"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Октябрь 2009 17:52

Вряд ли.

Дрейф действительно был. Правда не "второй", дрейфовали и "Обь", и "Сомов" еще раньше, до 85 года.
Операция по эвакуации тоже была, есть даже почта.
Скрывать эти события вроде тоже не скрывали, но широкого освещения действительно не было.

Возможно дело в условиях. В 85 и 91 "Сомов" дрейфовал в разных местах с разной ледовой обстановкой. 37 миль до крупнейшего центра САЭ в 91-м "Молодежной" — это все же не 300 км в море Росса до крохотной "Русской" в 85. В 91-м можно было снабжать судно и поддерживать его, в 85-м - нет, запасов было до августа.
Ну и так далее.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", дрейф 1991 г.

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Октябрь 2009 17:59

Всевидящее око «Концерна «Вега» Источник: Российское военное обозрение
05.10.2004 http://www.rosprom.gov.ru/snews.php?id=652&act=save
Раздел: Новости ВПК URL исходной страницы: http://www.faprom.gov.ru/snews.php?id=652

... В суровую антарктическую зиму 1991 года научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» со сменой полярников станции «Молодежная» оказалось зажато льдами. В условиях, когда данные от спутников «Метеор», «Ресурс» и «Океан» из-за низкого разрешения годились только для общей оценки ледовой обстановки, по просьбе Роскомгидростата космический аппарат «Алмаз-1» провел серию съемок района дрейфа. Анализ полученных изображений позволил своевременно принять верное решение, вывести «Михаила Сомова» из зоны многолетних льдов для последующего дрейфа и эвакуировать с судна самолетом на Большую землю состав экспедиции.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 16:32

Balancer.Ru » форумы » Форумы Авиабазы » Моделизм http://forums.airbase.ru/2009/02/t66219 ... vka-4.html

Sergey Kuznetsov : НЭС " Михаил Сомов". Модель сделана в 2009 г. в музей Гидрометеослужбы г.Архангельск. Масштаб 1:125. 4 месяца — срок изготовления этой модели.

 IMG_3205.JPG
 IMG_3207.JPG
 IMG_3209.JPG
 IMG_3212.JPG
 IMG_3271.JPG
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 19:32

"Моделист-Конструктор" №2/?
Л. Тихомиров, "Штурм высоких широт"

... Осенью 1975 года «Михаил Сомов» отправился в экспедиционный рейс в Антарктику в составе очередной, двадцать первой советской антарктической экспедиции. После этого судно совершило пять рейсов к берегам шестого континента. Осенью 1977 1976 года на корме судна была сооружена вертолетная площадка, на палубе установлены современные океанологические лебедки, построены помещения для научной лаборатории. После дооборудования «Михаил Сомов» превратился в научно-исследовательское судно.

Вместе с другими отечественными плавучими научно-исследовательскими институтами — кораблями науки — «Михаил Сомов» участвует сегодня в осуществлении широкого комплекса работ по изучению Мирового океана.


Из фотографий Суслова Бориса Петровича ( viewtopic.php?f=37&t=1079#p15816 )
На Яндекс.Фотках - http://fotki.yandex.ru/users/mikh-suslo ... /67016?p=0
НЭС "Михаил Сомов" в 22 САЭ, рейс 1976-77 гг. Капитан М.Е. Михайлов.
Вертолетная площадка уже видна, видимо в "МК" есть неточность в указании года переоборудования - 1976 й.

 Suslov_22SAE-07.jpeg
 Suslov_22SAE-08.jpeg
 Suslov_22SAE-09.jpeg
 Suslov_22SAE-04.jpeg
 Suslov_22SAE-41.jpeg
 Suslov_22SAE-40.jpeg
 Suslov_22SAE-03.jpg
 Suslov_22SAE-38.jpeg
 Suslov_22SAE-17.jpeg
 Suslov_22SAE-18.jpeg
 Suslov_22SAE-22.jpeg
 Suslov_22SAE-25.jpeg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 19:43

Александр Матросов posting.php?mode=quote&f=4&p=13553#pr13553 пишет:"Михаил Сомов", на Яндекс.Фотках. Связь эпох.

Видимо эта фотография сделана еще до переоборудования "Сомова" (еще отсутствует вертолетная площатка), т.е. год 75 или первая половина 76-го.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", дрейф 1991 г.

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 22:42

 36SAE_somov-28081991.jpg
Саватюгин Л.М., Российские исследования в Антарктике. Том III (Тридцать первая САЭ — сороковая РАЭ). // Санкт-Петербург, Гидрометеоиздат, 2001.

... 7 июля 1991 г. НЭС «Михаил Сомов», которому предстояло выполнить свой третий заход для проведения грузовых операций в АМЦ Молодежная смог пробиться через пояс дрейфующих льдов только до кромки уже установившегося припая и был зажат ледяными полями в точке 67°11′ ю.ш., 45°09′ в.д. на расстоянии 37 миль от станции. Ледовый плен судна продолжался до 28 декабря 1991 г. Весь этот период осуществлялась вертолетная связь с судном, на которое с АМЦ Молодежная периодически доставлялось дизтопливо, авиакеросин и продовольствие. На борту судна остались 146 участников Тридцать пятой и Тридцать шестой сезонной экспедиций.

Для вывоза полярников, находившихся на борту НЭС «Михаил Сомов», Госкомгидрометом СССР было принято решение направить в Антарктиду самолет ИЛ-76МД. 12 августа 1991 г. самолет ИЛ-76МД (командир Герой Советского Союза С.Г. Близнюк) вылетел из Москвы по маршруту Бангкок—Сейшелы—Кейптаун—Молодежная. 21 августа в 11 ч 40 мин мск в условиях полярной ночи приземлился в аэропорту Молодежной. На его борту находилось 34 человека (вместе с экипажем), в их числе А.Н. Чилингаров, Б.А. Крутских, В.В. Лукин. 22 августа в 12.00 мск самолет ИЛ-76МД, взяв на борт 140 полярников и 15 членов экипажа, снятых с борта НЭС «Михаил Сомов» вертолетами, вылетел в Кейптаун, где большая их часть была пересажена на борт НЭС «Академик Федоров» и НИС «Профессор Визе».

20 декабря в 11ч 30 мин мск при восточном ветре 20—25 м/с произошел взлом припая в районе нахождения НЭС «Михаил Сомов», начался дрейф судна. 28 декабря 1991 г. судно самостоятельно вышло из ледового плена и подошло к кромке дрейфующего льда для встречи с НИС «Профессор Визе» и НЭС «Академик Федоров» и проведения грузовых операций.

6.2. Основные итоги экспедиции
... — впервые осуществлена непрерывная круглогодичная запись колебаний уровня океана в районе залива Алашеева.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение porollo » 25 Октябрь 2009 12:25

 porollo_Сомов-2009.jpg
Михаил Сомов у причала бывшего завода Краная Кузница в Архангельске. Весна 2009 г. В этот ремонт корпус был перекрашен из красного в черный цвет.

В книге знаменитого ледового капитана В.В.Абоносимова ЗА ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ (изд-во ОАО Приморский полиграфический комбнат, 2007 г) в главе "ЧП в Антарктиде" очень подробно и честно рассказывется о событиях дрейфа Михаила Сомова. Таких подробностей больше нигде не встречал. Книгу отсканирую в конце недели выложу на портале Морской флот.
porollo
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 10 Октябрь 2009 20:45

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Октябрь 2009 12:34

Вот спасибо!
Просьбы - по возможности оставлять сканы 300dpi, как у "Советско-Финского сотрудничества" и других в "библиотеке" на "Морфлоте СССР".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", дрейф во льдах Балленского ледяного массива

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Октябрь 2009 19:54

А. М. Козловский, Зимой в южном океане. Дрейфы судов САЭ в водах Антарктики. http://www.ivki.ru/kapustin/journal/kozlovskiy3.htm
Оцифровка и корректура: И. В. Капустин

Дрейф НЭС „Михаил Сомов“ во льдах Балленского ледяного массива.

Прошло менее четырех лет после дрейфа „Оби“, и плененным во льдах Балленского ледяного массива оказался новый флагман САЭ — НЭС „Михаил Сомов“.

Сроки плавания судна в районе станции Ленинградская были благоприятными — конец января — начало февраля.

В этот период продолжается сокращение площадей, занятых морскими льдами, а молодой лед, который начинает появляться на открытых водных пространствах, еще не может служить серьезным препятствием для плавания.

На пути к станции предполагалось пересечь Балленский ледяной массив с северо-востока на юго-запад. Кромка льда располагалась южнее островов Баллени.

1 февраля 1977 г. в точке 68'20' ю. ш., 162'32' в. д. „Михаил Сомов“ вошел в полосу 8 — 10-балльных льдов и стал пробиваться к станции Ленинградская. Когда до выхода в полынью вблизи от станции оставалось около 30 миль, синоптическая обстановка внезапно ухудшилась: циклон, шедший вдоль кромки льда по направлению к морю Росса, внезапно сместился к югу и 2 февраля вышел в район судна.

„Михаил Сомов“ в это время находился в точке 68'48' ю. ш., 160'58' в. д.

В условиях усиления ветра до 25 м/с и отсутствия видимости из-за сильной метели судно легло в дрейф и за трое суток господствующим юго-восточным ветром вместе с ледяными полями было снесено на 56 миль на запад. Лед вокруг судна был поджат, всторошен, и оно не могло активно двигаться. В районе судна и к северу от него, как показали данные ледовой разведки, увеличилось количество остаточных льдов и появились обломки полей многолетнего льда.

6 февраля по появившимся трещинам и разводьям судно продвинулось на северо-восток на 6 миль и встретило перемычку из многолетнего льда, толщина которого достигала 390 см.

До зоны, где преобладали однолетние льды, оставалось около 10 миль, но началось сжатие, и судно потеряло ход.

На 68'33' ю. ш., 158'05' в. д. начался его дрейф во льдах Балленского ледяного массива.

При прохождении циклонов усиливался юго-восточный ветер. У борта „Михаила Сомова“ образовывались торосистые гряды льда. Особенно резко ледовая обстановка в районе судна ухудшилась 9 — 11 февраля.

Затем последовала ее стабилизация. С 12 февраля по 8 марта преобладали ветры переменных направлений, скорость которых составляла не более 10 м/с. И хотя в районе судна появились трещины шириной до нескольких десятков метров, вырваться из ледовых тисков оно не смогло.

С 19 февраля по 2 марта была осуществлена смена персонала Ленинградской. Станция была обеспечена топливом, продовольствием и другими грузами. Расстояние до Ленинградской в это время составляло около 200 км.

8 марта в районе судна прошел очередной глубокий циклон. Одновременно с этим отмечались максимальные колебания уровня океана в сизигию. Утром прямо по курсу судна, в 600 м от него, образовалась трещина, ориентированная с запада на восток.

Через шесть часов она превратилась в разводье шириной 500 м. При усилении ветра до 13 — 17 м/с начались взламывание ледяных полей и интенсивные подвижки льда, а также сжатия у борта судна, которое развернулось влево на 75'.

Периодически заклинивало руль и винт, Резко усилился дрейф в западном направлении. За двое суток „Михаил Сомов“ прошел 27 миль.

Только в конце марта, когда установились ветры югозападных и западных румбов, ледовая обстановка стала улучшаться. К северу и к востоку от судна появилось большое количество каналов и трещин, ближайшие из которых находились на расстоянии одной-двух миль.

28 марта „Михаил Сомов“ сумел развернуться в узкой трещине и начал пробиваться на восток. За этот день судно прошло 28 миль. 29 марта, преодолев перемычку из тяжелых всторошенных льдов в точке 66'40' ю. ш., 152'06' в. д., оно вышло на северную периферию Балленского ледяного массива.

Дрейф „Михаила Сомова“ продолжался 53 дня. За это время судно продрейфовало около 250 миль в генеральном запад-северо-западном направлении. В последние дни марта оно дрейфовало в север-северо-восточном направлении со средней скоростью 0,2 узла. Максимальные скорости дрейфа, 0,83 — 1,17 узла, отмечались в период преобладания юго-восточных ветров.

Траектория дрейфа „Михаила Сомова“ совпала с траекторией дрейфа „Оби“, причем смена генерального направления с западного на северное произошла у них примерно на одной долготе.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", дрейф 1985 г. (Тихоокеанский лед. массив)

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Октябрь 2009 19:56

А. М. Козловский, Зимой в южном океане. Дрейфы судов САЭ в водах Антарктики. http://www.ivki.ru/kapustin/journal/kozlovskiy3.htm
Оцифровка и корректура: И. В. Капустин

Дрейф НЭС „Михаил Сомов“ во льдах Тихоокеанского ледяного массива.

Когда попытка открыть станцию Русская во время 18-й САЭ оказалась неудачной, выяснилось, что ледовые условия в этом районе чрезвычайно сложны. Обширный участок антарктического побережья от моря Росса до западных берегов Антарктического полуострова протяженностью около 3000 км долго оставался „белым пятном“.

Лишь во время короткого антарктического лета на пути от базы Мак-Мердо до Антарктического полуострова со стороны моря Росса в этот район изредка заходили американские ледоколы.

В 1980 г. сюда сумел пробиться советский дизель-электроход „Гижига“. С помощью вертолетов здесь была организована станция „Русская“. С этого времени и началось планомерное изучение данного района, его метеорологического и ледового режимов, рельефа дна, а также географических особенностей прибрежной зоны.

15 марта 1985 г. во время обеспечения станции Русская при резком усилении ветра до 50 м/с ледовая обстановка ухудшилась.

„Михаил Сомов“ был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Используя данные ИСЗ и ледовой авиаразведки, по разрывам в массиве тяжелых сплоченных льдов к 26 марта судно вышло из опасной зоны, где сплоченность айсбергов достигла 9 баллов, и оказалось в центре Тихоокеанского ледового массива на удалении около 120 км от побережья и около 300 км от кромки дрейфующего льда.

Наиболее опасными были первые дни дрейфа судна, когда отмечались активный вынос льда с акваторий, которые располагались восточнее мыса Бернс, и его накапливание у гряды айсбергов, сидевших на грунте в районе банки Аристова. Пришли в движение айсберги, находившиеся в опасной близости от судна, толщина набивного и наслоенного льда у борта „Михаила Сомова“ достигала 4 — 5 м, и возможности для активного движения у него не было.

К 15 марта судну удалось, пользуясь кратковременными улучшениями ледовой обстановки, выбраться из опасной зоны. Оно находилось в точке 74'22' ю. ш., 135'01' з. д. и, периодически испытывая сильные сжатия, начало дрейфовать в генеральном запад-северо-западном направлении.

При ослаблении сжатия „Михаил Сомов“, работая ударами и продвигаясь при этом на одну четверть корпуса за один цикл „разбег — удар“, пытался перемещаться в северо-восточном направлении. Лишь 25 марта 1985 г. условия для незначительного продвижения на север сложились исключительно благоприятно. „Михаил Сомов“ продвинулся на север до 73'29' ю. ш.

Неоднократные ледовые авиаразведки, проводившиеся с помощью вертолета Ми-8, показали, что судно находится на южной периферии Тихоокеанского ледового массива, где преобладают обширные поля сморози остаточных льдов и молодые льды толщиной 60 см. В конце марта генеральным направлением дрейфа льда было запад-юго-западное. Скорость дрейфа составляла 2 — 3 узла.

Надежды на самостоятельный выход „Михаила Сомова“ из ледового плена в тот момент больше не было.

По воздушному мосту „Михаил Сомов“ — „Павел Корчагин“ с дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа.

Эта операция была завершена 1 7 апреля 1985 г. В начале апреля температура воздуха в районе судна понизилась до — 28 'С, скорость восточного ветра усилилась до 28 м/с.

Северная кромка дрейфующего льда с каждым днем все дальше уходила на север. Поскольку генеральное направление дрейфа шло примерно параллельно побережью, расстояние между судном и берегом — около 300 км — практически не менялось.

Скорость дрейфа была незначительной — не более 4 — 5 миль в сутки. Подстраховочное судно „Павел Корчагин“ находилось у кромки дрейфующего льда в точке 68' ю. ш., 140' з. д., на удалении около 900 км от „Михаила Сомова“.

В случае аварии на дрейфующем судне для оказания ему помощи „Павлу Корчагину“ нужно было углубиться более чем на 300 миль в ледовый массив сплоченностью 9 — 10 баллов и отыскать льдину, пригодную для приема вертолета.

Организация лагеря на льдине, как это было сделано в свое время после гибели парохода „Челюскин“ в Арктике, также рассматривалась участниками дрейфа как один из вариантов спасения в случае гибели „Михаила Сомова“. Как долго может дрейфовать судно, пока не освободится из ледового плена?

Наблюдения за дрейфом айсбергов в данном районе позволяли предположить, что это может случиться лишь в конце 1985 г. Ни запасы продовольствия, ни запасы топлива на судне на такой длительный срок рассчитаны не были. Расход топлива на обогрев и приготовление пищи был сведен к минимуму и составлял около 5 т в сутки.

При таком расходе его могло хватить только до конца августа. В апреле „Михаил Сомов“ продрейфовал около 150 миль. В мае под действием ветров переменных направлений в массиве льдов, блокировавших судно, стали появляться разводья и трещины. 13 мая локатором было обнаружено разводье шириной около 150 м, по которому судно попыталось выйти из тяжелых многолетних льдов.

К 15 мая оно оказалось на 73'55' ю.ш., 147' з. д. Началась зима. Судно стало дрейфовать в генеральном юго-западном направлении. В конце мая в результате продолжительных ветров северо-восточных румбов, достигавших м/с, массив льда стал прижиматься к берегу.

Начались сжатия, подвижки полей, у борта судна образовывались гряды торосов. Винт и руль „Михаила Сомова“ заклинило, а его корпус оказался на подушке из ледяной каши. Температура воздуха колебалась от — 25 до — 30 'С, эпизодически понижаясь до — 33 'С. Шло интенсивное ледообразование на всей акватории моря Росса.

Северная кромка льда, находившаяся по курсу судна, переместилась на север до 65' ю. ш. От чистой воды „Михаила Сомова“ отделяла 1000 км ледяных просторов.

Для того чтобы вывести судно из льдов, Советом МинистРов СССР было принято решение об организации спасательной экспедиции на одном из ледоколов.

В июне — июле скорость дрейфа судна уменьшилась до 0,12 узла. В конце июля оно оказалось в застойной зоне, где „топталось“ у 75' ю. ш. между 152 — 153' з. д. до 26 июля, т.е. вплоть до подхода ледокола.

В конце июня — начале июля в пределах радиолокационной видимости стали все чаще появляться разводья. Однако попавшее в поле сморози судно двигаться не могло.

26 июля 1985 г. по разводьям ледокол „Владивосток“ подошел к „Михаилу Сомову“, околол его, и оба судна 11 августа вышли на чистую воду. В дрейфе „Михаил Сомов“ находился 133 дня, с 15 марта по 26 июля 1985 г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Октябрь 2009 00:12

Абоносимов В.И., За Полярной звездой.// Владивосток, Изд-во ОАО Приморский полиграфический комбинат, 2007 г.
scan: porollo http://www.mmflot.com
OCR: polarpost.ru

ЧП в Антарктиде

На днях центральное телевидение показало документальный фильм о событиях более чем двадцатилетней давности «Западня для ледокола». С одной стороны, вроде бы припоздал немного автор, а с другой — появилась возможность рассказать о тех деталях, что оставались неизвестными нам тогда, следящими за подобными событиями с неослабевающим интересом. Тем более, что многие участники тех драматических дней сегодня более свободны в своих рассказах и размышлениях.

Итак, в конце лета 1984 года к берегам Антарктиды направились суда 30-й Советской Антарктической экспедиции, чтобы сменить зимовщиков и доставить грузы на семь постоянно работающих тогда на ледовом континенте советских станций. В их числе дизель-электроход «Михаил Сомов». Командовал судном капитан дальнего плавания Анатолий Сухоруков. К южному континенту он шел первый раз. И надо же было такому случиться — через некоторое время капитан посадил судно на подводную скалу... Корпус получил сильные повреждения, их пытались устранить с помощью стройматериалов, предназначенных для станций... Правда, по свидетельству очевидцев, капитан был пьян. Вскоре он был отстранен от должности и не попрощавшись с экипажем, сел в вертолет и отбыл на материк на другом экспедиционном судне.

Надо сказать, что там обстановка была чрезвычайно сложная. Кроме ветра и льда, опасностью грозили еще айсберги. Ученые подсчитали, что их было больше 250, и они носились по своим траекториям, грозя столкновением... Ни один штурман не взялся бы рассчитать их движение. В начале февраля 1985 года на «Сомов» прилетел новый капитан Валентин Родченко. Надо было доставить снабжение на станцию Русская. Эту точку в Западной Антарктиде называют «Полюс ветров». Там зарегистрирована скорость ветра 77 метров в секунду! За семь тяжелейших вертолетных рейсов все же было доставлено на станцию продовольствие и топливо. Но положение самого раненого дизель-электрохода становилось все труднее. В море Росса ветер был 55 метров в секунду. У станции Молодежная при сжатии льда получена еще одна трещина корпуса. На его ремонт пошли новые листы металла для станций.

В районе Земли Марии Бэрд сжатие льда оказалось настолько сильным, что «Сомов» потерял возможность движения из-за повреждения руля и винтов. Судно получило течь, ему грозило быть раздавленным льдами... На борту 144 человека — члены экипажа и смена зимовщиков.

Многочисленные радиограммы в Москву о бедственном положении судна остаются или безответными, или шлют пустые отписки... «Сомов» лег в дрейф, зажатый многолетними паковыми льдами...

Дело в том, что Москве тогда было не до «Сомова»! Она бездействовала, потому что решала насущные для себя вопросы — в стране делили власть! 10 марта 1985 года умер Черненко, к власти пришел Горбачев. Что там какая-то экспедиция и полторы сотни людей!...

Наконец ответили — разрешили вертолетами отправить зимовщиков и часть экипажа на других экспедиционных судах. На дизель-электроходе остались только добровольцы 53 человека. Потом пришла еще одна странная телеграмма из ААНИИ — просили передать начальнику экспедиции Дмитрию Максутову, что он «очень нужен в институте». Остальной коллектив было возмутился а мы, дескать, не нужны что ли?

Потом поняли, в чем дело — Дмитрий Максутов был главный возмутитель спокойствия, и в Москве хотели обезопасить себя от лишней головной боли. Потому что после разрешения об отправке людей пришел приказ: «Сомову» строго-настрого было запрещено выходить в эфир...

Максутов несмотря на запрет вызывает еще одно экспедиционное судно «Академик Ширшов». Капитан получает втык: «Прекратить переписку!» «Нет нас — нет проблем» — поняли на судне... «Ширшов», к удивлению многих, сумел подойти в тех условиях к другому экспедиционному судну «Павел Корчагин» — он находился в 50 милях от «Сомова» — и снять часть людей, доставленных туда с дизель-электрохода. Дело в том, что капитаном на «Академике Ширшове» был Евгений Михайлович Иванов, один из лучших наших ледовых капитанов. Морская судьба его так повернулась, что он уже много лет работал на научно-исследовательском судне. Но и через много лет мог он преподать «мастер-класс» по ледовому плаванию. Поэтому и «хрустальное» научно-исследовательское судно сумел провести по одному ему ведомому маршруту к застрявшим во льду судам...

Капитан «Сомова», не смотря на запрет, запросил помощи у военных, чтобы они через свои спутники попробовали поискать трещины и разводья, по которым можно было бы выйти к чистой воде. Военные отказали в помощи! Видимо, у них были свои запреты... Москва замолчала. На возвращение домой уже мало кто рассчитывал.

Сошла с ума и умерла корабельная кошка — последнее, казалось, напоминание о Большой земле... Ее похоронили рядом с «Сомовым». Буквально через несколько минут маленький холмик потерялся в снежной круговерти...

Однажды капитана вызвала команда — именно вызвала, подчеркивает Родченко! — и подали ему письменный ультиматум: «Требуем освободить из ледового плена!»

— Но вы же видите, делается все, что можно!

— А это ваши проблемы, — отвечают. — Вы капитан! В кают-компании как-то сами собой прекратились разговоры о доме, о женах и детях...

Москва молчала. Продовольствия почти не осталось. Практически не оставалось топлива. А за бортом температура выше минус тридцати градусов не поднимается... Полярная ночь... Заканчивался четвертый месяц дрейфа...

И вдруг в каюту капитана вбегает радист, он поймал в эфире переговоры: чья-то зарубежная станция передавала, что «в Антарктиде лежит брошенный корабль без признаков жизни»...

Потом еще одно сообщение: «Похоже, что это советское судно»...

И вот тогда проснулась Москва: разрешили выходить в эфир, общаться с журналистами, подчеркнув, что это «даже желательно»...

В столице начали искать ледокол, который можно было бы отправить на помощь «Сомову». Обратились в дальневосточное пароходство. Из Москвы вылетела во Владивосток группа журналистов, которая должна была освещать ход спасательной экспедиции. Начальником был назначен Артур Чилингаров. Стали искать капитана. И здесь я подхожу к главному — принцип, по которому искали капитана, убил меня наповал: «с одной стороны, это должен быть ледовый асе, с другой стороны, — его не должно быть жалко в случае провала экспедиции»...

Степень бесчеловечности и цинизма не поддается пониманию... Автор фильма Александр Кочетков, участник этого рейса, цитирует эту фразу, к сожалению, не обозначив ее авторства... Хотя вряд ли автором был кто-то один, тем более что все это имело продолжение...

 Антохин_145_cr.jpg
Капитана такого нашли. Им оказался Геннадий Иванович Антохин, 35-летний капитан ледокола «Владивосток», один из лучших моих учеников.

Он пришел ко мне на «Ленинград» сразу после училища третьим помощником капитана. Поначалу вроде бы ничем и не выделялся, казался даже медлительным. Только потом я понял, что это была не медлительность, а основательность, вдумчивость, в действиях его сквозило истинно сибирское «семь раз отмерь»... А для ледовых моряков это ведь очень важное качество, потому что во льдах цена риска каждого твоего решения возрастает многократно. Потом он, как и должно быть у ледоколыщиков, прошел все ступени штурманской лестницы.

Когда я принимал «Адмирала Макарова», Антохин был на ледоколе третьим помощником капитана... Потом он работал с Ю. П. Филичевым, Н. Ф. Инюшкиным, В. А. Холоденко — у каждого из них было чему поучиться.

В команде он всегда пользовался авторитетом, умел ладить с людьми. Поэтому когда стал капитаном, моряки отмечали хороший микроклимат в экипаже. Пароходство ведь — «большая деревня», в силу специфики профессии люди перемещаются с судна на судно. Поэтому моряки всегда знают «кто есть кто», даже если и не довелось работать вместе.

Так вот авторитет Антохина и как специалиста, и как человека всегда был достаточно высок.

Откуда же все-таки взялось это «не должно быть жалко»? Могу только предположить. Незадолго до антарктического рейса «Владивосток» был на ремонте в Японии, и капитан решил потратить на нужды экипажа часть сэкономленной судовой валюты. Подчеркиваю: сэкономленной! (Это значит, что какую-то часть ремонта, за который надо было заплатить валютой, сделали своими силами)! На нужды экипажа, не себе в карман! Но! По тогдашним инструкциям, такое решение мог принимать только берег. Это теперь подобное называется хозяйственной инициативой, а тогда — самоуправством и прочими ругательствами. Последовало строгое партийное взыскание, предлагали даже лишить визы. Редко, очень редко ходили ледовые моряки за границу — работа у них другая! — но этот жупел «открыть-закрыть» визу был весомой дубиной в руках партийных чиновников, и что говорить, имело это значение в то наше «дефицитное» время.

Короче, на всякий случай занесли партийные органы слишком самостоятельного капитана в свои черные списки... Причем, явно это был какой-то пустяк, о котором даже тогда говорить было не очень-то ловко, поэтому проще было напустить туману: непонятно что, но что-то, наверное, есть. Кстати, это был излюбленный прием партийной власти...

Впервые в истории отечественного мореплавания к Южному полюсу через «ревущие сороковые» должен был пройти ледокол, что никакими нормативами не предусматривалось.

Трудно передать, что пришлось испытать участникам этого перехода. Один из группы журналистов, следовавших к «Сомову», известный нынче спортивный телекомментатор Виктор Гусев признается: «В какой-то момент я понял, что не хочу больше жить!» Ему вторит Артур Чилингаров: «Если бы тебе одному!» Кстати, Чилингарова тогда едва не смыло за борт, после чего по приказу капитана, были задраены все выходы из жилых и служебных помещений на палубу. Волны были с пятиэтажный дом.

Ледокол только что не кувыркался... Шторм продолжался 9 суток, пока не вошли в лед...

А уж что творилось в эти дни на «Сомове»! Как они ждали этого голоса: «Михаил Сомов»! Я «Владивосток» Как слышите меня? Здравствуйте!...»

Когда вошли в лед, температура за бортом была минус 41-42 градуса. И когда до дизель-электрохода оставалось около 170 миль, «Владивосток» сам попал в ледовую западню. Льды сомкнулись, казалось намертво... На случай длительного плена Антохин и Чилингаров принимают решение перебросить экипаж «Сомова» на «Владивосток» вертолетом... Дальше, говорят моряки, все было похоже на сказку: вдруг налетел ураган, лед сдвинулся, и ледокол высвободился из мертвых тисков. А ураган так же внезапно стих... По курсу моряки насчитали больше 50 айсбергов. На «Сомове» никто не спал, все всматривались, вслушивались в ожидании...

Моряки рассказывали, что выдержке и хладнокровию Антохина можно было подивиться. Когда уже почти продрались вместе с «Сомовым» сквозь льды и до чистой воды оставалось рукой подать, капитан приказал остановиться. Все были в недоумении: вроде опасность осталась позади. Но Геннадий Иванович приказал проверить винты. Дали команду водолазам спуститься под воду... Участники экспедиции, пережившие тяжелые месяцы ледового плена, упрашивали не терять времени и как можно скорее отходить ото льдов...

Но чутье не подвело капитана: оказалось, что одна из лопастей была почти отломана, держалась на честном слове. Отвались она — и тогда уж точно им ничего бы не помогло... Как только ледокол вывел «Сомова» из западни, ловушка снова захлопнулась, но теперь в ней никого уже не было.

За три месяца рейса на ледоколе не случилось ни одного ЧП, хотя всем досталось — и главному механику Олегу Андрусенко, и старшему помощнику капитана Павлу Сидоркину, и старшему мотористу Юрию Чембарову, и боцману Николаю Романову... Все кончилось хорошо.

Только капитан из того рейса вернулся поседевшим...

А на «Сомове» стали искать, как водится, виноватых. Капитан Родченко рассказывает, что по возвращении домой долго радоваться не дали. Была создана высокая комиссия во главе с А. А. Громыко. Капитана три месяца мытарила прокуратура. И только когда Громыко показали снимки со спутников и специалисты свидетельствовали, что там «никто не должен был остаться в живых», он сказал Родченко: «Ну ладно. Считай, что тебя Бог спас!» Хотели наказать руководство института Арктики и Антарктики за позднее открытие навигации, но обошлось.

И все-таки виновного нашли: им оказалась... станция «Русская». Ее закрыли. Теперь там работают американцы. [* прим.: сейчас станция Русская является сезонной станцией Российской антарктической Экспедиции] И когда им приходится туго, зовут на помощь наших ледокольщиков. Вот и в конце 2004 года на помощь им отправился ледокол «Красин» под командой дальневосточного капитана Виктора Ковальчука... Ковальчук тоже мой ледовый крестник. Он, можно сказать, пошел по следам Антохина: американская антарктическая станция Мак-Мердо работает на шестом континенте с 1956 года. Расположена она на берегу моря Росса — там, где шельфовый ледник Росса прижимается к подножию антарктического вулкана Эребус. Там в то время работал один американский ледокол, но с задачей явно не справлялся. Тем более, что спутниковые съемки показывали, что море Росса было забито тяжелым сплоченным льдом, в котором было впаяно несколько крупных айсбергов. А на самой крупной станции континента ждали помощи около тысячи зимовщиков. «Красин» успешно справился с заданием...

Но вернемся к эпопее «Михаил Сомов» — «Владивосток».

После разбирательств начались награждения. Капитан Родченко, летчик вертолета Лялин, начальник спасательной экспедиции Чилингаров получили Звезду Героя... Орденом Ленина был награжден ледокол «Владивосток». Ордена и медали получили все участники спасательной экспедиции. Были награждены даже журналисты. Единственного человека не оказалось в этом победном списке — капитана Антохина. Будто само собой там все сделалось, будто его и не было...

Выше мы говорили о рубцах на сердце... И сколько бы ни убеждали себя, что дело, мол не в наградах... Но когда вот так, демонстративно, одного из всех... Человек — существо общественное, и для него невыносимы такие публичные пощечины...

Правда, потом спохватились: без помпы, в рабочем порядке Антохину был вручен орден Трудового Красного Знамени. Затем была партийная конференция, на которой коммунисты пароходства избрали Геннадия Ивановича делегатом Всесоюзной партийной конференции. Сейчас уже трудно объяснить, почему в то время такое «доверие» считалось чуть ли не высшей степенью общественного признания. Но именно так и было. Мои сверстники это хорошо помнят.

А еще через 14 лет в марте 1999 года Указом президента России капитан Антохин был награжден орденом Мужества «за спасение в 1985 году советского научно-исследовательского судна «Михаил Сомов»...»

Казалось бы, справедливость восторжествовала, многие говорят, мол, лучше поздно, чем никогда... Не согласен: поздно — это и есть никогда: уже отболело сердце, уже выслушаны все искренние или фальшивые сочувствия, уже пришло другое время, другие «системы координат»...

Позднее «за выдающиеся заслуги в области изучения, освоения и использования арктических и замерзающих неарктических морей Дальнего Востока, обеспечения безопасности и развития полярных и приполярных регионов России...» Геннадий Антохин был награжден редким российским орденом «За морские заслуги», имеющим порядковый номер 7.

Браво, Капитан!
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Апрель 2010 16:31

"Михаил Сомов", апрель 2010 : 2010_04-_009.jpg
LJ сообщество "Русский Север" http://community.livejournal.com/russki ... 75628.html

daiwer : :": Стоят на рейде наши...

Напротив морского-речного вокзала в Архангельске стоит на рейде "Михаил Сомов".
"Википедия" пишет: "Судно «Михаил Сомов» — дизель-электроход, может быть использован в ледокольном варианте при толщине сплошного льда до 70 см. Названо в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908—1973). Научно-экспедиционное судно заложено 10 октября 1974 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР. Спущено на воду 28 февраля 1975 года.
В 1985 году «Михаил Сомов» награжден орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф во льдах Антарктиды и успешное освобождение из ледового плена.
По состоянию на август 2009 года судно «Михаил Сомов» находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов."



Корпус снова перекрашен - из черного в темно-синий.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Михаил Сомов. Хроника спасательной экспедиции. (1986)

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Май 2010 21:49

Фильм Михаил Сомов. Хроника спасательной экспедиции. (1986)
00:29:23 35 mm
Студия ЦСДФ (РЦСДФ)
Режиссер:Кочетков А. С.
Оператор:Горбатский В., Кочетков А. С.
Автор сценария:Кочетков А. С.
Фильм рассказывает об экспедиции судна Михаил Сомов в Антарктиду.

Встреча дизельэлектрохода Михаил Сомов в порту г. Ленинграда: экипаж, встречающие. Пресс-конференция в г. Велингтоне (Новая Зеландия) полярной экспедиции и командования ледокола Владивосток : говорят А. Чилингаров, Антохин и другие. Плывет ледокол Владивосток : машинное отделение, столовая. Совещание на ледоколе. Шторм. Теплоход Павел Корчагин . Вертолет МИ-8 взлетает с палубы ледокола. Переговоры ледокола с Михаилом Сомовым . Виды теплохода. Ледокол пробивается к Сомову . Сомов плывет. Митинг в г. Ленинграде в честь освобождения Сомова из ледового плена.

Скачать видео:
http://www.net-film.ru/f12726.mp4
http://www.net-film.ru/f12693.mp4
http://www.net-film.ru/f12518.mp4
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Май 2010 22:29

 36_САЭ_1991.jpg
Фотография из книги Кравченко Е. Д. Карпий В. М. С Антарктидой — только на «Вы»

:": 36-я САЭ, специалисты ИАС авиагруппы НЭС «Михаил Сомов», обеспечивающие полеты вертолетов в период его 175-суточного плена (с 07.07.91 по 28.12.91 г.). Слева направо: авиатехник Владимир Петрович Голов, авиатехник-бригадир Николай Петрович Сафронов, авиатехник Павел Григорьевич Ерж, авиатехник-бригадир Аркадий Устинович Григоров, руководитель группы, ведущий инженер Алексей Николаевич Бабулин.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Декабрь 2010 23:23

 ship_014.jpg
Фотогалерея сайта "Мой город - Херсон"
http://www.mycity.kherson.ua/gallery/di ... p?pid=2267
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11627
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения