"Революционер", лесовоз

От ладьи и коча до атомохода.

"Революционер", лесовоз

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Апрель 2011 18:25

 Пароход Революционер.jpg
"Арктическая Звезда" № 5 (7566) май 2005 года

Военные будни «Революционера»
Андрей КАУФМАН.

    Большинство читающих о войне на море ограничивают­ся повестями Валентина Пику­ля «Реквием каравану PQ-17» и Дэвида Ирвинга «Разгром конвоя PQ-I7». Неудивитель­но, что известный журналист и историк Северных конвоев Р.В. Горчаков в предисловии к сборнику «Братство Север­ных конвоев» написал: «Не­ужели в остальных семидеся­ти трех конвоях ничего подоб­ного не было? Неужели их рейсы были настолько за­урядны, что не заслужили внимания историков, писате­лей, кинематографистов, лек­торов?» Кратко на вопрос Горчакова ответить нельзя.


К числу менее освещенных, но весьма значительных эпизо­дов конвойных и одиночных пла­ваний относятся рейсы парохода «Революционер». Построенный в начале 1936 г. в Англии как ле­совоз грузоподъемностью 2900 тонн при длине 103ми ширине 14,6 м он имел машину 1750 инд.с., позволявшую развивать скорость 11 узлов. Осенью 1941 г. «Революционер» был включен в группу судов, направляемых в Англию. 21 ноября совместно с несколькими российскими и ино­странными судами под командо­ванием капитана Федора Дмит­риевича Панфилова «Революци­онер» вышел из Мурманска. Вскоре суда оказались в зоне сильного шторма, нарушившего диспозицию каравана. Вблизи «Революционера» некоторое время находились два корвета. но затем ушли, вероятно, соби­рать отстающих. Преодолевая шторм, «Революционер» доб­рался до Скапа-Флоу, где его включили в прибрежный конвой, идущий в порт Гулль. На воен­ной базе пароход вооружили, ус­тановив на корме 75-миллимет­ровую пушку, на ботдэке и мос­тике - четыре крупнокалиберных автомата «Эрликон», два спа­ренных пулемета и четыре ра­кетницы. В период стоянки 12 членов экипажа прошли обуче­ние по обслуживанию установ­ленного вооружения в бою. Во­оруженный и загруженный воен­ной техникой, «Революционер» перешел в Исландию. Здесь, в порту Рейкьявик, формировался конвой судов для России.

1 марта 1942 г. конвой, полу­чивший кодовое название PQ-12, в количестве 16 транспортных су­дов вышел из Рейкьявика на Мурманск. Штормовая погода и еще не наступивший полностью полярный день благоприятство­вали скрытности плавания, и все 16 судов 12 марта прибыли в Мурманск.

Город почти ежедневно бом­били фашистские самолеты, опасность для транспортов и груза была очень большой. По­сле ускоренной выгрузки, осуще­ствлявшейся из трюмов непо­средственно на железнодорож­ные платформы, для продолже­ния перевозок по ленд-лизу был сформирован конвой QP-9. В со­ставе этого конвоя 21 марта 1942 г. «Революционер» покинул Мурманск. Отбив в пути несколь­ко налетов немецкой авиации, 3 апреля весь караван из шест­надцати судов прибыл в Рейкья­вик.

В мае 1942 г. в Исландии стал собираться новый конвой в Россию. Здесь к месту заметить о переписке Сталина и Черчилля в начале мая 1942 г. Сталин пи­шет: «...около 90 пароходов, на­груженных военными материа­лами для СССР, застряли в на­стоящее время в Исландии или на подступах из Америки к Ис­ландии... существует опасность того, что отправка этих судов мо­жет задержаться надолго из-за трудности организации конвоя, эскортируемого английскими во­енно-морскими силами. Считаю себя обязанным обратиться к Вам с просьбой принять все воз­можные меры для обеспечения прибытия всех материалов в СССР в течение мая, поскольку это чрезвычайно важно для на­шего фронта». В это время в Лондоне созрело убеждение, что конвои в Россию наносят ущерб военным интересам Англии. Од­нако Черчилль, чтобы «уплатить цену, связанную с вкладом в де­ло союзников», дает указания отправить 18 мая очередной конвой, названный PQ-I6. Выход конвоя задержался на три дня, и только 21 мая 35 транспортов вы­шли из Рейкьявика. Боль­шая часть судов была американской, четыре принадлежали Англии и пять - СССР. Эта группа состояла из «Аркоса», «Революционера», «Ста­рого большевика», «Чер­нышевского» и «Щорса». Возможно, в группе был и шестой советский пароход - «Алма-Ата». На третьи сутки плавания конвой PQ-I6 был обнаружен про­тивником и с 25 по 30 мая подвергался атакам не­мецкой авиации и подвод­ных лодок. Атаки велись комбинированно: самоле­ты-торпедоносцы и под­водные лодки шли на транспорты одновременно. Су­да, управляемые опытными ка­питанами, маневрировали и ве­ли интенсивный заградительный огонь. В отражении атак прини­мали участие, вместе с корабля­ми основного английского эскор­та, польский эсминец «Гарленд» и французский корвет «Росе-лис». Но массовые атаки фаши­стов достигают цели: 6 транс­портов потоплены авиацией и один - подводной лодкой. 29 мая конвой PQ-I6 вошел в зону действия истребительной авиа­ции Северного флота. На пре­дельном радиусе действия при­крывать транспорты начал 95-й полк дальних истребителей, а в ближней зоне вступил в бой вто­рой гвардейский полк Б.Ф. Са­фонова. Более суток наши само­леты барражировали над конво­ем, сопровождая его в порт. Немцы провели 30 атак, и в бою, сбив три немецких самолета, 30 мая погиб летавший на самоле­те «Киттихаук» Б.Ф. Сафонов. В этой зоне потерь конвой не имел, и часть судов 30 мая при­была в Мурманск. Остальные - 1 июня в Архангельск.

«Революционер» подвергся 48-ми одиночным и групповым налетам противника. Только очень слаженная работа капита­на, рулевых, механиков и комен­доров спасла «Революционер» от гибели.

После разгрузки танков, са­молетов (перевозимых в ящи­ках) и радиостанций «Революци­онер» направили в Арктику: в Игарку и Хатангу с заходом на Диксон. 26 августа 1942 г. «Рево­люционер» стал на якорь на рей­де Диксона. У причалов стояли пароход «Кара» с грузом аммо­нала и ледокольный пароход «Дежнев», мобилизованный и получивший название «CKP-I9». Командование уже знало о гибе­ли «А. Сибирякова» и готовилось к возможному заходу фашист­ского рейдера.

Около двух часов ночи 27 ав­густа «Адмирал Шеер» прибли­зился к внешнему рейду и начал обстрел. «Революционер», стоя­щий на рейде, был заметной ми­шенью, и один из снарядов разо­рвался у его борта. Готовый к от­пору «Революционер» ответил из своего орудия. В это время «Дежнев», отойдя от причала, двинулся к проливу навстречу рейдеру, ведя огонь. Следую­щий выстрел «Адмирала Шее-ра» попал в надстройку и мостик «Революционера», повредил ка­юту капитана и трубопровод к брашпилю. «Революционер» не мог выбрать якорь и оставался под обстрелом. «Шеер» перенес огонь на обстреливающий его «Дежнев». В это время по рей­деру ударила из 152-миллимет­ровых орудий береговая батарея под командованием лейтенанта Н.М. Корнякова и достигла успе­ха: на корме «Шеера» возник по­жар. Получивший несколько про­боин в корпусе и изрешеченный осколками снарядов «Дежнев», руководимый старпомом С.А. Кротовым, поставил дымовую завесу. Это позволило «Дежне­ву» и освободившемуся от якоря «Революционеру» отойти в Са­молетную бухту. «Адмирал Шеер» сделал вторую попытку раз­громить Диксон и приблизился с севера, но точный выстрел бере­говой батареи попал в кормовую часть палубы рейдера, нанеся серьезные повреждения. Не до­бившись успеха, «Шеер» ото­шел, чтобы продолжить охоту в Карском море.

Бой продолжался 1 час 45 минут, но потери были велики: на «Дежневе» убиты 7 членов экипажа и 21 ранен, на «Рево­люционере» один убит и несколько получили ране­ния. Дважды был ранен капитан Панфилов.

Заделав пробоины в корпусе и управляя суд­ном с кормы ручным при­водом, экипаж «Револю­ционера» продолжил рейс в Игарку. Затем, погрузив уголь, израненный паро­ход пришел в Архангельск и стал на ремонт.

В конце ноября начал формироваться конвой судов для перехода на За­пад. Сборным пунктом наметили Кольский залив, и 30 декабря 1942 г. кара­ван из 14 транспортов под индексом RA-51 вышел в плавание. Постоянные зимние штормы и полярная ночь спо­собствовали переходу, укрывая суда от противника. 11 января 1943 г. «Революционер» зашел в шотландский порт Лох-Ю и за­тем перешел в Глазго.

В конце января большую группу судов направили в США. В охранении шли авианосец, два крейсера, миноносцы и корветы. В Бостоне «Революционер» за два с половиной месяца получил основательный ремонт. Пароход направили в Нью-Йорк под по­грузку и включили в группу су­дов, переводимых в Тихий оке­ан. В Карибском море разбойни­чали фашистские субмарины, и 12 транспортов, идущих из Нью-Йорка в Панаму, сопровождал конвой. При подходе к Панаме не замеченная конвоем подвод­ная лодка выпустила торпеду в «Революционера». Сигнальщик В. Карельский издали увидел ее след. Моряки «Революционера» открыли по торпеде огонь и в 100 метрах от судна сумели ее расстрелять.

Командир конвоя американ­ский контр-адмирал объявил «Революционеру» благодар­ность. Пройдя канал, суда при­шли в Сан-Франциско. Приняв груз авиационного бензина, «Ре­волюционер», завершая свою «кругосветку», прибыл в бухту Провидения.

Еще три рейса, в 1943 и 1944 гг., «Революционер» ходил в США под командованием капи­тана Панфилова.

Нельзя не сказать об этом прекрасном моряке и мужест­венном человеке. Федор Дмит­риевич Панфилов родился в 1892 году. В 1917 г. окончил Ар­хангельское мореходное учили­ще и до 1920-го плавал штурма­ном на рыболовных судах. В 1921 году перешел в Северное паро­ходство и с 1936-го стал капита­ном на судах «Литке», «Пинега», «И. Сталин» и других. С 1940 г. Панфилов - капитан лесовоза «Революционер». В 1959 г. вы­шел на пенсию. Награжден орде­нами Ленина, Отечественной войны, Красного Знамени и мно­гими медалями. Завершилась прекрасная жизнь этого моряка в 1968 году. В 1975-м его име­нем назван новый теплоход.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Революционер", лесовоз

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Апрель 2011 00:38

Никандр Елагин, "Побратимы Арктики. Я прохожу этот путь однажды…" http://www.pobratimy2.ru/page.php?a=2005

... В январе 1943 года пароход «Революционер» в составе конвоя «RA-51» прибывает в английский порт Глазго. И здесь экипаж, кажется, впервые за многие сутки перевёл дыхание на спокойный ритм. На переходе судно дваж-
ды избежало вражеских торпед, удачно совершив манёвр. В конце января транспорт из Глазго совершает переход до Нью-Йорка в составе океанского конвоя. Здесь «Революционер» останавливается на два с половиной месяца, ремонтируется, вооружается. На пароходе устанавливается одна 75-миллиметровая пушка, шесть пулемётов системы «Гочкис», два спаренных пулемёта – на верхнем мостике и два – на ботдеке (один из боевых расчётов этого судна можно увидеть на снимке военных лет). В завершение Нью-Йорк загрузил «Революционера» продовольствием, и он отправляется в конвое в дальнее путешествие через Панамский канал, в Сан-Франциско загружается бочками с авиационным бензином. Во время стоянки в этом порту американцы русского происхождения пригласили русских моряков в русский клуб и передали в дар детям Сталинграда 10 тонн изюма…

… В навигацию 1943 года И.Д. Папанин побывал во многих арктических пунктах, от бухты Провидения до бухты Нарвик у побережья Таймырского полуострова. В июле начались первые проводки караванов судов через льды и … первые неприятности. В радиограмме говорилось, что грузовой пароход типа «либерти» «Войков» с грузом в 10 тысяч тонн на борту сел на камни поблизости бухты Провидения. Папанин немедленно переходит на борт парохода «Революционер», свободный от груза и отдаёт приказ капитану Ф. Панфилову идти полным ходом к Берингову проливу.
Оказалось, капитан «Войкова» И.А. Ман вёл судно в порт Провидения и в густом тумане, ошибся курсом – радиолокаторов на судах тогда ещё не было, – и с ходу судно село на камни. В средней части «либерти» пробежала предательская трещина, и малейшее промедление со спасательными работами, «Войков» мог переломиться. Синоптики предсказывали ухудшение погоды…
Срочно к обоим бортам «Войкова» пришвартовали два порожних судна – «Революционер» и «Аркос», – собрали все команды и судовые средства, сняли с работы всех, кто трудился в порту. И работа закипела. Корабельные краны «Войкова» еле успевали переносить грузы на пришвартованные суда. Десять тысяч тонн были переброшены за считанные часы. Освобождённый от груза «Войков» приподнялся высоко над водой. Чтобы корабль не разорвало по трещине, его носовую и кормовую части соединили стальными канатами, переброшенными через мачту. Буксир дал медленно передний ход, стальные тросы натянулись, как струны. «Войков» вздрогнул всем корпусом и плавно сошёл с камней на открытую воду. Раздалось оглушительное «ура». Корабль и грузы были спасены. Репутация капитана И.А. Мана – тоже. А «Революционер» на свой счёт записал ещё одно доброе дело.
…Сентябрь 1944 года. Пароход «Революционер», гружённый в США взрывчаткой, серной кислотой, военной техникой идёт Северным морским путём. На его борту груз для Норильска, груз чрезвычайно необходимый и опасный! И всё бы, как говорится, путём, если бы при проходе у мыса Челюскин путь этого огромного «взрывного устройства» не преградила немецкая подлодка. Чудом судно спаслось от прямой вражеской атаки. От вражеской торпеды «Революционера» спас СКР-29, принявший торпеду на себя. Увидев мчащуюся к «Революционеру» торпеду, моряки СКР-29 полным ходом ринулись ей наперерез и ценой многих жизней спасли находившихся на пароходе людей и груз оборонного значения. Командир героического корабля старший лейтенант М.В. Махоньков посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.
В списке погибших сторожевых кораблей обозначен «Бриллиант»: 23 сентября 1944 года, Карское море, координаты – 76°10', 87°45'. Находясь в охранении конвоя «ВД-1», торпедирован подводной лодкой «U-957» и через две минуты затонул вместе со всем экипажем. Рассказывая о судьбе одного корабля, мы вознеслись до подвига другого. Вечная память экипажу «Бриллианта» (СКР-29)! Он тоже навечно будет принадлежать славной когорте Побратимов Арктики.
Они прошли этот путь однажды… Но мы вместе с родственниками, друзьями, сослуживцами и моими читателями будем проходить этот путь многократно, чтобы осталась память для наших потомков.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Революционер", лесовоз

Сообщение Сальников Константин » 18 Апрель 2011 05:25

Иван Кукушкин пишет:
Пароход Революционер.jpg
"Арктическая Звезда" № 5 (7566) май 2005 года

Военные будни «Революционера»
Андрей КАУФМАН.

    известный журналист и историк Северных конвоев Р.В. Горчаков:


Бой продолжался 1 час 45 минут, но потери были велики: на «Дежневе» убиты 7 членов экипажа и 21 ранен, на «Рево­люционере» один убит и несколько получили ране­ния. Дважды был ранен капитан Панфилов.


К сожалению Ростислав Горчаков, здесь ошибся. Вот цитата из его книги "Удивительная Игарка":
«Мы всем экипажем хороним его [Гольма П.Н. − машинист] на игаркском кладбище. Гроб был поставлен на машину, шесть краснофлотцев шли по бокам в почётном карауле, в форме, с винтовками. На улицах к траурному шествию примкнули жители города − это был первый солдат войны, которого хоронили в Игарке прямо после боя. Опустив Петра Николаевича в могилу, дали салют. Он был замечательный человек. Не было ничего такого, чего бы не могли сделать его руки, а одновременно он был лучшим первым номером у «Эрликона» при отражении противника».

Мне удалось установить, что смерть Гольма не связана с ранением в ходе боя. Причина была в травме от удара стрелы судового крана.
В своё время я пытался связаться с Горчаковым о его неточностях в книге, :wall: но получил ответ из Игарки, что оный выехал в Австралию. Вот и читает народ о всплывающих немецких подлодках в районе Дудинки. :D
Аватара пользователя
Сальников Константин
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 05 Декабрь 2008 11:55
Откуда: п. Светлогорск (Курейская ГЭС)


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения