"Юрий Долгорукий", китобойная база.

От ладьи и коча до атомохода.

"Юрий Долгорукий", китобойная база.

Сообщение Алексей Ч. » 05 Июль 2015 08:49

«Ю́рий Долгору́кий» — китобойная база, работавшая в 1960—1975 годах в Южном океане, совершила 15 промысловых кругосветных плаваний с огибанием Антарктиды. Построена в Германии в 1926 году как пассажирский лайнер «Гамбург» Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft. После начала Второй Мировой войны лайнер был перебазирован в Гдыню, служил для военных и гражданских перевозок по Балтике, в марте 1945 года был затоплен своей командой в трёх милях от порта Засниц. В 1950 году был поднят, переименован, предполагалось использовать его как пассажирское судно, однако с 1955 года был переоборудован в китобазу. Списан на слом после истощения китовых стад в Южном океане.
До передачи СССР

Построен в 1925—1926 годах, третий лайнер класса Albert Ballin (бортовой номер 473). В первый рейс в Нью-Йорк отправился 9 апреля 1926 года. Предполагалось использовать его для регулярных перевозок, поэтому скорость была ограничена. В 1929 году лайнер был модернизирован и оснащён паровыми турбинами, а две трубы были заменены на одну. Была улучшена планировка палуб и увеличена пассажировместимость. Из-за последствий всемирного экономического кризиса лайнер стал неконкурентоспособным на трансокеанских линиях, и стал использоваться как круизный. В первый круиз «Гамбург» отплыл 31 января 1931 года, совершив 70-дневное плавание из Нью-Йорка по Средиземному морю и обратно. С 31 декабря 1937 года он использовался для 4-дневных круизов к Бермудским островам. С 1938 года использование «Гамбурга» в Америке стало затруднительным из-за протестов общественности после аншлюса Австрии.

В 1940 году «Гамбург» был перебазирован в Гдыню, используясь как судно жизнеобеспечения дивизиона подводных лодок, использовался он и для грузовых перевозок. 5 марта 1945 года во время эвакуации, когда на борту находилось около 10 000 человек, началась бомбардировка города британской авиацией. Утром 7 марта командир лайнера решил вывести его в глубокие воды, где были открыты кингстоны, и неповреждённое судно затонуло на глубине 18 метров в трёх милях от порта Засниц. Количество погибших никогда не подвергалось оценке.
В СССР
7 ноября 1950 года властями ГДР судно было поднято со дна в качестве дара трудящихся Германии Советскому Союзу и отбуксировано на верфи Кокериля в Антверпене. Реконструкция длилась до 3 декабря 1951 года. Тогда судно было отбуксировано в Росток; после переименования в «Юрий Долгорукий» его предполагалось использовать как пассажирский лайнер. Однотипные с ним суда стали использоваться для тех же целей: «Советский Союз» и «Адмирал Нахимов», поэтому в 1955 году было решено перестроить лайнер в китобойную базу. 30 марта 1959 года Совет Министров РСФСР принял решение о создании в Калининграде Антарктической китобойной флотилии (АКФ) «Юрий Долгорукий». Береговая контора АКФ была создана 1 апреля 1960 года.

В первый промысловый рейс АКФ «Юрий Долгорукий» снялась с большого рейда Калининграда (8 миль от Балтийска) 20 октября 1960 года. В составе флотилии — китобаза и 15 китобойных судов типа «Мирный» (проект 393), капитан-директором был Ф. И. Самольянов. В первом рейсе было добыто 3484 кита (100561,5 тонн), с выполнением плана на 110 %.

Кругоантарктические рейсы были рискованными: в четвёртой путине 1963—1964 годов у острова Крозе произошло затопление турбогенераторного отсека; позднее из строя вышли 2 генератора из 4-х. Команда на ходу смогла осуществить перемотку статоров и ввести механизмы в строй. Во время седьмого рейса 1966—1967 годов из-за штормов не удалось вовремя встретиться с танкером и пополнить запасы топлива, пришлось вводить базу в паковые льды, были повреждены оба гребных винта.

В среднем, за один рейс добывалось от 1400 до 2200 китов, поскольку с 1965 года промысловый сезон был ограничен периодом с 1 декабря по 1 марта, и плановые задания были несколько снижены. Всего за 15 рейсов было добыто 42 311 животных (по другим данным — 58 000). Из-за истощения китовых стад в 1975 году было решено прекратить деятельность АКФ, а базу списать на слом. Разделка «Юрия Долгорукого» завершилась в 1977 году.
Вложения
 IMGP0425.JPG
Алексей Ч.
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 30 Июнь 2015 08:33

Юрий Долгорукий (китобойная база)

Сообщение Алексей Ч. » 05 Июль 2015 08:54

Фотки из Калининградского музея.
Вложения
 IMGP0426.JPG
 IMGP0427.JPG
Алексей Ч.
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 30 Июнь 2015 08:33

"Юрий Долгорукий", китобойная база.

Сообщение ББК-10 » 05 Июль 2015 19:31

5 марта 1945 года во время эвакуации, когда на борту находилось около 10 000 человек, началась бомбардировка города британской авиацией. Утром 7 марта командир лайнера решил вывести его в глубокие воды, где были открыты кингстоны, и неповреждённое судно затонуло на глубине 18 метров в трёх милях от порта Засниц. Количество погибших никогда не подвергалось оценке.

Глубокие воды... 18 метров.
Командир и команда разумеется агенты (кремлевские).
В детских книгах пишут про две мины.
© OCR, правка ББК-10 и Леспромхоз
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Юрий Долгорукий", китобойная база.

Сообщение Historik » 15 Декабрь 2025 18:36

 кб Юрий Долгорукий.png

Более подробно с фото: Супергерои земли калининградской: китобойная флотилия «Юрий Долгорукий» - https://special.kantiana.ru/kitoboi
Historik
 
Сообщения: 894
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

"Юрий Долгорукий", китобойная база.

Сообщение Historik » 15 Декабрь 2025 18:45

см. тему: 1961 - viewtopic.php?f=21&t=1930&p=86712&hilit=%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE#p86712
ОБСТРЕЛ СОВЕТСКОГО СУДНА. В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР - советского китобойного судна «Спокойный» из состава китобойной базы "Юрий Долгорукий" (всего 18 ед.), возвращавшегося из первого промыслового рейса в Антарктиде (ноябрь 1960 г. - апрель 1961 г.)
 _06__.jpg

Однотипные суда китобазы "Юрий Долгорукий" - "Скорый", "Способный", "Смирный" - https://special.kantiana.ru/kitoboi
Historik
 
Сообщения: 894
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

"Юрий Долгорукий", китобойная база.

Сообщение Historik » 16 Декабрь 2025 10:09

Флотилия китобойной базы "Юрий Долгорукий" (на снимке - https://special.kantiana.ru/kitoboi) включала в первом рейсе (1960-1961) 17 китобойных судов:
 _013___1968.jpg

«Живучий», «Свирепый», «Сильный», «Секущий», «Скользящий», «Скорый», «Скромный», «Смирный», "Стремительный", "Сметливый", "Способный", "Спокойный", "Старательный", "Современный", "Смелый", "Стерегущий" и "Солидарный".
В 1963 г. прибавились ещё два судна: "Сокрушительный" и "Совершенный".
 Секущий.jpg

Китобоец "Секущий" - https://ok.ru/group/50781618897104/albu ... 1600486352
Все эти дизель-электроходы относились к Пр.393 типа "Мирный" и представляли собой первую и единственную серию китобойных судов отечественной постройки (90 ед.). Строились для Министерства рыбного хозяйства СССР
в г.Николаеве (Украинская ССР) на заводе № 445 "Им. 61 Коммунара". Китобойцы имели водоизмещение 1270 т, длину 63,6 м, ширину 9,5 м. Четыре дизель-генератора по 900 л.с. каждый давали возможность развивать на один винт скорость до 18 узлов. Экипаж китобойца состоял из 31 чел.
Всего в каждый промысловый рейс на флотилии (китобойные суда + китобаза) выходило от 950 до 1100 моряков.
 Свирепый.jpg

"Свирепый" на промысле китов. - https://ok.ru/group/50781618897104/albu ... 1939678928
Сама китобойная база "Юрий Долгорукий" (турбоход) имела длину 207,4 м, ширину — 24 м, высоту борта (до главной палубы) — 19,37 м, осадку в полной загруженности — 12,05 м, водоизмещение около 40 тыс. т.
Два турбозубчатых агрегата (на два винта, диаметром около шести метров), по 12,5 тысяч л.с. каждый, позволяли судну развивать скорость до 20-ти узлов (самая скоростная из отечественных китобаз). Энерговооружённость обеспечивалась четырьмя турбогенераторами по 1,5 тыс. киловатт каждый. Пар для главных и вспомогательных машин вырабатывался четырьмя крупногабаритными котлами, в которых поддерживалось давление в 29 атмосфер и температура свыше 500 градусов по Цельсию. Опреснительные установки производили котельную, питьевую и мытьевую воду, обеспечивали паром, вырабатываемым из морской воды, завод по переработке сырья (жиротопенные котлы). Экипаж судна, в разные годы, составлял от 510 до 530 чел.
На «Юрии Долгоруком» имелись 172 жилых помещения; медблок, включавший в себя несколько специализированных кабинетов, аптеку и изолятор; прачечная, парикмахерская, магазин и мастерская для ремонта одежды и обуви; даже выпускалась газета, называвшаяся «Калининградский китобой».
На китобазе существовало несколько производственных цехов. Фактически судно представляло из себя завод, на котором осуществлялась выработка медицинского, пищевого и технического китовых жиров, мороженного мяса и печени, кормовой муки из мяса и другого сырья.
Кроме того, базу обеспечивали два вертолёта Ми-2, при помощи которых проводился поиск китов и ледовая разведка.
 Северный Полюс_Ми2.jpg

Вылет Ми-2 с палубы судна на ледовую разведку.
Historik
 
Сообщения: 894
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения