Шхуна "Белуха"

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 01 Март 2014 21:26

Один из "норвежцев", приобретенных на рубеже 20-30 гг. прошлого века для Комсеверпути. Из норвежской Википедии (http://no.wikipedia.org/wiki/%C2%ABHobby%C2%BB) можно почерпнуть следующее:

«Хобби» - грузовой корабль, построенный на верфи Dybvikens Verft в Арендале в 1919 г. Водоизмещение 266 т. Длина 130,2 ф. (39,7 м), ширина 24,4 ф. (7,4 м), осадка 12,3 ф. (3,7 м). Силовая установка – двигатель внутреннего сгорания «Болиндер» мощностью 320 л.с. В 1922 г. куплен Иваром Аустадом и перестроен на верфи Skibsverft в Тромсе. В 1922-24 гг. под командование Отто Хольма совершал рейсы вдоль северного побережья Норвегии. В 1924 г. должность капитана занял сын О.Хольма Аструп, знакомый с Р.Амундсеном. Благодаря этому «Хобби» был зафрахтован последним для участия в воздушной экспедиции к Северному полюсу 1925 г. «Хобби» доставил на Шпицберген детали гидросамолетов N-24 и N-25. В 1926 г. судно было зафрахтовано Луизой Бойд для туристической поездки на Землю Франца-Иосифа. Весной 1928 г. «Хобби» обеспечивал пребывание на Шпицбергене Хьюберта Уилкинса и Карла Бена Эйльсена. В том же году судно было вновь зафрахтовано Л.Бойд для туристического плавания в Арктику. Узнав о судьбе экспедиции Нобиле, Бойд изменила планы и предоставила судно в распоряжение норвежского правительства для участия в поисках итальянцев. «Хобби» стал плавучей базой норвежского авиаотряда в составе самолетов F-36 и F-38 (летчики Ялмар Рисер-Ларсен, Финн Лютцов-Хольм и Финн Ламбрехтс). Корабль также принял участие в поисках Р.Амундсена и других членов экипажа гидроплана «Латам». В 1930 г. корабль был приобретен советским правительством и поступил в распоряжение Комсеверпути.

Из публиковавшихся на этом портале хронологических таблиц к «Истории открытия и освоения СМП» М.И.Белова (т.3, 1918-1932 гг.) следует, что в августе – сентябре 1930 г. парусно-моторное судно «Белуха» (капитан А.К.Бурке) проследовало из Архангельска к берегам Западного Таймыра с целью прохода на реку Лену. Судно возвратилось назад, не достигнув цели. В августе – сентябре 1931 г. судно повторило попытку, но, встретив в восточной части Карского моря тяжелые льды, вновь возвратилось назад.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 01 Март 2014 21:27

Из заметки «Западно-Таймырская экспедиция Главного управления Севморпути в 1933 году».
Бюллетень Арктического института, 1933, № 11, с.330-332

Западно-Таймырская экспедиция Главного управления Севморпути 1933 г. была организована Сектором полярных авиаизысканий ГУСМП. По плану, утвержденному Коллегией ГУСМП, главным районом работ экспедиции являлся участок Северного морского пути от о-ва Диксон до мыса Челюскина. Экспедиция носила комплексный характер и включала в себя следующие партии: а) Гидрологическую – состоявшую из научных сотрудников Арктического инст-та под руководством С.К.Добронравова, б) Гидрографическую – в составе сотрудников Сибирского Гидрографического упр-я под общим руководством гидрографа А.В.Лютостанского, а также гидрографа А.В.Эверлинга; астрономические работы велись С.Н.Кравковым и Г.И.Авсюком, в) Авиаизыскательскую – в составе сотрудников Сектора полярных авиаизысканий ГУСМП, под общим руководством И.А.Ландина.
Экспедицию возглавлял начальник Сектора полярных авиаизысканий ГУСМП И.А.Ландин. Заместителем начальника экспедиции и руководителем работ на э/с «Белуха» был М.М.Сергеев.
Для обеспечения возможности выполнения весьма значительного объема работ в одну навигацию (предполагалось вести работу в течение не более 40 дней), экспедиции было предоставлено три судна:
1) Моторная шхуна «Белуха» (б. «Hobby») – 250 тонн, осадка 15 футов, скорость хода 6,5 узлов – главным образом для гидрологических работ и попутно для работ по гидрографии и авиаизысканиям в тех местах, где глубины позволяли держаться в достаточной близости к берегам; «Белуха» являлась также базой горючего, продовольствия, обмундирования и пр.имущества для других судов экспедиции ввиду малого тоннажа последних;
2) Парусно-моторный бот «Сталинец» Таймыркомбината – 80 тонн, осадка 9 футов, ход 7 узлов – главным образом для гидрографических работ;
3) Парусно-моторный бот «Гыдаямо» - 18 тонн, осадка 7 футов, ход 7 узлов – главным образом для работ по авиаизысканиям и высадке береговых партий.
31 июля шхуна «Белуха», выйдя из Архангельска и проведя попутные работы по авиаизысканиям в Белушьей губе, Мал.Кармакулах и Маточкином Шаре, 10 августа вышла в Карское море проливом Маточкин Шар.
Пройдя 150 миль в тяжелых ледовых условиях, 20 августа шхуна прибыла в бухту Диксона, куда к тому времени подошли и боты экспедиции «Сталинец» и «Гыдаямо», спустившиеся по р.Енисею из Красноярска и Игарки. К этому времени выяснилось, что оптимальная программа работ экспедиции в конкретных условиях навигации 1933 г. в восточной части Карского моря совершенно не обеспечивается ни имеющимися средствами, ни остающимся для работы временем, а именно а) боты «Сталинец» и «Гыдаямо» из-за плохого ремонта и слабости корпусов имели угрожающую течь и не были поэтому пригодны для плавания во льдах; б) сроки работ, в связи с исключительно поздним освобождением от льдов северной части Карского моря, должны были быть сокращены.
В связи с этим было принято решение ограничить на востоке район работ ботов экспедиции 93-м меридианом и только в случае особо благоприятных ледовых условий продолжать их до 95-го меридиана, т.е. до западного входа в пролив Фрама. В то же время необходимо было дать шхуне «Белуха» возможность вести гидрологические работы к северу от о-ва Диксона вплоть до о-ва Уединения с тем, чтобы в остающееся после завершения этих работ время шхуна помогла остальным судам в их работе в районе между мысом Михайлова и заливом Миддендорфа.
Боты экспедиции 23 августа вышли с о-ва Диксона и к 28 августа прибыли в район работ к мысу Михайлова, где и продолжили работу до 17 сентября.
Этапы плавания «Белухи» в восточной части Карского моря: 24 августа выход с о-ва Диксон; 24-26 августа гидрологический разрез о-в Диксон – о-в Свердрупа (4 станции с одной полусуточной), с попутными промерами. 26 августа – 3 сентября гидрологический разрез о-в Свердрупа – о-в Уединения (11 станций с одной полусуточной), с гидрографическими работами у о-вов Арктического института, Известий ЦИК и Уединения (морская и топографическая съемка, постройка знаков, промеры). 4-9 сентября переход от о-ва Уединения к о-вам Крузенштерна, с гидрологическим разрезом о-в Свердрупа – шхеры Минина (9 станций) и промеры. 10-17 сентября гидрографическая и гидрологическая работа в районе о-ва Крузенштерна – мыс Михайлова; а) постройка знака на п-ове Де-Колонга; б) постройка 2 знаков на о-вах Крузенштерна; в) 2 гидрологические станции в этом районе.
К 20 сентября все суда экспедиции возвратились в район о-ва Диксона, причем боты экспедиции пошли вверх по р.Енисею к портам своей приписки, а шхуна «Белуха» вышла в Архангельск с попутными авиаизысканиями в районе о-ва Белого и п-ова Ямала.
24 сентября «Белуха», огибая о-в Белый, в счислимых широте 73°38´N и долготе 69°44´Е, наткнулась на необследованную 15-футовую банку и при сильном волнении (ветер и волна WNW в 5 баллов) получила до 15 ударов кормой. В результате шхуна потеряла руль и получила сильную течь в машинном отделении. Откачать воду, несмотря на все принятые меры и помощь, поданную с прибывшего парохода «Аркос», не удалось и 25 сентября в 10 ч.утра «Белуха» затонула. Все материалы работ экспедиции, люди и ценное имущество были спасены.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 01 Март 2014 21:37

На Фликре лежат сканы фотоальбома «In memory of the Amundsen-Ellsworth polar flight 1925»: https://www.flickr.com/photos/preusmuse ... /comments/
Вот нарезка изображений "Хобби" из этого источника:

 Hobby_9.jpg

 Hobby_5.jpg

 Hobby_6.jpg

 Hobby_4.jpg

 Hobby_7.jpg
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 01 Март 2014 21:53

Фото кораблика из упомянутой статьи в норвежской Вики:

 Hobby_1.png


В книге С.В.Попова "Автографы на картах" есть такое фото - уже "Белухи:

 belukha.jpg


В "Штурме Севера" Макса Зингера есть крайне нечеткий снимок носовой части "Белухи", сделанный с мостика. Вот все снимки корабля, которые вашему покорному слуге удалось найти.
За 14 лет существования на борту "Хобби-Белухи" перебывала целая армия полярных героев - в этом отношении ее история уникальна. Давно вынашиваю план постройки модели кораблика. Если с обводами и архитектурой все более или менее понятно, то в части палубного оборудования и рангоута крайне необходима дополнительная информация.

 beluha.jpg


Люди добрые, споможите, чем можете! Попадались кому-нибудь снимки (гравюры, модели, наскальные изображения и т.д. и т.п.) "Белухи"?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Март 2014 09:49

Макс Зингер. Побежденное море. Очерк Карских экспедиций. С пред. П. Г. Смидовича : Советская Азия, 1932

 33.jpg
стр.29
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шхуна "Белуха"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Март 2014 10:21

© Паролов. И.В. Потери морских судов СССР в мирное время. Архангельск. 2013 г. – 199 стр., с иллюстрациями.

Парусно-моторная шхуна «БЕЛУХА»
 Гидрографическое судно «Белуха».jpg
 Парусно-моторная шхуна «Белуха» на мели. Октябрь 1933 года.jpg
Вместимость 296 брт, длина 39,68 м, ширина 7,44 м, осадка 3,75 м, 1 двухтактный 4-цилиндровый дизель мощностью 91 н.л.с.
Бывшая норвежская деревянная промысловая парусно-моторная шхуна «Hobby». Владелец J. Austad , Tromso. Построена в 1918 году на верфи AS Barbu Fabrikker Dyvik, Arendal , Норвегия. В 1930 году приобретена СССР и передана в состав Комсеверопути под названием «Белуха». С 31марта 1933 года в составе ГУСМП, Мурманск. Шхуна работала в Западно-Таймырской экспедиции ГУСМП и возвращалась в Архангельск. 25 сентября 1933 года затонула к северу от о. Белый (Карское море), после того как наскочила на необследованную банку и получила серьезные повреждения. Экипаж снял подошедший пароход «Аркос». Он же пытался буксировать шхуну, но она через полученные пробоины быстро наполнилась водой и перевернулась.


Библиотека Ивана Паролова:
http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... 9841#p9836
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 03 Март 2014 00:21

Рахмат! Хороший снимок из Зингера - вид с кормы. Шхуна еще под норвежским флагом. Интересно, что за эмблема на дымовой трубе и в каких цветах? Компанейская, очевидно. Я пытался выяснить это в музее Тромсё, оттуда написали, что не знают и переадресовали к местному знатоку морской истории Магнусу Одде. Тот молчит.

Правый снимок у Паролова - что угодно, только не "Белуха"
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Март 2014 08:02

Молибога пишет:Правый снимок у Паролова - что угодно, только не "Белуха"

А так? Верхний из Попова, нижний из Паролова.
 ГС Белуха-Попов(верху)-Паролов(внизу).jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 03 Март 2014 09:01

Нет, ну это точно "Белуха":) я к тому, что на правом снимке у Паролова судно с совершенно другой надстройкой и иным расположением грот-мачты.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Март 2014 09:21

Ну да! Опять "лево-право" - болезнь геодезистов :)
Мне кажется это может быть "Зверобой"

Изображение
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 03 Март 2014 17:43

Нет, у "Зверобоя" дымовая труба больше. К тому же, на фото аварийного "Зверобоя" у Зингера он вообще не имеет грот-мачты. "Проф.Житков"? Его изображений не видел, но в публиковавшихся вами заметках говорится, что его прибило к берегу, а пароловская посудина тонет на просторе...
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 12 Март 2014 13:59

На сайте Norwegian Maritime History Society есть целая коллекция компанейских флагов и эмблем с дымовых труб: http://www.skipet.no/skip/rederimerker. Для «Хобби» пока ничего не нашел. :( На ранних фотографиях явно черная труба с более светлым ромбом. Окантовка ромба белая (желтая?), внутри вписана латинская «Н». Странно, судя по норвецкой Вики никаких судовладельцев на Эйч у кораблика не было. В то же время шкиперами были Хольмы – может, они в какой-то момент и стали владельцами?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 09 Апрель 2014 20:36

В Российском госархиве экономики есть фонд полярного лётчика Сергея Александровича Писарева (1903-1942). В нем есть дело 8 - "Фотографии, сделанные во время Западно-Таймырской экспедиции на боте "Гыдоямо" и судне "Белуха". Листы 12 и 13 в этом деле не что иное, как снимки тонущего суденышка из упомянутой тов.Леспромхозом книги Паролова. Фото явно не старые, бумага свежая, никаких содержательных подписей нет. Интересно, в труде тов.Паролова указан источник его "тонущей "Белухи"? Владельцы книги, гляньте!
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Апрель 2014 07:22

Интересно, в труде тов.Паролова указан источник его "тонущей "Белухи"? Владельцы книги, гляньте!


Наверное лучше обратиться непосредственно к автору :)
Иван Васильевич (porollo) зарегистрирован на форуме.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 10 Апрель 2014 13:03

Отписался. Ждем-с! :)
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения