Следующий текст приводится во изданию 1936 года книги Визе В.Ю., Моря Советской Арктики.
В тексте приведенном на сайте издания 48 года описание экспедиции гораздо короче (
viewtopic.php?f=52&t=2021&p=15992#p15992 )
Фотографии, которые пойдут далее дополняют его идеально.
глава "Освоение Северного морского пути", стр. 438-442
... К работе по практическому освоению великой морской полярной трассы Главное управление Северного морского пути, во главе которого правительство поставило О. Ю. Шмидта, приступило уже в следующем после похода "Сибирякова" году.
Наиболее крупным мероприятием, проведенным в навигацию 1933 года, следует считать первый опыт плавания грузовых пароходов из Архангельска в устье Лены. Для этой операции, выполненной под общим руководством Б. В. Лаврова, были использованы лесовозы "Товарищ Сталин" и "Володарский". Под проводкой ледокола "Красин" эти лесовозы, вместе с лесовозом "Правда" (имевшим назначение итти в бухту Нордвик в юго-западной части моря Лаптевых), 24 августа покинули остров Диксона и взяли курс на северо-восток, к проливу Вилькицкого. На основании данных ледовой разведки, незадолго до того предпринятой с гидроплана А. Д. Алексеевым, путь был избран вдоль опушки шхер, расположенных у азиатского берега. Проводка лесовозов протекла без каких-либо осложнений до Русского острова (крайнего северного острова в архипелаге Норденшельда). Здесь были встречены большие ледяные поля, находившиеся в состоянии сжатия.
Благодаря предпринятой "Красиным" ледовой разведке на восток и юго-восток от Русского острова (стоившей ледоколу потери левого винта), удалось найти вполне проходимый для лесовозов путь, и 31 августа караван, к которому присоединились также ледокольные пароходы "Русанов" и "Сибиряков", стал на якорь у мыса Челюскина. На следующий день сюда подошел и пароход "Челюскин", следовавший из Ленинграда во Владивосток. Впервые северная оконечность Азии видела такое скопление судов —семь пароходов стояло одновременно у радиостанции мыса Челюскина. 1 сентября лесовозы продолжали свое плавание.
Благополучно достигнув устья Лены и выполнив в бухте Тикси разгрузочные операции "Товарищ Сталин" и "Володарский" в начале второй половины сентября вышли в обратный путь в Архангельск. У кромки льдов в море Лаптевых их поджидал "Красин", под проводкой которого караван (позже к нему присоединилась и "Правда") дошел до пролива Вилькицкого.
В это время, под влиянием установившихся морозов, море уже было сковано молодым льдом, а старые льды в проливе Вилькицкого сцементировало молодым льдом в одну цельную массу. Этот пролив, пройденный три недели назад, без всяких затруднении, оказался теперь, в двадцатых числах сентября, уже непроходимым для лесовозов даже под проводкой мощного ледокола. Не оставалось другого выхода, как поставить суда на безопасную зимовку. В качестве такого места были выбраны острова "Комсомольской Правды", у северо-восточного берега Таймырского полуострова.
Несмотря на то, что первое плавание торговых пароходов было, таким образом, связано с вынужденной их зимовкой, этот опыт является чрезвычайно ценным, и его следует рассматривать как важный шаг вперед па пути освоения Северо-восточного прохода. Сейчас можно с большой уверенностью сказать, что если бы вся операция по проводке судов первой лонской экспедиции была выполнена декадой раньше, то караван еще успел бы пройти через пролив Вилькицкого и вернуться в Архангельск. "Упущение времени смерти подобно" — это петровское выражение имеет в условиях Северного морского пути полную силу. Операция 1933 года показала также, что суда типа лесовозов нельзя считать вполне пригодными для плавания в устье Лены даже при наличии мощного ледокола. К такому выводу приходится притти тем более, что ледовые условия 1933 года, по сравнению с обычно наблюдающимися в районе между островом Диксона и устьем Лены, нельзя считать очень тяжелыми. Аномально неблагоприятным моментом 1933 года следует считать только чрезвычайную краткость навигационного периода (около 20 дней) в наиболее высоких широтах Северного морского пути. Одновременно с тремя лесовозами в 1933 году из моря Лаптевых в Архангельск возвращался ледокольный пароход "Русанов". Проводка его не составила для "Красина" особых затруднений, тогда как проводка лесовозов в конце сентября была уже невозможна. Этот факт с достаточной очевидностью говорит за необходимость применения для операций по Северному морскому пути судов специальной конструкции и достаточно мощных.
Вслед за проводкой в устье Лены лесовозов, "Красин" в том же году провел из устья Оби в устье Лены речной пароход "Первая пятилетка". Эта операция, выполненная под руководством капитана В. Л. Модзалевского без особых затруднений, подтверждает то, что лето 1933 года в районе морского пути между Енисеем и Леной нельзя причислить к очень тяжелым ледовым годам. В тяжелый ледовый год плавание простого речного судна было бы, конечно, невозможным.
Вместе с караваном судов, следовавших в 1933 году от острова Диксона в устье Лены, прошел в море Лаптевых и ледокольный пароход "Русанов" (капитан Б. Ерохин), имевший задачей устройство в бухте Прончищевой (на восточном берегу Таймырского полуострова) охотничье-промыслового становище. Эта задача "Русановым" была выполнена, несмотря на очень тяжелые условия разгрузки в бухте Прончищевой.
В том же году северную часть Карского моря посетила экспедиция на ледокольном пароходе "Сибиряков" под начальством проф. В. Ю. Визе. "Сибиряков" должен был сперва доставить грузы на станцию на мыс Челюскина и произвести здесь смену людей, а потом отправиться на научные работы в северную часть Карского моря.
"Сибиряков", под командой капитана Ю. К. Хлебникова, вышел из Архангельска 26 июля и, пройдя Маточкин Шар, 2 августа стал на якорь у острова Диксона, явившись первым судном, пришедшим сюда в навигацию 1933 года с запада.
В Карском море "Сибирякову" пришлось пройти полосу льда, местами сплоченного, шириной в 260 миль. К моменту прихода "Сибирякова" к острову Диксона бухта у радиостанции была еще покрыта невзломанным льдом (лето 1933 года было в северной части Карского моря очень холодным, и льды вскрылись поздно). У берега между мысом Михайлова и архипелагом Норденшельда в течение всего лета держался припай, шириной от 3 до 30 километров, а проливы в архипелаге Норденшельда вовсе не вскрывались.
Пополнив свои запасы угля в бухте Широкой (Енисейский залив), "Сибиряков" 8 августа вышел в море, имея целью достижение мыса Челюскина. Так как в начале августа льды у берега еще не вскрывались (весь Пясинский залив в это время еще стоял), то курс был проложен мористо. Кромку льдов "Сибиряков" встретил в северной широте 74°58' и восточной долготе 83°. По мере продвижения на восток льды, представлявшие собою большие ровные поля зимнего и отчасти весеннего происхождения, становились все более и более сплоченными и на меридиане 85°24' (при широте 76°08') явились окончательной преградой для продвижения вперед.
Имея только весьма ограниченный запас угля, "Сибиряков" не мог выжидать улучшения состояния льдов и был вынужден повернуть обратно к острову Диксона, куда и прибыл 19 августа. На пути были выполнены различные научные работы, посещены острова "Известий ЦИК" и открыт остров Арктического института.
После того как в бухте Диксона был взят уголь с лесовоза "Товарищ Сталин", "Сибиряков" покинул остров Диксона 24 августа. Идя то вместе с ленским караваном, то самостоятельно, "Сибиряков" 31 августа стал на якорь у мыса Челюскина. Выгрузка у мыса Челюскина, вследствие надвинутых вплотную к берегам льдов, находившихся большей частью в движении, была чрезвычайно затруднена. 13 сентября "Сибиряков" покинул мыс Челюскина, будучи вызван на помощь лесовозу "Правда", севшему на мель у входа в бухту Прончищевой.
16 сентября "Сибиряков" был снова у мыса Челюскина и в тот же день вышел в обратный путь к острову Диксона. К этому времени старый лед был уже крепко спаян молодим льдом, и так как, кроме того, осадка "Сибирякова" после выгрузки у мыса Челюскина была мала, то продвижение судна было чрезвычайно затруднено. Только 20 сентября "Сибиряков" достиг Русского острова — наиболее тяжелого в ледовом отношении района между островом Диксона и мысом Челюскина. К северу от этого острова "Сибиряков" оставался до 27 сентября, будучи большей частью затерт льдами и лежа в дрейфе. 27 сентября к "Сибирякову" подошел "Красин", возвратившийся вместе с "Русановым" из моря Лаптевых, и без труда вывел "Сибирякова" на более легкие льды к западу от архипелага Норденшельда.
30 сентября "Сибиряков" был снова у острова Диксона. Так как здесь не удалось пополнить угольных запасов и, кроме того, время года было уже позднее, то от научно-исследовательского рейса в северную часть Карского моря пришлось отказаться и возвращаться в Архангельск. Задержавшись в Югорском Шаре на восемь суток в ожидании угля, "Сибиряков" 16 октября прибыл в Архангельск. Хотя предполагавшийся специальный научно-исследовательских рейс "Сибирякова" и не состоялся, тем не менее попутно были выполнены существенные научные работы, главным образом по биологии (Г. П. Горбунов), микробиологии (проф. Б. Л. Исаченко) и морским грунтам (Г. Ф. Уль).
Операцию по снабжению станции на островах Сергея Каменева в 1933 году должен был выполнить ледокольный пароход "Седов" (капитан Д. И. Швецов). Вместе с тем этот пароход должен был устроить научно-исследовательскую базу на мысе Оловянном в проливе Шокальского. В течение почти целого месяца "Седов" тщетно пытался подойти к Северной Земле как с запада, так и с юга и юго-востока, тяжелые льды всюду преграждали доступ к берегам. По сведениям станции на островах Сергея Каменева, невзломанный торосистый припай держался у западного берега Северной Земли в течение всего лета. На обратном пути в Архангельск "Седов" посетил остров Уединения.