"Колывань" (Tulla), спасательное судно

От ладьи и коча до атомохода.

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2025 14:22

Колывань

Название Проект Стр. № Приписка
Колывань 1939 Вспомогательные военные корабли и суда 304 СССР ВМФ СССР
10.1913 Российская империя Российский Императорский флот
Tulla Китобойные суда Норвегия Сандефьорд

Класс: Вспомогательные военные корабли и суда
Место постройки: Akers Mekaniske Verksted Осло
Строительный №: 304
Построено: 03.1911
Списано: 28.08.1941
Приписка: ВМФ СССР

Бывшее китобойное промыслово-обрабатывающее судно "Tulla". Приобретено Морведом 26.10.1913 г. в качестве портового судна "Колывань" для строящейся Ревельской крепости. В феврале 1918 г. совершило переход из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле 1918 г. — в Кронштадт. 10.08.1918 г. подорвалось на мине в Финском заливе и затонуло. Поднято в 1936 1935 г., прошло капитально-восстановительный ремонт и переоборудование. В 1939 г. вошло в состав Балтийской партии ЭПРОН в качестве спасательного судна. 23.06.1941 г. мобилизовано и включено в состав АСС КБФ. Участвовало в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт, шло в конвое № 3. Погибло 28.08.1941 г. от подрыва на мине у м. Юминда. Водоизмещение 950 т. Размерения 49.5 х 8.6 х 4.3 м. ГЭУ котломашинная, 550 л.с. Скорость 8 узлов. Оборудование: шахта под днищем для спуска водолаза при волнении, рекомпрессионная камера, установка для подводной сварки и резки.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2025 14:28

Правда, 1935, №84 (6330), 26 марта

 Правда, 1935, №84 (6330), 26 марта КОЛЫВАНЬ найдена.jpg
Пароход на дне Финского залива.

ЛЕНИНГРАД, 25 марта. (Корр. «Правды»). Балтийская партия краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) обнаружила на дне Финского залива спасательный пароход «Колывань», водоизмещением около 1 тыс. тонн.
«Колывань» затонула в 1919 году от взрыва мины. Водолазное обследование показало, что пароход и его механизмы хорошо сохранились. Летом ЭПРОН приступит к подъему «Колывани».
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2025 14:32

Известия, 1935, № 109 (5662), 10 мая.

 Известия 1935-109 (5662)_10.05.1935 подъем.jpg
ПОДЪЕМ "КОЛЫВАНИ"

ЛЕНИНГРАД, 9 мая. (По телеф. от соб. корр.). Специальная экспедиция Эпрона начала подъем китобойного судна «Колывань», затонувшего в 1919 г. в Финском заливе от взрыва пловучей мины.
«Колывань» построена в 1911 г. в Норвегии. Ее стальной корпус хорошо сохранился и представляет большую ценность. Судно лежит на глубине 21 м.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2025 14:53

Известия, 1935, № 145 (5698), 22 июня.

 Известия 1935-145 (5698)_22.06.1935 поднята.jpg
«КОЛЫВАНЬ» ПОДНЯТА

ЛЕНИНГРАД, 21 июня. (По телеф. от соб. корр.). Сегодня, в 17 ч. 30 м., в районе Шепелев Маяк в Финском заливе балтийской экспедицией краснознаменного Эпрона под руководством т. Лаврова завершены работы по подъему китобойного судна «Колывань», погибшего в 1919 г.
С 10-саженной глубины «Колывань» всплыла на поверхность и отбуксирована в Кронштадтский порт.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2025 14:56

Вечерняя Москва, 1935, № 231, 7 октября

 Вечерняя Москва, 1935, № 231, 7 октября ЭПРОН и писатели.jpg
ПИСАТЕЛИ И ЭПРОН

В помещении Ленинградского отделении Союза советских писателей состоялось первое совещание московских и ленинградских писателей с эпроновцами, посвященное выпуску книги об ЭПРОН’е.
Ленинградские и московские писатели совершили на эпроновском судне «Э-1» поездку в Кронштадт дли осмотра работы эпроновцев. Писателям было показано недавно принятое ЭПРОН'ом судно «Колывань» и продемонстрирована работа водолазов под водой. Многие писатели выразили желание одеться в водолазный костюм и спуститься в воду. Первым спустился секретарь главной редакции «Истории фабрик и заводов» тов. Шушканов, затем — писатели Бруно Ясенский и Маршак.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2025 15:09

Известия, 1935, № 293 (5846), 18 декабря.

 Известия 1935-293 (5846)_18.12.1935 спасены эпроном.jpg
СПАСЕННЫЕ СУДА

В нынешнем году Эпроном поднято и спасено свыше 40 судов. Оказана помощь многочисленным судам, потерпевшим аварию. Среди спасенных Эпроном судов — ряд иностранных: «Гольденси» (английское), «Агаллиони» (греческое), «Борнголм» (датское), «Паула Фаульбам» (латвийское).
Недавно поднятое Эпроном спасательное судно «Колывань» в 1936 г. будет отремонтировано и пойдет на Камчатку и Сахалин, где подробно обследует суда, выброшенные в этом районе на берег. «Колывань» предполагается также направить в Чукотское море для обследования места гибели «Челюскина» и выяснения возможности его подъема.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2025 15:12

Вечерняя Москва, 1936, № 117, 23 мая

 Вечерняя Москва, 1936, № 117, 23 мая Рейс на ДВ.jpg
РЕЙС ПАРОХОДА "КОЛЫВАНЬ"

Сегодня утром в Краснознаменной экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) нашему сотруднику сообщили:
— В одном из доков Ленинградского торгового порта заканчивается ремонт парохода «Колывань», водоизмещением В 1.200 тонн. Это судно принадлежит ЭПРОН'у. В конце августа «Колывань», имея на борту постоянную водолазную партию ЭПРОН'а, отправится из Ленинграда на Дальний Восток. Пароходу предстоит совершить почти кругосветное путешествие
«Колывань» будет производить розыски и обследования судов, затонувших в районах Камчатки, Сахалина и Чукотки.
В случае благоприятных метеорологических условий «Колывань» пройдет в Чукотское море. Водолазы тщательно обследуют место гибели «Челюскина».

© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 06:38

Правда, 1935, №263 (6509), 23 сентября

 Правда, 1935, №263 (6509), 23 сентября Подъем ЧЕЛЮСКИНА.jpg
ЭПРОН обследует место гибели „Челюскина"

Из Москвы в Ленинград вчера выехал начальник краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) тов. Ф. И. Крылов.
Перед отъездом тов. Ф. И. Крылов сообщил сотруднику «Правды» следующее:
— В навигацию 1936 года ЭПРОН развернет широкую работу по обследованию судов, затонувших на Дальнем Востоке — в районах Камчатки. Сахалина и реки Колымы. Особое внимание будет уделено всестороннему и тщательному обследованию места гибели ледокольного парохода «Челюскин», затонувшего в Чукотском море.
В зависимости от результатов обследования будет окончательно решен вопрос о возможности подъема «Челюскина».
Для этой работы нами выделен спасательный пароход «Колывань», недавно поднятый ЭПРОН’ом. Пароход «Колывань» водоизмещением в 1.200 тонн был затоплен в 1919 году в Балтийском море. Сейчас этот пароход направляется в один из ленинградских доков для капитального ремонта. После ремонта пароход «Колывань» будет направлен на Дальний Восток, где поступит в распоряжение дальневосточной партии ЭПРОН.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 15:42

Поход "Колывани" в дальневосточные моря в 1936-1938 гг. не состоялся, поскольку ремонт судна был закончен только в конце 1938 г. Поисками "Челюскина" судно не занималось, а вот в спасении теплохода "Челюскинец" в 1939 г. участвовало. Про это чуть позже.

Правда, 1938, № 78 (7403), 20 марта.

 Правда, 1938, №78 (7403), 20 марта НОВЫЕ СПАС. СУДА.jpg
НОВЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА

Ленинград. 19 марта. (Корр. «Правды»). Экспедиция подводных работ особого назначения в этом году получает несколько новых спасательных судов.
Нa одном из Ленинградских заводов достроены морские буксиры «Э-5» и «Э-6».
Оба судна оборудуются мощными отливными средствами и новейшие спасительным оборудованием. Мощное спасательное судно строит также одна из голландских судостроительных фирм.
Заканчивается ремонт парохода «Колывань», поднятого в 1935 году со дна Балтийского моря. Этот пароход также вступит в этом году в состав спасательного флота ЭПРОН. Производится, кроме того, переоборудование нескольких старых спасательных буксиров.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 15:47

Правда, 1938, №342 (7667), 13 декабря.

 Правда, 1938, №342 (7667), 13 декабря - 0001.jpg
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «КОЛЫВАНЬ»

ЛЕНИНГРАД, 12 декабря. (Корр. «Правды»). Около набережной лейтенанта Шмидта стоит однотрубный пароход «Колывань». Это — новое спасательное судно ЭПРОН (краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения). Интересна история этого судна.
... В 1919 году «Колывань» шла по Финскому заливу на помощь другому пароходу, терпящему бедствие. Внезапно раздался оглушительный взрыв — судно наскочило на мину и через несколько минут затонуло.
Ранней весной 1935 года балтийские Эпроновцы начали поиски «Колывани». Одну за другой долбили они проруби и спускали под лед фанеру с подвешенным к ней грузом, — прощупывали дно залива. Этот примитивный прибор прозвали «аэропланчиком», — он как бы летал подо льдом. Лишь после многих дней поисков раздался долгожданный возглас:
— Есть! Зацепило!
Как только Финский залив очистился ото льда, Эпроновцы приступили к подъему «Колывани». Штормы все время мешали им, обрывали стальные стропила, уносили громадные металлические понтоны. Но Эпроновцы настойчиво продолжали работу.
 Правда, 1938, №342 (7667), 13 декабря - 0002.jpg
21 июня «Колывань» медленно всплыла на поверхность залива, и к утру следующего дня судно было прибуксировано в Кронштадт. 16-летний подводный плен окончился.
За два года Эпроновцы своими силами восстановили «Колывань» и превратили ее в пловучую базу, оснащенную аварийно-спасательными и судоподъемными механизмами. Главная машина мощностью в 750 лошадиных сил прекрасно сохранилась под водой и нуждалась лишь в ремонте. Котлы были оставлены старые. Переднюю часть судна, разрушенную взрывом мины, пришлось восстановить заново.
На борту «Колывани» установлены мощные насосы, откачивающие 2 тыс. тонн воды в час, электропомпы, устройство для подводной электросварки, установки высокого давления для тушения пожаров и промывки подводных тоннелей в грунте, компрессорные установки для продувки понтонов. С борта судна могут одновременно спускаться в воду 4 водолаза. Специальный телефон позволяет им непрерывно поддерживать связь со своей пловучей базой.
Команда судна составляется из опытных эпроновцев.
17 декабря, в день 15-летия краснознаменного ЭПРОН, «Колывань» выйдет в Финский залив на ходовые испытания.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 15:51

Московский большевик, 1938, № 289, 17 декабря.

 Московский большевик, 1938, № 289, 17 декабря КОЛЫВАНЬ в строю.jpg
Сегодня исполняется 15-летие Экспедиции подводных работ особого назначения. В день славного юбилея выходит на ходовые испытания новое спасательное судно ЭПРОН «Колывань» — одно из многих судов, поднятых эпроновцами. Оно затонуло в 1919 году, поднято в июне 1935 года. Пароход полностью восстановлен и хорошо оборудован аварийо-спасательными и судоподъемными механизмами. На снимке (на переднем плане) «Колывань» у причала.
Фото МАЗЕЛЕВА (фотохроника ТАСС).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 15:54

Правда, 1938, №350 (7675), 21 декабря.

 Правда, 1938, №350 (7675), 21 декабря Испытания.jpg
К 15-летнему юбилею Краснознаменная ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) получила новое спасательное судно «Колывань». На снимке: краснофлотец тов. Простокишин испытывает гидропульт судна.
Фото Мазелева (Фотохроника ТАСС).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колывань" (Tulla), спасательное судно

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2025 15:57

Вечерняя Москва, 1938, № 291, 22 декабря.

 Вечерняя Москва, 1938, № 291, 22 декабря РАДИО со дна Невы.jpg
РАДИОПЕРЕДАЧА СО ДНА НЕВЫ
ЗАВТРА — ЧЕРЕЗ РАДИОСТАНЦИЮ ИМ. КОМИНТЕРНА


Завтра в 19 часов через радиостанцию им. Коминтерна будет транслироваться радиопередача со спасательного судна ЭПРОН’а «Колывань».
Девятнадцать лет пролежала «Колывань» под водой в Финском заливе. Эпроновцы подняли это судно, превратив его в один на лучших спасательных кораблей. На «Колывани» имеется оборудование, позволяющее вести работы по спасению судов в любых условиях — днем, ночью, в ледовой обстановке, во время штормов и т. п. Сейчас «Колывань» проходит испытания.
В 24-градусный моров один из водолазов спустился под лед на глубину 12 метров, захватив с собой микрофон. Проведенная передача записана на пленку. Мы услышим спуск водолаза под воду, его рассказ со два Невы о том, что он видит и как чувствует себя подо льдом. Радиослушателям будет рассказано о работе ЭПРОН'а.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11788
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения