"Арктическая Звезда" № 5 (7566) май 2005 года
Военные будни «Революционера»
Андрей КАУФМАН.
К числу менее освещенных, но весьма значительных эпизодов конвойных и одиночных плаваний относятся рейсы парохода «Революционер». Построенный в начале 1936 г. в Англии как лесовоз грузоподъемностью 2900 тонн при длине 103ми ширине 14,6 м он имел машину 1750 инд.с., позволявшую развивать скорость 11 узлов. Осенью 1941 г. «Революционер» был включен в группу судов, направляемых в Англию. 21 ноября совместно с несколькими российскими и иностранными судами под командованием капитана Федора Дмитриевича Панфилова «Революционер» вышел из Мурманска. Вскоре суда оказались в зоне сильного шторма, нарушившего диспозицию каравана. Вблизи «Революционера» некоторое время находились два корвета. но затем ушли, вероятно, собирать отстающих. Преодолевая шторм, «Революционер» добрался до Скапа-Флоу, где его включили в прибрежный конвой, идущий в порт Гулль. На военной базе пароход вооружили, установив на корме 75-миллиметровую пушку, на ботдэке и мостике - четыре крупнокалиберных автомата «Эрликон», два спаренных пулемета и четыре ракетницы. В период стоянки 12 членов экипажа прошли обучение по обслуживанию установленного вооружения в бою. Вооруженный и загруженный военной техникой, «Революционер» перешел в Исландию. Здесь, в порту Рейкьявик, формировался конвой судов для России.
1 марта 1942 г. конвой, получивший кодовое название PQ-12, в количестве 16 транспортных судов вышел из Рейкьявика на Мурманск. Штормовая погода и еще не наступивший полностью полярный день благоприятствовали скрытности плавания, и все 16 судов 12 марта прибыли в Мурманск.
Город почти ежедневно бомбили фашистские самолеты, опасность для транспортов и груза была очень большой. После ускоренной выгрузки, осуществлявшейся из трюмов непосредственно на железнодорожные платформы, для продолжения перевозок по ленд-лизу был сформирован конвой QP-9. В составе этого конвоя 21 марта 1942 г. «Революционер» покинул Мурманск. Отбив в пути несколько налетов немецкой авиации, 3 апреля весь караван из шестнадцати судов прибыл в Рейкьявик.
В мае 1942 г. в Исландии стал собираться новый конвой в Россию. Здесь к месту заметить о переписке Сталина и Черчилля в начале мая 1942 г. Сталин пишет: «...около 90 пароходов, нагруженных военными материалами для СССР, застряли в настоящее время в Исландии или на подступах из Америки к Исландии... существует опасность того, что отправка этих судов может задержаться надолго из-за трудности организации конвоя, эскортируемого английскими военно-морскими силами. Считаю себя обязанным обратиться к Вам с просьбой принять все возможные меры для обеспечения прибытия всех материалов в СССР в течение мая, поскольку это чрезвычайно важно для нашего фронта». В это время в Лондоне созрело убеждение, что конвои в Россию наносят ущерб военным интересам Англии. Однако Черчилль, чтобы «уплатить цену, связанную с вкладом в дело союзников», дает указания отправить 18 мая очередной конвой, названный PQ-I6. Выход конвоя задержался на три дня, и только 21 мая 35 транспортов вышли из Рейкьявика. Большая часть судов была американской, четыре принадлежали Англии и пять - СССР. Эта группа состояла из «Аркоса», «Революционера», «Старого большевика», «Чернышевского» и «Щорса». Возможно, в группе был и шестой советский пароход - «Алма-Ата». На третьи сутки плавания конвой PQ-I6 был обнаружен противником и с 25 по 30 мая подвергался атакам немецкой авиации и подводных лодок. Атаки велись комбинированно: самолеты-торпедоносцы и подводные лодки шли на транспорты одновременно. Суда, управляемые опытными капитанами, маневрировали и вели интенсивный заградительный огонь. В отражении атак принимали участие, вместе с кораблями основного английского эскорта, польский эсминец «Гарленд» и французский корвет «Росе-лис». Но массовые атаки фашистов достигают цели: 6 транспортов потоплены авиацией и один - подводной лодкой. 29 мая конвой PQ-I6 вошел в зону действия истребительной авиации Северного флота. На предельном радиусе действия прикрывать транспорты начал 95-й полк дальних истребителей, а в ближней зоне вступил в бой второй гвардейский полк Б.Ф. Сафонова. Более суток наши самолеты барражировали над конвоем, сопровождая его в порт. Немцы провели 30 атак, и в бою, сбив три немецких самолета, 30 мая погиб летавший на самолете «Киттихаук» Б.Ф. Сафонов. В этой зоне потерь конвой не имел, и часть судов 30 мая прибыла в Мурманск. Остальные - 1 июня в Архангельск.
«Революционер» подвергся 48-ми одиночным и групповым налетам противника. Только очень слаженная работа капитана, рулевых, механиков и комендоров спасла «Революционер» от гибели.
После разгрузки танков, самолетов (перевозимых в ящиках) и радиостанций «Революционер» направили в Арктику: в Игарку и Хатангу с заходом на Диксон. 26 августа 1942 г. «Революционер» стал на якорь на рейде Диксона. У причалов стояли пароход «Кара» с грузом аммонала и ледокольный пароход «Дежнев», мобилизованный и получивший название «CKP-I9». Командование уже знало о гибели «А. Сибирякова» и готовилось к возможному заходу фашистского рейдера.
Около двух часов ночи 27 августа «Адмирал Шеер» приблизился к внешнему рейду и начал обстрел. «Революционер», стоящий на рейде, был заметной мишенью, и один из снарядов разорвался у его борта. Готовый к отпору «Революционер» ответил из своего орудия. В это время «Дежнев», отойдя от причала, двинулся к проливу навстречу рейдеру, ведя огонь. Следующий выстрел «Адмирала Шее-ра» попал в надстройку и мостик «Революционера», повредил каюту капитана и трубопровод к брашпилю. «Революционер» не мог выбрать якорь и оставался под обстрелом. «Шеер» перенес огонь на обстреливающий его «Дежнев». В это время по рейдеру ударила из 152-миллиметровых орудий береговая батарея под командованием лейтенанта Н.М. Корнякова и достигла успеха: на корме «Шеера» возник пожар. Получивший несколько пробоин в корпусе и изрешеченный осколками снарядов «Дежнев», руководимый старпомом С.А. Кротовым, поставил дымовую завесу. Это позволило «Дежневу» и освободившемуся от якоря «Революционеру» отойти в Самолетную бухту. «Адмирал Шеер» сделал вторую попытку разгромить Диксон и приблизился с севера, но точный выстрел береговой батареи попал в кормовую часть палубы рейдера, нанеся серьезные повреждения. Не добившись успеха, «Шеер» отошел, чтобы продолжить охоту в Карском море.
Бой продолжался 1 час 45 минут, но потери были велики: на «Дежневе» убиты 7 членов экипажа и 21 ранен, на «Революционере» один убит и несколько получили ранения. Дважды был ранен капитан Панфилов.
Заделав пробоины в корпусе и управляя судном с кормы ручным приводом, экипаж «Революционера» продолжил рейс в Игарку. Затем, погрузив уголь, израненный пароход пришел в Архангельск и стал на ремонт.
В конце ноября начал формироваться конвой судов для перехода на Запад. Сборным пунктом наметили Кольский залив, и 30 декабря 1942 г. караван из 14 транспортов под индексом RA-51 вышел в плавание. Постоянные зимние штормы и полярная ночь способствовали переходу, укрывая суда от противника. 11 января 1943 г. «Революционер» зашел в шотландский порт Лох-Ю и затем перешел в Глазго.
В конце января большую группу судов направили в США. В охранении шли авианосец, два крейсера, миноносцы и корветы. В Бостоне «Революционер» за два с половиной месяца получил основательный ремонт. Пароход направили в Нью-Йорк под погрузку и включили в группу судов, переводимых в Тихий океан. В Карибском море разбойничали фашистские субмарины, и 12 транспортов, идущих из Нью-Йорка в Панаму, сопровождал конвой. При подходе к Панаме не замеченная конвоем подводная лодка выпустила торпеду в «Революционера». Сигнальщик В. Карельский издали увидел ее след. Моряки «Революционера» открыли по торпеде огонь и в 100 метрах от судна сумели ее расстрелять.
Командир конвоя американский контр-адмирал объявил «Революционеру» благодарность. Пройдя канал, суда пришли в Сан-Франциско. Приняв груз авиационного бензина, «Революционер», завершая свою «кругосветку», прибыл в бухту Провидения.
Еще три рейса, в 1943 и 1944 гг., «Революционер» ходил в США под командованием капитана Панфилова.
Нельзя не сказать об этом прекрасном моряке и мужественном человеке. Федор Дмитриевич Панфилов родился в 1892 году. В 1917 г. окончил Архангельское мореходное училище и до 1920-го плавал штурманом на рыболовных судах. В 1921 году перешел в Северное пароходство и с 1936-го стал капитаном на судах «Литке», «Пинега», «И. Сталин» и других. С 1940 г. Панфилов - капитан лесовоза «Революционер». В 1959 г. вышел на пенсию. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны, Красного Знамени и многими медалями. Завершилась прекрасная жизнь этого моряка в 1968 году. В 1975-м его именем назван новый теплоход.
Андрей КАУФМАН.
- Большинство читающих о войне на море ограничиваются повестями Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» и Дэвида Ирвинга «Разгром конвоя PQ-I7». Неудивительно, что известный журналист и историк Северных конвоев Р.В. Горчаков в предисловии к сборнику «Братство Северных конвоев» написал: «Неужели в остальных семидесяти трех конвоях ничего подобного не было? Неужели их рейсы были настолько заурядны, что не заслужили внимания историков, писателей, кинематографистов, лекторов?» Кратко на вопрос Горчакова ответить нельзя.
К числу менее освещенных, но весьма значительных эпизодов конвойных и одиночных плаваний относятся рейсы парохода «Революционер». Построенный в начале 1936 г. в Англии как лесовоз грузоподъемностью 2900 тонн при длине 103ми ширине 14,6 м он имел машину 1750 инд.с., позволявшую развивать скорость 11 узлов. Осенью 1941 г. «Революционер» был включен в группу судов, направляемых в Англию. 21 ноября совместно с несколькими российскими и иностранными судами под командованием капитана Федора Дмитриевича Панфилова «Революционер» вышел из Мурманска. Вскоре суда оказались в зоне сильного шторма, нарушившего диспозицию каравана. Вблизи «Революционера» некоторое время находились два корвета. но затем ушли, вероятно, собирать отстающих. Преодолевая шторм, «Революционер» добрался до Скапа-Флоу, где его включили в прибрежный конвой, идущий в порт Гулль. На военной базе пароход вооружили, установив на корме 75-миллиметровую пушку, на ботдэке и мостике - четыре крупнокалиберных автомата «Эрликон», два спаренных пулемета и четыре ракетницы. В период стоянки 12 членов экипажа прошли обучение по обслуживанию установленного вооружения в бою. Вооруженный и загруженный военной техникой, «Революционер» перешел в Исландию. Здесь, в порту Рейкьявик, формировался конвой судов для России.
1 марта 1942 г. конвой, получивший кодовое название PQ-12, в количестве 16 транспортных судов вышел из Рейкьявика на Мурманск. Штормовая погода и еще не наступивший полностью полярный день благоприятствовали скрытности плавания, и все 16 судов 12 марта прибыли в Мурманск.
Город почти ежедневно бомбили фашистские самолеты, опасность для транспортов и груза была очень большой. После ускоренной выгрузки, осуществлявшейся из трюмов непосредственно на железнодорожные платформы, для продолжения перевозок по ленд-лизу был сформирован конвой QP-9. В составе этого конвоя 21 марта 1942 г. «Революционер» покинул Мурманск. Отбив в пути несколько налетов немецкой авиации, 3 апреля весь караван из шестнадцати судов прибыл в Рейкьявик.
В мае 1942 г. в Исландии стал собираться новый конвой в Россию. Здесь к месту заметить о переписке Сталина и Черчилля в начале мая 1942 г. Сталин пишет: «...около 90 пароходов, нагруженных военными материалами для СССР, застряли в настоящее время в Исландии или на подступах из Америки к Исландии... существует опасность того, что отправка этих судов может задержаться надолго из-за трудности организации конвоя, эскортируемого английскими военно-морскими силами. Считаю себя обязанным обратиться к Вам с просьбой принять все возможные меры для обеспечения прибытия всех материалов в СССР в течение мая, поскольку это чрезвычайно важно для нашего фронта». В это время в Лондоне созрело убеждение, что конвои в Россию наносят ущерб военным интересам Англии. Однако Черчилль, чтобы «уплатить цену, связанную с вкладом в дело союзников», дает указания отправить 18 мая очередной конвой, названный PQ-I6. Выход конвоя задержался на три дня, и только 21 мая 35 транспортов вышли из Рейкьявика. Большая часть судов была американской, четыре принадлежали Англии и пять - СССР. Эта группа состояла из «Аркоса», «Революционера», «Старого большевика», «Чернышевского» и «Щорса». Возможно, в группе был и шестой советский пароход - «Алма-Ата». На третьи сутки плавания конвой PQ-I6 был обнаружен противником и с 25 по 30 мая подвергался атакам немецкой авиации и подводных лодок. Атаки велись комбинированно: самолеты-торпедоносцы и подводные лодки шли на транспорты одновременно. Суда, управляемые опытными капитанами, маневрировали и вели интенсивный заградительный огонь. В отражении атак принимали участие, вместе с кораблями основного английского эскорта, польский эсминец «Гарленд» и французский корвет «Росе-лис». Но массовые атаки фашистов достигают цели: 6 транспортов потоплены авиацией и один - подводной лодкой. 29 мая конвой PQ-I6 вошел в зону действия истребительной авиации Северного флота. На предельном радиусе действия прикрывать транспорты начал 95-й полк дальних истребителей, а в ближней зоне вступил в бой второй гвардейский полк Б.Ф. Сафонова. Более суток наши самолеты барражировали над конвоем, сопровождая его в порт. Немцы провели 30 атак, и в бою, сбив три немецких самолета, 30 мая погиб летавший на самолете «Киттихаук» Б.Ф. Сафонов. В этой зоне потерь конвой не имел, и часть судов 30 мая прибыла в Мурманск. Остальные - 1 июня в Архангельск.
«Революционер» подвергся 48-ми одиночным и групповым налетам противника. Только очень слаженная работа капитана, рулевых, механиков и комендоров спасла «Революционер» от гибели.
После разгрузки танков, самолетов (перевозимых в ящиках) и радиостанций «Революционер» направили в Арктику: в Игарку и Хатангу с заходом на Диксон. 26 августа 1942 г. «Революционер» стал на якорь на рейде Диксона. У причалов стояли пароход «Кара» с грузом аммонала и ледокольный пароход «Дежнев», мобилизованный и получивший название «CKP-I9». Командование уже знало о гибели «А. Сибирякова» и готовилось к возможному заходу фашистского рейдера.
Около двух часов ночи 27 августа «Адмирал Шеер» приблизился к внешнему рейду и начал обстрел. «Революционер», стоящий на рейде, был заметной мишенью, и один из снарядов разорвался у его борта. Готовый к отпору «Революционер» ответил из своего орудия. В это время «Дежнев», отойдя от причала, двинулся к проливу навстречу рейдеру, ведя огонь. Следующий выстрел «Адмирала Шее-ра» попал в надстройку и мостик «Революционера», повредил каюту капитана и трубопровод к брашпилю. «Революционер» не мог выбрать якорь и оставался под обстрелом. «Шеер» перенес огонь на обстреливающий его «Дежнев». В это время по рейдеру ударила из 152-миллиметровых орудий береговая батарея под командованием лейтенанта Н.М. Корнякова и достигла успеха: на корме «Шеера» возник пожар. Получивший несколько пробоин в корпусе и изрешеченный осколками снарядов «Дежнев», руководимый старпомом С.А. Кротовым, поставил дымовую завесу. Это позволило «Дежневу» и освободившемуся от якоря «Революционеру» отойти в Самолетную бухту. «Адмирал Шеер» сделал вторую попытку разгромить Диксон и приблизился с севера, но точный выстрел береговой батареи попал в кормовую часть палубы рейдера, нанеся серьезные повреждения. Не добившись успеха, «Шеер» отошел, чтобы продолжить охоту в Карском море.
Бой продолжался 1 час 45 минут, но потери были велики: на «Дежневе» убиты 7 членов экипажа и 21 ранен, на «Революционере» один убит и несколько получили ранения. Дважды был ранен капитан Панфилов.
Заделав пробоины в корпусе и управляя судном с кормы ручным приводом, экипаж «Революционера» продолжил рейс в Игарку. Затем, погрузив уголь, израненный пароход пришел в Архангельск и стал на ремонт.
В конце ноября начал формироваться конвой судов для перехода на Запад. Сборным пунктом наметили Кольский залив, и 30 декабря 1942 г. караван из 14 транспортов под индексом RA-51 вышел в плавание. Постоянные зимние штормы и полярная ночь способствовали переходу, укрывая суда от противника. 11 января 1943 г. «Революционер» зашел в шотландский порт Лох-Ю и затем перешел в Глазго.
В конце января большую группу судов направили в США. В охранении шли авианосец, два крейсера, миноносцы и корветы. В Бостоне «Революционер» за два с половиной месяца получил основательный ремонт. Пароход направили в Нью-Йорк под погрузку и включили в группу судов, переводимых в Тихий океан. В Карибском море разбойничали фашистские субмарины, и 12 транспортов, идущих из Нью-Йорка в Панаму, сопровождал конвой. При подходе к Панаме не замеченная конвоем подводная лодка выпустила торпеду в «Революционера». Сигнальщик В. Карельский издали увидел ее след. Моряки «Революционера» открыли по торпеде огонь и в 100 метрах от судна сумели ее расстрелять.
Командир конвоя американский контр-адмирал объявил «Революционеру» благодарность. Пройдя канал, суда пришли в Сан-Франциско. Приняв груз авиационного бензина, «Революционер», завершая свою «кругосветку», прибыл в бухту Провидения.
Еще три рейса, в 1943 и 1944 гг., «Революционер» ходил в США под командованием капитана Панфилова.
Нельзя не сказать об этом прекрасном моряке и мужественном человеке. Федор Дмитриевич Панфилов родился в 1892 году. В 1917 г. окончил Архангельское мореходное училище и до 1920-го плавал штурманом на рыболовных судах. В 1921 году перешел в Северное пароходство и с 1936-го стал капитаном на судах «Литке», «Пинега», «И. Сталин» и других. С 1940 г. Панфилов - капитан лесовоза «Революционер». В 1959 г. вышел на пенсию. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны, Красного Знамени и многими медалями. Завершилась прекрасная жизнь этого моряка в 1968 году. В 1975-м его именем назван новый теплоход.