Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Документы, фотографии, воспоминания полярников и о полярниках, на нашем сайте и в сети.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Февраль 2011 15:28

Николай Дмитриевич пишет:Прошу обьяснить. Ледокол "Малыгин" ЛЕТОМ 1940 года вел научные работы в ВОСТОЧНОМ СЕКТОРЕ АРКТИКИ, после чего там же и затонул в октябре-месяце. Как он из восточного сектора Арктики мог попасть на о. Генриетты?


ВОСТОЧНЫЙ СЕКТОР АРКТИКИ от 125 мередиана (примерно от устья Лены) на восток.
Остров Генриетты в НЕМ и находится.
"Малыгин" после завершения экспедиции вышел в Берингово море, а затонул у Камчатки. Это уже не восточный сектор.
Смена состава полярных станций как-правило - август-октябрь. Противоречий не вижу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Александр Андреев » 27 Февраль 2011 15:42

1. Остров Генриетты находится в Восточном секторе Арктики. (padsee опередил :) )

2. У М. И. Белова, конечно, изредка встречаются ошибки. Однако спорить с Беловым можно (ИМХО) только цитируя архивный документ, опровергающий то или иное утверждение Белова. Тогда это будет выглядеть весомо. Поскольку Белов писал свои труды, опираясь не на рассказы и воспоминания, а на архивные документы либо печатные источники. Оспаривать Белова на основе устного интервью, данного крайне пожилым человеком через 60 лет после свершившегося события,— это не серьезно. (Опять же, по моему мнению.) К тому ж все остальные его воспоминания, приведенные Вами, никакой критики не выдерживают.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Февраль 2011 16:15

Александр Андреев пишет:... К тому ж все остальные его воспоминания, приведенные Вами, никакой критики не выдерживают.

Ну, собсно как таковых воспоминаний и не приводилось. "Маузер Папанина", "резиновые доты" - это все различные байки.
Наверное в настоящих воспоминаниях где сам был, что делал - гораздо больше интересного, чем в таких сказках.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Февраль 2011 19:06

Иван Кукушкин пишет:Наверное в настоящих воспоминаниях где сам был, что делал - гораздо больше интересного, чем в таких сказках.

Кирилин А.И. участник 2-й САЭ:
В.В.Лукин, Н.А.Корнилов, Н.К.Дмитриев
СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ АНТАРКТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ (1955–2005 гг.)

Кирилин Алексей Иванович 1911 Сезон бортмеханик д/э «Лена»


ИМХО: Так может коллективно заказать эту аудиозапись. Послушать.
Не все-ж там наверное байки, может что-то интересное выяснится.
Готов поучаствовать. Кто из москвичей готов выяснить "что-где-как-сколько"?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Kirindas » 27 Февраль 2011 19:21

http://bookmix.ru/book.phtml?id=393419
http://planetguide.info/library/23/
В.В. Лукин, Н.А. Корнилов, Н.К. Дмитриев
Советские и российские антарктические экспедиции в цифрах и фактах (1955–2005)
Издательство Государственный научный центр РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт
Место и год издания СПб., 2006
Количество страниц 455
ISBN 5-98364-007-0
Тираж 2000
Формат 70х100 1/16
Язык Русский
Тип издания Книга
Аннотация

В издании приведены основные сведения о советских и российских антарктических экспедициях в период с 1955 по 2005 год (списки всех участников этих экспедиций, данные о судах и самолетах, краткая историческая хроника). Книга представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся исследованиями полюсов Земли.


это наверное к ленинградцам вопрос, не буду тыкать пальцем в некоторых, но подозреваю, что знающие люди есть на форуме
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Февраль 2011 19:27

Да я не про книгу Лукина, книга есть.
Я про аудиозапись интервью А.И. Кирилина, хранящуюся в Городском архиве Москвы - про которую Николай Дмитриевич пишет...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Kirindas » 28 Февраль 2011 00:57

скорее всего искомая аудиозапись находится в учреждении "Центральный архив электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭ и АДМ)"
это цельный архивный городок, здания каре с общим двориком и подъездами во двор, возле метро "Римская": бывший партархив, бывший ЦАКФФД Москвы и примкнувшие к ним архивы
знаю минимум двух форумчан посещавших данные заведения
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Николай Дмитриевич » 06 Март 2011 15:29

Звукозапись А.И.Кирилина - это пять рулонов магнитной ленты - около 7 часов звучания. Естественно, такой объем стоит в архиве очень дорого (если заказывать перезапись, там минута стоит около 500 рублей).
Но я готов выслать частным образом и БЕСПЛАТНО отдельные фрагменты в формате mp 3, если вы свяжетесь со мной по knd48@mail.ru.

Прошу только указать - какая именно тема из его биографии вас интересует.
Надеюсь, что желающих будет не так много.

И заранее предупреждаю, что авторские права - у архива! Так что, если будете публиковать что-то из воспоминаний Кирилина, то ссылка на архив обязательна!
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Kirindas » 06 Март 2011 17:08

а можно все 7 часов отдельными фрагментами?
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Николай Дмитриевич » 06 Март 2011 22:33

 e1c932caba8c.jpg


Сейчас еще раз прослушал звукозапись о Д/Э "Лена".
Прошу извинить, но ошибку сделал я.
А.И.Кирилин вспоминает так:

На "Лене" было 4 дизеля. По инструкции судостроителя их нужно было использовать одновременно. Однако, когда судно находилось под погрузкой в Риге (потом оно пришло под погрузку самолетов в Калининград), тамошние механики-рационализаторы решили, что дизеля можно включать по два, по три ( в зависимости от нагрузки). Так и сделали, но генератор "раскрутил" неработающий четвертый дизель, его рвануло, повредило картер и коленвал.

Когда "Лена" пришла во Флиссинген (Влиссинген), там "промурыжили" советских моряков 10 дней. Дизель не заменили, топливом и водой не заправили (Кирилин считает, что голландцев подговорили американцы - наши конкуренты в Антарктиде). И до Южной Африки "Лена" шла на трех дизелях, и с последними запасами пресной воды (судовые опреснители по 2,5 тонн в сутки работали только на охлаждение дизелей). До Кейптауна команда была вынуждена пить смесь воды с сухим вином.

Ни одной учебной тревоги за все время, пока "Лена" шла к Южному полюсу, не проводилось, так утверждает Кирилин. Капитан Ветров все время плавания устраивал коллективные застолья с учеными. С вином, анекдотами и т.п. Однажды Кирилин не выдержал (сам он из семьи балаковских староверов - поэтому никогда не пил и не курил), и надерзил капитану. Произошел скандал, и И.П.Мазурук "от греха подальше" спрятал дерзкого бортмеханика в своей каюте.

Как профессионал А.И.Кирилин заслуживает уважения и доверия. Интересно, что он был зачислен во 2-. и 3-ю антарктические экспедиции, не будучи членом КПСС или ВЛКСМ - среди авиаторов он был такой единственный (вообще учение большевиков, погубивших большую часть его семьи, он ненавидел, и в партию не вступал сознательно). По этому вопросу его даже лично вызывали в ЦК КПСС, но руководство экспедиции сумело убедить инструкторов ЦК в необходимости для авиаотряда именно этого бортмеханика.

Погибших во время обрушения ледового барьера, действительно, было двое. Кирилин описывает одного из них - гидролога (немолодой человек, с бородкой). Остальные восемь выживших после почти часового пребывания в воде имели страшные раны на руках (до кости), которые люди получили, цепляясь за обломки льдин. Судно сильно накренилось под весом снега и льда, шлюпки застряли в ложементах, тросы замерзли в блоках, и пока сумели спустить шлюпку, прошло много времени. На рейде находилось маленькое вспомогательное гидрографическое судно "Пингвин", однако оно было далеко от "Лены" и подошло не сразу. Катастрофа произошла в 11 часов (Кирилин не пояснил - дня или ночи), до окончания вахты оставался один час. В следующую вахту на разгрузку наверх на барьер должен был отправиться как раз экипаж Кирилина, так как на погрузочно-разгрузочный аврал выходили все без разбора участники экспедиции.

Третья беда с "Леной" произошла уже в Ленинграде. Судно завели в сухой док и стали производить сварочные работы снаружи. Это было на второй день после прибытия. Однако, из-за того, что в трюмах везли большое количество бочек с горючим (и часть бочек в шторм, видимо, была повреждена), на дне трюма и в твиндековом пространстве скопилось какое-то количество ГСМ. От сварки начался пожар, он продолжался всю ночь, пока наутро рабочая смена не затопила док. Выгорело почти все, кроме машинного отделения. "Лену", по словам Кирилина через какое-то время отремонтировали, год-два она плавала, но потом её все-таки спсали на металолом.

Вот так, конспективно, я пересказал содержание рассказа А.И.Кирилина про злоключения "Лены". Это, разумеется, лишь часть его рассказа о своей жизни.

Прикладываю фото авиаторов морского отряда третьей антарктической экспедиции. Кирилин - второй справа в среднем ряду. Его командир - известный полярный летчик М.Н. Каминский - третий справа в верхнем ряду.
Последний раз редактировалось Николай Дмитриевич 12 Март 2011 21:20, всего редактировалось 1 раз.
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Александр Андреев » 07 Март 2011 00:04

"Лену", по словам Кирилина через какое-то время отремонтировали, год-два она плавала, но потом её все-таки спсали на металолом.


Николай Дмитриевич, Вы не заглядывали на страничку polarpost, посвященную д/э "Лена"? Если нет, то загляните, пожалуйста.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Николай Дмитриевич » 07 Март 2011 10:29

Kirindas пишет:а можно все 7 часов отдельными фрагментами?

К сожалению у меня самого полной фонограммы нет, есть только отдельные фрагменты.
Первые полтора часа - это вообще разговор не по теме. Это рассказ Кирилина о своём детстве в г. Балаково Саратовской области, о зверствах братьев Чапаевых, о причинах голода в Повольжье, о тамошних беспризорниках и т.п.
Затем Кирилин рассказывает, как попал в армию и получил специальность авиатехника - это тоже не по теме полярных исследований.
Есть большой кусок, начиная с 1931 года о полярном аэродроме Захарково, о высадке на Генриетту, о советско-финской войне и первых месяцах войны в Арктике.
Есть большой кусок о работе на станции СП 5.
Есть большой кусок о "Лене"
И есть самый маленький и наименее интересный фрагмент о плавании "Оби" через Геную, о нескольких месяцах работы на полюсе и плавании назад через Новую Зеландию (там был еще фрагмент о прохождении Суэцкого канала как раз после Синайской войны, но я его не копировал)
Какое-то время (примерно пару последних лет) архив по распоряжению Правительства Москвы делал копии бесплатно, однако сейчас снова "пополняет бюджет" за деньги.
Обращаясь с просьбой переписать ВСЁ, Вы ставите меня в затруднительное положение. С одной стороны, я не имею права этого делать, так как подрываю материальное положение архива. И никогда не смогу доказать, что не зарабатываю на этом деньги!
С другой стороны - это просто затруднительно по пересылке через электронную почту. Нужно делать очень много фрагментов и пересылать каждый отдельно. А у меня очень маломощный домашний компьютер, и каждое "тяжелое" вложение зависает на полчаса. Поэтому сузьте, пожалуйста, ваши пожелания.
И, наконец, для справки. В архиве "ЦАЭиАДМ" есть еще несколько интересных записей, касающихся полярной авиации и полярных исследований. Все их я слушал.
Это один выпуск радиогазеты судового вещания д/э "Обь" во время плавания к Южному полюсу 1955-56 годов. Там звучит много выступлений членов экспедиции и членов команды. Автор выпуска - известный радиожурналист и историк советской авиации Евгений Рябчиков, который от Всесоюзного Радио и от "Комсомольской Правды" участвовал в первой САЭ.
Это фрагменты юбилейного вечера Ильи Мазурука (звучит рассказ самого Ильи Павловича о транссибирских перегонах через Аляску и рассказ известного всем вам Виктора Перова о Мазуруке и о тех же перегонах)
Это радиопередача о Папанине (звучат документальные звукозаписи 30-х годов и голос самого И.Д.Папанина)
Кроме того, специально для тех, кто интересуется историей ВОВ, сообщаю, что в Главархиве Москвы ("ЦАЭ и АДМ" входит туда как одно из структурных подразделений) вышел сборник воспоминаний фронтовиков о войне под названием "НЕЗАБЫВАЕМОЕ". Это 5 компакт дисков (каждый звучит примерно по три часа) с непричёсанными правдивыми воспоминаниями о войне, с радиокомпозициями по этой теме и с многочисленными документальными записями тех лет. Очень интересны, например, рассказ о создании первого советского гимна в 1943 г. или композиция с воспоминаниями ветеранов о "Ленд-лизе". Рассказ о создании монумента "Могила неизвестного солдата"(Брежнев не хотел строить его в Москве, а затевал строительство на "Малой Земле"). Или рассказ о бедных лошадях на войне (Толстой отдыхает!!!) Ну, там масса всего!
Диски эти Главархив Москвы распространял бесплатно по московским школам. Если залезть на сайт Главархива Москвы и пройти по пути: "ТРУДЫ И ПРОЕКТЫ" - "ВИДЕО и АУДИОПРОГРАММЫ" - "НЕЗАБЫВАЕМОЕ", то в конце каждого раздела есть пять-шесть ознакомительных звуковых фрагментов. Можно прослушать "one-line".
Кстати, простое прослушивание фонодокументов в архиве, без копирования, но с правом делать выписки - не стоит ни копейки. Любой желающий с улицы может придти и слушать любую фонограмму бесплатно. Только необходимо какое-то или "отношение" от организации (например, школьного музея или редакции газеты) либо личное письмо. И занимает это достаточно много времени. Нужно придти в архив с обращением -просьбой поработать по определенной теме. Подписать там какие-то документы-обязательства. Затем ждать несколько дней, пока из хранилища не придет заказанная звукозапись. И лишь потом, сидя в тамошнем читальном зале, слушать нужный фонодокумент.
Огромное спасибо всем форумчанам, кто вступил со мной в переписку. Я получил массу интересной информации. Всем желаю успехов!
Последний раз редактировалось Николай Дмитриевич 13 Март 2011 10:55, всего редактировалось 4 раз(а).
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Kirindas » 07 Март 2011 11:29

Николай Дмитриевич, спасибо за подробный ответ
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Март 2011 12:58

Николай Дмитриевич пишет:.... Как профессионал А.И.Кирилин заслуживает уважения и доверия.

Николай Дмитриевич, спасибо за развернутый ответ!

Профессионализм Кирилина сомнений не вызывает - его стаж ярко говорит сам за себя.
Но давайте все же учтем возраст А.И. на момент интервью.

Как Вы видите - рассказы тесно переплетаются с байками тех времен ("маузер" и "резиновые доты"), действительные события (штормовое предупреждение при выгрузке) объясняются личными впечатлениями (остановка выгрузки из-за желания пофотографировать), некоторые вещи вообще противоречат здравому смыслу (выживание поле часового (!) пребывания в ледяной воде медицина вроде как полностью исключает).

Мне кажется, что если действительно поднять фактический, документальный материал по упоминаемым в записях событиям и аккуратно разобрать записи - отделив "наложившееся" от реального, то тогда может получиться отличная вещь.
Но относится к этим записям именно как к документальному источнику - совершенно не стоит. Та же "Лена" пробегала не год-два как по воспоминаниям Кирилина, а до 83 года - еще четверть века.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Николай Дмитриевич » 07 Март 2011 22:49

Отвечаю Ивану Кукушкину.

Хотел уже закачивать всю эту бодягу с воспоминаниями Кирилина, но какие-то отдельные замечания по поводу его рассказа все время побуждают снова "браться за перо". Наверное - это моя стариковская привычка поговорить с интересными собеседниками.

По поводу часового пребывания в холодной воде. Кирилин поясняет, что все упавшие с берьера в воду люди были в костюмах "КАЭ" (посмотреть бы на фото - что это за костюи), и именно поэтому восемь человек из десяти остались живы. Хотя все были с переломами и страшными порезами от острых обломков льда. И до самого Ленинграда оставались "неходячими". Во всяком случае, в Ленинграде их выводили наружу "на руках".

Сам Кирилин однажды в 1942 году в Русской гавани перевернулся на шлюпке, когда они возили вплавь к самолету бочки с горючим (из-за каменистого дна их "Дорнье-Валь" не мог подойти близко к берегу). Бочки с бензином завезли в Русскую Гавань ещё во время поисков Леваневского.
Так вот, Кирилин находился в воде два часа!. Правда, сам говорил, что спасли его тогда два обстоятельства. Кожаный меховой комбинезон сыграл роль термоса и все-таки держал тепло от тела. Кроме того, Кирилину удалось перевернуть шлюпку назад, выбраться из воды и встать в полузатопленной шлюпке вертикально.
Причем в это время начался отлив и его понесло из бухты в море. Хорошо, что у зимовщиков (тех было в Русской гавани пятеро) нашлась ещё одна охотничья кожаная лодка. И на этой кожанке один из зимовщиков зацепил Кирилина веревкой и с огромным трудом отбуксировал к берегу.

Напоминаю - всё это происходило в течение двух часов. Причем, после этого наш бортмеханик переоделся в сухое и снова стал возить к самолету бочки с горючим. Рассказывая всё это, он ничуть не рисовался, и когда я спросил - не наградили ли его за такое мужественное поведение, он удивился: "Да вы что! Война идет, а тут какая-то награда!" Кроме "За оборону Заполярья" у него от войны ничего нет.

Но конечно, Иван, я полностью признаю вашу правоту по поводу избирательности человеческой памяти. И психологической избирательности в отношении оценки тех или иных событий. Несомненно, конфликт между Кирилиным и капитаном Ветровым объясняет негативное отношение нашего бортмеханика к обстоятельствам описываемой им трагедии.
Последний раз редактировалось Николай Дмитриевич 16 Март 2011 21:14, всего редактировалось 1 раз.
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Пред.След.

Вернуться в Личные и семейные архивы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения