18 апреля 1946г. на должность 2-го помощника капитана флагмана советского ледокольного флота ордена Ленина линейного ледокола "И. Сталин" Архангельского морского арктического пароходства ГУСМП был зачислен младший лейтенант запаса ВМФ, дватцатипятилетний Вавилов Евгений Анисимович. Командовал кораблем знаменитый "ледовый капитан", депутат Верховного Совета СССР Владимир Иванович Воронин. В школьные годы Евгения капитан Воронин был кумиром всех мальчишек; во многом он повлиял и на его решение стать капитаном-ледольщиком.
2 мая 1947г. ледокол находился на стоянке в Росте (г. Мурманск), а в октябре - уже на Диксоне.
Фото (из семейного архива) сделаны в указанных местах. На первом - Евгений Анисимович крайний слева, на втором - справа.


7 декабря 1948г. Вавилов премирован деньгами (460 рублей) за хорошее техническое состояние "И.Сталина".
С 25 марта 1949г. переведен старшим помощником капитана. Затем (по неизвстным мне причинам) - вновь переведен 2-м помощником капитана (№ и дата приказа в трудовой книжке не указаны). 30 апреля 1949г. ему объявлена благодарность по л/к "И. Сталин" за особо отличившиеся заслуги по выполнению заданий Главсевморпути. 6 ноября 1949г. объявлена благодарность за успешное выполнение заданий руководства Главсевморпути.
В 1949г. ледокол был в Тикси. В семейном архиве имеется групповой снимок с курсантами ВАМУ (Высшего арктического морского училища). В центре - капитан Воронин, справа от него (через человека) - Евгений Анисимович.

8 февраля 1950г. Евгений Анисимович получил денежную премия за перевыполнение плана навигации 4-го кв. 1949г.
15 марта 1950г. он женился на Селивановой Марии Николаевне.
Свадебное фото. Гор. Няндома Архангельской обл.

В мае - июне 1950г. "И. Сталин" находился на ремонте в Ленинграде и Кронштадте. Имеются два фото: на первом - Вавилов справа, а на втором он в своей каюте на ледоколе.


Затем корабль после ремонта пришел в Мурманск.
Фото ледокола 1950г. на стоянке в порту Мурманск перед Арктикой:

21 июля Вавилову вручено Удостоверение "Почетного полярника".
В 1950г. Воронин ходатайствует перед администрацией пароходства, рекомендуя в старпомы. В характеристике пишет: "С большим знанием дела умело организует усилия палубной команды во время ответственнейших буксировок судов морем в условиях штормовой погоды и тяжелой ледовой обстановки. По его рационализаторскому предложению на ледоколе установлено буксирное приспособление, способствующее успешной проводке судов". Такие характеристики просто так тогда не давались. И 16 августа Вавилов вновь переведен старшим помощником капитана.
Фото старпома Е.А. Вавилова на капитанском мостике ледокола. Август 1950г. Море Лаптевых. Пролив Б. Вилькицкого. Усть-Таймыр.

Фото ледокола на Большом рейде о. Диксон. "Арктика-50". 14 сентября.

18 ноября 1950г. Вавилову вновь объявлена благодарность.
1 мая 1951г. ему также была объявлена благодарность.
Фото Евгения Анисимовича с женой в каюте старпома. Весна 1951г.

8 октября 1951г. его жена - Вавилова Мария Николаевна была зачислена на должность помощника заместителя Председателя Мурманского облисполкома.
26 февраля 1952г. Евгений Анисимович награжден денежной премией, а 30 апреля ему объявлена благодарность.
Фото 1 мая 1952г. Вавилов - в центре, в кожаном плаще.
Суда шли от мыса Челюскин на Диксон. Навигация подходила к концу. И вдруг шквальный ветер со снежными зарядами, резкий перепад давления с 780 до 740 мм. остановили караван. Видимость - ноль. Иллюминаторы моментально залепило пушистым, липким снегом и сквозь молочно-матовые стекла ничего не было видно. Ледокол уперся носом в льдину, подрагивая все меньше, покуда на ходовом мостике и в штурманской рубке не воцарилась тишина. Дверь рспахнулась и на мостик глыбой ввалился Владимир Иванович., который, как обычно, стоял на крыле мостика. Раздеваясь и подойдя к столу, привычно взял в правую руку карандаш, а в левую циркуль, хотел нанести на карту точку местонахождения судна. Неожиданно как-то тяжело сник, циркуль выпал, он схватился за голову. "Принимай управление, Евгений" - промолвил он, всё больше оседая. Стоявший рядом старпом Вавилов подхватил капитана, позвал вахтенного матроса. Вместе отнесли Воронина в каюту.
Так, 12 октября 1952г. в 00.06 МСК в море Лаптевых при исполнении служебных обязанностей на верхнем мостике произошло кровоизлияние в мозг у капитана Воронина, в последствии осложнившееся уремией и воспалением легких.
"И. Сталин" стоял во льдах Карского моря в ожидании улучшения ледовой обстановки и погоды. В Москву полетела радиограмма о случившемся. Был тут же получен ответ, следовать на Диксон, самолет вылетел.
Евгений Анисимович вглядывался в иллюминатор и думал о своем капитане. Вот в такие же вынужденные стоянки, когда ледокол стоял зажатый льдами, заходил к нему в каюту Владимир Иванович. Заваривали крепкий "морской чай", вспоминали фронтовые годы. Затем капитан говорил: "Давай лучше "Ермака", а то тоску нагнали только". Евгений заводил любимую песню, Воронин баском подтягивал. Такие вечера были не редкостью. За иилюминатором беснуется пурга, ледокол подрагивает от очередного сжатия. Тысячетонная лавина пытается раздавить судно, оно кренится от напора, потом лёд не выдерживает, начинает торошиться, лишь отдельные глыбы наползают почти на палубу. Ледокол, как бы "охнув", опять занимает прежнее положение. Капитан и старпом, несмотря на разницу в возрасте в тридцать лет и то. что один был во время войны капитаном 2-го ранга и служил на надводных кораблях, а второй дослужился только до звания младшего лейтенанта и три года ходил в боевые походы на подводных лодках Северного флота, имели много общего. Оба жили в Архангельской области, окончили одну и ту же Архангельскую "мореходку". В общем, им было чем поделиться друг с другом. Старпом перенимал богатый опыт "ледового капитана", проходил "школу Воронина", происходило его становление, как штурмана ледового плавания. Теперь это уже в прошлом, но память никак не хотела вычеркнуть воспоминания, навеянные беседами с человеком, возле которого сейчас не свою вахту судовой врач Я.А. Воловик.
Зашли на Диксон. В 00.45 18 октября капитан Воронин скончался в порту в своей каюте. Тело было отправлено 20 октября самолетом в Ленинград. Прощальный звук судового тифона долго разносился среди занесенного снегом небольшого поселка со старинной пушкой на скале.
Затем ледокол еще с месяц трудился на трассе Северного морского пути, пока не пришел в Мурманск. Командование принял один из учеников Воронина, зарекомендовавший себя капитан Герман Васильевич Драницын. В дальнейшем, Вавилов многое в прфессиональном плане перенял и от него. Они стали друзьями, в дальнейшем их семьи проживали в одном доме №77 на проспекте Ленина в Мурманске, часто ходили друг к другу в гости.
Жизнь продолжалась, продолжались и арктические походы.
Приказом №196пр Минморречфлота СССР от 25 июня 1953г. Мурманское государственное морское пароходство, Архангельское арктическое пароходство и Мурманская морская контора Главсевморпути были объдинены в Мурманское государственное морское арктическоуе пароходство (МГМАП). Ледокол "И. Сталин" остался в непосредственном подчинении ГУСМП.
7 октября 1953г. в семье Вавиловых родилась дочь, которую назвали Нина. Отец находился в рейсе. Весь экипаж ледокола радовался этому событию.
Во время шторма 19 - 22 декабря 1953 года в Нагаево ледокол подвергся обмерзанию. Имеется фото от 24.12.1953г.:

28 декабря 1953г. экипаж ледокола снял с оторвавшейся льдины в Охотском море собачью упряжку; спасли двух человек.
В марте 1954 года "И. Сталин" пришел во Владивосток. Евгений Анисимович прислал семье свое фото:

И еще одно изображение ледокола (к сожалению, без даты):
13 января 1955 года Е.. Вавилов перевелся в МГМАП на должность старшего помощника капитана нового дизель-электрического ледокола "Капитан Белоусов" финской постройки, в начале года пополнившего флот пароходства.
Поздравляю всех с 70-летием ввода в строй бывшего флагмана ледокольного флота СССР ордена Ленина линейного ледокола "Иосиф Сталин"! Желаю всех благ!
23 августа 2008 года. г. Мурманск. Макарова (Вавилова) Нина Евгеньевна.
Подробности на блоге по адресу
http://blog.kp.ru/users/2508898/С уважением, Макарова (Вавилова) Нина Евгеньевна.