"Лена", дизель-электроход

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Сентябрь 2009 11:40

Головное судно серии ледокольно-транспортных судов класса УЛА тип "Лена" (строительство серии в 1954-1957)

  1. "Лена"
  2. "Енисей"
  3. "Обь"
  4. "Ангара"
  5. "Индигирка"
  6. "Байкал"

«Лена» (ЛДТ — ЛЕНА) (1953–1983)
IMO 5205954
Royal Schelde ( Flushing, Нидерланды) (зав. № 274) (? — 1953.06.25 — 1954.03.04)


Фотографии из альбома skipper-52 "Арктика прошлого века"

 0_6573_7bc15dbe_orig.jpeg
д/э.Лена у мыса Челюскина на самовыгрузке.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
 0_6576_56828882_orig.jpeg
Посмотреть на Яндекс.Фотках
 0_6580_8947d731_orig.jpeg
д/э Лена на рейде при самовыгрузке в районе Северной Земли.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
 0_668f_3a5a0446_orig.jpeg
На якорной стоянке.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Сентябрь 2009 11:44

"Освоение Антарктиды начинали поморы"
http://www.arcticregion.ru/history/mastering/766.html

... Известно, что Мурманское морское пароходство, куда перешли суда усиленного ледового класса, появилось лишь в 1967 году. Когда на построенные в Голландии дизель-электроходы "Лена" и "Обь" направлялись поморы, аргумент был один: у вас есть опыт ледового плавания. Тогда же экипажи судов узнали о планах работы в Антарктиде. "Обь" на судоремонтном заводе в Риге переоборудовали под научное судно. Оно было назначено флагманом экспедиции.

Приняв на борт группу гидрографов и полярников, погрузив в трюмы и на палубу стройматериалы, топливо, оборудование, авиатехнику, "Обь" ушла к южному континенту. 5 января 1956 года дизель-электроход достиг его берегов. Экипаж судна, члены экспедиции приступили к строительству первой советской станции "Мирный".

О дизель-электроходе "Лена" у меня особые, теплые воспоминания. Сюда после окончания мореходки я пришел четвертым помощником капитана. И хотя много лет прошло с того исторического рейса, на судне продолжали работать участники первой антарктической экспедиции - повар Александр Батурин, моторист Александр Лыжин, токарь Аркадий Шлендев. С вниманием и интересом мы, молодежь, слушали рассказы о гигантских айсбергах, о внезапных ураганах, о восьмидесятиградусных морозах. Выгрузка по 12-14 часов подряд на припайный лед, треск могучего судового корпуса при ледовых сжатиях для них были привычными. А для нас эти скромные и работящие моряки были полярными героями, настоящими покорителями Антарктиды.

14 декабря 1955 года дизель-электроход "Лена" вышел из Калининграда в рейс. Командовал судном капитан Александр Иванович Ветров, старшим механиком был наш земляк Глеб Николаевич Новгородцев. Будущим зимовщикам пришлось размещаться даже в трюме.

20 января "Лена" подошла к Антарктиде, а покинула берега шестого континента только в марте. Чтобы выгрузить около трех тысяч тонн груза, приходилось менять место стоянки, вновь и вновь подыскивать надежный лед, прокладывать по нему дороги. И бессчетное количество раз срочно сниматься со швартовых, когда рушился "причал".

Впоследствии научное судно "Обь" еще 19 раз участвовало в антарктических экспедициях. Дизель-электроход "Лена" - только дважды. У него была другая задача: выполнение снабженческих рейсов в Арктику. Экипаж за короткое заполярное лето успевал доставить грузы на острова Визе, Шмидта, Уединения и еще полтора десятка других, раскиданных в самых дальних точках Карского моря и моря Лаптевых. Он начинал продленную арктическую навигацию на линии Мурманск - Дудинка.

...

В 1960-е гг. флот Мурманского пароходства добился новых успехов. В 1965 г. была открыта зимняя Северо-Атлантическая линия между портами Западной Европы и Канады, получившая официальное наименование Арктик-Лайн. Первыми судами, проложившими эту трассу, стали дизельэлектроходы «ВолховГЭС», «Индигирка» и «Лена», прибывшие в Монреаль в январе. Транспортные суда начали активные перевозки на линии Мурманск-Куба, Ленинград-Куба. В 1966 г. теплоходом «Вацлав Воровский» была открыта арктическая круизная линия. В 1967 г. теплоход «Нововоронеж» в рекордно-короткое время прошел с грузом по Северному морскому пути по маршруту Гамбург - Япония - Мурманск. В 1969 г. открыта регулярная грузовая линия Мурманск-Дудинка - Мурманск.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Сентябрь 2009 11:56

 архив А.И. Михеева. Прислала Екатерина Макеева..jpg
 в Дудинке.jpg
Фотографии из архива А.И. Михеева
http://www.ivki.ru/kapustin/icebreaker/lena/lena.htm
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Сентябрь 2009 12:24

Государственный Архив Мурманской области
http://murmanarchiv.ru/index.php?option ... ;Itemid=28
Мурманское морское пароходство

.. Флот пароходства активно пополнялся судами нового типа, имеющими корпус усиленного ледового класса для арктического плавания и мощную дизель-электрическую силовую установку. Первое судно такого класса дизель-электроход «Лена» вошло в состав пароходства в 1954 г., следующими стали дизель-электроходы «Объ» и «Енисей». Суда принципиально нового типа позволяли повысить скорость доставки грузов, снизить себестоимость перевозок. В первых же рейсах дизель-электроход «Лена» установил рекорд, совершив первый в истории Северного морского пути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов. В 1955 г. пароходство получило первый дизель-электрический ледокол «Капитан Белоусов», в следующем году - второй - «Капитан Воронин». В 1956 г. вступил в строй дизель-электроход «ДнепроГЭС» - первый серийный транспорт отечественной постройки, предназначенный для арктических плаваний.

В последующие годы флот пароходства заметно пополнился, в том числе судами новой серии транспортных дизель-электроходов, углерудовозами, буксирными пароходами. Транспортный флот пароходства осуществлял рейсы в Центральную и Южную Америку, в Юго-восточную Азию, Австралию.

Пятидесятые годы отмечены многими достижениями экипажей судов пароходства. В 1955 г. ледокольный пароход «Ф. Литке», находясь в составе высокоширотной экспедиции достиг самой северной точки, к которой приближалось когда-либо морское судно в свободном плавании, в 1957 г. новый рекорд высокоширотного плавания установил дизель-электроход «Лена». В 1957 г. впервые была открыта экспрессная арктическая пассажирская линия Архангельск-Певек. В 1958 г. пароходство открыло грузовую линию, включающую порты Балтики и Шпицберген.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Сентябрь 2009 13:16

 15461.jpg
Электронный архив Отдела рукописей ИМЛИ РАН
http://earhiv.imli.ru/gall/img.php?f=15461
Автор: Михайлов Л.
Название: Дизельэлектроход "Лена" на пути в Антарктику
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Февраль 2011 13:11

 Лена (ЛДТ — ЛЕНА) 01.jpg
перепост с форума airbase | Baron_Gerlah | http://balancer.ru/g/p1862615

Эта фотография на shipspotting: http://www.shipspotting.com/gallery/pho ... lid=611119

:": Description: The Russian freighter Lena at Berth No.5, Port Adelaide.
Strengthened for ice, she had been in the Antarctic during the International Geophysical Year 1957/1958, taking supplies and personnel.Lena and other ships [ including her sistership Ob"> loaded at Australian ports prior to their return to Russia.She is taking on bagged wheat from both rail wagons and local ketches alongside.
Photo: Frank Finney
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Март 2011 18:22

 1067744.jpg
http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1067744#
:": photographed sailing from Cardiff in March 1973 by the late Des Harris
broken up at San Esteban de Pravia - work began 4.7.83


 0_1518e_703d5a34_-1-orig.jpg
Фотографии из альбома skipper-52 "Арктика прошлого века"
http://fotki.yandex.ru/users/skipper-52/view/86414/
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Лена", дизель-электроход

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2011 23:02

"Арктическая Звезда" №1 (7634) 28 января 2011 http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

Мурманские моряки на побережье Антарктиды
Леонид СЕЛИВЕРСТОВ, капитан дальнего плавания, участник 1-й и 2-й антарктических экспедиций 1955 - 1957 гг.

Открытие наиболее южного из известных материков
было доблестно завоевано бесстрашным Белинсгаузеном,
и это завоевание навсегда останется за русскими.

Джеймс Кларк Росс.


Сборы в путь, океанское плавание

Это было 55 лет назад - в декабре 1955 года. Два дизель-электрохода Мурманского морского пароходства «Обь» и «Лена» отправлялись в Первую антарктическую экспедицию.

Перед ними были поставлены три задачи. Первая - общее обследование и изучение совершенно неизвестного нам тогда южного континента, вторая - создание и подготовка материковых научных станций в Антарктиде к проведению 3-го международного геофизического года и третья - исследование южных полярных (антарктических) морей.

Антарктида! Суровый, обледенелый, безжизненный материк. Он был открыт почти 200 лет назад российскими моряками под руководством капитанов Ф. Белинсгаузена и М. Лазарева.

Два русских военных шлюпа «Восток» и «Мирный», проводившие научные «изыскания» в южном ледовитом океане, в январе 1820 года впервые подошли к неизвестной дотоле земле.

А спустя несколько дней открыли конкретные участки материка, которые были названы: остров Петра Великого и Земля Александра. Вновь открытый материк назвали Антарктидой.

Вслед за русскими моряками - первооткрывателями к загадочной южной земле потянулись мореплаватели других стран - в 1895 году первым на берег Антарктиды высадился норвежский исследователь Борхгре-винк, а в начале XX века отважные путешественники Руал Амундсен и англичанин Роберт Скотт добрались по ледовому панцирю Антарктиды до Южного полюса.

Но вернемся к пятидесятым годам прошлого столетия.

Каждая большая экспедиция, как правило, готовится долго и основательно. А наша отправлялась на противоположный край Земли - более 16 тысяч километров и снаряжалась особенно тщательно. Для нее выделялось все самое лучшее - могучие новейшие корабли, оснащенные современными техническими средствами судовождения, транспортные средства от самолетов и вертолетов до ездовых собак, сборные жилые домики, электростанция, радиостанция, топливо, продовольствие, большое количество различного оборудования. Все члены экспедиции были отлично экипированы.

Первым в плавание 30 ноября 1955 года вышел д/э «Обь». А 15 декабря, после окончания погрузки экспедиционных грузов, из порта Калининград отправился и наш д/э «Лена».

Был жесткий дефицит времени - в Антарктиде уже начиналось лето, и на долю экипажа выпала нелегкая и неблагодарная задача - всемерно экономить время на переходе. А тут осень - туманы в Северном море и проливе Ла-Манш, жестокий шторм в Бискайском заливе. Дальше - не легче. Осталось за кормой побережье Испании и Португалии, проложили курс на Канарские острова.

Судно быстро спускалось на юг в тропики, к экватору - подступала тропическая жара. Тогда на наших судах не было кондиционеров и горячая, влажная духота в помещениях не давала отдыха ни днем, ни ночью.

Капитан Ветров с штурманами вели судно в южные моря на максимальной скорости - иначе они не могли - в Антарктиде лето, дорог каждый день для выгрузки грузов, строительства береговой станции, начала исследовательских работ.

Эта отчаянная гонка через океан в течение почти сорока суток едва не привела нас к трагическим последствиям. На подходе к северной границе антарктических вод в условиях внезапно накрывшего тумана «Лена» с полного хода около 15 узлов (это почти 28 км в час) столкнулась с огромным айсбергом. Могучий корпус нового корабля, рассчитанный на работу в арктических льдах, да несколько скользящий «наезд» на эту страшную гору спас судно и людей от катастрофы. Отделались тяжелым глухим ударом, потрясшим весь корпус, резким креном судна около 30 градусов на борт да сокрушительным битьем посуды в кают-компании и столовой команды.

А трудный океанский переход продолжался. В штормовом режиме прошли знаменитые «ревущие сороковые» - участок южного океана между сороковым и пятидесятым градусами южной широты - с их извечными западными штормовыми непогодами. Почти трое суток дизель-электроход бился с жестоким океанским штормом. Преодолели антарктический ледовый пояс, и вдали начали вырисовываться высокие контуры загадочного, ослепительно белого материка…

На неведомой земле

И вот утром 20 января 1956 года в районе островов Хасуэлл д/э «Лена» подошел к ледовому берегу Антарктиды. Второй штурман Павлов кратко резюмировал: «Ну вот, считай половину Земли обошли - пожалуйста, Антарктида - другой конец!». А «бежали» мы до этого «конца» безостановочно, полным ходом 38 суток - впечатляет! Д/э «Обь», подошедший сюда несколькими днями ранее нас, уже «обустроился» в припае и энергично вел выгрузку. К нам на борт поднялся капитан И.А. Манн. Тепло поздоровавшись со всеми, поздравил с благополучным приходом и принялся рассказывать о первых мероприятиях экспедиции.

Так мы, мурманские моряки, первыми из россиян ступили на незнакомый берег Антарктиды.

Это был тот романтический случай, когда: «…матросы Землю открывали!». Как сказал один мудрый исследователь: «Они пришли в неизвестное, чтобы сделать его известным».

Встреча с местными «аборигенами» - пингвинами была, можно сказать, радостной и сердечной. Они потрясающе любопытны! Ну и дел у них теперь через край - всюду надо успеть поглядеть: вот огромный пароход громко гудит, там моряки на тракторе поехали - надо догнать, а рядом огромный вертолет с ревом садится на лед - тоже интересно! Пингвины бросаются толпами наперегонки туда-сюда, а в сторонке группа больших королевских пингвинов - стоят важные, надменные, чуть что не так - они тут же в позу, словно говоря: «…еще надо посмотреть, кто тут хозяин! И вообще - кто вы такие и откуда явились? …Ладно - обустраивайтесь, потом поглядим!»

Нам наблюдать за пингвинами тоже было интересно, но у моряков и экспедиционников были более важные заботы и проблемы. Лето в разгаре, припай подтаивает, обламывается. А на борту «Лены» более 5 тысяч тонн грузов. Поэтому буквально с прихода начинаем выгрузку. Работаем в две смены по 12 часов - тяжело, к концу смены валимся с ног.

Выгрузка в постоянно экстремальных условиях: разрушается припай и ледовые тракторные дороги, на зыби рвутся швартовы, осыпается ледовый барьер (позднее названный «Барьер отважных»). Да, было трудно и несколько необычно - все впервые.

День нашего прихода был омрачен первым несчастьем. Погиб один из экспедиционников с «Оби» - Иван Хмара. Пытаясь спасти завалившийся в ледовую трещину трактор, он бросился в кабину и включил скорость.

Машина резко рванула, лед проломился и Иван вместе с трактором мгновенно ушел в глубину моря. Погиб славный паренек - ему было всего двадцать лет. Теперь его именем назван остров на рейде Мирного.

На острове памятник с надписью: «Ивану Хмаре 1936 - 1956». Вечная память нашему отважному товарищу. Мы все были потрясены этой внезапной и нелепой трагедией.

А на антарктическом берегу одновременно с выгрузкой началось строительство первого поселка - основной базы советских полярников. Строили все: специалисты-строители, моряки, ученые, летчики, радисты.

Вероятно строили не всегда профессионально, но очень вдохновенно, с задором и азартом. Вообще тогда была потрясающе приподнятая, взаимно уважительная обстановка и очень благожелательные взаимоотношения между всеми участниками экспедиции.

Первые результаты работы экспедиции

И вот, менее чем через два месяца на пустынном обледенелом берегу моря Дейвиса вырос приличный поселок Мирный - обсерватория и база экспедиции. Местные острословы нарекли: «Самый южный порт Союза!». Официально поселок открыли 13 февраля 1956 года. По этому случаю состоялся митинг с участием моряков, строителей, ученых, других участников экспедиции.

С приветственно-благодарст-венными речами выступали: начальник экспедиции - герой Советского Союза, доктор географических наук Михаил Сомов, капитаны судов И.А. Ман, А.И. Ветров и другие. Был поднят государственный флаг и исполнен гимн. Мы, молодые тогда моряки, были горды и счастливы своим, пусть скромным, вкладом в это очень важное дело международного масштаба. Мы чувствовали себя полномочными представителями великой державы. И честь Родины, величие нации были для нас главными символами и высшими моральными идеалами.

А в поселке Мирный уже стояли 9 жилых домиков, кают-компания, электростанция, радиостанция, научные павильоны и лаборатории, гараж, склад. Рядом с поселком оборудовали ледовый аэродром, на нем 4 самолета и 2 вертолета.

Перед поселком обширный рейд, а на нем могучие корабли под красными флагами. Наш поселок Мирный тогда был самый большой из вновь построенных базовых поселений в Антарктиде. Оно и понятно - тогда у нас все было… немного больше! Здесь, в Мирном, оставались на первую зимовку 92 человека. Отважные полярники: ученые, инженеры, механики, летчики, радисты, обслуживающий персонал.

17 марта 1956 года, после почти двухмесячного пребывания (с 20 января) у антарктических берегов, д/э «Лена», тепло попрощавшись с начинающими зимовщиками, снялся с рейда Мирного и устремился на север, в океан. Закончился наш первый экспедиционный рейс и начался очередной коммерческий. Впереди были Австралия, Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Атлантический океан, Германия, Кильский канал, Ленинград, Мурманск. Предстояло продолжительное и тоже весьма интересное плавание. Но об этом… как-нибудь в следующий раз.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11748
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Лена", дизель-электроход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Январь 2012 22:12

Фотограф Вышкинд П.А.

 Вышкинд  П. Дизель-электроход Лена. 300-сильное ледокольное судно.jpg
 Вышкинд П Руководитель аэрометеорологич.отряда экспедиции Г.Тауберг и аэролог В.Бабарыкин готовят радиозонд (Лена).jpg
 Вышкинд П. В гирокомпасной Дизель-электрохода Лена инженер А.И.Михеев проверяет курс.jpg
 Вышкинд П. участники экспедиции корабельные повара М.З.Урясьев и А.П.Городецкий.jpg
 Вышкинд П. Лена, врач Н.Лукацкий.jpg

© Электронный архив. Отдел рукописей ИМЛИ им. А.М.Горького РАН
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Праздник Нептуна" на д/э "Лена" 1 января 1957 г. (2 КАЭ)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Март 2012 16:00

Фотографии и документы из архива Кирилина А.И.

"Праздник Нептуна на д/э "Лена" 1 января 1957 г. (2 КАЭ)

 0007.jpg
 0008.jpg
 0009.jpg
 0010.jpg

 0010А.jpg
 0011.jpg
 0011А.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Праздник Нептуна" на д/э "Лена" 1 января 1957 г. (2 КАЭ)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Март 2012 16:20

Фотографии и документы из архива Кирилина А.И.

"Праздник Нептуна на д/э "Лена" 1 января 1957 г. (2 КАЭ)

 0014a.JPG
 0015a.JPG
 0016a.JPG
 0017a.JPG
 0018a.JPG
 0019a.JPG

МИСТЕРИЯ НЕПТУНА.
Сценарный план.

Празднование состоялось I января 1957 года.
В 10 ч. дня - прохождения судном экватора, по трансляционной сети объявляется время начала праздника пересечения экватора. Все свободные от вахты приглашаются на кормовую палубу в костюмах не [при] препятствующих "крещению" /купанию в бассейне/.
Начало праздника, в торжественном стиле, извещается по трансляционной сети продолжительным боем гонга.
Когда зрители займут места, ведущий дает продолжительный сигнал губным свистком начала представления.
Над помостом, в кормовой его части, появляются сначала головы, а затем и полностью фигуры двух чертей - разведчиков, которые издали осматривают место действия и завидев капитана со свитой зовут знаками процессию Нептуна.
Раздается шум оркестра Нептуна, появляется главный, а за ним и остальные черти. Кривляясь прыгая они занимают площадку. Двое становятся по бокам трона Нептуна. Затем появляется Нептун под руку с русалкой, черти низко им кланяются и находятся в таком положении, пока Нептун не сядет на трон. Русалка останавливается рядом с троном и строит глазки главному черту, который этим явно польщен. Доктор и цирюльник становятся у трона в отдалении.
Подходит капитан со свитой /помощник с судовой ролью, буфетчица с шампанским и двое матросов с бочкой вина/. Подойдя к краю площадки, капитан, в произвольной форме, приветствует Нептуна и просит его разрешения для д/э Лена на пересечение экватора с экипажем 199 человек.

НЕПТУН: - Что за люди, кто такие?
Судно чье и грузы в нем?

КАПИТАН: - Наша родина Россия,
Мы в Антарктику плывем.

НЕПТУН: - Я, в волнах одетых пеной,
Наблюдал за вашей Леной,
Что за странный нынче год?-
Третье судно - друг за другом,
Держат путь к штормам и вьюгам,
Далеко на юг идет.
Ваши флаги мне знакомы,
Но зачем ушли из дома
В кругосветный путь такой?
Счастья ищешь или горя?
Почему волнуешь море
Нарушаешь мой покой?

КАПИТАН: - Ты послушай царь - владыка,
Да получше нас пойми-ка:
- Штурмовать страну пурги
Русским людям помоги.
Знаешь ты, что в дни былые,
Наши прадеды впервые
Проложили путь туда ...
Мы идем по их следам.
За кормой две части света
И уже в разгаре лето,
Мы спешим к концу пути.
Так что нас ты пропусти.

НЕПТУН: - Я отвагу вашу знаю:
Вы на полюсе земли
В штормовом пустынном крае
Много трудных миль прошли.
Я вас миловал в Бискае
И сегодня пропускаю
Но условие одно:
- Заплати мне, без обмана,
Дай подарок без изъяна,
Сладко - зелено вино.

Матросы, по сигналу капитана, вкатывают бочку вина на помост, а помощник капитана, открыв бутылку с шампанским, наливает бокалы, которые буфетчица на подносе предлагает Нептуну и капитану. Выпив шампанское:-

НЕПТУН: - Вот теперь другое дело-
В дальний путь ступайте смело.
Сдам я вас фортуне в руки,
Пусть хранит она в пути,
Чтоб к сокровищам науки
Поскорей ключи найти,
Чтоб "Советскую", "Восток",
Вам построить в нужный срок.
Вас минуют ветры злые,
Замолчат "сороковые",
Не сломается припай,
Покорится снежный край.

После слов Нептуна черти, под руководством главного, подкатывают бочку с вином к русалке.

Но должно быть каждый знает,
Что обычай мой такой –
Кто экватор проплывает
Не останется сухой.
Эй, вы черти удалые,
Всех, кто здесь плывет впервые
Невзирая на чины,
Искупать сейчас должны.

Черти, открыв бочку с вином, поют:
Эй, русалочка, сестрица,
Этой огненной водицы
Ты по чарочке налей
Всем, кого мы окрестили
Чтоб до Мирного доплыли
Чтоб при качке "потравили"
Чтобы все на "Лене" жили
И дружней и веселей ...

РУСАЛКА: В жизни знала я, не скрою,
Моряков из разных стран,
Но пленил меня красою
Русский богатырь Иван.

Доктор и цирюльник переходят в это время, с двумя чертями, к трапу, ведущему в бассейн и приготавливают свои атрибуты. Капитан со свитой отходят в сторону.

Русалка: Жду я жадно новой встречи,
И из вод морских всегда
Выплываю, как замечу
Ваши русские суда.
Ой, как скучно молодице
Жить без милого дружка,
Где не глянь - одна водица
Океанская тоска...
Надоел Нептун косматый
Не лежит к нему душа...
Подходи ко мне ребята
Больно водка хороша.

Вперед выходит главный черт:-
Из тропических широт
Я здесь самый главный черт.
/Обращается к чертям:-/
Эй, вы черти, господа!
Подходите-ка сюда
/черти обступают его/.

Хор чертей: - Нас, чертей, на этом свете
Знают взрослые и дети
Жить на свете без чертей
Было вдвое бы скучней.

Главный черт: - Но у нас такой обычай -
Тот, кто грязен, неприличен,
Воду может замутить
Всех тех надобно побрить.

ЦИРЮЛЬНИК:- /указывает на не бритого в толпе/
Посмотрите, что за рожа?
На кого она похожа-
Он и грязен и не брит-
Стыд!

Черти вытаскивают не бритого из толпы.
Главный черт: - Эй! Цирюльник! Доктор милый!
Уничтожте все бацилы.
Черти усаживают жертву на стул.
Цирюльник: - Давайте бритву мне скорей
Я сейчас его обрею.

Черти подают ему бритву, намазывают кремом лицо жертвы, а доктор, ставит ему градусник и выслушивает в статоскоп. Когда операция подходит к концу, главчерт кричит:
-А теперь, вы мне поверьте
В каждом деле нужны черти.
/обращается к чертям/
Эй, вы черти всех хватайте
В воду, в воду их бросаете.
Оркестр чертей поднимает невообразимый шум.
Двое чертей тащат первую упирающуюся жертву к трапу в бассейн, втаскивают ее и сталкивают в бассейн, после чего начинается всеобщее купание после которого все подходят к русалке выпить "зелена-вина".

КОНЕЦ

Атлантический океан
I января 1957 года.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Лена", дизель-электроход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Сентябрь 2012 20:35

 Лена_1977_4723.jpg
"Дизель-электроход "Лена" из серии "Ледокольный флот СССР (Отечественный ледокольный флот)", номинал - 16 коп. Рисунок А. Аксамита, гравюра Т. Никитиной. Офсет в сочетании с металлографией. Гребенчатая зубцовка 12½:12. Тираж - 4,0 млн.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Лена", дизель-электроход

Сообщение Polarstern » 03 Июль 2015 21:18

Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

"Лена", дизель-электроход

Сообщение ББК-10 » 13 Февраль 2016 12:23

Огонёк 1956 № 23(1512), 3 июня.

 Огонёк 1956 № 23(1512), 3 июня ЛЕНА - 0001.jpg
 Огонёк 1956 № 23(1512), 3 июня ЛЕНА - 0002.jpg
ЛЕНА возвращается домой.
Е. РЯБЧИКОВ, специальный корреспондент «Огонька»

... На рейде Мирного осталось два корабля: рефрижератор кончил разгрузку и направился в обратный путь. Затем ушла и «Обь»: ей предстояло большое и трудное плавание вдоль берегов
Антарктиды, с высадками ученых на острова, с бесчисленными промерами глубин. У берега Правды стояла одна «Лена». Нужно было терпеливо ждать, покуда окончат строительство Мирного,
заработает электрическая станция. А наступала осень, хмурилось небо, замерз пролив, порошил снег. Для мощного ледокольного корабля, каким является «Лена», не страшны метровые и двухметровые льды, если они не спаяны: можно двигаться между ними, используя трещины.
Капитан «Лены» А. Ветров летал с Иваном Черевичным на разведки. Капитан и пилот внимательно осматривали ледовый пояс. Молодой лед сковал старые льдины, смерзшаяся масса стеной вырастала перед глазами. Среди остановившихся льдов высились айсберги. Как же тут идти кораблю? Где найти выход из ловушки?
Тем временем первый помощник капитана К. Жидков с бригадами моряков занимался в Мирном строительством электрической станции, установкой радиомачт. Не будь моряков «Лены» — опытных дизелистов и электриков-механиков, — трудно было бы построить электростанцию. Это отлично понимали главный механик «Лены» Г. Новогородцев, электрики, штурманы, матросы — все моряки арктического корабля. Они оставили каюты, переселились в Мирный и там во всю силу работали на стройке.
Мороз крепчал, обычными стали налеты пурги, рев ветра. И, тем не менее, стройка шла в таком темпе, что дом?, научные павильоны, склады вырастали с невиданной быстротой.
Капитан «Лены» с каждым днем становился мрачнее: ледовые разведки вызывали беспокойство, на огромном пространстве море уже замерзло и лежало, как под стеклом. Ледовый пояс Антарктиды ширился. Айсберги стояли, словно впаянные. Проходы, на которые надеялся капитан, исчезли, и оставался один, последний, — вдоль шельфового ледника Шеклтона. А если и его затянет?
— Скорей! Скорей! — торопили моряков и строители. — Оставаться опасно, нужно спешить, нужно уходить из Мирного.
Но дело требовало задержки на три — четыре дня. Капитан улетел на разведку, вернулся обеспокоенный, но сказал:
— Потерпим.
Вытерпеть в таких условиях могут только мужественные люди. А тут еще ответственность за тяжелые последствия, если корабль останется во льдах и зазимует. Обстановка ухудшалась с каждым днем; приходилось маневрировать, уводя «Лену» от опасности. А на корабле почти пусто, вахту несут всего лишь несколько человек: все остальные в Мирном. Вертолеты опускаются около борта, чтобы доставить усталых моряков в баню или захватить пирожки, бидоны с молоком и отвезти их в Мирный.
— Через день будет поздно, завтра нужно уходить, — заявил наконец Ветров.
И тогда в морозный мглистый день все собрались на сопке, там, где реет в небе государственный флаг Страны Советов. Посмотрели на выросший городок, сказали теплые слова друг другу, и после прощания строители и моряки направились к вертолетам. Дул ветер, при котором летать машинам с вертикальными винтами не полагается. Но пилоты И. Иноземцев и Н. Шонин рискнули: они поднялись над Мирным с плотниками, монтажниками, дизелистами, электриками. Порой вертолет зависал на месте от встречного ветра, но продолжал упорно лететь над айсбергами, трещинами, островами. Рейс за рейсом переправлялись герои Антарктиды на борт корабля. Сидя в группе усталых людей, одетых в зеленые ватники, я смотрел в круглый иллюминатор вертолета и чувствовал, как ледяные мурашки бегали по коже: айсберги почернели, льды покрылись туманной пеленой. Остановись винт — и...
А потом тревожная ночь, опасливое блуждание прожекторного луча по белым полям ледового пояса Антарктиды, напряженные удары стального тарана корабля о льды, сжимающаяся темная лента проложенного за кормой канала. Временами не хватало многотысячной мощи двигателей, и «Лена» застывала среди льдов, отходила назад, снова рвалась вперед, искала разводий, огибала пловучие ледяные горы. Во тьме прожектор уперся в лед и остановился. «Лена», загнанная в ловушку, тщетно билась вблизи айсбергов. Пришлось стоять до рассвета. Чуть забрезжило, капитан нашел выход, повел «Лену» напролом через ледяные поля. В полдень прилетели из Мирного летчики, советовали, как и где лучше форсировать ледовый пояс, помахали крыльями и улетели.
Лед стал реже и совсем кончился. Мы вышли на океанский простор. Здесь ждали новые испытания: в Индийском океане бушевала свирепая буря.
... И вот «Лена» подходит к родным берегам. Позади пятьдесят тысяч километров. Трасса, по которой прошел корабль, напоминает гигантскую петлю, накинутую на планету: от Калининграда «Лена» шла вдоль западных берегов Африки к Антарктиде, а на обратном пути заходила в Австралию за грузом, чтобы не идти «в балласте» — порожняком. Она миновала Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море и в Гибралтаре как бы завершила свое плавание вокруг Африканского материка.
Незабываемые встречи в австралийском порту Аделаида, восторженные приветствия египтян в Суэце и Порт-Саиде, гудки проплывавших кораблей, салютовавших советскому антарктическому судну, спешившие к «Лене» флотилии рыбачьих судов за Лиссабоном — все это живо передавало любовь простых людей к Советской стране, к нашему народу.
В пути, казалось бы, строителям можно было отдыхать. Но нет, они знали, что нужно подготовить трюмы к приемке груза в Австралии. Плотники, монтажники, молотобойцы, водители тракторов спускались в трюмы, красили их, чистили, мыли, и строгая комиссия в Аделаиде без слов разрешила заполнять грузовые помещения корабля зерном. И снова море, снова бури. А люди, строившие Мирный, висят над бортами в люльках и красят свой дизель-электроход, ставший для них родным домом. Исчезли следы бурь, схваток с айсбергами — судно выглядит так, словно оно только что сошло со стапелей. Спустившись в машину, туда, где жара на экваторе доходила до пятидесяти градусов, мы увидели помогавших механикам и мотористам строителей. Выбежит паренек на палубу, взглянет на проплывающие берега, искупается в бассейне — и снова в машинное отделение. Только большая дружба и высокая сознательность позволяли переносить жару, грохот, гул и рев машин.
Строители знали, что их товарищи после возвращения на родину должны идти в Арктику — в долгий и сложный рейс, а потом снова поход в Антарктиду. Поэтому-то и нужно было в море, на ходу, отремонтировать главные двигатели, механизмы, заранее привести весь корабль в боевое состояние, чтобы не терять потом времени на ремонт.
Кажется, еще вчера все изнывали от тропического зноя, плескались в бассейне и ходили в одних трусах. Но вот серый и мрачный Ла-Манш. Прохладно до озноба. Нахохлились в клетках попугаи и канарейки — подарки из Австралии. Засели за отчеты инженеры В. Кунин, М. Агеев, В. Корсак, К. Итальянцев, ученые О. Вялов, И. Кучеров. А родная земля все ближе, и сердце точно отстукивает: домой, домой, домой!
Главный инженер экспедиции Н. Розов, заложив за спину руки, ходит по палубе и уже прикидывает, что нужно сделать, чтобы скорее, лучше, без ошибок и промахов организовать следующую экспедицию в Антарктиду, где ждут смены зимовщики, где нужно строить на берегу Правды новью дома и научные павильоны, где предстоит серьезная научная работа в наступающем Международном геофизическом году.
Эта мысль о будущем волнует каждого участника экспедиции.
... Гремит в клюзах якорная цепь, отдают швартовы — «Лена» становится в Ленинградском порту. Но недолог отдых: впереди большие походы, большие дела.

Борт дизель-электрохода «Лена».

[27]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7245
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Лена", дизель-электроход

Сообщение o.zasorina » 02 Март 2016 12:13

но ведь из Калининграда вышла "Обь" 30 ноября 1955 г.!!! А "Лена" вышла позднее из Ленинграда.
o.zasorina
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 Октябрь 2014 12:52

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения