"Василий Прончищев", ледокол

От ладьи и коча до атомохода.

"Василий Прончищев", ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Октябрь 2008 21:41

Изображение
Головное судно серии портовых ледоколов проекта 97А, всего же к этому проекту относятся:

97 - портовый ледокол (гол. "Добрыня Никитич")
97А - портовый ледокол (гол. "Василий Прончищев")
97АП - пограничный ледокольный сторожевой корабль (гол. "Садко", переоборудованы из ледоколов пр. 97А)
97Б - гидрографический ледокол "Владимир Каврайский"
97Д - ледокольное гидрографическое судно (гол. "Петр Пахтусов")
97Е - ледокол-морской буксир "Штефан Янцен"
97К - портовый ледокол (гол. "Илья Муромец")
97Н - ледокольное научно-исследовательское судно "Отто Шмидт"
97П - пограничный ледокольный сторожевой корабль (гол. "Иван Сусанин")

«ЛЕДОКОЛ-1» (с 1966 г. «Василий Прончищев»)

Портовый ледокол. Головной в серии (14 ед.; проект 97А). Назван в честь полярного исследователя лейтенанта Василия Васильевича Прончищева (1702-36). Заложен 13.12.1960 г. на Адмиралтейском судостроительном заводе (завод №194) в Ленинграде по проекту, разработанному в ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг») под рук. А.Н. Василевского (см.) и Б.А. Олигера (см.). Спущен на воду 28.04.1961 г. Сдан флоту 30.12.1961 г. Принадлежал Северному морскому пароходству. Использовался в устье Сев. Двины и на Белом море, поддерживая деятельность Архангельска как фактически незамерзающего порта. В 1975-77 гг. обеспечивал доставку грузов, необходимых для добычи нефти в Варандее (Ненецкий АО). Входил в состав Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ Северного морского пароходства. В 1988 г. был задействован для исследований прибрежной зоны Северного Ледовитого океана на маршруте Архангельск - Диксон - Тикси. Списан в 1989 г.
Водоизмещение 2935 т, длина 62 м, ширина 18 м, высота борта 8,3 м, осадка 5,35 м, мощность силовой установки 5400 л.с, скорость 14,5 узлов, 3 гребных винта (I носовой), дальность плавания 5700 миль, автономность плавания 17 суток. Экипаж 42 чел.

Капитаны: Е.В. Деревнин, Е.А. Зубов (1970-?), В.В. Кошуняев и др. [источник: Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010. ]



В кн. Сашенков Е.П., "Северный Ледовитый — в океане филателии" :

Ледокол «Василий Прончищев». Построен в 1962 г., используется, главным образом, как портовый ледокол Северного морского пароходства в устье Северной Двины и на Белом море. С помощью этого ледокола Архангельск в последние годы почти на всю зиму становится фактически незамерзающим портом. Судно крошит лед на Северной Двине, и это дает возможность значительно продлить навигацию.

Министерство связи СССР посвятило ледоколу художественный маркированный конверт авиапочты с надписью: «Архангельск. Ледокол «В. Прончищев» на Северной Двине». Выпуск — 3.4.1972 г.


В 1977 году ледокол задействован в операции "Ледовый причал":

[ "Вокруг Света" №11 (2637) ноябрь 1978, "Сказание о Большеземельской тундре" http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6005/ ]

... Чтобы получить оборудование для буровых, технику, топливо, запас продуктов, нефтегазоразведчикам приходилось ежегодно ожидать короткой навигации. Суда из Архангельска могли подойти к Варандею только с июня по сентябрь. Но в 1975 году теплоход «Валдайлес» подошел к Варандею в апреле! Замысел операции был остроумен и прост: ледокол помог судну причалить к береговому припаю. Разгрузка производилась на лед. Нефтегазоразведчики получили все необходимое для работы и жизни задолго до летней навигации. И, что особенно важно, в самое благоприятное время: когда морозы еще крепко держали в тундре зимнюю дорогу. Экспедиция получала возможность беспрепятственно осваивать новые структуры.

Весной 1976 года ледокол привел к припаю еще одно судно, «Мироныч». Но в тот год внезапно налетевший шторм оторвал часть припая и унес в море. «Мироныч» ушел, не успев выгрузить весь уголь. А на третью весну, в 1977 году, когда группа моряков и гидрогеологов прибыла из Архангельска определять место выгрузки, ледового причала не оказалось вовсе. Началась подвижка льда. Широкая полоса воды отрезала ледяной массив от берега. Да и лед был ненадежным: мягким и тонким. Вот тогда и решили переадресовать операцию «Ледовый причал-77», перенести ее на тот участок Печорской губы, где морская вода промерзает у берега до самого дна.

Водитель вездехода Михаил Иосифович Примич сам принимал участие в операции и мог рассказать, как все было. Но в пути не до разговоров...

Рыча от натуги, его машина с трудом подвалила к берегу Печорской губы. Здесь было пустынно и тихо. Вкрадчиво шелестели волны. Из воды вынырнула черная лакированная голова нерпы. Бесстрашно уставилась на нас круглыми, выпуклыми глазами.

— Ох и любопытная ж тварюга, — засмеялся Примич. — Ничего не боится! Тут было как на войне — шум, гром, лязг, прожектора... А нерпы лунки себе понадышали и глядят, будто в театре.

Михаил Иосифович расхаживал по берегу и показывал, где стояла электростанция, где были балки с печками для обогрева — мороз доходил до тридцати градусов, где работали лебедки, а где краны... На лед положили сварной каркас из металлических труб. Сверху — настил из бревен. Чтобы облегчить вес тракторов, с них сняли кабины.

— Каждая железяка прибывшего груза весила по нескольку тонн, — говорит Примич. — Деревянный настил в щепки измочалился.

Первым бросил якорь почти в полутора километрах от берега теплоход «Пионер Эстонии». Его встретили докеры Нарьян-Марского порта, загодя прилетевшие в Вангурей. Между берегом и поселком курсировал вахтовый автобус. Грузчики и трактористы работали день и ночь. День, впрочем, был понятием относительным — три часа тускловатого света. Солнце заменяли прожектора. Пять суток караваны везли по зимнику буровое оборудование, станки, трубы. Горючее перекачивалось по трубопроводу прямо на буровые.

— Ветер, снег, мороз — все можно было пережить, — вспоминал Михаил Иосифович. — Но однажды так пурга замутила, что ничего не видать. Ребята вешки поставили по всему пути, доски в снег повтыкали. Едешь, дверцу откроешь и на гусеницу смотришь — чтоб не потерять колею. Ничего, возили. Самый лютый месяц был — март.

В марте же из Архангельска вышел второй теплоход «Пионер Онеги». На борту его было три с половиной тысячи тонн груза. Апрельским утром он «припаялся» к ледовому причалу там, где месяц назад разгрузили «Пионер Эстонии». А в это время к Вангурею приближался, штурмуя ледовые поля, третий теплоход — «Пионер Москвы». Все три пионера, открывшие навигацию по новому календарю, доставили нефтегазоразведчикам десять тысяч тонн срочно необходимого груза! Всех их сопровождал старый, битый льдинами, но напористый ледокол «Василий Прончищев»...



В 1988 году задействован для исследований прибрежной зоны Ледовитого океана на маршруте Архангельск – Диксон – Тикси (1988 г.)

[ История физического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского http://www.sgu.ru/faculties/physical/history.php ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Василий Прончищев", ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Октябрь 2008 21:43

Анонс заметки:

Ледовый капитан
Волна (17/10/03)
16 октября отметил семидесятилетний юбилей знаменитый ледовый капитан Северного морского пароходства, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Евгений Алексеевич ЗУБОВ. Практически вся его морская биография связана с ледокольным флотом. В 1970 году он заступил на капитанский мостик ледокола "Василий Прончищев", потом был "Капитан Мелехов" и с 1986 года - ледокол "Диксон". В его "копилке" - арктические рейсы по проводу и буксировке плавучих средств, в том числе и военных кораблей в Сибирь, Чукотку, на Дальний Восток...


[ "Пресса Архангельской области" http://www.arhpress.ru/volna/2003/10/17/ ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Василий Прончищев", ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Октябрь 2008 21:47

Ледокол Василий Прончищев

Основные характеристики ледоколов

Длина наибольшая.............. 67,7 м
Длина по КВЛ................ 62,0 м
Ширина:
наибольшая................ 18,06 м
по КВЛ.................. 17,5 м
Высота борта до верхней палубы ....... 8,3 м
Осадка по КВЛ................ 5,5 м
Водоизмещение по КВЛ............ 2718 т
Коэффициент общей полноты......... 0,456
Мощность энергетической установки...... 5400 л. с.
Скорость па чистой воде........... 14,5 уз
Тяга гребных винтов на швартовых:
а) при переднем ходе и передаче полкой мощности:
па два кормовых винта......... 52,0 тс
на три винта.............. 54,0 тс
б) при заднем ходе и передаче полной мощности:
на два кормовых винта......... 38 тс
на три винта.............. 50 тс
Автономность ................. 17 суток
Дальность плавания при скорости 13 уз . . . . 5700 миль
Численность команды............. 39 чел


Общее расположение ледокола Василий Прончищев:

а — продольный разрез;
б — верхняя палуба;
в — нижняя палуба


1- дифферентные отсеки; 2 — румпельное отделение; 3 — цистерна дизельного топлива; 4 — кормовые гребные электродвигатели; 5 — буксирная лебедка; 6 — главные дизель-генераторы; 7 — котельное отделение; 8 — вспомогательные дизель-генераторы; 9 — радиорубка; 10 — штурманская рубка; 11 — ходовая рубка; 12 — каюта капитана; 13 — кают-компания; 14 — носовой гребной электродвигатель; 15 — медицинский блок; 16 ~ двухместные каюты команды; 17 — столовая; 18 — камбуз; 19 — умформеры; 20 — механическая мастерская

Изображение

В 1961 г, на Адмиралтейском заводе спущено на воду головное судно большой серии вспомогательных ледоколов Василий Прончищев. Было построено более пятнадцати ледоколов этого типа. Судно спроектировано как ледокол-буксир, предназначенный для проводки судов в ледовых условиях портов и припортовых вод, их околки, буксировки, кантовки и швартовки.

Назначение ледокола предопределило высокие требования к его маневренным качествам и необходимость ограничения осадки, что сказалось на главных размерениях судна, конструкции его движительного комплекса, весовых показателях и т. д.

Ледокол Василий Прончищев — трехвинтовое судно (два винта в корме и один в носу) с двумя непрерывными палубами и удлиненным баком.

Судно разделено на восемь главных водонепроницаемых отсеков, В машинных отделениях установлены продольные водонепроницаемые переборки, создающие второй борт. Ледокол оборудован креновыми н диффирентными цистернами.

Корпус целиком сварной. Система набора поперечная; по всей длине корпуса установленны промежуточные шпангоуты того же профиля, что и основные. Шпация между 13-м и 87-м шпангоутами составляет 600 мм, а в нос от 13-го и в корму от 87-го шпангоута — 680 мм. В оконечностях основные и промежуточные шпангоуты поставлены нормально к борту. Ледовый пояс средней части и кормовой оконечности имеет толщину 16 мм, а в носовой часта — 18 мм. Материал — легированная сталь. Из этой же стали изготовлен бортовой набор. Связи корпуса, не подверженные ледовым нагрузкам, выполнены из стали марок 09Г2 и Ст. 4с. Форштевень и ахтерштевень лито-сварной конструкции.

Ледокол снабжен обтекаемым рулем, который представляет собой лито-сварную прочную раму, обшитую листовой сталью, В корме предусмотрен буксирный вырез, оборудованный привальными брусьями и кранцами.

Для буксирования судов предусмотрена двухбарабанная автоматическая электролебедка с тяговым усилием 25 тс на главном и 10 тс на вспомогательном барабанах.

Команда размещается в двухместных каютах на верхней палубе; комсоставу отведены одноместные каюты на полубаке и первом мостике. В жилых помещениях предусмотрены искусственная вдувная вентиляция и зимнее кондиционирование воздуха, обеспечивающее заданные параметры воздуха при температуре наружного воздуха до — 35° С.

Грузовыми средствами служат стрелы грузоподъемностью 1,5 тс, установленные на лобовой переборке надстройки. Ледокол оборудован дифферентной системой, обеспечивающей возможность изменения дифферента на нос и корму приблизительно на 1 м за время не более 12 мин. Креповая система производит автоматическую перекачку балласта с борта на борт за время не более 2 мин. При этом угол крена ледокола на чистой воде достигает 5° на борт. Непотопляемость обеспечена при затоплении одного любого отсека в районе 30-67-го шпангоутов и двух отсеков в оконечностях. Ледокол снабжен двумя моторными спасательными 28-местными шлюпками из легких сплавов.

Энергетическая установка дизель-электрическая на постоянном токе. Гребные электродвигатели получают энергию от трех главных дизель-генераторов 13Д-100, состоящих из дизелей типа Д-100 и двухъякорных генераторов мощностью 2 х 625 квт при напряжении 400 в.

Гребные пинты со съемными лопастями изготовлены из стали. Диаметр носового винта — 2,7 м, кормовых — 3,5 м, шаговое отношение соответственно равно 0,65 и 0,70.

Судовая электростанция включает три дизель-генератора ДГТ 200/1 общей мощностью 600 квт. Имеется стояночный дизель-генератор мощностью 100 квт.

Для оказания противопожарной помощи другим судам ледокол оборудован тремя лафетными стволами, установленными на ходовом мостике.

Ледоколы типа Василий Прончищев работают почти во всех замерзающих портах страны, причем в арктических портах ледоколы не используют носовой винт и работают только кормовыми винтами. Они успешно осуществляют проводку и околку судов в припортовых водах, а в порту — их кантовку, швартовые операции и т. п. Кроме этого и в Балтийском и Охотском морях они осуществляют проводку судов в открытом море совместно с мощными ледоколами, а в ряде случае и самостоятельно.

[ Ледоколы мира http://opww.narod.ru/ros3.htm ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Василий Прончищев", ледокол

Сообщение Военная Разведка » 29 Октябрь 2008 23:34

"Василий Прончищев", ледокол (конверты)

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

"Василий Прончищев", ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Октябрь 2008 08:31

Военная Разведка пишет:"Василий Прончищев", ледокол (конверты)
Изображение

Это кстати - специальное издание "Международной Книги" для иностранных коллекционеров.
Их вообще за инвалюту баловали как всякими эксклюзивами, так и подделками (дубликатными штемпелями).
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Архангельск. Ледокол "В.Прончищев" на Северной Двине

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Март 2010 22:17

"ХМК СССР Арктика • Антарктика • Флот • Путешествия" : viewtopic.php?f=56&t=2449#p19549

Изображение
№8156 03.04.1972 6 к. АВИА. Архангельск. Ледокол "В.Прончищев" на Северной Двине.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Василий Прончищев" и другие ледоколы

Сообщение Александр Кот » 05 Март 2010 19:40

Морская коллекция 2009 №08. От "Добрыни Никитича" до "Отто Шмидта". Ледоколы проекта 97 и их модификации.

Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Штемпеля

Сообщение Инспектор » 06 Март 2010 20:32

130.jpg
133.jpg
Каше Архангельского отделения ВОФ, которые ставились на ХМК и другие, в т.ч. чистые, конверты.
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Прончищев

Сообщение Инспектор » 08 Март 2010 12:50

А это конверты с каше Архангельского отделения ВОФ
 сканирование_p3.jpg
 сканирование_p1.jpg
 сканирование_p2.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения