Ледокол «Красин» в конвое PQ-15
Ледокол «Красин»
Место постройки Англия
Год постройки 1917
Скорость в узлах более 10,0
Дейдвейт, тыс. тонн 10,8
Род двигателя паровая машина
Род топлива твердое
Вооружение до 20 пушек и пулеметов
Капитан ледокола «Красин» М. Г. Марков
* * *
После окончания арктической навигации в ноябре 1941 года «Красин» вышел из бухты Провидения в США. Ему необходимы были капитальный ремонт и установка вооружения. Командовал в то время ледоколом капитан М. Г. Марков.
После трудного океанского перехода судно на десятые сутки благополучно прибыло в Сиэтл, а 14 декабря взяло курс к Панамскому каналу. Идти безоружными вдоль Атлантического побережья США было крайне опасно: здесь пиратствовали немецкие подводные лодки. Американских конвоев тогда еще не было. Тем не менее на одиннадцатые сутки после выхода из Панамского канала ледокол благополучно прибыл в Балтимор, где стал на ремонт.
В середине февраля 1942 года в сопровождении двух миноносцев и дирижаблей береговой обороны «Красин» последовал в Галифакс (Канада), а затем в Англию, в порт Глазго. Здесь дополнительно поставили «эрликоны» и трехдюймовые пушки. В общей сложности на борту ледокола насчитывалось 19 пушек и крупнокалиберных пулеметов. 30 апреля 1942 года в составе конвоя PQ-15, состоявшего из 25 транспортных судов и 20 кораблей охранения, «Красин» вышел из Рейкьявика для следования в северные порты Советского Союза.
— В районе острова Ян-Майен, — вспоминает бывший второй помощник капитана ледокола, ныне ветеран ледокольного флота Н. Ф. Инюшкин, — конвой обнаружили вражеские самолеты-разведчики. С этого момента мы в любую минуту ждали атак подводных лодок, надводных кораблей и самолетов противника. И ждали не напрасно.
Третьего мая наблюдающие увидели на горизонте вражеские бомбардировщики. Последовал первый выстрел, и сразу со всех судов и кораблей эскорта, как по команде, открыли шквальный огонь. Атаку отбили.
Следующий налет начался через час. Было торпедировано флагманское судно в колонне, где шел «Красин». Место погибшего занял английский пароход «Ютланд».
На следующий день рано утром на востоке появились торпедоносцы противника. Суда были готовы к бою. Все потонуло в хаосе взрывов. Небо пронизали перекрестные огневые трассы. «Красин» ощетинился высоко поднятыми стволами, он весь содрогался от выстрелов... И немцы не выдержали. Торпедоносцы отказались от прямой атаки на «Красин».
Ледокол продолжал сражаться в полную силу. В этом бою два торпедоносца были сбиты его огнем. Вдруг впереди «Красина» раздался сильный взрыв. В головное судно «Ютланд» попала торпеда. Полуют обрезало как ножом. Судно стало быстро садиться и вскоре исчезло в холодных водах Баренцева моря.
Вслед за «Ютландом» погибло от торпеды головное судно второй колонны. Но и торпедоносец получил по заслугам: от шквального огня судов конвоя он загорелся.
— На подходе к Мурманску к составу эскортирующих кораблей, — вспоминает Н. Ф. Инюшкин, — присоединились эсминцы Северного флота. Мы были восхищены активностью и боевым умением наших военных моряков. Имея большую скорость, хорошее вооружение, управляемые опытными командирами, наши эсминцы постоянно маневрировали и не подпускали вражеские самолеты и подводные лодки на дистанцию атаки.
За время перехода из 25 судов конвоя PQ-15 погибли три транспорта, были сбиты пять самолетов противника.
Во время многочисленных атак вражеских самолетов не было ни одного прямого попадания в ледокол, никаких повреждений, кроме мелких от взрывов торпед и снарядов поблизости от борта.
Наконец, 5 мая 1942 года конвой PQ-15 вошел в порт Мурманск.
На митинге, посвященном успешному выполнению важнейшего правительственного задания по перебазированию крупнейшего ледокола «Красин» в прифронтовую зону Западной Арктики, уполномоченный ГКО начальник Главсевморпути контр-адмирал И. Д. Папанин горячо приветствовал и благодарил красинцев, сумевших сохранить ледокол и благополучно привести его в порт.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении ответственного задания, 16 красинцев были награждены боевыми орденами.
Проект "Военная литература": militera.lib.ru
Издание: Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
Книга на сайте: militera.lib.ru/h/rudnev_ga/index.html
Иллюстрации: есть
OCR, правка:
Дополнительная обработка: Hoaxer (
hoaxer@mail.ru)
http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/index.html