Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

[ Раздел работает в отладочном режиме ]

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 01 Октябрь 2025 07:33

Продолжаем рассмотрение спасательных полетов советской полярной авиации при «поисках Леваневского». Сегодня о Западном секторе.

Официально самый первый поисковый полет там произошел 7 октября 1937 года. На розыск отправился самолет АНТ-6 номер «Н-170» с тремя Героями Советского Союза на борту: управлял М.В. Водопьянов, штурманом был И. Т. Спирин, и участвовал начальник УПА М.И. Шевелева. Вместе с ними полет проводили несколько членов экипажа: второй пилот, радист, механики. Официально сообщалось: Взлетели с острова Рудольфа, через северный полюс перешли в западное полушарие и достигли точки с координатами 88,5° с.ш. 122° зд., после чего повернули обратно. Полет продолжался 10 часов, в ходе него следов пропавшего «Н-209» не обнаружено. Попутно был установлен мировой рекорд – впервые самолет достиг полюса в условиях полярной ночи. Такова каноническая версия. Полет широко и детально описывался в прессе.
Однако полет с заявленными параметрами является невозможным. Всего по двум причинам – скоростным и навигационным. Каждая из них в отдельности его полностью исключают.

1. Скоростные причины. Некоторые точки полета, такие как координаты и время их прохождения, приводились в газетах. Не знаю, анализировал ли кто их когда-нибудь? Считал ли по ним скорость? или мне первому пришло это в голову? Согласно координатам-времени на некоторых участках полета самолет должен был развивать фантастическую для себя скорость, порядка 300 км/ч, что для АНТ-6 абсолютно невозможно. Разумеется, я не буду приводить расчеты здесь – смотрите их в книге. Каждый может их повторить - они довольно простые. И очевидные. Из них следует простой вывод: Заявленную точку разворота самолет не достиг. Ему бы не хватило времени. Результаты полета сфальсифицированы, причем довольно грубо, чуть ли не вызывающе. Участники свой «удивительный» результат объясняли ветром. Он, по их версии, все время был попутным, только «туда слабым, а обратно сильным». Однако сильный попутный ветер должен был достигать ураганных значений (порядка 100 км/ч), при которых АНТ-6 едва ли способен удержаться в воздухе.

2. Навигационные причины. В 1937 г единственным методом, позволявшим определить географическое положение самолета в районе полюса, являлась астронавигация, через измерение угла на солнце, или на звезды. Однако, согласно описаниям, полет проходил ниже слоя облаков, а на полюсе стояли гражданские сумерки. Никаким способом Спирин не смог бы определить широту, и даже не понял бы, достиг ли он полюса.

То есть - полет 7 октября состоялся, это несомненно. Он продолжался 10 часов, проходил в трудных метеоусловиях. Но до полюса участники в тот день вряд ли долетели. Предполагаю, что они летели на север, пока находились в зоне действия радиомаяка. Когда сигнал стал затухать и убедившись, что поиск невозможен, они повернули обратно, рассчитывая вернуться до наступления темноты. После разворота к Рудольфу они поднялись выше слоя облаков (согласно их описанию). Ветер на обратном участке действительно оказался попутным, поэтому вернулись несколько быстрее, чем планировали. М.В. Водопьянов потом в книгах называл этот полет «самым трудным в его жизни».

3. Есть еще дополнительные обстоятельства: описания полета у участников, то есть у Спирина, Водопьянова и Шевелева, совершенно не бьются между собой. Они все описывают его по-разному. Абсолютно не совпадают описанные ими траектории. А у Водопьянова в его многочисленных книгах в разные годы приводятся разные траектории полета. Причем не надо думать, что летчика подводила память – в основе всегда почти дословно лежала статья в «Правде» опубликованная от лица Водопьянова в октябре 1937 г. В дальнейшем в книгах автор её повторял, но с какого-то времени изменил описание маршрута.

Можно ли этот полет 7 октября 1937 года назвать поисковым? Очень относительно. И да, и нет. Вроде бы самолет на поиск вылетел, но сразу было понятно, что по погодным условиям ничего обнаружить не удастся. Он с самого начал являлся имитационным. Его затеяли по причине «ну не может же советская авиация ничего не сделать». Газеты объявили, что поиски будут продолжены, но согласно воспоминаниям В. Аккуратова, сразу после возвращения М.В. Водопьянов объявил, что больше летать не собирается.
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Пред.

Вернуться в Библиотека и архив



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения