао 6-й САЭ. После успешно проведённой ледовой разведки полярные лётчики сбросили на борт «Нелла Дэн» карту ледовой обстановки, чем помогли судну выбраться на чистую воду.
 Henrik-Hartlev-Nella-og-kejsere-679x1024.jpg

Судно "Nella Dan" ("Нелла Дэн") было одним из знаменитых «датских» кораблей компании датской J. Lauritzen A/S Lines.В состав флота также входили Kista Dan, Magga Dan и Thala Dan -
viewtopic.php?f=5&t=9494
По заказу Лауритцена при значительном участии Австралийского антарктического отдела "Нелла Дэн" была названа в честь Нел Лоу, жены тогдашнего директора Австралийского антарктического отдела Филлипа Лоу.
Класс и тип: ледокол I класса
Тип: полярное судно снабжения
Судоходная компания: пароходное общество «Вестерхавет», Й. Лауритцен (Копенгаген, Дания).
Порт приписки: Эсбьерг, Дания
Позывной: OZKC
ИМО-нет: 5248762
Строитель: Aalborg Værft A/S, Дания.
Закладка: 14.11.1960 г.
Дата спуска: 13.06.1961 г.
Начало эксплуатации: 18.09.1961 г.
Обслуживание: 1961–1987 гг.
Тоннаж: GRT 2186/2206 т, NRT 1060 т
Главный двигатель: 1 шт. - дизельный 8-цилиндровый B&W мощностью 2520 л. с. 2SA 835-VBF-620
Длина: 75,24 м
Ширина: 14,30 м
Балка: 14,3 м
Скорость 13,0 узлов
Вертолётная площадка
Экипаж: 33 чел.
Пассажировместимость: изначально вмещало 36 пассажиров. После модернизации в 1971 г. вместимость была увеличена до 54 пассажиров.
Включено в судовой реестр: 04.10.1961 г. Исключено: 01.04.1989 г.
 Нелла Дэн.jpg

«Нелла Дэн» было оснащено теми же приспособлениями для плавания в ледовых условиях, что и её старшие «сестры» - Kista Dan, Magga Dan и Thala Dan, включая ледорезную корму, ледорезы и ледовый нож. В качестве особой модификации «Нелла Дэн» также имела двойной корпус в машинном отделении и в некоторых частях трюма. Среди современных удобств были внутренние лестницы, ведущие в «воронье гнездо» на фок-мачте, собственная система подачи пресной воды от генератора «Атлас» и промышленная посудомоечная машина. Когда судно было введено в эксплуатацию в качестве полярного, считалось, что «Нелла Дан» устанавливает новый стандарт для полярных судов. Каждый год (с 1962 по 1987 гг.) фрахтовалось ANARE («Австралийскими национальными антарктическими исследовательскими экспедициями») и направлялось в Антарктиду. До сих пор его послужной список остаётся непревзойденным: оно прослужила в Антарктике дольше всех.В 1968 г её судоходная компания переименована в Rederiet Vesterhavet A/S (Копенгаген). В 1971 г. «Нелла Дэн» была переоборудована. В частности, на кормовой палубе появилась крытая площадка для вертолёта, а для пассажиров и научного персонала были созданы дополнительные удобства. Новый тоннаж: 2158 брт/1061 нрт. В 1980 г. судоходная компания переименована в J. Lauritzen Holding A/S и судно переоборудовали в научно-исследовательское, специализирующееся в области морской биологии. На корме установили трал, а на кормовой палубе - лаборатории. Новый тоннаж: 2186 брт/1073 нрт/2150 тд. В 1981 г. было продано компании J. Lauritzen A/S (Копенгаген). В 1985 г. застряло во льдах на семь недель вместе с пассажирами. Помощь оказал, обкалывая лёд от корпуса, японский ледокол «Сирасе». В 1987 г. «Нелла Дэн» было оснащено новыми спасательными шлюпками.
Во время своего последнего рокового рейса вечером 3 декабря 1987 г., когда судно пополняло запасы на о. Маккуори (в южной части Тихого океана, принадлежит Австралии), разыгралась непогода. Судно сорвало с якоря, и оно село на мель всего в нескольких метрах от острова. Далее его выбросило на скалы недалеко от исследовательской станции, которую оно снабжало.
 затопление3.jpg

Судно получило серьёзные повреждения: в корпусе были две пробоины, а машинное отделение затопило водой. Никто из членов экипажа и участников экспедиции не пострадал.
 затопление2.jpg

Хотя изначально планировалось спасти судно, в конечном итоге было принято решение затопить его. В 17.42 вечера 24 декабря 1987 г. оно затонуло на большой глубине у того же острова.
 нелла затопление.jpg

В октябре 2015 г. правительство Австралии представило планы по строительству нового австралийского ледокола, который должен будет работать до 2050 г. Судно было спроектировано Кнудом Э.Хансном в Эльсиноре (Дания) и строится компанией Damen в Нидерландах. Сталь была вырезана в Румынии, а оснащением судна занимаются Нидерланды. Рабочие название проекта - «Нелла Дэн II». Новое судно будет быстрее, обладать улучшенными ледопроходными качествами (сможет преодолевать льды толщиной 1,65 м), большей грузоподъёмностью и сможет проводить важнейшие морские исследования в районах, покрытых морским льдом, в течение более длительного времени. Хотя новое судно длиной 156 м и водоизмещением 23 800 т будет способно перевозить больше грузов и проводить больше морских исследований, ожидается, что оно сможет перевозить и достаточно большое количество пассажиров.
Historik
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Вернуться в Полярный флот иностранных государств



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения