К. П. Сахаровский
В одиночном плавании на п/х «Обь»
Все дальше уходит в прошлое время нашей активной трудовой жизни, наших плаваний в суровых водах Севера и теплых, но не менее суровых, Юга. Все дальше в историю уходит время особенно суровых испытаний - Великой Отечественной войны. Но те, кто прошел их и кому посчастливилось выжить тогда и прожить десятки лет после ее окончания, помнят войну так, как будто она закончилась недавно. Хотя память наша удерживает и не все подробности, но главное — неколебимо.[171]
Я начал свою морскую практику в 1936 году после окончания 1 курса Ленинградского Морского техникума. На теплоход «Коми лес» пришел практикантом, а остался матросом на долгие 5 лет.
Войну я встретил на Балтике на турбоэлектроходе «Иосиф Сталин» в порту Ханко. Осенью (в октябре) участвовал в эвакуации гарнизона Ханко на Таллин и Кронштадт матросом палубной команды турбоэлектрохода.
На север попал в июне 1942 года. На пароход «Обь» пошел добровольцем в ноябре 42-го. Плавание на «Оби» для меня было и есть самым тяжелым и ярким воспоминанием о войне. И когда я, вступив в общественную организацию «Полярный конвой», получил предложение написать воспоминания, то решил приложить к своим скромным воспоминаниям копию «Политдонесения» помполита п/х «Обь» Николая Ивановича Макарова, отправленного им весной 1986 года в Генштаб Министерства обороны.
От быв. ст. лейтенанта п/х «Обь», комиссара Макарова Николая Ивановича, рожд. 1904 г. чл. КПСС с 1930г.
Политдонесение-краткое
7декабря 1942 г. п/х «Обь» (АРХ.Т-М.Фл) получил боевое задание следовать в Америку за боеприпасами для фронта, одиночным походом без военного конвоя, имея на своем борту одно 45-мм орудие и 5винтовок с патронами - - 100 шт., под укрытием полярной ночи, штормов и непогоды. По мнению специалистов п/х «Обь» имел мало шансов на возвращение. Поэтому личный состав п/х «Объ" был укомплектован не по приказу, а по своему добровольному согласию.
Архангельский Морской торговый порт снабдил углем и продовольствием только на 10 суток, вместо 30 суток, т.е. дойти мы сможем только до Исландии. Там должны получить уголь и продовольствие, если благополучно пройдем огневые точки острова Медвежий, где базируются немецкие подлодки и надводные военные корабли.
С 7 по 11 декабря 1942 г. продолжаем следовать курсом, рекомендованным Комитетом Обороны СССР по готовности № 1, при полной светомаскировке п/х «Обь». Волнение моря 4-5 баллов, снежная поземка, видимость горизонта 1-2мили. Приближаемся к о-ву Медвежий - фашистскому логову, не доходя до него 90-100 миль.
12-16 Декабря 1942 г. на наше счастье проходил сильный шторм от норд-норд-оста силою 7-8 баллов, временами и до 9 баллов. Сплошные снежные заряды, видимость ноль. [172]
13 Декабря 1942 г. В 02:00 по счислению проходим траверз о-ва Медвежий, оставляя его справа в 15-20милях, при шторме 7-8 баллов и нулевой видимости. Снежная поземка. Волнение моря сильное, волны прокатываются, заливая ют до шкафута, п/х «Обь» временами кренится до 30-40 градусов. П/х «Обь» на волне держится хорошо. Капитан Панфилов С.Д., не сбавляя хода, продолжал следовать курсом, используя штормовую погоду и плохую видимость, чтобы не только пройти о-в Медвежий, но и отойти дальше от него.
Шторм продолжался 13, 14 и 15 декабря. 16 декабря 1942 г. мы благополучно пришли в Рейкьявик, Исландия.
18 декабря получив полностью уголь и продовольствие, вышли из бухты Рейкьявик. Проложили курс на канадский порт Галифакс.
19 декабря 1942 г. Идем вдоль берегов Гренландии, оставляя их справа в 60-70милях. Поземка, видимость 0,5-1, 0миль., t -- 6°, ветер от Норд-Веста (Северо-Запада) 4-5 баллов.
22 декабря подошли к проливу Дэвиса, грозному проливу, который в это время года славится непрерывными штормами.
24 декабря 1942 г. благополучно пересекли Дэвисов пролив. При непрерывном 7-8 балльном шторме, бортовой волне с пр. борта, плохой видимости. Только когда зашли за мыс Нью-Фаундленд волны и ветер стали стихать. Команда п/х «Обь» облегченно вздохнула после длительных изнурительных штормов. Но жалоб не было. У всех была одна мысль — выполнить задание Родины.
26 декабря 1942 г. В конце дня пришли в канадский город Галифакс. Пополнили запасы топлива и продовольствия. Идем в г. Бостон.
28 декабря 1942 г. Пришли в Бостон и выгрузили свой груз -- лес. Стали на капитальный ремонт п/х «Обь».
12 мая 1943 г. согласно договора, комиссия приняла по акту п/х «Обь» из капитального ремонта, оценка —хорошо. Наносу установлено 100-мм орудие, а на корме - - 76-мм, на верхнем мостике 4 пулемета. Теперь, в случае встречи с противником, мы сможем вести бой. Команда изучает материальную часть орудий и пулеметов.
13мая приняли в виде балласта, груз олова — 200 тонн во все трюма и последовали в Нью-Йорк за военным грузом.
16мая 1943 г. прибыли в Нью-Йорк. Встали к причалу под погрузку. Консульство выясняло, какой груз принять и куда его доставить, на Север или Восток. 21 мая Консульство распорядилось, чтобы мы следовали под погрузку в Сан-Франциско, где принять груз.
13 июня 1943 г. пришли в Сан-Франциско. Встали под погрузку боезапасов. 16 Июня закончили погрузку боезапасов. Приняли полные трюма и взяли палубный груз -- танки и самолеты. Вышли из бухты
[173]
Сан-Франциско в Тихий океан и проложили курс на Петропавловск-Камчатский через Алеутские острова, пролив Харбер.
29 июня 1943 г. благополучно пришли в Петропавловск и оформили документы и карантин.
5 июля 1943 г. прибыли во Владивосток (в пр. Лаперуза нас задержал японский сторожевик, но, по требованию капитана вынужден был пропустить нас). Во Владивостоке нас встречали с почестями с духовым оркестром в присутствии командования Морфлота и порта. Пас благодарили за выполнение боевого задания Комитета Обороны. Вся команда вышла на верхнюю палубу, поздравляли друг друга и от радости многие плакали. Боевое задание Государственного Комитета Обороны СССР выполнено. Боезапасы доставлены для фронта.
Еще история военного времени не знает такого случая, что на таком неисправном транспорте, как п/х «Обь», пройти рядом с морской базой противника и дозорами п/лодок и не быть замеченными и доставить груз по назначению.
Команда п/х «Обь» преодолела большие трудности в своем походе. Проявила стойкость, мужество, отвагу и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками. За период всего похода п/х «Обь» она закалилась, окрепла физически и морально. Сплотилась друг с другом и не имела дисциплинарных взысканий как по кораблю, так и при увольнении на берег.
Всего пройдено семь морей и два океана. Свыше 33000 огненных миль.
В очередном рейсе пароход <<Объ», при выполнении боевого задания, был торпедирован в Охотском море и затонул 6 июля 1944 г. Погиб капитан п/х «Обь» Панфилов Степан Дмитриевич. Часть команды каким-то чудом спаслась, в том числе и матрос т. Сахаровский Константин Павлович.
На основании майского 1985 года Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждениях Представляю к Правительственной награде матроса тов. Сахаровского Константина Павловича, оставшегося в живых из числа 14 человек команды п/х «Обь».
Бывший комиссар п/х «Обь», чл. КПСС с 1930 г. п/билет № 14897086 Подпись /Н. Макаров/. 17.04.86
В результате гибели судна команда осталась без руководства. Капитан погиб. Помполит Макаров Николай Иванович был списан с п/х «Обь» еще 8 июля 1943 г. по сокращению штатов. Команда разъехалась в разные города своего места жительства и была забыта.
[174]
Плавая, мы потеряли связь друг с другом. Прошли годы, и связи стали восстанавливаться. Несколько архангелогородцев первыми восстановили правду и справедливость того далекого военного плавания нашей «Оби». И, благодаря киевлянину, помполиту Макарову Н. И., заслуженно получили орден «Отечественной войны» и медаль «За оборону Советского Заполярья». Я же оказался в одиночестве, и несмотря на отчаянные попытки восстановить справедливость, до сих пор ее не добился. Однако, радует, что в нашем городе есть организация, объединяющая ветеранов-участников тех «огненных рейсов», поэтому не теряю.надежды, что в год 60-летия Победы и своего грядущего 90-летия я наконец буду удостоен медали «За оборону Советского Заполярья». Как говорится, лучше позже чем никогда!
П/х «Обь» входил в состав действующего Северного флота с 1 октября 1941 г. по 6 июля 1944 г.
12 мая 2004 г.
Об авторе:
Сахаровский Константин Павлович, 1916 г.р., участник ВОВ, плавал на судах БМП (г. Ленинград), СМИ (г. Архангельск), ДВМП (г. Владивосток) матросом, рулевым; в 1956 г. закончил Ленинградское Арктическое училище; электромехаником 1-го разряда плавал на судах Балтийского Морского пароходства до выхода на пенсию. Активный член СПб РОО «Полярный конвой».