Александр Андреев » 07 Июль 2008 19:34
Правда Севера, 28 июля 1937 г.
Экспедиция в высокие широты
проф. Р. Л. Самойлович, начальник высокоширотной экспедиции на "Садко"
Ледокольный пароход «Садко» начал уже второй рейс. Под командованием молодого капитана орденоносца Н. И. ХРАМЦОВА он идет к 6ерегам легендарной Земли Санникова. На борту «Садко»—высокоширотная экспедиция, руководимая одним из славных представителей старой ледовой гвардии—директором Всесоюзного арктического института Р. Л. САМОЙЛОВИЧЕМ отправившимся в Арктику уже в двадцать первый раз. В составе экспедиции—зимовщики будущей полярной станции на Земле Санникова или островах Де-Лонга. Они везут с собой в разобранном виде жилой дом, склад, баню, топливо, трехлетний запас продовольствия. Поход «Садко» в высокие широты Восточной Арктики—одна из интереснейших ледокольных экспедиций этого года. О ее задачах проф. Р. Л. Самойлович рассказывает в статье, написанной для «Правды Севера» накануне выхода «Садко» в море.
Третья высокоширотная экспедиция на "Садко" — одна из наиболее интересных ледокольных экспедиций, организованных в этом году Главным управлением Северного морского пути. Экспедиция эта принадлежит к числу тех полярных рейсов, осуществление которых связано со значительными трудно¬стями. Путь наш, далекий и нелегкий, лежит через воды и льды пяти морей — Белого, Баренцева, Карского, братьев Лаптевых и Восточно-Сибирского.
Выйдя из горла Белого моря, мы возьмем курс на Маточкин шар, отделяющий северный остров Новой Земли от южного. Матшаром «Садко» пройдет в Карское море,и направится к острову Диксону, где пополнит запасы угля и пресной воды. Затем мы пойдем на северо-восток, через пролив Вилькицкого выйдем в море Лаптевых и направимся к Ново-Сибирским островам. Где-то по пути к нашей экспедиции присоединится экипаж самолета СССР Н-10 во главе с летчиком Черевичным, находящийся сейчас в бухте Тикси.
По всей вероятности, мы не будем высаживаться на берега Ново-Сибирских островов. Не они интересуют нашу экспедицию, которой предстоит разрешить одну из проблем, занимающих внимание полярников уже более столетия. Где-то к северу или, вернее, к северо-востоку от острова Котельного (крупнейший остров Ново-Сибирского архипелага) лежит легендарная Земля Санникова.
Мы не уверены, что земля эта действительно существует. Boзможно, что ни к северу, ни к северо-востоку от острова Котельного мы не обнаружим ее. Если остров (или группа островов) там действительно существует, мы определим его координаты, нанесем на карту и произведем геологические исследования. Если же этой легендарной Земли не окажется (как это случилось, например, с Землей Петтермана, которую, якобы, видели к северу от острова Рудольфа и которой впоследствии, однако, не оказалось), то мы разрушим одну из полярных легенд, существующую уже в течение 127 лет, с тех пор, когда ее, якобы, видел промышленник Иван Санников.
На земле Санникова мы должны создать полярную станцию, на которой останется группа зимовщиков во главе с орденоносцем Леонидом Мухановым. Это будет самая северная в Азии полярная зимовка. Если же нам не удастся разыскать Землю Санникова, то эта полярная станция будет построена на одном из островов Де-Лонга, вероятнее всего на о. Беннета, самом западном острове этого архипелага.
Выполнив эту задачу, экспедиция на «Садко» направится еще дальше к северо-востоку, в ту часть Полярного бассейна, которую называют «районом недоступности». Там не ступала еще нога человека, там не бывало ни одно судно. Лишь пройдя возможно дальше в северо-восточный «угол» Восточной Арктики, мы повернем на запад, в обратный путь.
Второй важнейшей задачей экспедиции на «Садко» является изучение северного варианта Великого Северного морского пути. Нашей экспедиции поручено выяснить возможность рейсов с запада на восток и с востока на запад по более северной трассе, чем та, по которой рейсируют корабли теперь. Эта вторая предполагаемая трасса огибает с севера Ново-Сибирские острова.
В течение всего рейса на борту «Садко» будут вестись многочисленные научные наблюдения по геологии, метеорологии, атмосферному электричеству и т. д. Особенный интерес представляет изучение степени проникновения на восток теплых струй, вливающихся в Полярный бассейн из Атлантики. Не меньший интерес представляют работы по определению границ т. н. материковой отмели, по изучению рельефа морского дна и др. В составе экспедиции — больше 30 научных работников. Среди них — такие авторитетные полярники, как профессор - орденоносец В. Ю. Визе, являющийся моим заместителем в экспедиции по научной части, Н. И. Евгенов, заместитель начальника экспедиции по гидрографической части, профессор-орденоносец М. М. Ермолаев, который будет руководить геологическими работами экспедиции, гидрохимик-орденоносец А. Ф. Лактионов, профессор гидробиологии П. И. Усачев, зоолог орденоносец Г. П. Горбунов, военинженер первого ранга проф. И. Д. Жонголович, который будет руководить гравитационными и астрономическими работами, и др. В экспедиции принимает участие также молодежь: студент Гидрографического института Буйницкий и студенты полярной кафедры Ленинградского университета Елтышева и Шуйский, плававшие со мной в прошлогодней экспедиции на "Садко".
Покидая Архангельский порт, мы рассчитываем вернуться к его причалам через два — два с половиной месяца. В прошлом году высокоширотной экспедиции на «Садко» не удалось выполнить полностью плана порученных ей работ. Этому помешали тяжелые ледовые условия. В этом году ледовый режим, ледовая обстановка значительно благоприятнее, чем год назад. Поэтому мы надеемся, что участники экспедиции сумеют справиться с порученными нам задачами.
Борт "Садко", 25 июля