"Профессор Житков", зверобойная шхуна

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Профессор Житков", зверобойная шхуна

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Декабрь 2013 19:06

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ КОЛОНИЗАЦИИ СЕВЕРНОГО ТАЙМЫРА (XVII — ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВЕКА)
© Ф.А. Романенко

Для изучения возможностей увеличения промысла КСМП начал снаряжать научно-промысловые экспедиции. Первая из них на моторно-парусной шхуне «Профессор Житков» (командир Ю.М. Петранди, помощник-гидрограф А.И. Николаев-Пузанков) отправилась в Пясинский залив летом 1928 г. В ней принимали участие опытные промысловики Буторины, Нечаев и др., а также инструктор по белушьему промыслу норвежец Ларсен. Плавание оказалось неудачным: шхуну выбросило на камни в бухте Полынья в 20 км от Диксона. Экипаж из 22 человек занялся промыслом песца и белого медведя. Руководители экспедиции разрабатывали различные планы спасения судна, но осуществить их так и не удалось. Несколько лет шхуна служила зимовьем для промышленников.


Красный Север 1928 Среда 24 октября № 248 (2835)

 Красный Север 1928 Среда 24 октября  № 248 (2835).jpg
Шхуна „проф. Житков" потерпела аварию.
ЛЕНИНГРАД. Сегодня вечером в гидрографическом управлении получено сообщение, что научно-промысловая шхуна «Проф. Житков» потерпела аварию в Ледовитом океане, у острова Диксон. Имеются данные, что на шхуне поломан руль, появилась течь. Радио-связь с внешним миром прервалась. На шхуне 28 человек команды и научных сотрудников — геологов и зоологов. Повреждение причинено передвижкой льдов. Шхуну прибило к берегу острова Диксон. Команда выгружает продовольствие на берег. До единственного населенного места — радиостанции Диксон — 30—40 клм. По мнению гидрографа Евгенова (начальника Карской экспедиции) команда, имеющая собачьи упряжки, сумеет добраться до радиостанции, шхуне же придется зазимовать.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Профессор Житков", зверобойная шхуна. Дело было осенью.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Декабрь 2013 19:21

Копия сообщения: http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... 757#p38022

С. В. Попов. Автографы на картах
Открывая собственными бортами

 S-44-21-22 бухта Полынья.jpg
Летом 1928 года в бухте Полынья в Енисейском заливе штормом выбросило на берег шхуну «Профессор Житков». Во время зимовки капитан Каминский обморозил руки и был вывезен на оленях. Гидрограф Ю. М. Петранди, принявший командование, в навигацию вынужден был разоружить судно ввиду невозможности спасти его.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Зингер-мистика

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Декабрь 2013 20:35

:)
Макс Зингер. Штурм Севера.
ГИХЛ М.,-Л., 1932

... На верхнем мостике шхуны «Белуха», бывшей «Хобби», лежал одометр, который отсчитывал расстояние, пройденное Тессемом. Этот одометр будто злой талисман перешел от погибшего норвежца на шхуну «Житков», которая затем разбилась о камни недалеко от места гибели Тессема в бухте Полынья.
«Зверобой» взял этот одометр, передал его «Белухе» и сам сел на камни в Пясинском заливе, разыскивая водную дорогу к неслыханным платиновым и угольным богатствам Норилья.
Почти девятьсот километров прошло это колесо по земле Таймыра. Северные полярные сияния играли бликами на никелевых спицах этого хитроумного и простого прибора. Пурга заносила его сугробами. Приходила весна, солнце растапливало снег и снова оголяло камни, где лежали скелет, сумка и колесо одометра.
Заржавленное колесо говорило о людях, которые несли весть про знаменитое плавание и нашли свою смерть на черных скалах, занесенных снегом.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Профессор Житков", зверобойная шхуна

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Март 2014 20:34

Советская Сибирь, 1929, № 088 (1929-04-18)

 Советская Сибирь, 1929, № 088 (1929-04-18) ЖИТКОВ Каминский.jpg
СУДЬБА КОМАНДИРА ШХУНЫ „ЖИТКОВ"

Пешком из Усть-Енисейского порта до Дудинки
ДУДИНКА. 16. (Наш корр.). Как у нас уже сообщалось, часть команды со шхуны Комсеверопуть «Житков», потерпевшей аварию, высадились на берег. Сейчас получены сведения, что тов. Каминский — командир шхуны «Житков» и двое других застряли в Усть-Енисейском порту. Каминский сильно обморожен и эвакуируется на юг. Каминскому сделана ампутация пальцев. Состояние его здоровья теперь не внушает опасений. Вместе с Каминским находятся врач и местный старожил Кузнецов. Подвод невозможно найти — некому везти, множество больных гриппом.
• • •
Нашему сотруднику в Комсеверопути сообщили, что третьего дня они получили от Кузнецова радиограмму. Кузнецов сообщает, что из Усть-Енисейского порта он вышел в Дудинку пешком (расстояние больше 100 километров). Остальным, повидимому, из-за отсутствия подвод, придется ожидать открытия навигации, а затем отправиться вместе с тов. Каминским на пароходе до Красноярска.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Профессор Житков", зверобойная шхуна

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Май 2014 10:56

Зингер Макс. Сквозь льды в Сибирь. Очерки Карской экспедиции 1929 года.
Земля и фабрика, М.-Л., 1930

Трагедия у острова Диксон

Близ острова Диксон на камне сидела шхуна «Житков», считавшаяся погибшей. «Житков» сел на банку 13 октября 1928 года в двадцати милях восточнее Диксон, у мыса Полынья. На шхуне было 23 человека. Ученые занимались гидрографическими работами, зверопромышленники шли на белуший промысел, бить в океане белух. «Житков» 16 сентября пришел на Диксон промышлять из Архангельска. Шхуна развозила на соседние безлюдные острова, Медвежий и Долгий, промысловые избушки в готовом виде и ставила их для зверопромышленников. Тринадцатого октября «Житков» вышел с Диксона, держа курс на восток. Утром дул вест пять баллов. Вдруг поднялась снежная пурга. Не стало никакой видимости. Около мыса Полынья решили отдать якорь и отстаиваться. Пурга неожиданно стихла. И люди с «Житкова» увидели берег.
Но ветер усилился и доходил до десяти баллов. На океане поднялся шторм. Океанская волна била деревянную шхуну. Канаты якоря были вытравлены полностью. «Житковы отстаивался ют шторма, держась против волны, работая всеми машинами. До шести часов вечера шла борьба за жизнь с разошедшимся морем. Но не выдержали ни машины, ни якорь штормового напора. «Житкова» стало дрейфовать, и не прошло мгновения — шхуну потряс первый удар о камни. Сперва «Житков» ударился кормой. Затем удары послышались у фок и гротмачт. Вода проникла в трюм, затопила машины. Спасаться на шлюпках было невозможно. Штормом разбило бы шлюпку в щепы. Нужно было терпеливо ждать конца. В восемь часов вечера ветер переменил направление от веста на нордвест. Мысом закрыло разбитую шхуну от ветра. Волна сразу уменьшилась, и стало спокойно на воде. А всего час тому назад валы заливали верхнюю палубу «Житкова». Машины не работали. Насосы были в бездействии, погас электрический свет.
Командование шхуны после совещания решило прежде всего спасти провизию. Чтобы осушить трюмы, необходимо было выброситься на берег: только тогда вода ушла бы из трюмов. Противоположный от шхуны берег был песчаный. Решили выбрасываться на него. Ветер дрейфовал по направлению к нему, и при небольшом управлении якорьком «Житков» 14 октября, в четыре часа утра, выбросился в двадцати двух метрах от берега.
На море появилось сало. Люди положили на сало доски и сошли на берег. Вода из трюмов ушла. На следующий день все сковало льдом. Бухта стала. Провизию, муку, консервы выбрали из трюмов. Этой провизии хватило на зимовку для всего экипажа.
«Житков» дал SOS.
Диксон ответил, что слышит сигнал о помощи. Но «Житков» был предоставлен самому себе. Никто в мире не мог ему сейчас оказать помощи. Предстояла тяжелая полярная зимовка. Впереди грозила цынга и смерть в ледяной пустыне. На шхуне зажгли лампы в полярную ночь. Паровое отопление перестало лить свое тепло по трубам. Зажглись камельки. Уголь доставали из просыревших трюмов вручную, лебедками. Патроны и порох не отсырели случайно. И зимовщики могли охотиться. За зиму убили шестнадцать белых медведей и восемьдесят песцов. Медведи близко к шхуне не подходили. Их приходилось искать на льду или в тундре.
На «Житкове» зимовал молодой радист. И вот в нескончаемую полярную ночь он добился того, что люди, оторванные от культурного мира на тысячи миль, могли слушать музыку, бой курантов на Красной площади, речи и говор людей на собраниях, съездах и волноваться отдаленным волнением культурного материка.
Артисты Москвы не знали, что их слушало, затаив дыхание, далеко-далеко, за полярным кругом, разбитое и заброшенное судно.
Каждый день поступали сводки прессы, ночью слушали концерты Берлина, Парижа. При помощи радио переписывались с родными.
Чтобы не заболеть цынгой, зимовщики занимались физической работой. Совершали большие прогулки, охотились. Только во время пурги, когда не видно было ни неба, ни земли, прогулки прекращались.
В ноябре от разрыва сердца скоропостижно скончался помощник механика А. А. Морозков. Похоронили его на мысу, в гробу, завалив могилу береговыми камнями. Оставили медную доску: «Здесь похоронен А. А. Морозков».
Командир шхуны Каминский едва не погиб однажды во время охоты, провалившись под лед. Три четверти часа он был в ледяной ванне. Командир нашел в себе мужество и силы разрезать ножом одежду и выползти на льдину. Он шел по льду на шхуну, падая от усталости и несколько раз теряя сознание. Его заметили и подобрали с отмороженными конечностями. Стали оттирать, но пальцы рук так и не отошли. Гангрена угрожала его крепкому организму. В полярную ночь с материка была снаряжена экспедиция на собаках к месту аварии, чтобы спасти от смерти командира шхуны. Врач Павлов, зимовавший в Гольчихе, в феврале 1929 года добрался до места аварии судна и сделал операцию командиру шхуны. У старого полярного волка отрезали все пальцы, оставив только большие. В банке от пикулей Каминский хранил пальцы своих рук, водивших корабли в бесстрашные плавания.
Только летом добрался Каминский до центральной Сибири.
А на шхуне, когда поднялось наконец солнце, люди продолжали все еще раскрывать опостылевшие консервы. После Каминского ушел со шхуны на шлюпке по океану с тремя матросами второй помощник капитана Я. М. Пышнов, тяжело заболевший поражением седалищного нерва. Шлюпка шла океаном двадцать миль под парусами и веслами.
Пышнов перешел на «Леонида Красина». Пышнова назначили в Комсеверпути командиром «Партизана Щетинкина». Но сейчас он был не в силах работать. Зимовка истощила его нервы и силы. На «Партизане Щетинкине» он сидел в каюте как пассажир и рассказывал эту тяжелую историю гибели корабля в Ледовитом океане.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Профессор Житков", зверобойная шхуна

Сообщение ББК-10 » 04 Апрель 2015 20:52

Власть труда 1927 № 224(2329), 30 сентября.

 Власть труда 1927 № 224(2329) (30 сент.) Шхуна ЖИТКОВ зимует в Мурманске.jpg
ШХУНА «ЖИТКОВ» ЗИМУЕТ В МУРМАНСКЕ

По сообщению Комсеверпути, зверобойная шхуна «Профессор Житков» прибыла в Мурманск со значительным опозданием против намеченного срока. Первоначально предполагалось, что шхуна пройдет до острова Диксон, чтобы, оставшись там на зимовку, вести зверобойный промысел, а летом — добычу белуги.
Как выяснилось теперь, шхуна в Карское море не отправится, а останется в Мурманске и зимой этого года будет использована на промысле тюленя в горле Белого моря. После этого она будет переброшена на западный берег Новой Земли для выполнения программы по ловле белуги, а затем будет направлена для осеннего и летнего лова в район острова Диксон.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7533
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Профессор Житков", зверобойная шхуна

Сообщение ББК-10 » 31 Январь 2016 16:30

Паролов И.В. Потери морских судов СССР в мирное время. Архангельск. 2013 г. – 199 стр., с иллюстрациями.

 ИП_ Б.Житков.jpg
Шхуна «ПРОФЕССОР Б. ЖИТКОВ»
Длина 44.0 м, ширина 10,8 м.

Бывшая американская четырехмачтовая деревянная шхуна «Verda E.Turner» принадлежавшая судоходной компании N. E. Turner, New Orleans. Построена в 1917 году на верфи Clooney Const. & Towing Co., Westlake, La. Стр. № 2. В 1920 году была продана судоходной компании Soc. Maritime Belge, Ghent, Бельгия и переименована в «Ville de Gand». В 1922 году приобретена судоходной компанией Soc. Maritime Fran?aise, La Rochelle, Франция. В 1923 году владельцем шхуна стала судоходная компания A. Sauvignon, Dunkerque, Франция. С 1925 года под названием «Willyvonne» в составе флота судовладельца A. Sauvignon, Dunkerque, Франция. В
1927 году приобретена СССР и под названием «Профессор Б. Житков» вошла в состав Комсевероморпути. 19 октября 1928 года судно штормом выбросило на берег бухты Полынья (Енисейский залив), недалеко от острова Диксон. Экипаж из 22 человек занялся промыслом песца и белого медведя.
Руководители экспедиции разрабатывали различные планы спасения судна, но осуществить их так и не удалось. Несколько лет шхуна служила зимовьем для промышленников.


 СО-06-1928 - 0005.jpg
Фотография С. Дмитриев: Итин Вивиан. Спасение Печонкина.
Сибирские огни, №6, 1928.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7533
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Профессор Житков", зверобойная шхуна

Сообщение ББК-10 » 31 Январь 2016 16:53

Итин Вивиан. Спасение Печонкина.
Сибирские огни, №6, 1928.

с.132-133

...Мы остановились в гостинице «Мурманск». Сначала «все шло хорошо». Мы платили грабительскому учреждению по семь рублей в сутки за номер и ждали, что вот, через два-три дня, наш трехмачтовый корабль появится в Кольском заливе. Просыпаясь, мы пересчитывали все парусные суда на рейде. Каждый бот, выходивший из-за мыса, поднимал в нас «паруса надежды». Мы галлюцинировали. Потом мы стали телеграфировать.
Мы посылали телеграммы: в Гамбург, капитану Свендсену, нашему инструктору-норвежцy, который должен был привести шхуну; в Берлин — торгпредству СССР; в Новосибирск — Комитету Северного Морского Пути. Морские суда Карской экспедиции вышли из европейских портов и обогнули Норд-Кап. Тогда мы стали получать телеграммы. Капитан Свендсен телеграфировал, что моторы остановились в первый же день после выхода в море. Идя на парусах со скоростью двух узлов, он свернул в ближайшую верфь. Эта история с моторами повторялась четыре раза. Свендсен стоял в Бергене, в Тромсе, в каких-то неведомых норвежских фиордах, которых мы даже не могли найти на русских картах. Не успевал он выйти из гавани, как мы получали радиограмму, в которой неизменно повторялось: «Mostly by sailug т. е., что шхуна идет, главным образом, на парусах. Так продолжалось полтора месяца. Шхуна пришла в Мурманск вечерам 16 сентября.
Это было довольно большое моторно-парусное грузовое судно. В первую ночь мы были так рады, что даже не разглядели его толком. На следующий день мы разглядели: мы нашли на шхуне четыре (честное слово!) уборных самого комнатного устройства, которые перестали бы действовать после первого же мороза; керосиновую переносную печку, в качестве единственного отопления (каюты, за исключением капитанской, были так малы, что в них не поместилось бы даже по самому маленькому камельку); мы нашли две ванных и ни одной колонки для теплой воды; нашли «красный уголок» при кубрике и не нашли лебедки... Да всего не перечислишь, - такая фантастическая чертовщина!.. Главное, оба мотора фирмы Фербенкс требовали капитального ремонта. На пробе в Кольском заливе они дымили так, что на рейде потом целый день стояла нефтяная гарь. Мне кажется, я до сих пор еще не отмылся...
Так выглядела наша шхуна, названная в честь исследователя Я-Мала, профессора Б. Житкова, изучавшего древний путь новгородцев к устьям Оби и Таза, зверобойная шхуна, предназначавшаяся для полярного плавания и полярной зимовки у берегов Сибири. Было ли здесь сознательное вредительство — очень интересный вопрос, по-моему...
Шхуна была построена в Канаде, продана во Францию и приобретена Комитетом, как я говорил, безусловно выгодно: за две с половиной тысячи фунтов. Она должна была быть отремонтирована и приспособлена к условиям полярного плавания во льдах в одном из английских портов. Но как раз в это время европейские лорды произвели азиатский налет на советские учреждения в Лондоне... Виноват, я обмолвился: я оскорбляю азиатов... Шхуна осталась в Дюнкирхене. Ремонт был сдан с торгов французской фирме. Ну, известно, какие французы полярные мореплаватели. Они, несомненно, старались. Они снабдили шхуну всеми удобствами для прогулки в Средиземное море. Наши советские представители, принимавшие заказ...
Впрочем оставим это. Все понятно. Главное — люди. Ты понимаешь, что произошло? Мы приехали из центра Сибири, из самой сухопутной страны, в полярный европейский порт, поселились в дорогой гостинице и заявили, что ждем шхуну, на которой снова отправимся в Сибирь. Неделю мы вели деятельную жизнь. Нам верили. Мы спускались в первый этаж «Желрыбы», в «ресторан» за тем, чтобы пообедать, ну, иногда выпить, но весело и в меру. Старик помор, капитан промыслового бота, увидев, что мы жалеем водку и не хотим напоить его допьяна, шипел очень укоризненно:
— Чушинники вы, эх, чушинники!
Я, жадный до новых слов, бестактно спросил, что это значит? Помор покраснел, удивился, как это русские люди не понимают русского языка, осведомился, не еврей ли я и, наконец, объяснил, не совсем впрочем точно:
— Чушинники? Ну, как так — чушинники! Ну, скупые...
Северное сияние пересекло наискось небо над Кольским заливом. Бесшумное свечение полыхало недолго, неуверенно; но за ним, мы знали, идут черные ночи, ледяные штормы и звонкие морозы. Морские суда Карской экспедиции, погрузив сибирское сырье, прошли Маточкин Шар и, по дуге большого круга, возвращались к своим гаваням. Карское море лежало перед нами пустынное, как старое кладбище. Но, вероятно от злобы на неудачу, мы все-таки решили выйти в океан, перезимовать в одной из бухт Диксона, раньше других освобождающихся от льда, и наверстать потери в будущий зверобойный сезон. Зимой мы рассчитывали также на песцовый промысел. О том, как экспедиция будет зимовать у 74 градуса северной широты, в наших тропических каютах, как пройдет два огромных полярных меря (с драными парусами и дырявыми моторами) — мы не думали. Мы должны были доказать рентабельность промысла. Но нам повезло: Регистр не выпустил нас в море.
Инспектор составил длиннейшую «деффектную ведомость» и состав экспедиции, забыв про морской поход, занялся новыми сметами и новыми бумажными планами...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7533
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Профессор Житков", зверобойная шхуна

Сообщение ББК-10 » 07 Февраль 2020 11:14

Красный Север, 1928, №200, среда 29 августа

 Красный Север, 1928, №200  Проф. Б. ЖИТКОВ.jpg
ПО СЕВЕРНОМУ КРАЮ

ЗА БЕЛУГОЙ - В КАРСКОЕ МОРЕ

Из Архангельска на-днях вышло научно - промысловое судно «Профессор Б. Житков», держа направление в Карское море и к побережью Сибири. Цель и задачи экспедиции — всестороннее исследование и изучение промысла морского звери, главным образом, белуги в Карском море и у побережья Сибири. До настоящего времени этот вид промысла хотя и существует в Белом море, но совершенно не изучен. Экспедиция снабжена всеми новейшими орудиями лова для развития белужьего промысла
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7533
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения