"Надежный"/"Красный Октябрь"/"Капитан Давыдов"/"Давыдов"

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Надежный"/"Красный Октябрь"/"Капитан Давыдов"/"Давыдов"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Ноябрь 2008 01:16

Портовый ледокол "Надежный"
(после 27 февраля 1924 года - канонерская лодка "Красный Октябрь")
(с 1925 года - ледокол "Капитан Давыдов")
(позднее - ледокол "Давыдов")
1896 - 1957
Заложен в 1896 году на верфи Бурмейстер и Вайн в Копенгагене.
Спущен на воду 12 ноября 1896 года. Вступил в строй 27 мая 1897 года во Владивостоке после перегонки датской командой через Суэцкий канал.
Сдан к порту весной 1918 года. 20 июня 1918 года захвачен интервентами и в январе 1921 года выведен ими из строя. В октябре 1922 года восстановленый ледокол передан Мортрану.
27 февраля 1924 года принят от Главода и в качестве канонерской лодки включен в состав МСДВ. Вооружен четыремя японскими 120-мм орудиями. С 20 июля по 29 октября 1924 года совершил поход к острову Врангеля под командованием Б.В. Давыдова. 20 июля корабль награжден Почетным революбционным знамене ВЦИК. 2 марта 1925 года сдан в порт на хранение.
В 1926 году переименован и использовался в качестве портового ледокола.
Во время ВОВ был вооружен и обеспечивал действия кораблей ТОФ в ледовых условиях.
С 10 сентября по 11 декабря 1943 года прошел капитальный ремонт в Ванкувере. (Канада)
В 1956 году выведен из эксплуатации и поставлен в отстой, а 21 мая 1957 года исключен из списков судов Министерства морского флота.

Водоизмещение 1525 т. Размерения 54,9 х 12,9 х 3,9 м.
Воружение 4 - 120 мм (в 1924 году)
Бронирования нет, ледовый пояс 25,4 мм из стальных листов, шириной 1.83 м
Механизмы вертикальная двухцилиндровая паровая машина системы компаунд 2920 л.с., 4 цилиндрических котла, 1 винт
Cкорость 13.5 узлов, максимальная на испытаниях 14.9. Дальность плавания 2040 миль на 9 узлах.
Экипаж 4 офицера и 42 матроса


Из альбома: Фотоотчет о походе канонерской лодки "Красный Октябрь" из Владивостока к острову Врангеля и обратно в июле-октябре 1924 года: http://khankull.gallery.ru/watch?ph=jOo-rwWH
Изображение Изображение


Ледокол Владивостокского военного порта "Надежный"
Изображение


Подробнее об Гидрографической экспедиции Дальнего Востока 1924 года в книге
Изображение

Советский наградной знак «За экспедицию на остров Врангеля».
1924
Изображение
http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200300806
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция на остров Врангеля

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Июнь 2009 21:56

Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева
Публикации http://www.arseniev.org/about/?a=134&s=41&p=2

 kr_oktyabr01_640.jpg
Лист из фотоальбома с фотографиями.
Ледокол «Надежный» на рейде бухты Золотой Рог.
г. Владивосток. Автор: Прей Э.Г. 1899 г.
Фотобумага (черно-белая), печать. 12х18

 kr_oktyabr03_640.jpg
Канонерская лодка "Красный Октябрь" во льдах
по пути к острову "Врангеля, п-ов Чукотка.
Автор: Грагайтис В.А. 16 августа 1924 г.
Фотобумага (глянцевая), черно-белая печать. 13х20,5.

 kr_oktyabr02_640.jpg
Канонерская лодка "Красный Октябрь" в бухте
Провидения, п-ов Чукотка.
Автор: Грагайтис В.А. Сентябрь 1924 г.
Фотобумага (глянцевая), черно-белая печать. 11х16,5.

 kr_oktyabr05_640.jpg
Подъем флага СССР на острове Врангеля 20 августа 1924 г.
членами экипажа канонерской лодки "Красный Октябрь",
п-ов Чукотка.
Автор: Грагайтис В.А. 20 августа 1924 г.
Фотобумага (глянцевая), черно-белая печать. 14,5х22.

 kr_oktyabr04_640.jpg
Эскимосы, жители острова Врангеля, на палубе
канонерской лодки "Красный Октябрь", п-ов Чукотка.
Автор: Грагайтис В.А. 19 августа 1924 г.
Фотобумага (глянцевая), черно-белая печать. 10,7х17.
Клименко И.Н.
Экспедиция на остров Врангеля, или две жизни ледокола «Надежный»

Как известно, у каждой фотографии есть своя история, судьба. Не все из них проживают долгую жизнь. Другие же и через столетия по-прежнему волнуют нас. Снимки, которые стали героями нашего рассказа, именно такого порядка. Они, безусловно, раритет Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева. Это четыре подлинные фотографии, выполненные гидрографом Виктором Грагайтисом, участником экспедиции на канонерской лодке «Красный Октябрь» в июле октябре 1924 г. на остров Врангеля. Все снимки подписаны автором. Фотографии В.А. Грагайтис передал в дар Августу Оттовичу Шмидту, командиру канонерской лодки «Симферополь», сыну известного полярника Отто Юльевича Шмидта. Август Оттович, в свою очередь, в 1952 г. передал их в дар нашему музею.

Четыре снимка заставляют вспомнить нас героическую эпопею освоения Восточной Арктики, добрым словом помянуть русских кораблестроителей и мореплавателей, вписавших яркие страницы в истории российского флота.

В 1897 г. в Копенгагене по чертежам и техническому заданию русских судостроителей В.А. Афонасьева и Р.И. Рунеберга был построен ледокол «Надежный».Предназначался он для работы в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Во время ходовых испытаний «Надежный» мог развивать скорость на тихой воде 14,4 узлов. Ледовые испытания нового судна были проведены в Финском заливе в феврале 1897 г. Уже тогда выяснилось, что ледокол способен форсировать лед толщиной до 60 см.Позднее, во время работы на Дальнем Востоке, ледоколсмог преодолевать льды толщинойдо 70-75 см.Известно, что в годы русско-японской войны «Надежный» выводил из замерзшей бухты Золотой Рог в Японское море отряды кораблей тихоокеанской эскадры. Высокую оценку новому ледоколу дал тогда известный флотоводец С.О. Макаров.

После установления советской власти на Дальнем Востоке судно, получившее новое название «Красный Октябрь», переоборудовали под канонерскую лодку. Поэтому, продолжая обслуживать порт как ледокол, «Красный Октябрь» одновременно участвовал в обороне Приморья от интервентов и белогвардейцев.

Особенно прославился корабль во время героического похода к острову Врангеля в июле-октябре 1924 г. На этот остров, в течение ряда лет не посещавшийся русскими судами, начали проникать иностранные промышленники. Снаряженной на «Красный Октябрь» экспедиции поручалось поднять на острове государственный флаг страны Советов, подготовить место для гидрометеорологической станции, а так же доставить на материк всех иностранных граждан. Экспедицию на остров возглавил опытный полярный гидрограф Давыдов Борис Владимирович (1883-1925), автор «Лоции побережий РСФСР, Охотского моря и Восточного берега п-ва Камчатки».

Выйдя из Владивостока 20 июля 1924 г., ледокол 3 августа достиг берега бухты Провидения. Забункеровавшись и приняв на борт зимовочный запас продовольствия, он отправился к Беринговому проливу. Когда до острова оставалось около 90 миль, на пути судна встретился тяжелый лед торосистого образования сплоченностью до 9 баллов, судно было зажато льдами. Форсируя препятствия, ледокол все же подошел к берегам острова Врангеля и в гавани Роджерса на берег высадил часть экипажа. 20 августа 1924 г. на острове был поднят государственный флаг страны. Затем ледокол двинулся в западном направлении, где члены экспедиции вскоре обнаружили зимовье иностранцев.

Успешно выполнив все задания, экспедиция 23 августа покинула остров. Обратный путь оказался еще более тяжелым. 25 сентября в проливе Лонга у мыса Северного (ныне мыс Шмидта) судно было вновь зажато мощными льдами. Экипаж ледокола «Красный Октябрь» начал готовиться к длительной зимовке. Уже была спущена вода из котлов и систем, разобраны главные механизмы, как вдруг в результате начавшегося шторма поднялась сильная зыбь, образовалась полынья. Экипаж принял решение пробиваться к ней и срочно собрал машину, заполнив котлы забортной водой. Б.В. Давыдов писал впоследствии: «Приходилось работать в ледяной воде. Личный состав лишен пресной воды. Не было возможности обогреться и обсушиться. Уже на второй день похода за недостатком угля… начали рубить на дрова и жечь весь имеющийся на палубе запас леса и досок. К углю подмешивали машинное масло». Спустя три дня шторм утих, но густой туман не позволял точно определить местонахождение судна. Впереди лежали тяжелые льды, а в запасе оставалось всего 14 тонн угля. Дрейфующие льды отнесли судно к селению Уэлен, где экипаж, сойдя на берег, собрал все, что могло пойти на топливо. К тому времени, когда судно наконец вышло на чистую воду и бросило якорь в бухте Провидения, топлива оставалось на 25 минут хода, пресной воды не было совсем. Из Провидения «Красный Октябрь» отправился в Петропавловск-Камчатский, где экипаж произвел необходимый ремонт судна, пополнил запасы и по штормовому Охотскому морю взял курс на Владивосток. В порт приписки судно пришло 29 октября.

За успешное выполнение задания правительства и проявленные при этом мастерство, мужество, отвагу экипаж судна был удостоен высокой награды родины – революционного Красного Знамени. Кроме того, каждому участнику экспедиции был вручен нагрудный знак «За экспедицию на остров Врангеля» (довольно редкий экземпляр нагрудного знака, так как изготовлено было всего 61 единица таких знаков, строго по числу участников похода). На голубом эмалевом поле знака были обозначены очертания Чукотки и Аляски, чуть в стороне, крохотной точкой, остров Врангеля, к которому тянется пунктирная линия от Владивостока, по периметру знака шла надпись: «За экспедицию на остров Врангеля».

Плавание канонерской лодки «Красный Октябрь» положило начало освоению Восточной Арктики советскими полярниками, подтвердив идею С.О. Макарова о возможности исследования Арктики с помощью мощных ледоколов. Свое дальнейшее развитие эта идея получила после походов ледокола «Красин», участвовавшего в операции по спасению экспедиции Нобиле в 1928 г., и ледокола «Ермак», достигшего в 1938 г. 83 градуса северной широты, выполняя работы по эвакуации советской станции «Северный полюс».

Старший научный сотрудник отдела фондов ПГОМ им. В.К. Арсеньева
Клименко И.Н.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Францкевич А.И., „Испытания ледокола „Надежный“

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июль 2009 19:53

"Гангут" №39/2006 © Подготовка к публикации Н. А. Францкевич, 2006

 nadezhniy_gangut_36_01.jpg
Испытания ледокола «Надежный»
Францкевич А.И.

В начале 1897 года старший инженер-механик Александр Иванович Францкевич был назначен в комиссию по приемке ледокола «Надежный», строившегося для России на известной датской судостроительной фирме «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене. Предлагаемая вниманию читателей публикация представляет собой дневниковые записи, написанные в столичной гостинице «Monapol», в которых описьшается как ход проведения этих испытаний, так и непосредственное участие в них самого А.И. Францкевича.


Копенгаген. 3/15 февраля 1897 года
Сегодня 3-го числа, утром в 9 часов явился к нам наблюда­ющий инженер Михаил Афана­сьев и г. Добров, который от на­шего министерства устанавливал компасы на ледокол. Все вместе направились на завод узнать о положении дел. Пароход в на­стоящее время стоит в доке и ме­няет шаг [гребного] винта. Паро­ход готов к пробам и в пятницу 7 февраля выйдет из дока и пой­дет на заводскую 2-ю пробу, после чего начнем мы свои испытания. До пятницы мы будем прини­мать пароход в материальном отношении и проверим инвентарь. По словам наблюдающего Афанасьева, пробы не задержатся, так как па­роход выдержит все пробы хорошо. Осмотревши пароход, в 12 часов дня мы вернулись домой, чтобы переодеться и пойти к управляющему заводом перего­ворить относительно испытаний.
Сейчас был у нас с визитом директор завода, и мы уговорились насчет программы испытаний.

Копенгаген. 5/17 февраля 1897 года
Сегодня утром, как всегда, ходил на завод. Я проверил манометры и пружины в порту и возвратился в отель. Ледокол сегодня утром выведен из дока, и сегодня уже водой пробова­ли балластные системы.

 nadezhniy_gangut_36_02.jpg
Копенгаген. 6/18 февраля 1897 года
Завтра, в пятницу 7 числа встаем в б часов утра и отправляемся на свой ледокол и идем на пробу. Завтра же, конечно, и вернемся на завод. Сегодня на заводе проверили все вещи, которыми должен быть снабжен ледокол. Ледокол отправится из Копенгагена после испы­таний во Владивосток под управлением датчан, и там его сдадут во всей неприкосновенно­сти. После завтрака в 2 часа дня отправился к инженер-механику Афанасьеву (наблюдаю­щий), чтобы переговорить о предстоящих пробах.

Копенгаген. 8/20 февраля 1897 года
Сегодня утром на заводе проверил окончательно инвентари по механизму и возвра­тился домой в час дня. Пароход выстроен хорошо, и никаких недоразумений не пред­видится.
Сейчас получил карточку от офицерского клуба с приглашением бывать у них в каче­стве члена. Надо отдать визит.

Копенгаген. 9/21 февраля 1897 года.
Погода стоит здесь убийственная: туман каждый день и идет дождь. В четверг, вероятно, будет 2-я проба на скорость хода, а затем будет самая продолжительная проба, потому что будем искать лед у берегов Швеции и ломать лед.

Копенгаген. 10/22 февраля 1897 года
С приемкой идут дела на лад. Сегодня утром принимали вспомогательные механизмы, и все найдено в исправности. Завтра идем в море для испытания главной машины. Сегодня я порядком-таки устал: целый день возился с углем и машинами и возвратился в 7 часов вечера. Вчера в б часов вечера был на обеде у начальника завода и просидел там до 11 часов. Было так мило и просто, по-семейному.

Копенгаген. 11/23 февраля 1897 года
Сегодня пробы не состоялось, потому что стоит густой туман и идти в море нельзя. Собрались все утром на пароходе и ждали прояснения погоды до 3-х часов дня, безуспеш­но. Такая досада! Туман стоит все время, и не особенно приятно, если он будет служить причиной задержки. Будем ловить момент и каждое утро будем путешествовать на ледо­кол. И какая мерзкая здесь погода: туман целый день и мелкий дождь.

Копенгаген. 12/24 февраля 1897 года.
Сегодня состоялась проба, и очень удачно. Возвратились домой в 7½ часов вечера.

 nadezhniy_gangut_36_03.jpg
Копенгаген. 13/25 февраля 1897 года.
Сегодня в 7 часов отправились на ледокол, чтобы идти на предпоследнюю пробу. В 8 ча­сов ледокол снялся с якоря, и мы ушли в море. Началась проба; машина работала хорошо, но вдруг около 11 часов машина сама остановилась. Начали искать причины отказа, и оказа­лось, что шток у парового клапана сломался. От испытаний пришлось отказаться. Завтра шток будет готов, и пойдем на пробу в субботу. Если в субботу проба пройдет хорошо, то в воскресенье отправимся искать лед. Завтра, конечно, мы не будем напрасно терять время и будем испытывать паровой катер, проверять чертежи и инвентарь. Ужасная досада, что случилась поломка.

Копенгаген. 14/26 февраля 1897 года.
Осталось только две пробы. Для второй надо найти лед в Финском заливе или у берегов Швеции и разламывать его до тех пор, пока не наткнемся на лед такой толщины, что его нельзя будет разбить. За время плавания (надо далеко идти, чтобы найти лед) мы сделаем все вычисления и составим акт. На эту пробу кладем около четырех суток. Таким образом, из Копенгагена мы можем выехать 21 февраля/5 марта.

Копенгаген. 15/27 февраля 1897 года.
Сегодня пробы прошли удачно. Вернулись в отель в 7 часов вечера. Итак, осталась последняя проба, и самая тяжелая. Идем на пробу завтра, в воскресенье 16/28 февр[аля], утром. Где мы найдем лед? Будем искать его сначала в Ботническом заливе, а потом в Фин­ском, если не найдем в Ботническом. Сначала пойдем в Карлскруну, шведский военный порт на южном берегу Швеции и там спросим, где есть поближе лед. В Карлскруну мы будем в понедельник 17 февраля. Если же не найдем там льда, то пойдем в Ганге в Финлян­дию, где наверное будет лед.

В Балтийском море. Карлскруна. 18 февраля 1897 года. 12 часов ночи.
Итак, я в море. Сегодня в 9 часов утра снялись с якоря и покинули Копенгаген. Погода спокойная и теплая, только туман, и поэтому идем малым ходом и постоянно свистим, чтобы давать знать другим судам. Я сейчас же, как водворился в своей каюте, так и принял­ся за работу, хочу поскорее кончить и приступить к составлению акта. На ледоколе поря­дочно народу: директор завода и несколько его помощников, капитан и его помощники, корреспондент одной из больших газет Дании, машинисты, матросы и 5 человек комиссии. Завтракали в 12 часов, обедали в 6 часов и в 10 часов — чай. Обычная судовая жизнь!

Так как этот ледокол первый по величине, то им ужасно интересуются, и вот причина присутствия корреспондента. Где мы найдем лед? Вот вопрос. Целый лед только у Кронш­тадта, а в других местах Финского залива лед наносный. Нам надо иметь цельный лед, чтобы испытать ледоколом и узнать, при какой толщине льда ледокол остановится. Завтра утромпридем в Карлскруну, где надеемся узнать о состоянии льда у берегов Швеции. Если тем не окажется льда и не встретим его у Ганге, берегов Финляндии, то направимся к Ревелю. Досадно, что туман в море и приходится двигаться черепашьим шагом. Все уже спят. Толь­ко слышен звук машины, да свисток, которым свистят каждую минуту.

Ганге. Среда. 19 февраля 1897 года. 12 1/2ночи (только 1/2 часа среды).
Сейчас только что вошли в Ганге и стали у стенки, помнишь, где мы стояли, когда ехали на финляндском пароходе. В Карлскроне мы не нашли льда, т. е. был лед, но очень тонкий, около 4-дюймовой толщины. Сдавши письма лоцману, сейчас же пустились в дальнейший путь, чтобы не терять времени.

В Балтийском море нас немного покачало. Корабельный инженер Леонтьев чувствует себя не совсем хорошо. Я все время сидел за вычислениями и сделал все начерно. Сегодня в 8 часов вечера подошли к Ганге, но начало вьюжить и нашел туман. Принуждены были стать на якорь, потому что огни маяков скрылись. В 11 часов вечера разъяснилось, и мы снялись с якоря и вот теперь стоим у пристани. При входе в гавань много наносного льда, и весь разбитый. Утром спросим у лоцманов, где нам искать лед. Надеемся найти его в бухте Экенеса (финский город не особенно далеко от Ганге) и там начать свои испытания. Мы, конечно, заходили только за справками и сегодня, т. е. 19 числа рано утром направимся дальше: спешим найти лед, разбить его и возвратиться в Копенгаген, чтобы закончить все дела с фирмой.

Балтийский порт. 20 февраля 1897 года.
Сейчас вошли в Балтийский порт недалеко от Ревеля, чтобы переночевать и утром зав­тра, в пятницу 21 числа, уйдем в Копенгаген заканчивать дела.

Испытания окончены. Сегодня у берегов Финляндии разбивали лед толщиной от 2 до 2½ фут. Результаты великолепные: ледокол шел во льду не останавливаясь. Затем направи­лись в глубь шхер и нашли массу наносного льда толщиной до 3 саженей. Было сплошное ледяное море. Здесь ледокол не мог пробиваться в такой толщине. Решили окончить испы­тания и направились в ближайший Балтийский порт, но, подходя к нему, наткнулись на сплошной лед толщиной около 7 футов. Пробили его на протяжении 2 верст, и вышли в порт. Здесь навигация закрылась назад тому 18 дней, и теперь мы ее возобновили.

Копенгаген. 25 февраля 1897 года.
Завтра будет произведена последняя проба электричества. Все бумаги и таблицы уже составлены, и только остается дополнить акт о пробах электрической машины.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Надежный"/"Красный Октябрь"/"Капитан Давыдов"/"Давыдов"

Сообщение Litke74 » 22 Март 2011 20:58

Долго думал куда поместить эти три фотографии. А,так как одним из участников на них является л/к "Давыдов" Выкладываю сюда. :)
л/к "Добрыня Никитич" и л/к "Давыдов" 1932год.
 дав1.jpg

л/к "Давыдов" и л/к "Богатырь" (портовый) 1932год.
 дав2.jpg

"Юкагир" в бухте Ахтомен? 1932 год.
 дав3.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Надежный"/"Красный Октябрь"/"Капитан Давыдов"/"Давыдов"

Сообщение Litke74 » 22 Март 2011 21:14

На счёт последнего фото конечно есть сомнения. Описание аварии "Юкагира" есть и на сайте в воспоминаниях о М.В.Николаеве и в книге "Сильнее льдов". Очень хотелось увидеть картину аварии на фото. Сами фото очень маленькие,но сканером удалось увеличить название парохода . Так что скорее всего это не "Юкагир" :(
 дав4.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения