Полярная Правда, 1930, №108, 3 октября
«Книпович» до трогательности мал. Во время отлива у пристани видны лишь его свежевыкрашенные мачты и только на палубе он вырастает и принимает вид нормального 100 тонного парусного судна.
Когда работает 125-ти сильный «Болиндер» «Книпович» от кормы до носа дрожит частой и мелкой дрожью, дрожит и раскачивается, как загулявший моряк.
Столь «легкомысленное» поведение его да и размер никак не вяжутся с далеким полярным плаванием. Но это только так кажется потому, что «Книпович» привык к теплым течениям холодного океана, к айсбергам и полярной ночи и ему пожалуй было бы странно и непривычно сделать рейс примерно по маршруту Севастополь-Феодосия, итти мимо зелени крымского побережья по зеркальной сини черного моря. Он чувствовал бы там себя, как белый медведь среди крымских роз, как лопарь, запрягший в нарты верблюда.
Северный ледовитый океан, Баренцово море давно влекут к себе исследователей-энтузиастов науки.
Моряки до сих пор еще недостаточно знают о глубинах Баренцова моря, об островах, раскинутых на его поверхности, о вечнопутешествующих льдах.
Чтобы нанести на карты глубины, чтобы исследовать флоту и фауну еще не исследованных земель надо итти вперед, рискуя самым дорогим — жизнью.
Чтобы добраться до 80 параллели надо долго снаряжаться и итти в путь на мощном ледоколе типа «Красина» или «Ленина». А люди шли на маленьком 100 тонном судне до параллели 81° 20' и весь рейс их занял 21 сутки. Тут немного героизма, еще меньше романтики. Все это компенсируется точным расчетом, твердой волей, ясным умом.
Для плавания в высоких широтах необходима благоприятная погода — теплое течение Нордкап, когда мало льдов и сходит на нет возможность зимовки.
Зав. гидрологическим отделом ГОИН'а Н. Н. Зубков рассказывал:
— Я еще с прошлого года начал работать над определением погоды и ходом течения на 30 год в Баренцовом море. Расчеты мои оказались верными. Я выбрал год ранней весны, дождливого лета и теплого течения Нордкап. Нам не пришлось подобно ледоколу «Малыгину» застрять во льдах. Цель нашей поездки — заполнить карту северной части Баренцова моря и изучить грунт земель лежащих в высоких широтах.
4-го сентября «Книпович» отчалил от Александровской пристани, 8-го сентября прошел о. Надежды, 9 го острова Карла, 10-го подошли к земле Джилеса и 12-го до параллели 81° 20'. 14-го сентября экспедиция была у земли Франца Иосифа, 24-го судно отдало якорь в бухте Александровск.
Результаты работы экспедиции:
Сделано 350 промеров морских глубин.
Составлены океанографические исследования от земли Ф. Иосифа до островов Карла и от островов Карпа до Мурманска.
Описан пролив между островом Брюсса и островом Виндворта.
Собраны коллекции: Земли Франца Иосифа и островов Карла.
Этот краткий перечень можно читать иначе, примерно:
«350 промеров морских глубин» это значит, что 350 раз судно останавливалось в ветер, в шторм и люди заносили па карту глубины. «Собраны коллекции земли» — это в мороз и темь откалывать мерзлые комья земли и в лаборатории, размером своим напоминающую будку телефонного автомата, в непогоду и норд анализировать, взвешивать, распределять.
11 человек команды и 8 научных сотрудников ГОИН'а (среди них 3 женщины) совершили исключительно важную экспедицию, судно «Книпович» поставило рекорд расстояния для судов своего типа, ибо только мощные 10-ти тысячесильные ледоколы шли к этим параллелям.
Маленький «Книпович» в лед и мрак пробирался к далеким землям, к холодным водам, что потом по его пути, по проторенной им морской дороге шли многотонные «купцы» и госторговские «зверобои». Чтобы в молочный туман штурмана, измерив дно и взглянув на карту, где извилистой дорожкой цифр указана глубина, знали где они находятся, куда держать курс, чтобы притти в назначенный порт с полным грузом и невредимыми пассажирами.
Так люди советской науки, скромно и незаметно совершают большое дело, работают на пользу всего человечества, на пользу моряков всех флагов и наций.
О морских дорогах
«Книпович» до трогательности мал. Во время отлива у пристани видны лишь его свежевыкрашенные мачты и только на палубе он вырастает и принимает вид нормального 100 тонного парусного судна.
Когда работает 125-ти сильный «Болиндер» «Книпович» от кормы до носа дрожит частой и мелкой дрожью, дрожит и раскачивается, как загулявший моряк.
Столь «легкомысленное» поведение его да и размер никак не вяжутся с далеким полярным плаванием. Но это только так кажется потому, что «Книпович» привык к теплым течениям холодного океана, к айсбергам и полярной ночи и ему пожалуй было бы странно и непривычно сделать рейс примерно по маршруту Севастополь-Феодосия, итти мимо зелени крымского побережья по зеркальной сини черного моря. Он чувствовал бы там себя, как белый медведь среди крымских роз, как лопарь, запрягший в нарты верблюда.
Северный ледовитый океан, Баренцово море давно влекут к себе исследователей-энтузиастов науки.
Моряки до сих пор еще недостаточно знают о глубинах Баренцова моря, об островах, раскинутых на его поверхности, о вечнопутешествующих льдах.
Чтобы нанести на карты глубины, чтобы исследовать флоту и фауну еще не исследованных земель надо итти вперед, рискуя самым дорогим — жизнью.
Чтобы добраться до 80 параллели надо долго снаряжаться и итти в путь на мощном ледоколе типа «Красина» или «Ленина». А люди шли на маленьком 100 тонном судне до параллели 81° 20' и весь рейс их занял 21 сутки. Тут немного героизма, еще меньше романтики. Все это компенсируется точным расчетом, твердой волей, ясным умом.
Для плавания в высоких широтах необходима благоприятная погода — теплое течение Нордкап, когда мало льдов и сходит на нет возможность зимовки.
Зав. гидрологическим отделом ГОИН'а Н. Н. Зубков рассказывал:
— Я еще с прошлого года начал работать над определением погоды и ходом течения на 30 год в Баренцовом море. Расчеты мои оказались верными. Я выбрал год ранней весны, дождливого лета и теплого течения Нордкап. Нам не пришлось подобно ледоколу «Малыгину» застрять во льдах. Цель нашей поездки — заполнить карту северной части Баренцова моря и изучить грунт земель лежащих в высоких широтах.
4-го сентября «Книпович» отчалил от Александровской пристани, 8-го сентября прошел о. Надежды, 9 го острова Карла, 10-го подошли к земле Джилеса и 12-го до параллели 81° 20'. 14-го сентября экспедиция была у земли Франца Иосифа, 24-го судно отдало якорь в бухте Александровск.
Результаты работы экспедиции:
Сделано 350 промеров морских глубин.
Составлены океанографические исследования от земли Ф. Иосифа до островов Карла и от островов Карпа до Мурманска.
Описан пролив между островом Брюсса и островом Виндворта.
Собраны коллекции: Земли Франца Иосифа и островов Карла.
Этот краткий перечень можно читать иначе, примерно:
«350 промеров морских глубин» это значит, что 350 раз судно останавливалось в ветер, в шторм и люди заносили па карту глубины. «Собраны коллекции земли» — это в мороз и темь откалывать мерзлые комья земли и в лаборатории, размером своим напоминающую будку телефонного автомата, в непогоду и норд анализировать, взвешивать, распределять.
11 человек команды и 8 научных сотрудников ГОИН'а (среди них 3 женщины) совершили исключительно важную экспедицию, судно «Книпович» поставило рекорд расстояния для судов своего типа, ибо только мощные 10-ти тысячесильные ледоколы шли к этим параллелям.
Маленький «Книпович» в лед и мрак пробирался к далеким землям, к холодным водам, что потом по его пути, по проторенной им морской дороге шли многотонные «купцы» и госторговские «зверобои». Чтобы в молочный туман штурмана, измерив дно и взглянув на карту, где извилистой дорожкой цифр указана глубина, знали где они находятся, куда держать курс, чтобы притти в назначенный порт с полным грузом и невредимыми пассажирами.
Так люди советской науки, скромно и незаметно совершают большое дело, работают на пользу всего человечества, на пользу моряков всех флагов и наций.
С. Банк.