"Атомная стратегия XXI", август 2010.
http://www.proatom.ru/files/as47.pdfСтатья: "Экспериментальный высокоширотный транзитный рейс 1978 г."
Автор: Л.Г.Цой, д.т.н., проф., зав. лабораторией ледокольной техники ЦНИИМФ, участник рейса. Санкт-Петербург.
Согласно современной концепции развития атомного ледокольного флота с учетом ожидаемого уже в ближайшей перспективе значительного роста объемов перевозок по Северному морскому пути, а также планового списания находящихся в эксплуатации стареющих ледоколов, существует потребность в создании новых атомных ледоколов двух типоразмеров. Это, в первую очередь, двухосадочные ледоколы мощностью на валах 60 МВт (ЛК-60Я), которые благодаря возможности изменения за счет жидкого балласта своей осадки смогут одновременно заменить мелкосидящие ледоколы типа «Таймыр» и трассовые ледоколы типа «Арктика». Новые ледоколы типа ЛК-60Я обеспечат надежную и эффективную круглогодичную навигацию в Западном районе Арктики. Для обеспечения сквозных транзитных перевозок по СМП в любых условиях по сезону и району в Арктике потребуется строительство сверхмощных атомных ледоколов-лидеров типа ЛК-110Я. Основные характеристики атомных ледоколов нового поколения приведены в табл. 5.
Помимо повышения надежности и безопасности эксплуатации транспортных судов в Арктике новые мощные ледоколы обеспечат значительное повышение скоростей проводок судов по трассам СМП и соответственно эффективность транзитных перевозок. Одновременно, как это можно видеть из графика на рис. 13 на примере транзитных контейнерных перевозок Северным морским путем, с помощью ледокола-лидера типа ЛК-110Я будет обеспечено за счет повышения зимних скоростей проводок судов выравнивание сроков доставки грузов независимо от времени года, что особенно важно при контейнерных перевозках, осуществляемых по графику
таблица 5: Основные характеристики перспективных ледоколов
Длина, м
наибольшая
по КВЛ
Ширина, м
наибольшая
по КВЛ
Высота борта, м
Осадка, м
по КВЛ
минимальная рабочая
Водоизмещение по КВЛ, т
Тип энергетической установки
Мощность на валах, МВт
Число гребных винтов
Скорость на чистой воде, уз
Ледопроходимость, м
Автономность по запасам топлива, сут.
Экипаж, чел.
ЛК-60Я
176,0
164,0
34,0
32,2
15,8
10,5
8,5
32 400
ЯЭУ
60
3
22,3
2,9
Неограниченная
92
ЛК-110Я
206,0
193,6
40,0
38,0
20,3
13,0
11,0
55 600
ЯЭУ
110
3
24,0
3,5
Неограниченная
127