"Челюскинец", грузовой теплоход

От ладьи и коча до атомохода.

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2025 13:56

"Челюскинец", грузовой теплоход.
Известия, 1934, № 150, 29 июня.

 Известия, 1934, № 150, 29 июня спуск на воду.jpg
ТЕПЛОХОД „ЧЕЛЮСКИНЕЦ»

ЛЕНИНГРАД. 28 июня. (По телеф. от соб. корр.). Со стапелей Северной судостроительной верфи в Ленинграде спущен на воду новый теплоход водоизмещением в 11.000 тонн. Теплоходу присвоено название «Челюскинец».


 jmmjlp02rzh1l5svjc=.jpg
МОРСКОЙ ФЛОТ СССР : т_х Челюскинец.jpg
Историческая серия _ТМ__ «КОМСОМОЛ» (№ 03_1976) : tm1976-03 - 0001.jpg
Историческая серия _ТМ__ «КОМСОМОЛ» (№ 03_1976) : tm1976-03 - 0002.jpg

Известия, 1936, № 208, 6 сентября
 Известия 1936, № 208, 6 сентября ПЕРВЫЙ РЕЙС.jpg


Первый рейс теплохода "Челюскинец"


ЛЕНИНГРАД, 5 сентября. (ТАСС). 5 сентября в первый рейс ушел теплоход «Челюскинец», построенный судостроительным заводом им. Жданова.
Последний раз редактировалось ББК-10 31 Июль 2025 15:21, всего редактировалось 1 раз.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2025 14:19

Известия, 1936, № 289, 12 декабря.

 Известия 1936, № 289, 12 декабря Колхозники в Америке.jpg
Поездка колхозников в Америку

НОВОРОССИЙСК, 10 декабря. (По телегр. от соб. корр.). На теплоходе «Тифлис» в СССР возвращается группа колхозников, командированных в конце сентября в Америку для закупки племенного скота. Сегодня ночью ваш корреспондент связался по радио с теплоходом «Тифлис», находящимся сейчас в Атлантическом океане, и провел беседу с одной из командированных — Валентиной Александровной Смирновой из колхоза «Память декабристов» Череповецкого района Ленинградской области. Тов. Смирнова сообщила следующее:
— 28 сентября мы, группа советских колхозников, сели в Ленинграде на тептоход «Челюскинец» и доехали до Лондона. Оттуда мы отправились в Америку, где пробыли месяц. Мы посетили Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимору, Вашингтон и другие города. Американские газеты уделяли много внимания приезду советских колхозников. Нас фотографировали; снимки колхозниц ударниц печатались в газетах вместе с беседами о нашей жизни и работе. Ко всему, что касается колхозов, в Америке проявляют большой интерес.
В красивых городах с великанами небоскребами и прекрасными дорогами нам довелось увидеть рабочие окраины с огромным количеством безработных. Мы воочию убедились внеравенстве людей, населяющих Америку: мы видели, каково гам положение негров. И с гордостью вспоминали колхозники свою советскую родину, где люди всех национальностей равны, где нет эксплоатации и давно не стало безработицы.
В США мы закупили для колхозов и теперь везем с собой на теплоходе 1.370 племенных барнов и козлов.
19 ноября теплоход «Тифлис» вышел из Гаустона и взял курс на Новороссийск.
Хочу отмстить, что советские моряки с огромным вниманием отнеслись к перевозке предназначенного для колхозов племенного скота. Команда корабля оборудовала специальные помещения для живого груза. В трюмах построены стойла и загоны. В стойлах оборудованы добавочные вентиляция, освещение и водопровод. Для скота организованы изоляторы и лазареты. Посещавшие наше судно американцы отмечали исключительную подготовку к перевозке животных.
С погодой нам не повезло: 17 суток «Тифлис» находится в полосе жесточайшего, 11-балльного шторма, который бушует сейчас в Атлантическим океане. Временами крен корабля достигает 40 градусов. Встречный ветер задерживает ход судна. Огромные волны гуляют по палубе и частенько заливают капитанский мостик. Несмотря на такой сильный шторм, животные находится в хорошем состоянии. Они бесперебойно Получают корм и воду. Регулярно производится уборка трюмов.
В заключение тов. Смирнова сказала:
— Прошу передать через «Известия» наш горячий привет любимому вождю народов товарищу Сталину, а также привет всем колхозникам Советского Союза. Мы горды, что нам поручено такое важное дело, как доставка племенного скота советским колхозам, и надеемся с честью выполнить эту задачу.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2025 14:28

Вечерняя Москва, 1937, № 296, 28 декабря.

 Вечерняя Москва, 1937, № 296, 28 декабря РЕЙС В АМЕРИКУ.jpg
ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ
Советские моряки встречают Новый год
(фрагмент)

На-днях из Одессы в Америку вышел с экспортным грузом теплоход «Челюскинец». Под новый год, когда он будет подходить к Сицилии (Средиземное море), команда соберется на новогодний бал.


Правда, 1938, №2 (7327), 2 января.

 Правда, 1938, №2 (7327), 2 января Новый год в море.jpg
В ОТКРЫТОМ МОРЕ

ОДЕССА, 1 января. (ТАСС). Некоторые черноморские корабли встретили новый год в открытом море.
Пламенный привет всем трудящимся великой родины социализма шлют моряки парохода «Калинин». Судно сегодня снимаетсяв в обратный рейс из Нью-Йорка к родным берегам. Новогоднюю ночь экипаж теплохода «Максим Горький» встретил в водах Бискайи, теплоход «Челюскинец» — на пути из Новороссийска в Нью-Йорк.
С борта парохода «Франц Меринг», находящегося в ближневосточном рейсе, получена радиограмма, в которой сообщается:
«Новый год встречаем досрочным выполнением рейсовых заданий второго полугодия».
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2025 15:28

Известия, 1938, № 117 (6584), 22 мая.

 Известия 1938-117 (6584)_22.05.1938 ЧЕЛЮСКИНЕЦ.jpg
РЕЙС ТЕПЛОХОДА „ЧЕЛЮСКИНЕЦ“

ОДЕССА, 21 мая. (По телеф. от соб. корр.). Сегодня из Одессы на остров Сахалин выходит теплоход «Челюскинец», который доставит туда 3.400 тонн продовольствия, овощных, молочных консервов и разных промтоваров. Во Владивостоке теплоход выгрузит 3.200 тонн соли.
Грандиозный рейс, протяжением 25.000 миль, экипаж объявил рейсом имени выборов в Верховный Совет УССР.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2025 20:03

Вечерняя Москва, 1938, № 146, 28 июня.

 Вечерняя Москва, 1938, № 146, 28 июня ВЫБОРЫ.jpg
В ДАЛЕКОМ ПЛАВАНИИ

ОДЕССА, 27. (ТАСС). Десятки судов Черноморского торгового флота встретила исторический день выборов в Верховный Совет УССР вдали от родных берегов. С борта теплохода «Ташкент» получена радиограмма:
«26 июня судно было торжественно разукрашено. В 6 часов приступили к голосованию. Дружно и организованно голосовали избирателя за знатного механика теплохода «Ворошилов» тов. Лисина».
Теплоход «Челюскинец» встретил выборы в Южно-Китайском море, шхуна «Звезда» — в районе Сингапура, экипаж теплохода «КИМ» — в Атлантическом океане, на пути в Нью-Йорк.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2025 20:46

Правда, 1938, №276 (7601), 6 октября

 Правда, 1938, №276 (7601 6 октября Владивосток.jpg
КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ
ТЕПЛОХОДА "ЧЕЛЮСКИНЕЦ"


ВЛАДИВОСТОК. 5 октября. (По телеграфу). Вчера из Владивостокского порта отправился в дальнейший рейс теплоход «Челюскинец», совершающий кругосветное плавание.
21 мая «Челюскинец» вышел из Одессы. Пройдя Черное и Средиземное моря, Индийский и Тихий океаны, теплоход на 39-е сутки своего плавания достиг Камчатки. Затем «Челюскинец» направился во Владивосток.
Сейчас по выходе из Владивостока теплоход пересечет Тихий океан и через Панамский канал вступит в Атлантический океан. Конечная точка рейса — Черное море. Команда «Челюскинца» посвятила свой рейс 20 - летию ВЛКСМ.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 17:29

Известия, 1938, № 245 (6712), 20 октября.

 Известия 1938-245 (6712)_20.10.1938 ЧЕЛЮСКИНЕЦ.jpg
ЧЕРЕЗ ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

ОДЕССА, 19 октября. (По телеф. от соб. корр.). Теплоход «Челюскинец», который совершает кругосветный рейс через Тихий океан и Панамский канал, пересек 180-й меридиан, разделяющий Западное и Восточное полушария. Листок судового календаря был передвинут на один день назад.
Сейчас «Челюскинец» находится в порту Гонолулу, где примет запас воды и провизии. Во время двухдневной стоянки будут осмотрены механизмы.
Теплоход «КИМ», прошедший Панамский канал в обратном направлении, на пути из Ленинграда в бухту Ногаево, приближается к Алеутским островам. Последние два дня теплоход идет в полосе 11-балльного шторма. Скорость хода упала до 2 миль в час. Экипаж мужественно борется со стихией. На судне все благополучно.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 17:32

Известия, 1938, № 277 (6744), 29 ноября.

 Известия 1938-277 (6744)_29.11.1938 ЧЕЛЮСКИНЕЦ.jpg
♦ Теплоход «Челюскинец», совершающий кругосветное плавание, приближается к берегам Англии. В скором времени теплоход вернется в СССР.
(«Водный транспорт»).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 03 Август 2025 10:04

Известия, 1938, № 279 (6746), 2 декабря.

 Известия 1938-279 (6746)_02.12.1938 ЧЕЛЮСКИНЕЦ.jpg
Одесса. Теплоход «Челюскинец», заканчивающий кругосветный рейс протяжением около 30 тыс. миль. 30 ноября прибыл в Ливерпуль. После захода в Лондон и Гавр теплоход направится в Ленинград.

Известия, 1938, № 293 (6760), 20 декабря.

 Известия 1938-293 (6760)_20.12.1938 ЧЕЛЮСКИНЕЦ.jpg
Ленинград. Сегодня, заканчивая кругосветное плавание, в порт прибывает теплоход «Челюскинец».

Вечерняя Москва, 1938, № 286, 16 декабря

 Вечерняя Москва, 1938, № 286, 16 декабря КРУГОСВЕТКА ВОЗВРАЩЕНИЕ.jpg
КРУГОСВЕТНЫЙ РЕЙС ТЕПЛОХОДА "ЧЕЛЮСКИНЕЦ"

ЛЕНИНГРАД, 16. (ТАСС). На пути из Гавра в Ленинград находится теплоход Черноморского пароходства «Челюскинец», заканчивающий кругосветный рейс. С борта теплохода 16 декабря получена радиограмма, в которой сообщается:
«Кругосветное плавание заканчивается успешно. Судно прошло уже около 80 тысяч миль. Пересекло два океана — Тихий и Атлантический. Команда чувствует себя прекрасно. Готовы пойти в новый ответственный рейс».

Известия, 1938, № 298 (6765), 26 декабря.

 Известия 1938-298 (6765)_26.12.1938 ЧЕЛЮСКИНЕЦ.jpg
В Ленинград вернулся из кругосветного плавания советский теплоход «Челюскинец». За 7 месяцев плавания теплоход прошел в общей сложности 30.581 милю. НА СНИМКЕ (слева направо): капитан теплохода Г. В. Баглай, второй штурман П. Н. Василевский и старший помощник капитана В. Ю. Лопатинский.
Последний раз редактировалось ББК-10 03 Август 2025 20:03, всего редактировалось 1 раз.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 03 Август 2025 10:08

Московский большевик, 1938, № 291.

 Московский большевик, 1938, № 291, 20 декабря ВОКРУГ СВЕТА.jpg
ВОКРУГ СВЕТА
РАДИО С ТЕПЛОХОДА «ЧЕЛЮСКИНЕЦ»


Семь месяцев назад из Одессы вышел теплоход «Челюскинец». Три океана и более десятка морей и каналов прошел советский корабль. Он побывал во многих портах мира и сейчас приближается и родным берегам.
Редакция «Рабочей Москвы» связалась через радиоцентр Наркомвода с прославленным капитаном «Челюскинца» тов. Баглаем и попросила рассказать о кругосветном плавании. Приводим его ответную радиограмму.


Борт теплохода «Челюскинец», 19 декабря. После семимесячного плавания теплоход «Челюскинец», построенный на советских заводах, приближается к родным берегам. Надеемся 21 декабря отдать якоря в Ленинградском порту.
Вся команда корабля горит желанием скорее вступить на родную землю.
Каждый на теплоходе гордится тем, что свое задание «Челюскинец» выполняет успешно. Кругосветное плавание советский теплоход завершает в 212 суток. Мы прошли за это время 30.581 милю.
Свой рейс вокруг света «Челюскинец» начал из Одессы. Мы вышли оттуда 20 мая. взяв курс на Дальний Восток. Прошли Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря. Суэцким каналом вышли в Красное море. Дальнейший наш путь лежал Аравийским морем, Индийским океаном, Южно-Китайским и Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями.
Корабль прошел сквозь бури и штормы и в срок доставил на Сахалин и во Владивосток 6.450 тонн различных товаров. На Камчатке мы забрали для Англии и Франции груз экспортных консервов.
4 октября «Челюскинец» вышел из Владивостока, взяв курс на Панаму. Корабль уверенно пересек Тихий океан. Почему он называется «Тихим» — непонятно. То, что мы пережили, когда бороздили его воды, говорит как раз об обратном. Нам пришлось бороться с сильнейшими штормами. На пути мы посетили Гавайские острова, порт Гонолулу. Из Тихого океана прошли Панамским каналом в Караибское море и затем в Атлантический океан. Грузы для Англии и Франции доставлены в полной сохранности.
Сотни иностранных судов приветствовали советский корабль во всех морях земного шара. Грузчики заграничных портов с восхищением смотрели на моряков «Челюскинца».
Во многих портах посмотреть на советский корабль приходили согни трудящихся. Они подолгу стояли и смотрели на гордо развевающийся на мачте «Челюскинца» советский флаг.
Подлинным праздником были для экипажа нашего судив вести с советской земли. Москва, Одесса, Владивосток, Ленинград сообщали нам по радио о жизни страны.
В Атлантическом океане мне удалось установит радиосвязь с моим сыном — капитаном парохода «Ашхабад», который находился в тот момент в 900 милях от нас. Редко нам, морским капитанам, приходится встречаться. Придя в Ленинград. «Челюскинец», несмотря на пройденные 30.581 милю, сразу же встанет под погрузку товаров для портов Америки.
Заканчивая кругосветный рейс, закаленный бурями и штормами, ледяными ветрами и тропическим солнцем, экипаж «Челюскинца» уже готовится к новому ответственному плаванию. Привет родине! До скорой встречи!
Капитан БАГЛАЙ.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 03 Август 2025 10:25

Московский большевик, 1938, № 295, 24 декабря.

 Московский большевик, 1938, № 295, 24 декабря-Дневник Баглая.jpg
ВОКРУГ СВЕТА
Из дневника капитана теплохода «Челюскинец» тов. Г. В. Баглая


ЛЕНИНГРАД, 23 декабря (по телефону от спец. корр. «Рабочей Москвы»), Сегодня ночыо в Ленинградский порт прибыл из кругосветного плавания советский теплоход «Челюскинец». За семь месяцев корабль пересек три океана и около двух десятков морей и каналов. Пройдено 30.581 миля.
Передаю первый отрывок из дневника, предоставленного вашему корреспонденту капитаном теплохода «Челюскинец» тов. Г. Баглаем.


21 мая. Гул лебедок Одесского порта затих. Вечер. Формальности закончены.
Лоцман на борту нашего теплохода.
На берегу в Одесском порту у борта корабля собрались семьи экипажа. Они провожают мужей, отцов, братьев в кругосветное плавание.
В 20 часов 21 минуту все готово к отходу. Якорь поднят. Буксир выводит из порта корабль. Три прощальных гудка. Это — сирены «Челюскинца» салютуют стоящим в порту судам.
Впереди первый этап рейса — переход от Одессы до северо-восточной части Сахалина. Путь в 10.235 миль.
Полночь. Прошли Цареградскую банку. Последний раз блеснул луч одесского маяка и скрылся в ночной мгле.
22 мая. Началась нормальная судовая жизнь. По точному расписанию проходят вахты и отдых. Знакомлюсь с составом экипажа нашего теплохода, построенного ленинградским судостроительным заводом имени Жданова. Много новых людей. Не всех пропустила врачебная комиссия в тяжелое кругосветное плавание.
Экипаж «Челюскинца» состоят из 34 человек. Самый старший из них я. Мне 52 года. Есть еще четыре старика: боцман Роговой, старший механик Просолупов, буфетчица Табанькова, дневальная Комашкина. Человек пять еще среднего возраста — от 23 до 35 лет. Остальные — молодежь. Почти все — стахановцы. Среди них четыре орденоносца: старший механик Просолупов, старший рулевой Симаков, электрик Лебедиков, слесарь Карпанов.
На корабле кипит горячая работа. Нужно после стоянки и погрузки привести его в порядок, подготовить к океанским штормам. На аврале все. Мой помощник стоит на руле. Механик — в машинном отделении. Наверху работают обе команды — машинная и палубная.
23 мая. Черное море еще на рассвете осталось за кормой корабля. Вышли в пролив Босфор. Быстро прошли Мраморное море и Дарданеллы. В 4 часа вечера вошли в Эгейское море. У острова Скирос, где фашистские пираты в 1937 году потопили наш советский пароход «Благоев», жертвой которых стал матрос Штепенко, мы отдали салют.
26 мая. Благоприятная погода дала нам возможность быстро пересечь Средиземное море. Вчера с рассветом мы увидели африканские берега и пришли в Порт-Саид. У красного бакена наш корабль встретили и окружили полицейские шлюпки. На судне появились шпики. Сойти на берег разрешили только мне. Категорически отказываюсь от этой «милости». Требую агента на борт теплохода.
В Порт-Саиде мы пополнили запасы пресной воды и продуктов. После полудня взяли лоцмана для проводки «Челюскинца» по Суэцкому каналу. Канал этот тянется на 88 миль среди пустынных песчаных берегов и соединяет Средиземное море с Красным морем.
27 мая. Ночью прошли Суэцкий канал. Луч зажженного на бакене прожектора освещал нам фарватер. В его фантастическом свете отражались пустынные берега канала.
Обменялись салютами с родными советскими судами «Сванетия» и «Ногин». Встретили в канале десятки иностранных судов. Алое советское знамя с серпом и молотом. гордо развевающееся на флагштоке теплохода, вызвало восхищение среди иностранных моряков. Они приветствовали нас поднятием руки.
28 мая. Вчера поздно вечером вошли в Красное море. Климат здесь считается самым жарким в мире. Началось тропическое плавание. Жара дает себя чувствовать. В каютах духота. На ботдеке растянуты тенты. Столы, патефоны — все выносится на ботдек. Свободное время от вахты, занятия и отдых команды проводят теперь здесь. Верхнюю одежду сменили на трусы. На полуюте устроили душ. Он пользуется большим успехом. Знойное тропическое солнце заставляет часто прибегать к его услугам.
2 июня. Восходящее солнце застало нас в Аденской заливе. Берега Красного моря исчезли за горизонтом. 1.200 миль по этому морю мы прошли в 5 суток. Впереди — Аравийское море и простор Индийского океана.

(Продолжение следует).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 03 Август 2025 19:30

Московский большевик, 1938, № 296, 26 декабря.

 Московский большевик, 1938, № 296, 26 декабря-Дневник Баглая-2-фото Баглай.jpg
 Московский большевик, 1938, № 296, 26 декабря-Дневник Баглая-2.jpg
ВОКРУГ СВЕТА
ИЗ ДНЕВНИКА КАПИТАНА ТЕПЛОХОДА «ЧЕЛЮСКИНЕЦ» тов. Г. В. БАГЛАЯ *)


*) Продолжение. Начало см. «Р. М.» от 24 декабря.

8 июня. Вот уже несколько дней не написал в свой дневник ни строчки. Не было ни одной свободной минуты. По суткам не уходил с командного мостика. Индийский океан разбушевался не на шутку. Огромные волны с грохотом обрушивались на палубу. Наше судно водоизмещением в 11 тысяч тонн, с грузом в 6.450 тонн бросало, как щелку. Бортовая качка достигала 35 градусов.
В бушующем океане мы шли ощупью. В двух шагах ничего не было видно. Беспрерывно гудела сирена. Вахтенные матросы крепили снасти с риском быть смытыми волнами и попасть в пасти акул.
От напора гигантских воли судно вздрагивало, зарывалось носом, корма поднималась так высоко, что обнажался винт. В эти моменты вся машинная команда бросалась к механизмам. Люди работали до изнеможения. Пот градом лился по обнаженным телам. Но отважные моряки заботились не о себе, а прежде всего о корабле. Старший механик орденоносец Владимир Петрович Просолупов настойчиво работал над устройством системы добавочного охлаждения главного двигателя. И, несмотря на бурю и невероятную качку, это ему удалось осуществить. Теплоход вместо плановых 9.2 мили в час стал делать по 11.6 мили.
Самоотверженные моряки, пламенные советские патриоты побелили океанскую стихию. Только что наш радист тов. Москалев сообщил об этом за тысячи миль матери-родине.
14 июня. Сегодня «Челюскинец» отдал якорь на рейде Сингапурского пролива. По графику наш корабль должен был стоять здесь целые сутки. Но мы отказались от такой роскоши, решили максимально сократить стоянку, чтобы быстрее притти к месту назначения. Только 9 часов понадобилось стахановской команде теплохода, чтобы пополнить в порту Сингапура запасы пресной воды, льда и продуктов.
26 июня. На корабле — радостный праздник. Сегодня — день выборов в Верховный Совет УССР. Мы, моряки, находившиеся в Японском море, голосовали вместе с гражданами родной республики. С утра все принарядились, красиво убрали кают-компанию, в которой разместилась избирательная комиссия. В течение часа все до одного избиратели пловучего участка «Челюскинец» опустили бюллетени в урну. Тех, кто стоял в этот момент на вахте, сменили люди, уже побывавшие на избирательном участке.
День выборов ознаменовался на теплоходе тем, что мы впервые услышали родную речь с берега. Наш радист тов. Москалев поймал одну из дальневосточных советских радиостанций и устроил на корабле трансляцию «последних известий». Это было для нас всех особенно радостно.
27 июня. Мы уже прошли Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, любовались горными вершинами острова Формоза, обогнули остров Цусиму и сейчас подходим к проливу Лаперуза.
29 июня. В густой тумане прошли все 600 миль Охотского моря, от пролива Лаперуза до мыса Елизаветы. В пути только один раз удалось сделать солнечное определение, и то весьма сомнительное. Солнце лишь на миг прорвало пелену тумана. Ориентировались исключительно по радиопеленгу, вели корабль, как говорят летчики «вслепую».
Сегодня в 5 часов вечера мы считали, что подошли к мысу Елизаветы. Нужно было делать поворот. Здесь опасные рифы. Запросили с маяка радиопеленг. Ответа нет. Проходит полчаса, но маяк по-прежнему молчит. Наш штурман, Петр Николаевич Василевский, не на шутку взволновался. Радист тов. Москалев в десятый раз осмотрел каждый винтик радиопеленгатора. Все в порядке. Но с берегового маяка ни звука. Одно из двух: или смотритель его крепко спит или мы сбились с пути.
Как назло, туман надвинулся на корабль сплошной стеной. Что делать? Уйти в море подальше от берега и ждать там прояснения, понапрасну терять драгоценные часы или пойти на риск? Выбираем последнее, решаем обогнуть «вслепую» невидимый мыс Елизаветы. Отдаю команду. На полубаке пристально смотрит вперед старший рулевой, орденоносец тов. Симаков. Кажется, что часами тянутся эти тревожные минуты. Но вот раздается крик Симакова.
— По носу берег!
Отдаю команду штурвальному:
— Право на борт!
И тут же в машинное отделение:
— Полный назад!
Молниеносно выполнена команда. Поворот сделан. Показавшийся на миг сквозь туман зловещий берег с предательскими рифами остался далеко слева корабля.
30 июня. Сегодня в полночь отдали якорь на рейде Москальво острова Сахалин. Первый этап кругосветного плавания в 10.235 миль завершен в 39 суток — на 6 дней раньше срока.
20 июля. Появление на рейде Москальво нашего красавца-теплохода привлекло внимание жителей Сахалина.
5 августа. Стоим на рейде острова Байдукова. Сдружились с местными рыбаками. Завзятые рыбаки нашлись и среди команды «Челюскинца». Они раздобыли невод. Все свободные от вахты люди поехали на рыбалку.
28 августа. Восемь последних дней «Челюскинец» простоял во Владивостокской бухте. Пополняли запасы горючего и продовольствия. Сегодня выходим к восточным берегам Камчатки за грузом консервов для Англии и Франции.
16 сентября. Тяжелые, напряженные дни пережили мы в Усть-Камчатске. Не успели войти в залив и начать погрузку консервов, как внезапно налетели зловещие тучи, шапкой нависли над вершинами сопок. Пришлось немедленно поднять якорь и уйти штормовать в открытое море. И так продолжалось неделю. Уляжется на час-другой шторм. — подскакиваем к берегу, забираем ящики с консервами, появляются свинцовые тучи. — уходим в море. Грузились урывками.
30 сентября. У Озерного рыбного комбината, расположенного на западном побережье Камчатки, свирепствовал норд-вест. Он сильно мешал погрузке. Однако с задачей мы справились и взяли на Камчатке консервов на 22 тысячи ящиков больше предусмотренного планом.
Сверх всяких планов мы приняли на борт «Челюскинца» и 500 сезонных рабочих Озерного рыбного комбината.
Несмотря на 9-бальный норд-вест, который сопровождал «Челюскинца» от Озерного через все Охотское море, сегодня благополучно доставили пассажиров во Владивосток.
4 октября. Утро застало «Челюскинца» на рейде Владивостокского порта с поднятым отходным флагом. Подготовка к новому большому переходу через два океана закончена.
В 6 часов вечера на мачте корабля взвился лоцманский флаг: «Все по местам, лоцман на борту!» Отдаю команду:
— Вира якорь!
Сирены «Челюскинца» салютуют стоящим в порту судам. У острова Скрипалева прощаемся с лоцманом и даем «полный вперед».
Надолго опять мы уходим от родных берегов.

(Продолжение следует)
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11785
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения