"Кооперация", теплоход

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Кооперация", теплоход

Сообщение Леспромхоз » 27 Июль 2011 22:00

Юхан Смуул. "Ледовая книга"

 1959_2302.jpg
Прежде чем послать "Кооперацию " в Антарктику , в Главсевморпути и в Академии наук долго спорили, достаточно ли пригоден и достаточно ли мощен этот корабль для такого плавания. Многие встали на отрицательную точку зрения. Но затем "Кооперация" совершила удачный рейс в сложных и трудных условиях Северного Ледовитого океана, и споры прекратились - выбор пал на нее.
"Кооперация" - небольшой корабль. При полном грузе ее водоизмещение равно 5560 тоннам. Длина судна 103 метра, ширина 14 метров. У него имеются два дизеля марки "Man" в 1400 лошадиных сил каждый. Максимальная скорость судна (которой мы пока не достигали и, наверно, не достигнем) - 11,6 мили в час . Кроме помещения для команды, на "Кооперации" есть тридцать семь пассажирских кают общим числом на сто двадцать мест. Имеются четыре трюма. Рефрижераторные трюмы могут вместить больше тысячи тонн скоропортящихся продуктов. Рулевое управление и якорная лебедка приводятся в движение электричеством. На корабле имеется солидная радиоаппаратура, приемная и передаточная , гирокомпасы , радиолокатор. У него, что очень важно, крепкий корпус , выдерживающий давление льда. Конечно, две тысячи восемьсот лошадиных сил - это для Южного Ледовитого океана маловато. И "Кооперация " отнюдь не современное молодое судно, она скорее - средних лет или даже пожилая.
Корабль построен в 1929 году на ленинградских судоверфях , - тогда он был одним из самых современных по конструкции. С 1929 по 1937 год он
регулярно курсировал на линии Ленинград - Гавр - Лондон , перевозя пассажиров и грузы. Затем следует наиболее красочная и славная часть его биографии, в 1937 году "Кооперация" доставляла грузы республиканской Испании.
Впоследствии незримые нити прочно связывают ее с Севером и льдами.
После перелета Валерия Чкалова через Северный полюс "Кооперация " привозит из Франции в Советский Союз самолет Чкалова. Когда через Северный полюс перелетал Владимир Коккинаки, "Кооперация" работала радиомаяком . Во время Великой Отечественной войны "Кооперация" входила в состав Северного военного флота и служила базой для торпедных катеров . В 1947 -1948 годах судно возвращается к спокойной будничной жизни перевозчика пассажиров и грузов на линии Ленинград - Щецин.
В 1949-1952 годах усталый и потрепанный корабль стоял в Висмаре на капитальном ремонте . После ремонта "Кооперация" курсировала до 1954 года
между портами Балтийского моря и Западной Европы. С 1954 года она работает в Арктике . По окончании Московского фестиваля молодежи она доставила на родину делегацию Исландии.
А в 1956 году "Кооперация" отвозила в Мирный вторую комплексную антарктическую экспедицию. Сейчас она совершает второе плавание к шестому
континенту . Не так уж много кораблей, которым бы столько доверялось. Конечно , "Кооперация " могла бы быть побольше, попросторней, помощнее,
могла бы иметь дизели поновее, а скорость - выше. Словом, она могла бы быть моложе . Но опыт ее команды в шестьдесят человек, опыт ее капитана Анатолия Савельевича Янцелевича, ее испытанный во льдах корпус, неторопливое и спокойное вращение ее шеститонного винта - все это тоже чего-то стоит! Рядом с молодым и крепким человеком, который вечно торопится, вечно спешит , хорошо шагать лишь до тех пор, пока дорога легкая и приятная. Но лишь встретятся трудности и помехи, как он мрачнеет и падает духом . А наш корабль - многоопытный ходок, неторопливый, упорный и спокойный . На него можно положиться.
Аватара пользователя
Леспромхоз
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10864
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 01:17
Откуда: Петрозаводск

"Кооперация", теплоход

Сообщение Леспромхоз » 27 Июль 2011 22:08

Корабли-легенды
В истории судна история страны

Теплоход "Кооперация".<br />Фото из архива музея Мурманского морского пароходства. : Leningrad.jpg
Пожалуй, не было на Севере другого судна, которое бы так полно вобрало в свою биографию основные события советского периода истории гражданского торгового флота. Рейсы теплохода "Кооперация" были так или иначе связаны со многими событиями, о которых говорила вся страна. Потому и в памяти многих поколений моряков до сих пор живо это имя - "Кооперация".

После окончания гражданской войны советский торговый флот представлял собой довольно жалкое и неприглядное зрелище. Большая часть еще дореволюционного флота во время войны была угнана за границу. Оставшиеся же старые, до крайней степени изношенные пароходы - наследие царской России - обеспечивали всего лишь 7 процентов от общего объема грузоперевозок молодой республики. Требовалось в кратчайший срок в корне изменить это положение. 18 марта 1925 года Совет труда и обороны издает постановление о первой в истории СССР программе судостроения на пятилетний срок. Уже 1 мая в торжественной обстановке на Северной верфи в Ленинграде была заложена серия из двух рефрижераторных грузопассажирских судов. Это теплоходы "Андрей Жданов" и "Ян Рудзутак" (впоследствии "Мария Ульянова"). Вскоре верфь получила дополнительный заказ от Совторгфлота на строительство еще четырех таких же теплоходов, оснащенных мощными холодильными установками. Среди них была и "Кооперация", которая сошла со стапеля в 1928 году.
Теплоходы этой серии были одновинтовые, двухпалубные, со средней надстройкой, полуютом и полубаком. Имелись две мачты. Корпус каждого отвечал требованиям Английского Регистра Ллойда и Регистра СССР и имел усиленное крепление носовой части, руля и винта на случай плавания во льдах. Основные технико-эксплуатационные данные "Кооперации" были таковы: водоизмещение 5670 тонн, пассажировместимость 300 человек, хотя на протяжении всей жизни судна она менялась. Длина 104 метра, ширина 14.6. Теплоход приводил в движение двигатель завода "Русский дизель" мощностью 2400 лошадиных сил, обеспечивая скорость хода около 13 узлов.
"Кооперация" была зачислена на баланс Балтийского морского пароходства и почти 11 лет проработала на регулярной линии Ленинград - Гавр - Лондон. С наступлением зимы одни суда этой серии поднимались на север, до Мурманска, и продолжали совершать рейсы в порты Европы, другие спускались вниз, на юг, и выполняли перевозки между портами Черного и Средиземного морей. В 1935 году на борту "Кооперации" из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался всемирно известный писатель Алексей Толстой. В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, судно занималось перевозками добровольцев, военных специалистов, продовольствия и медикаментов. А в обратную сторону из Испании перевозили детей республиканцев. Годом позже на борту "Кооперации" из США в СССР был доставлен самолет Ант-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс.
Начало второй мировой войны застало "Кооперацию" в норвежском порту Берген, откуда по указанию Балтийского пароходства ее направили в Мурманск. Некоторое время спустя она была переоборудована в плавбазу для подводных лодок. Судно теперь стало называться "Ветер", его поставили в Оленью губу, где под прикрытием зенитных орудий экипажи подводных лодок после изнурительных походов имели возможность отдохнуть и пополнить запасы. Было все: и боевые "раны" на корпусе, и пожары, и затопления. Кстати, День Победы встретили всего лишь три судна из шести этой серии. И среди них "Кооперация".
Сразу после войны судно вернули Балтийскому пароходству. Оно несколько лет совершает регулярные рейсы на линиях Ленинград - Щецин, Ленинград-Лондон и Ленинград- Хельсинки- Стокгольм. В 1954 году, после большой модернизации в Висмаре, "Кооперация" вновь была передана в Мурманское морское пароходство. После переоборудования почти наполовину уменьшилась пассажировместимость судна. Теперь "Кооперация" могла взять на борт лишь 172 пассажира. Но при этом стали значительно комфортабельнее условия нахождения пассажиров на борту. Были обновлены каюты, камбуз, судовой ресторан и бар. Принимал судно заслуженный моряк, впоследствии известный путешественник и мастер спорта СССР по парусным плаваниям капитан Анатолий Янцелевич. Под его командованием "Кооперация" открыла первую в истории Севера арктическую пассажирскую линию Архангельск - Тикси - Певек.
В 1955 году теплоход "Кооперация" вместе с дизель-электроходом "Обь" и теплоходом "Лена" вышли из Калининграда к берегам шестого континента с первой советской антарктической экспедицией, возглавляемой Михаилом Сомовым. Впоследствии "Кооперация" неоднократно совершала рейсы к берегам Антарктиды, доставляя туда специалистов и грузы для строительства широко известного в советское время поселка "Мирный" и участников нескольких антарктических экспедиций. И конечно, встречались на борту необычные гости. Неутомимый мореход имел честь доставить в "Мирный" известного американского ученого Гордона Картрайта, который дал высокую оценку экипажу и судну. Два сезона на борту "Кооперации" к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель Юхан Смуул, написавший в плавании свою "Ледовую книгу", которая впоследствии была удостоена Ленинской премии. Эта книга переведена на 33 языка и стала своеобразным литературным памятником теплоходу.
За Полярным кругом судно проработало достаточно долго. Но годы есть годы. 40 лет для судна - это почти старость. Потому руководство министерства морского флота приняло решение, что теплоходу надо менять климат и условия жизни. И "Кооперация" уже в который раз перешла на новое "место жительства". В 1968 году теплоход был передан от Мурманского пароходства на баланс Черноморского морского и приписан к Одесскому порту. Ему установили ограничения по району плавания. Десять лет "Кооперация" обслуживала ближневосточную линию Одесса - Латакия - Бейрут - Александрия - Одесса. Моряки-ветераны наверняка хорошо помнят эти тревожные рейсы в Бейрут в середине 70-х, когда в Ливане резко обострились разногласия между христианами, мусульманами и палестинскими беженцами. Об одном из таких "огненных рейсов" "Кооперации" было рассказано в документальной повести Бориса Ременя "В чужом порту, вдали от дома", опубликованной в журнале "Морской флот". В том же 79-м году в Одесском дворце культуры моряков, что на Приморском бульваре, состоялся праздничный вечер, где чествовали "Кооперацию". Ей исполнилось уже 50 лет. И хотя редко какое судно доживает до столь преклонного возраста, биография "Кооперации" и тогда еще не завершилась.
В конце 70-х годов было создано совместное предприятие "Интерлихтер". В устье Дуная начала оборудоваться база для обработки лихтеровозов, впоследствии порт Усть-Дунайск. И вот проложен новый курс судна - на Жебриянскую бухту, где судну предстояло стать помещением для портовой администрации. На теплоходе разместили все управление порта, обустроив для этого служебно-бытовые помещения. Экипажи лихтеровозного флота Советского Дунайского пароходства и члены их семей, наверное, еще помнят этот белый со ржавыми потеками силуэт на фоне камыша, осоки и темно-зеленой морской воды. Теплоход-офис недвижимо простоял на одном и том же месте почти 10 лет.
Однако старость, неумолимая старость всегда берет свое: начали протекать клепаные швы, ржавели и гнили неухоженные надстройки и палубы. Да и разросшийся штат Усть-Дунайского порта уже не помещался в ставшие тесными помещения "Кооперации". Вскоре ей на смену пришел другой ветеран пассажирского флота "Моисей Урицкий". А для "Кооперации" проложили последний курс - на судоразделочную верфь египетского Порт-Саида. И в один из пасмурных осенних дней судно- ветеран Арктики и Антарктики, отдав швартовные канаты, с трудом оторвалось от берега ведомое чужим океанским буксиром. Затем "Кооперация" навсегда скрылась за горизонтом...


© Вячеслав КИСЛЯКОВ, капитан-наставник Мурманского морского пароходства.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 10.04.2008
Аватара пользователя
Леспромхоз
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10864
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 01:17
Откуда: Петрозаводск

"Кооперация", теплоход

Сообщение Леспромхоз » 27 Июль 2011 22:18

ВЕТЕР (до 23.11.1939 г. и с 29.12.1940 г. по 2.07.1941 г. "Кооперация")

Плавбаза "Ветер". Тип "Алексей Рыков" - 2 единицы : veter.jpg
Водоизмещение 5560 т. Размерения 104 х 14.6 х 5.8 м. ГЭУ дизельная, 2200 л.с. Скорость 10.5 узла, дальность 3500 миль. Вооружение: 4 х 76.2 мм, 4 х 45 мм, 2 х 12.7 мм пулемета. Экипаж 81 чел.
Грузо-пассажирский рефрижераторный теплоход. Заложен 18.08.1927 г. ("Северная верфь", Ленинград), спущен 14.07.1928 г., вст. в строй 6.12.1929 г. Мобилизован 23.11.1939 г. и вошел в состав СФ в качестве сторожевого корабля. 29.12.1940 г. разоружен и возвращен владельцу. 30.06.1941 г. повторно мобилизован и 2.07.1941 г. вошел в состав СФ в качестве сторожевого корабля. 29.07.1941 г. переклассифицирован в самоходную плавбазу торпедных катеров и охотников за подводными лодкам СФ. Использовался также как штабной корабль.

http://sovnavy-ww2.by.ru/depots/typ_veter.htm#veter
Аватара пользователя
Леспромхоз
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10864
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 01:17
Откуда: Петрозаводск

"Кооперация", теплоход

Сообщение Леспромхоз » 27 Июль 2011 22:34

 21.jpg
http://www.sea.infoflot.ru/ru/fleet/photo.php?id=21
Источник: Коллекция Алексея Сёмина
Опубликовано: 01.11.2005
Аватара пользователя
Леспромхоз
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10864
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 01:17
Откуда: Петрозаводск

"Кооперация", теплоход

Сообщение Bull » 15 Август 2011 01:39

Вставший на место "Кооперации" т/х "Урицкий" еще в 90х по привычке называли "Кооперацией"
 Kooperazia.jpg
Bull
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25 Февраль 2011 14:30

"Кооперация", теплоход

Сообщение Александр Кот » 12 Март 2012 22:22

 Кооперация.jpg
1-я САЭ?
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 04:00


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения