«Карская экспедиция-2009»

Организация общероссийской "книги памяти" гибели конвоя БД-5
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 10 Июнь 2008 16:35

Региональная общественная организация «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург) и городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард) проводит работы по организации общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5. Название проекта – «Карская экспедиция-2009».

События, произошедшие в августе 1944 г., являются одной из трагичных страниц истории Великой Отечественной войны в Арктике.

Цели «Карской экспедиции-2009» — поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и отдание долга по морским традициям тем, кто погиб в этой страшной трагедии.

Помощь в организации «Карской экспедиции-2009» оказывают: Российский Государственный Музей Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), Ямало-Ненецкое региональное отделение партии «Справедливая Россия» (г. Салехард), региональная общественная организация краеведов «Обдория» (г. Салехард), филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Ямал» (г. Салехард), ГУ «Северное издательство» (г. Салехард). География участников расширяется.

Организаторы приглашают всех желающих принять участие в организации и содействии проведения «Карской экспедиции-2009».

Организаторы проводят работы по розыску данных о погибших (или их родственников) в трагедии августа 1944 года. Надеемся найти выживших (или их родственников).

Открывая страницу форума, Вы окажете помощь в осуществлении святого дела. И знайте: «кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию».

Мы только в начале пути. От каждого из нас будет зависеть, состоится ли эта экспедиция, и сможем ли мы сделать шаг вперёд.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Александр Андреев » 10 Июнь 2008 18:46

Из газеты "Моряк севера", орган СМП, Архангельск

23 июня 1984 г.


В 1981 году совет ветеранов Великой Отечественной войны и музей Северного морского пароходства начали подготовку материалов для мемориала моряков, погибших в борьбе с немецким фашизмом в 1941—1945 годах.


Для уточнения обстоятельств гибели судов, экипажей и отдельных моряков потребовалось просмотреть сотни дел в различных архивах. Некоторые уточнения проводились по фондам Центрального Государственного архива Военно-Морского Флота СССР, Мурманского и Кандалакшского морских портов.

Основной документ при уточнении гибели всего экипажа или его части вместе с судном — последняя судовая роль на выход в море. Наиболее легко удалось установить фамилии тех моряков, которые погибли вместе с судном.

Большие затруднения были с уточнением обстоятельств смерти отдельных членов экипажа во время налетов и бомбардировок судов вражеской авиацией. Главный документ в этом случае — судовой журнал.

К началу 1984 года удалось установить обстоятельства гибели 311 моряков, участвовавших в боевых рейсах на судах как нашего, так и других пароходств, куда они были направлены для пополнения или смены экипажа. Вот их имена:

...

Пароход «Марина Раскова»

БАГАНОВ Николай Алексеевич — четвертый штурман;
ВАГАНОВА Нина Алексеевна — штурманский ученик;
ВЕНИКОВ Василий Ивановну — старший лейтенант;
ВОЛОЧКОВ Алексей Николаевич — старший механик;
ГИЗАТУЛИН Артем Андреевич — машинный ученик;
ДЕМИДОВ Виктор Александрович — капитан;
ДОРОФЕЕВА Ольга Дмитриевна — камбузник;
ЕРМОЛИНА Галина Владимировна — радист;
ЕСИПОВ Александр Петрович — матрос;
ИВАНОВА Генриетта Николаевна — буфетчица;
КАЗИМИР Алексей Александрович — второй штурман;
ЛЕПЕШКИНА Екатерина Максимовна — дневальная;
МЕНЫПУТКИН Павел Иванович — старший штурман;
НАДЕЕВА Евдокия Алексеевна — уборщица;
НИКИТИН Георгий Георгиевич — кочегар;
ПАВЛОВА Мария Ермиловна — штурманский ученик;
ПАНКРАТОВ Константин Киприянович — палубный ученик;
ПОЧИНКОВ Герман Семенович — палубный ученик;
СМИРНОВ Михаил Константинович — машинист;
СУМЕРИНА Агафья Федоровна — хлебопек;
СУЩИХИН Николай Петрович — матрос;
ФЕДОТОВ Николай Дмитриевич — матрос;
ЯКОВЛЕВ Никон Никоиович — кочегар.


...
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3063
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Июнь 2008 18:57

Из ветки "Конвой БД-5"

В конце августа к о.Белому прибило кунгас с телами погибших. Высланная похоронная команда захоронила их близко к урезу воды, и могила была размыта волнами и разорена медведем. Сотрудники полярной станции во главе с Ф.П.Снегиревым в середине августа 1947 г. сделали новое захоронение за линией самых сильных штормов и поставили столбик с надписью [3, ед.хр.3253]. В 1994 г. вместе с группой участников российско-шведской экспедиции «Экология тундры-1994» и охотником Петром Окотэтто мы искали его, но безуспешно…

[ "Полярная линия фронта" в статье Ф.А. Романенко, О.А. Шиловцева "Судьба российских полярных станций на фоне глобального потепления", «Природа» №9, 2004 г. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/09_04/POLAR.HTM ]

Может быть кто-то знает Романенко и Шиловцева, или еще кого-то из «Экологии тундры-1994» ?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11438
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Александр Андреев » 10 Июнь 2008 19:11

Моряк Севера, Архангельск, 5 октября— 23 ноября 1988 г.


Александр СОМКИН

ТРАГЕДИЯ У ОСТРОВА БЕЛЫЙ

«Приказ начальника Северного Государственного морского пароходства № 25 от 03 февраля 1943 года...
...Принятый от американского правительства пароход «Айронклайд» числить в составе флота с 25.01.43 и именовать с 03 февраля 1943 года в память Героя Советского Союза майора Расковой «Марина Раскова;). Начальник СГМП Новиков Н. В.».


...По заваленным грузами причалам Бакарицы, обдаваемая пылью и выхлопами газов от проезжающих автомашин, пробиралась невысокая девушка с маленьким чемоданчиком в руке. Она шла к причалу, над которым черной громадой нависал корпус большого парохода. Подойдя к самому судну, девушка в изумлении широко раскрыла глазе:

— Ну и ну!..

Высоко, казалось к самому небу, возносился борт, покрашенный черной краской. Рядом с этой стеной девушка с ее чемоданчиком казалась себе маленьким муравьем.

Он и впрямь был большим по тем временам, пароход «Марина Раскова». Стодвадцатиметровый корпус судна вмещал в себя одиннадцать тысяч тонн груза и припасов, полсотни человек экипажа и машину мощностью в две с половиной тысячи лошадиных сил. Таких судов в пароходстве тогда еще не было.

Неудивительно, что девушку поразили размеры парохода, хотя, как и ice архангелогородцы, она знала о флоте не понаслышке и даже сама происходила из семьи моряка.

Двадцатилетняя Клава Некрасова только что окончила Архангельский мединститут, и новенький, еще не обмятый диплом врача общего профиля лежал в чемоданчике среди немудреных девичьих пожитков.

Не ждала, не думала Клава, что при распределении выпадет ей отцовская морская дорога в жизнь: молодого специалиста без проволочек — время военное — направили в пароходство и уже через пару дней, 24 июля 1944 года. Судовой врач парохода «Марина Раскова» боязливо переминалась с ноги на ногу на бакарицком причале, не решаясь ступить на ступеньку покачивающегося трапа.

Трап, косой узкой строчкой перечеркивая борт, уходил вверх к маленьким круглым иллюминаторам, за которыми Клаве уже чудились насмешливые лица моряков.

Преодолев, наконец, робость, девушка шагнула на трап и с независимым видом, даже стараясь не держаться за поручни (знай, мол, наших) стала взбираться наверх...

...Через много лет заслуженный врач РСФСР Клавдия Михайловна Некрасова с улыбкой будет вспоминать:
— Поднимаюсь по трапу, а в голове одна мысль: «Ну если сейчас грохнусь, прощай и жизнь и докторская практика!..»


Поднявшись наверх, Клава напустила на себя важный вид и строго обратилась к вахтенному матросу:
— Мне нужен капитан! (Вот так, ни больше ни меньше, чувствуйте, кто к вам пришел!).


Но капитану, как, впрочем, и остальным было не до молодого специалиста. Судно готовилось к ответственному рейсу в далекую Арктику. Короткое северное лето не ждало, зато по всей трассе Северного морского пути от Диксона до Тикси «Марину Раскову» ждали с нетерпением на зимовках и полярных станциях: пароход должен был доставить туда смены зимовщиков, оборудование, продукты, материалы для заполярных строек.

Клаву провели к вахтенному штурману. Им в этот день был замотанный до предела второй помощник
капитана А. А. Казимир. Отведя девушку в каюту, почти треть которой занимал огромный шкаф, штурман передал молодому врачу ключи:


— Это от каюты, это от амбулатории, дальше разбирайтесь сами...

И через минуту его голос раздавался уже где-то на палубе.

Клава открыла шкаф. Почти доверху он был набит коробками с медикаментами. В углу шкафа стояла большая бутыль с маслянисто поблескивающей жидкостью. Клава вздохнула и принялась за разборку лекарств...

А в трюмы и на палубу «Марины Расковой» продолжали поступать грузы. Стали приезжать пассажиры, зимовщики с семьями, командированные. Сначала их было немного, но когда судно перешло под погрузку в Молотовск (ныне Северодвинск), поток пассажиров увеличился. Их размещал и в кубриках, каютах комсостава, коридорах и даже в трюмах, где поверх груза были устроены дощатые нары.

К Клеве тоже поселили двух девушек — фельдшера Шуру Галстухову, направлявшуюся в бухту Кожевникова, и врача Ревекку(фамилию Клава не запомнила), которая ехала до Тикси. Обе были молодые, веселые. Ревекке было двадцать четыре года, Шуре лишь недавно исполнилось восемнадцать...

Среди пассажиров выделялся энергичный, деятельный средних лет человек, принимавший активное участие в размещении пассажиров, создании для них возможных удобств. Вскоре он стал как бы неофициальным представителем пассажиров и борту ««Марины Расковой», по всем вопросам они стали обращаться к нему.

Звали мужчину Михаилом Петровичем Макаровским, имел он звание старшего техника-лейтенанта и направлялся куда-то в командировку от Севморпути.

8 августа 1944 года, закончив погрузку 6600 тонн различных грузов и приняв на борт 354 пассажире, среди которых было 116 женщин и 24 ребенка, пароход «Марина Раскова» под командованием капитана В. А. Демидова и эскортом трех кораблей охранения — тральщиков Т-114, Т-116 и Т-118, на котором держал флаг командир конвоя капитан первого ранга А. 3. Шмелев, вышел в море..


По приказу Шмелева тральщики окружили охраняемый транспорт полукольцом — впереди в десяти кабельтовых шел флагманский
Т-118, а на расстоянии 12 кабельтовых справа и слева от «Марины Расковой» шли Т-114 и Т-116. Корабли охранения были современными тральщиками типа «AM», имели хорошее противолодочное вооружение и, главное, гидроакустическую аппаратуру для обнаружения подводных лодок. К сожалению, радиус ее действия не превышал двенадцати кабельтрвых, и это обстоятельство сыграло свою роль в дальнейших событиях...


Жизнь на пароходе входила в свою колею. Прекратилась сутолока, пассажиры, наконец, устроились более или менее удобно, успокоились, начались обычные дорожные знакомства.

Разобралась со своим «хозяйством» и Клава. Только огромная бутыль с загадочной маслянистой жидкостью была без этикетки, но Клава, взболтнув бутыль, решила — касторка и поставила ее на место.

Постепенно она знакомилась и с экипажем — опытным капитаном Виктором Александровичем Демидовым, маленьким, коренастым, похожим на колобок радистом Сергеем Мошни-ковым и его помощником — тоже Сергеем — Комаровым, в противоположность своему начальнику длинным и худым парнем. Вместе они представляли собой забавную пару, на которую нельзя было смотреть без улыбки. «Комар да Мошка» — шутливо прозвали их моряки. У «Комара да Мошки» была еще и практикантка — двадцатилетняя Галя Ермолина. Вообще учеников на «Марине Расковой» было много. Вместе со своим братом четвертым штурманом Колей Вагановым шла в рейс штурманским учеником Нина Ваганова. Еще двое ребят, восемнадцатилетние Маша Павлова и Леонард Соколов, как и Нина, тоже постигали азы штурманского искусства. И, наконец, четверо семнадцатилетних пацанов — палубные ученики Костя Панкратов, Герман Починков и машинные ученики Сережа Антипин и Артем Гизатулин — в детских еще шалостях переворачивали все вверх дном на пароходе. Моряки любили веселых, неунывающих ребят, учили их своему мастерству, опекали и... подкармливали. Подрастающие организмы требовали много калорий, а с едой было туго. Пацаны накидывались на все съедобное, но не все съедобное шло на пользу...

Однажды Леонард Соколов предстал перед доктором Клавой в полусогнутом состоянии. Держась за живот, он жалостно кривился:

— Доктор, живот болит...

Клава осмотрела штурманского ученика. Слава богу, на аппендицит не похоже, просто съел что-то не то. Добрый глоток касторки—и все как рукой снимет.

Клава с трудом вытащила из шкафа бутыль, налила большую ложку и приказала болящему Леонарду открыть рот. Проглотив лекарство, штурманский ученик, несмотря на боль в животе, нахально подмигнул доктору Клаве и сказал:

— А знаешь, док, сладко... — С тем и ушел.

А доктор, опустившись на стул, задумалась: с каких это пор касторка стала сладкой?..

Еще раз взболтнув бутыль, Клава налила немного жидкости в мензурку и пошла на консультацию к коллегам Шуре и Ревекке.

— Девочки, как вы думаете, это касторка?

Приглядевшись, девочки отрицательно замотали головами. Обомлевший доктор макнула палец в жидкость и сунула его в рот...
Батюшки, глицерин! Что-то теперь будет с бедным пациентом?..


II

Вечером 10 августа 1944 года,когда конвой «БД-5» втягивался в пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря, в кабинет старшего морского начальника острова и поселка Диксон капитана первого ранга С. В. Киселева, еле передвигая ноги от усталости, вошла женщина.

Она не была неженкой, охотница А. П. Жильцова, но сорок километров бездорожья, пройденные за день, могли измотать и здорового мужчину.

Что же заставило женщину спешно проделать многокилометровый путь?

Бригада охотников-промысловиков, в которой бы­ла и Жильцова, промышля­ла на восточном берегу острова. Утром 10 августа отдыхавшие на берегу бух­ты Полынья охотники с изумлением увидели, как в залив медленно, словно на-ощупь, входит подводная лодка. Чья она, промысло­вики определить не могли, поэтому на всякий случай спрятались за камнями и стали наблюдать, что будет дальше.

Около часа лодка про­стояла в бухте, попыхивая дизельным дымком, не­сколько раз на мостике по­являлись люди, рассматри­вали бухту в бинокли, но на берег не Сходил никто. За­тем лодка развернулась и не погружаясь ушла в мо­ре.

Тогда вышедшие из ук­рытия охотники, посовещав­шись, решили сообщить о неизвестной гостье военно­му руководству Диксона. Идти вызвалась Жильцова. Вечером того же дня от­важная женщина доложила обо всем виденном С. В. Киселеву.

Капитан первого ранга был встревожен. Никаких советских лодок по его све­дениям в Карском море не было, а тут еще вскоре
до­ложили О работе неизвест­ной радиостанции, находя­щейся где-то в море неда­леко от Диксона.


Быпо ясно, что в этом районе конвой «БД-5» под­жидает опасность.

К сожалению, Киселев не мог оказать конвою иной помощи, кроме предупреж­дения по радио, что и бы­ло сделано. Из Диксона на восток в это время выхо­дил конвой «ДВ-1», и Ки­селев справедливо отдал предпочтение ему: ледокол «Монткальм», ледорез
«Ф. Литке», пароход «Бело­морканал» и присоединив­шийся к ним позднее ледо­кол «И. Сталин» охранялись всего двумя кораблями — минным заградителем «Мурман» и тральщиком Т-64. Старший морской началь­ник приказал усилить кон­вой эсминцем «Урицкий» и тральщиком Т-115.


Киселев исходил из того, что «Марина Раскова» дос­таточно хорошо охраняется тремя новыми тральщика­ми, приспособленными к тому же для борьбы с под­водными лодками. Как уже говорилось, у них было и противолодочное оружие и гидроакустическая
аппара­тура «АСДИК».


Но никто не учел, что во­енная научно-техническая мысль не стоит на месте...

...Дней за десять до опи­сываемых событий, а точ­нее 30 июля 1944 года, да­леко на Балтике советский малый охотник за подвод­ными лодками МО-ЮЗ под командованием старшего лейтенанта А. П. Коленко обнаружил, атаковал и по­топил фашистскую подвод­ную лодку. Спаслись толь­ко ее командир Вернер Шмидт и пять человек, быв­ших с ним а боевой рубке. Спасся командир подлым способом — перепустив воздух высокого давления в рубку и оставив 46 нахо­дящихся в других отсеках подводников погибать от удушья.

Когда попавший в плен Шмидт узнал, что совет­ские водолазы намерены обследовать и поднять за­тонувшую лодку, он стал го­рячо доказывать, что этого делать нельзя, что лодка взорвется как только ее сдвинут с места. Естествен­но, это вызвало еще боль­ший интерес к погибшей субмарине. Эпроновцы и группа водолазов под ко­мандованием капитана тре­тьего ранга И. В. Прохватилова подняли лодку.

И не зря.

Мало того, что подвод­ная лодка У-250 оказалась одной из новейших в гит­леровском флоте. На ее борту были обнаружены секретные документы, шиф­ровальная машинка «Энигма» («Загадка») и две тор­педы неизвестного типа.

Советские специалисты разгадали секрет нового оружия. Это были самона­водящиеся акустические торпеды Т-5. В отличие от обычных торпед они дви­гались бесшумно и почти бесследно, шли на шум вин­тов и взрывались, даже не касаясь цели — под
дейст­вием магнитного поля ко­рабля. К тому же стрелять этими торпедами лодка могла с расстояния в 25— 30 кабельтовых, оставаясь сама вне поля действия гидроакустической аппара­туры наших кораблей, ра­диус действия которой, как
уже упоминалось, не пре­вышал 12 кабельтовых.


К сожалению, на Севере об этом оружии узнали поздно...

III

Вечером 12 августа Клаве Некрасовой предстояло про­вести занятия с экипажем по оказанию скорой помо­щи.

В роли преподавателя Клава выступала впервые, поэтому она немного вол­новалась. Чтобы произвес­ти впечатление на слушате­лей, девушка надела лучшее платье, легкие туфельки. Собрав бинты, жгуты и ме­дикаменты в сумку, она пос­ледний раз оглядела себя в зеркале и, довольная сво­им «преподавательским» ви­дом, шагнула к двери...

Сильнейший удар потряс судно. Распахнулись двер­цы шкафов, из столов вы­летели ящики, груды меди­каментов, коробок, пузырь­ков разлетелись по палубе. Толстая бутыль с глицери­ном, подскочив, бесшумно раскололась, и маслянистая жидкость хлынула на
лино­леум.


Клаву отшвырнуло от две­ри, при падении она боль­но ударилась обо что-то но­гой...

Страха на было, скорее удивление. Прихрамывая, девушка выбралась в кори­дор. По нему гуляла вода и вообще было такое впе­чатление, что вода льется отовсюду. Шлепая по воде модными туфельками, Кла­ва выбежала на палубу. И там была вода. Она стека­ла с надстроек, переборок, иллюминаторов, такелажа, журча убегала за борт. От­куда-то сверху на Клаву тоже обрушился холодный поток, и в один миг она вся промокла.

На палубе уже было пол­но людей, а они все выбе­гали и выбегали из поме­щений, плотной массой лез­ли из трюмов. «Ну, прямо как тесто вроде поднима­лось...» — вспоминает сей­час Клавдия Михайловна...

Прижимая к себе детей, люди метались по палубе, ища спасения. Слышались крики:

— Торпеда!
— Лодка!!
— Тонем, помогите!.. Назревала паника...


А в море прогрохотал но­вый взрыв...

...На мостике шедшего впереди конвоя тральщика Т-118 стояли флагман кон­воя капитан первого ранга Шмелев и командир кораб­ля капитан-лейтенант Куп­цов. Беспокойно было на душе у обоих. Хотя акусти­ки не обнаруживали посто­ронних шумов в море, но полученные с Диксона шиф­ровки утверждали, что вра­жеские подводные лодки рыщут где-то рядом, Шмелев приказал конвою изменить курс ближе к ост­рову Белый, где, как он на­деялся, небольшие глубины не позволят подводным лодкам подобраться к
кон­вою.


До острова Белый остава­лось 60 миль, когда в 19 ча­сов 57 минут корпус траль­щика содрогнулся от глухо­го взрыва, раздавшегося за кормой. Обернувшись, Шме­лев с Купцовым увидели, КАК у правого борта «Ма­рины Расковой» оседает султан пенной воды и ды­ма.

— А, черт! — со зло­стью ударил кулаком по планширю Шмелев, — На­ткнулись-таки!

— Похоже мина, — ска­зал Купцов.

— Она, сволочь. Всплеск небольшой, дымный, взрьш глухой. Типично для некон­тактной мины. Что акусти­ки?

— Докладов не было, значит не лодка, акустики у нас опытные,

— Запросите «Марину Раскову», что у них?

В ответ на запрос флагмана «Марина Раскова» про­семафорила: «Имею про­боину с правого борта».

— Пойдем на помощь, — распорядился Шмелев. — Сто шестнадцатого тоже ту­да, а Панасюк (И. О. Панасюк — командир тральщи­ка Т-114. А. С.) пусть на всякий случай походит во­круг, постережет нас.

Флагманский тральщик, круто развернувшись, по­мчался к терпящему бедст­вие транспорту...

До тонущего судна оставалось всего два кабельтовых, когда глухой удар подбросил вверх корму тральщика. Его нос с разбегу ушел под воду, но через минуту задрался высоко к небу: Т-118 стал быстро погружаться развороченной кормой в море...

Этот взрыв и услышали на «Марине Расковой»...

...Надо отдать должное капитану «Марины Расковой» Виктору Александровичу Демидову и его экипажу, выдержке и хладнокровию моряков.


По приказу капитана моряки быстро навели порядок на палубе, успокоили перепуганных людей, предотвратили начавшуюся было панику. Спокойно проходила посадка пассажиров в шлюпки. Советские моряки оказались достойными преемниками отважного капитана парохода-фрегата «Биркенхед» Сальмонда, более девяноста лет назад впервые отдавшего в трагические минуты команду, возвышающую настоящего моряка и мужчину:

— Женщины и дети — вперед!

И на «Марине Расковой» первыми в шлюпки были посажены дети и женщины, потом остальные пассажиры.

Взрывом были выведены из строя два котла, машина остановилась. Пар для работы водо отливных средств мог давать и то с большим трудом (3—4 атмосферы) только котел № 3. В этих условиях героически вели себя моряки машинной команды. Анатолий Логинов, Михаил Смирнов, Василий Белый делали, кажется, невозможное, обеспечивая работу механизмов.

Какую выдержку надо было иметь людям, находившимся в темных недрах тонущего судна около сдвинутых с фундамента полуразрушенных котлов, брызжущих горячей водой и паром, в угарном дыму от высыпавшегося шлака, чтобы не поддаться панике, продолжать выполнять свои обязанности, свой долг!

На палубе старший помощник капитана П. И. Меньшуткин с группой матросов пытались завести пластырь под пробоину, а четвертый штурман Н. А. Баганов готовил на баке буксирные концы.

К сожалению, все усилия экипажа были напрасны. Чуть накренившись на правый борт «Марина Раскова» медленно погружалась в море. В машинном отделении вода подошла к последнему работающему котлу. Опасаясь его взрыва, капитан Демидов приказал стравить пар, а машинной команде выйти наверх. Замолк перестук донок и насосов, и только свист пара, пышным султаном мотавшегося над трубой, разносился над морем.

Спасая пассажиров, моряки «Марины Расковой» не оставили в беде и команду тральщика Т-118, тонувшего рядом. Одна из шлюпок транспорта была направлена к гибнущему тральщику и успела подобрать шесть моряков. Остальных оставшихся в живых подобрали шлюпки с кораблей эскорта. Тяжело раненный командир Т-118 С. М. Купцов оказался на Т-116, капитан первого ранга А. 3. Шмелев — на «сто четырнадцатом», ставшем к тому времени на якорь в семи кабельтовых от «Марины Расковой». Сюда же, на тральщик Т-114, катера и шлюпки доставили всех женщин и детей с парохода. Всего на этом небольшом суденышке собралось (кроме экипажа) свыше двухсот человек!

...Клава Некрасова не торопилась садиться в спасательную шлюпку, хотя ей это уже не раз предлагали. Когда на судно доставили спасенных с тральщика моряков, она стала хлопотать возле них. Кому же еще, если не судовому врачу, заниматься этим делом? А в шлюпку в первую очередь пусть садятся пассажиры.

Спасенных растирали спиртом («Конечно, для согрева попадало и внутрь» — улыбнулась, вспоминая, Клавдия Михайловна), ереодевали во что попало, лишь бы сухое, и отправляли искать место посуше да потеплее...

После взрыва тральщик Т-118 с оторванной кормой продержался на поверхности 27 минут, затем на нем взорвалась скатившаяся со стеллажей глубинная бомба и флагманский корабль скрылся под волнами.

«Марина Раскова», накренившись и несколько погрузившись в воду, продолжала оставаться на плаву. Со стороны казалось, что огромное судно и не собирается тонуть. Но капитан Демидов и экипаж знали, что вода затопила уже машинно-котельное отделение, второй и третий трюмы.

Не щадя сил боролись моряки за жизнь своего парохода, но развязка неотвратимо приближалась...

Прибывший на борт Т-114 капитан I ранга Шмелев, проанализировав оба взрыва, доклады опытнейших «слухачей» тральщика В. К. Лугового и С. Т. Сергеичева, не обнаруживших никаких подозрительных шумов под водой, пришел к окончательному выводу, что конвой попал на минное поле и никакой подводной лодки поблизости нет.

Но она была...

Кабельтовых в тридцати от терпящего бедствие конвоя медленными галсами ходила в толще воды фашистская субмарина У-365, и ее командир, осторожно поднимая перископ, уже высматривал очередную жертву...

IV

...В конце июля—начале августа 1944 года шесть фашистских подводных лодок, составлявших ударную группу «Грейф», «волчья стая», как любили называть себя сами подводные пираты, обойдя Новую Землю с севера, вошли в Карское море. Лодки были модернизированы и вооружены по последнему слову техники. Устройство «шноркель» позволяло лодкам подолгу не всплывать на поверхность для зарядки аккумуляторов, что повышало их скрытность, новейшие бесшумные самонаводящиеся торпеды Т-5 и «Цаункениг» давали возможность, как уже говорилось выше, наносить точные торпедные удары с расстояния, намного превышавшего радиус действия гидроакустических приборов «АСДИК», установленных на наших тральщиках.

Войдя в Карское море, «волчья стая» разделилась. Часть лодок заняла позиции у Новоземельских проливов, а часть отправилась на «охоту» в юго-восточный район Карского моря, к Диксону.

Одна из этих «охотниц»— У-365 и подстерегла конвой «БД-5»...

Все это стало известным много позже, а пока трагические события у острова Белый нарастали...

...Командир тральщика Т-114 капитан-лейтенант И. О. Панасюк, получив приказ флагмана приступить к спасению пассажиров «Марины Расковой», прекратил противолодочный поиск и лег в дрейф в семи кабельтовых от тонущего транспорта. К пароходу были отправлены все плавсредства тральщика.

Тем временем погода стала портиться. Усилился ветер, разыгралась волна. Опасаясь сноса корабля на предполагаемое минное
поле капитан-лейтенант приказал отдать якорь.


Спасательные операции шли полным ходом. Плавсредств было достаточно: работали три шлюпки, два кунгаса и четыре плота «Марины Расковой», катера и шлюпки тральщиков. Эвакуация пассажиров, а затем экипажа судна проходила спокойно. Все это время моряки парохода «Марина Раскова» были выше похвал. В эти часы и минуты они проявили лучшие человеческие качества — мужество, самоотверженность, готовность пожертвовать собой ради жизни других.

Доктор парохода «Марина Раскова» Клавдия Некрасова не считала себя женщиной, место которой давно уже в спасательной шлюпке. На все уговоры товарищей девушка отвечала: «Я такой же член экипажа и уйду вместе с вами». Она помогала женщинам спускаться в шлюпки, передавала им на руки детей, успокаивала плачущих малышей.

Клава устала, проголодалась, очень хотелось пить, но почему-то, помнется, никак не могла найти воды. Выручил поднявшийся из машинного отделения Миша Логинов:

— Если не боишься пойдем вниз, там у нас есть вода. Клава по-прежнему не испытывала страха. То ли свойственная молодости
уверенность: «со мной ничего не может случиться, с кем угодно может, но не со мной», то ли чрезмерная занятость не давали чувству страха охватить девушку.


Напившись, Клава поднялась наверх, подошла к борту. В море, к стоявшему неподалеку тральщику спешили катера и шлюпки с пассажирами «Марины Расковой».

Под бортом транспорта дергался на носовом фалине кунгас, в котором уже сидели стюард, или попросту завпрод Корельский, прижимавший к себе какой-то бак, и третий механик Родионов.

Заметив девушку, Родионов позвал ее:
— Давай, Клава, садись быстрее!



Но Клева отрицательно помотала головой и отошла от борта. С мостика ее окликнул военный помощник капитана В. И. Венников:
— Закончили дела, доктор? Поднимайтесь сюда, перекусим перед дорогой.


Клава поднялась на мостик. В штурманской рубке находились капитан В. А. Демидов, старший механик А. Н. Волочков, еще кто-то. Клаве сунули в руки банку каких-то консервов, кусок хлеба. Пока девушка ела, командиры держали совет. Впрочем, советоваться было уже не о чем. Пассажиры и почти весь экипаж эвакуированы, на борту оставалось одиннадцать моряков во главе с капитаном. Дальнейшее пребывание на тонущем судне не имело смысла.

—Ну что ж, товарищи, пора и нам, — обведя усталым взглядом собравшихся на мостике, негромко сказал Демидов. — Спасибо, друзья, вы сделали все, что могли. Приказываю оставить судно.

Спускаясь по трапу с мостика, Клава еще услышала, как капитан на чей-то вопрос ответил:

— Мы сядем в шлюпку.

Под бортом судна, кроме кунгаса, приплясывали на волне катер и шлюпка с тральщика Т-116. В кунгасе сидело уже довольно много людей. Клаву опять позвали туда, но девушка спрыгнула на палубу катера.

Оставив шлюпку у борта парохода, катер, взяв га буксир кунгас, направился к тральщику. В оставленную шлюпку спустились шесть человек: военный помощник В. И. Венников, старший штурман П. И. Меньшуткин, стармех А. Н. Волочков, второй штурман А. А. Казимир и четвертый помощник капитана Н. А. Баганов, отправивший перед этим свою сестру Нину вместе с остальными женщинами на Т-114.

Последним тонущее судно покинул капитан В. А. Демидов.

...Натужно ворочая винтом, волоча за собой переполненный кунгас (в нем находилось уже 86 человек, подобранных по пути с плотиков, а то и из воды), катер медленно шел к тральщику. Моряки с грустью оглядывались на высокий, чуть накренившийся корпус «Марины Расковой». Казалось, пароход и не собирается тонуть, и не знавшие, что происходит сейчас в недрах судна,
военморы недоверчиво спрашивали:


— Неужели пароход тонет?

— Да, медленно, но верно... — отвечали им.

Вдруг там, где покачивался на якоре тральщик Т-114 прогрохотал оглушительный взрыв. В небо взметнулся высокий столб воды и дыма, взлетели обломки корабля и когда во-, да опала, дым рассеялся, над поверхностью моря виднелась только носовая
часть тральщика. Через три минуты на глазах оцепеневших людей она медленно перевернулась и скрылась под водой.
Ужас охватил всех, кто наблюдал эту картину. На погибшем тральщике, кроме экипажа, находилось свыше двухсот человек, спасенных с «Марины Расковой» и тральщика Т-118, и самое страшное — 136 из них женщины и маленькие дети...


Жутко даже представить себе, что творилось в эти мгновения в переполненных кубриках опрокинувшегося корабля... Запомните и прокляните, люди, имя фашистского изверга, совершившего это преступление. Обер-лейтенант Дитер Тоденхаген командовал лодкой У-365, потопившей «Марину Раскову» и тральщик.

Здесь ошибка — лодкой командовал Ведемеер. В остальном, статье, полагаю можно доверять - она написана по воспоминаниям судового врача

Будем надеяться, что возмездие настигло фашистского пирата; 13 декабря того же сорок четвертого года У-365 была уничтожена бомбовым ударом патрульного самолета с авианосца «Камланиа», охранявшего последний в этом году англо-американский конвой, шедший к советским берегам...


...Потрясенные ужасной трагедией, разыгравшейся на их глазах, пассажиры кунгаса не сразу заметили, что их суденышко перестало двигаться, а когда опомнились, то увидели, что буксировавший их катер, обрубив буксир, полным ходом уходит к своему кораблю...
Затем Т-116, подняв на борт подошедший катер, пыхнул черным дымом из трубы и, развивая скорость, стал удаляться на восток...
Не берусь судить, насколько оправдан был поспешный уход тральщика. На его борту скопилось тоже немало народу — 186 пассажиров, не считая экипажа, и командир тральщика капитан-лейтенант В. А. Бабанов, наконец понявший, что конвой подвергается атакам подводной лодки, имел основания опасаться за жизнь этих людей и корабль.


Вскоре после того как Т-116 скрылся за горизонтом, в два часа пятнадцать минут двойной взрыв потряс небо и море: фашистские пираты добивали «Марину Раскову»...

Когда расколовшийся надвое корпус парохода скрылся с поверхности и успокоилась бурлившая вода, из морских глубин неподалеку от места гибели судна медленно всплыла рубка подводной лодки. Лодка прошла мимо переполненных шлюпок, держа курс вслед ушедшему на восток тральщику...

В штормовом море остались более 150 человек. Кроме кунгаса, они размещались на трех вельботах, нескольких шлюпках и катере с погибшего тральщика Т-114.

Трудно описать страдания этих людей. Полураздетые, голодные, томимые жаждой, обдаваемые ледяными брызгами и пронизываемые штормовым ветром, они по-разному вели себя в эти часы и дни тяжелых испытаний. Общее несчастье словно лакмусовой бумажкой проявляло душевные качества каждого. Были здесь героизм и трусость, самоотверженность и эгоизм, надежда и отчаяние, борьба и капитуляция.

О высоком чувстве долга и мужестве таких людей, как старший техник-лейтенант М. П. Макаровский, капитан-лейтенант 3. С. Рашев, третий помощник капитана с «Марины Расковой» И. Д. Вондрухов, старшина первой статьи Н. И. Алексеев, инженер Малинин, капитан Воеводкин, научный работник Кухарев, медсестра Галстухова и других, не сломившихся, до конца поддерживавших товарищей, пришлось бы писать отдельную главу. Возможно, она когда-нибудь будет написана. А пока коротко хотя бы об одном из них, о Михаиле Петровиче Макаровском.

По воспоминаниям очевидцев это был средних лет энергичный, деятельный человек, обладавший незаурядной силой воли. Он обратил на себя внимание еще во время посадки пассажиров в Молотовске.

Оказавшись на кунгасе, переполненном испуганными и растерянными людьми (ведь большинство из них вообще впервые оказались в море), Михаил Петрович и здесь проявил прекрасные организаторские способности, высокие духовные качества. Человек долга, волевой и энергичный, он взял на себя руководство людьми, осставшимися в кунгасе в штормовом море. Макаровский заставлял всех заниматься каким либо делом, распределил людей по вахтам, собрал и определил норму выдачи продуктов и мизерных запасов пресной воды, поддерживал дисциплину и порядок, старался поднять настроение павших духом, шутил, показывал личный пример бодрости и оптимизма.

А сам был уже серьезно болен...

К тому времени, когда в ста милях от острова Белый их обнаружил гидросамолет капитана С. В. Сокола, а это случилось почти через две недели дрейфа, в кунгасе оставалось в живых всего 14 человек и самым больным и обессиленным среди них был М. П.
Макаровский...


Насколько большим уважением пользовался этот человек среди товарищей по несчастью, говорит тот факт, что когда к кунгасу подошел клиппер-бот с «каталины», который мог взять зараз только двоих, почти все отказались садиться в него, пока первым не посадят Макаровского.

Почти все. Но двое в кунгасе все время думали только о себе, только о спасении собственной шкуры...
Расталкивая людей, которые собирались перенести Макаровского в клиппер-бот, туда прыгнул завпрод Корельский, за ним еще один человек...


Все время, пока кунгас носило по морю, эти двое держались особняком, ревниво оберегая бидон с запасом шоколада, банок со сгущенным молоком. Когда Макаровский стал собирать продукты в общий котел, завпрод не отдал ни одной банки, ни одной плитки шоколада. Его презирали, объявили ему бойкот...

Торопясь, завпрод с матросом прыгали в шаткий клиппер-бот, не соблюдая осторожности. Неустойчивая резиновая шлюпчонка перевернулась, и четыре человека (на клиппер-боте к кунгасу пришли штурман и механик с гидросамолета) оказались в воде. Их вытащили на «каталину», но легкий неуправляемый клиппер-бот унесло ветром и дальше переправлять людей было не на чем. Подойти к кунгасу вплотную «каталина» не могла: шторм усиливался и гидросамолет волной могло набросить на кунгас.

Оставаться на плаву дальше было опасно, и С. Сокол, с трудом передав на кунгас анкерок с водой и кое-какую одежду, поднял «Каталину» в воздух. Самолет улетел, а когда через четверо суток (раньше не позволял жестокий шторм) гидросамолет подполковника М. И. Козлова снова отыскал терпящих бедствие людей и совершил весьма рискованную посадку в штормовом море около кунгаса, Михаила Петровича Макаровского уже не было в живых,..

Больше двадцати дней продолжались поиски разбросанных по штормовому Карскому морю людей, переживших трагедию у ост-роза Белый. В них участвовало семь кораблей Беломорской военной флотилии, восемь гидросамолетов, промысловики и полярники на острове Белый и полуострове Ямал. Поистине образцы мужества и героизма показали летчики. Беспримерный, иначе не назовешь, подвиг совершил в эти дни подполковник М. И. Козлов. Переполненная спасенными людьми его «каталина» не могла взлететь, и Матвей Ильич двенадцать часов (!) вел гидросамолет по бушующему морю среди огромных волн, готовых ежеминутно захлестнуть его, словно ореховую скорлупу. Пятьдесят миль, из которых каждая могла оказаться последней, до острова Белый прошел, словно катер, гидросамолет, за штурвалом которого сидел этот мужественный человек...

Если эти строки когда-либо попадут на глаза спасенным в далеком 1944 году пассажирам и морякам «Марины Расковой», пусть запомнят они тех, кто, рискуя собственной жизнью, вырывал их из ледяных объятий смерти. Это были военные летчики Козлов, Сокол, Хотулев, Евдокимов, Рубан, Беликов и их товарищи. В поисках участвовали экипажи боевых кораблей МО-501, Т-60, Т-61, Т-116, Т-117, БО-203, БО-210. Руководил поисково-спасательными операциями лично командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал С. Г. Кучеров..,

...Из всех потерь, понесенных за годы войны на морских дорогах Арктики, это была самая крупная потеря и самая большая трагедия. Из 636 человек, бывших на «Марине Расковой» и торпедированных тральщиках, погиб 381 человек. Вместе с мужчинами— моряками, полярниками погибли почти все женщины и все дети. Бесследно исчезла в холодных просторах Карского моря шлюпка с капитаном «Марины Расковой» В. А. Демидовым и пятью командирами транспорта...

В конце августа к мысу Рогозина, что на острове Белый, прибило полузатопленный кунгас с телами двадцати человек. Это было все, что вернуло море... Кто из них был пассажиром, а кто моряком — не выяснено. Да и не в этом суть. Все они лежат вместе в братской могиле на далеком заполярном острове...


С «Марины Расковой» домой не вернулись двадцать три моряка:

[color=#003399]Демидов Виктор Александрович — капитан,
Меньшуткин Павел Иванович— старший помощник капитана,
Волочков Алексей Николаевич— старший механик,
Венников Василий Иванович—военный помощник капитана,
Казимир Алексей Александрович — второй помощник капитана,
Ваганов Николай Алексеевич — четвертый помощник капитана,
Ваганова Нина Алексеевна — штурманский ученик,
Павлова Мария Ермиловна — штурманский ученик,
Ермолина Галина Владимировна — практикант радиста,
Есипоа Александр Петрович — матрос,
Сущихин Николай Петрович — матрос,
Федотов Николай Дмитриевич — матрос,
Гизатулин Артем Андреевич— машинист,
Смирнов Михаил Константинович — машинист,
Никитин Георгий Георгиевич— кочегар,
Яковлев Никон Никонович — кочегар,
Сумерина Агафья Федоровна — пекарь,
Иванова Генриета Николаевна — буфетчица,
Лепешкина Екатерина Максимовна — дневальная,
Дорофеева Ольга Дмитриевна — камбузник,
Надееза Евдокия Алексеевна — уборщица,
Панкратов Константин Николаев
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3063
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2008 05:08

Мы ждали папу все годы

До июля 1944 года мой папа плавал старшим механиком на судах Северного морского пароходства. А 11 июля того года его перевели в этой же должности на пароход "Марина Раскова", отправлявшийся в Арктику с ответственным заданием. Перед уходом в рейс папа сделал две фотографии - свою с мамой и нашу с братом (мне было четыре года, а Вове - шесть). С последним катером, отправлявшимся в город от борта парохода, прислал письмо, в котором нам с братом наказывал слушаться маму и обещал сообщить о себе дней через 10-15 телеграммой с первого становища.

Но это письмо было последним. 12 августа в Карском море разыгралась трагедия. В северных водах оказалась немецкая подлодка, оснащенная самонаводящими акустическими торпедами, которые шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели. С "Марины Расковой" домой не вернулись 23 моряка, в том числе капитан Виктор Александрович Демидов и наш отец - стармех Алексей Николаевич Волочков.

Мы не верили в гибель отца и все годы, пока не повзрослели, ждали, что папа обязательно вернется, ведь он у нас такой большой, сильный, выносливый.

Каждый год перед 9 мая я езжу в Соломбалу к камню-памятнику морякам, не вернувшимся из походов, и очень надеюсь, что мне удастся съездить на место гибели парохода "Марина Раскова" и бросить в море венок в вечную память о моем отце.

Любовь ЧЕРЕПАНОВА (ВОЛОЧКОВА). Врач областной детской больницы.

Инф. 25/02/2005

[ "Правда Севера" http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=18290 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11438
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Июнь 2008 13:06

Уважаемы дамы и господа!

Предлагаем Вам принять участие в организации или работе по осуществлению «Карской экспедиции-2009».
Формат экспедиции – общероссийская экспедиция памяти. Рабочее название – «Карская экспедиция-2009». Её цели – осуществить поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и отдать долг по морским традициям тем, кто погиб в этой страшной трагедии.
Планируется экспедиция на август 2009 г. Если нам не удастся провести экспедицию в 2009, то проведём в 2010 году. Хотелось бы приурочить проведение экспедиции к 65-летию трагедии в Карском море. Во время экспедиции возможна установка памятного знака на одном из островов (вариант – о. Белый). Начат поиск фамилий выживших, погибших во время трагедии. Мала вероятность того, что мы найдём спасённых в настоящий момент во здравии. Но всё-таки остаётся надежда. Мы можем найти их родственников. Появились различные варианты выполнения экспедиции. В настоящий момент существуют два организатора: региональное общественное объединение «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург), городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард). У РОО «Полярный конвой» уже есть опыт проведения подобных экспедиций. По одному из вариантов, мы хотели совершить экспедицию на двух судах, один со специалистами и оборудованием, второй – с пассажирами. Маршрут экспедиции будет зависеть от маршрута судов, идущих либо специально к месту гибели судна «Марина Раскова» (транспортное судно конвоя БД-5), либо выполняющих этот рейс попутно.

Организации и физические лица, желающие участвовать в «Карской экспедиции-2009» могут быть:
1. генеральным спонсором;
2. спонсором;
3. информационным спонсором (по территориальному признаку: региональный, федеральный; по наличию форм СМИ: печатный, электронный, комбинированный);
4. региональным представителем;
5. участник экспедиции;
6. помощник;
7. организатор проведения определённых работ;
8. сочувствующий.

Для осуществления «Карской экспедиции-2009» требуется:

1. Информационная помощь.
1.1. .Распространение информации через Интернет, направленной на целевую аудиторию: потенциальных организаторов, респондентов, спонсоров, участников, помощников, региональных представителей и сочувствующих.
1.2. Распространение информации через местные и региональные средства массовой информации (печатные, телевизионные), направленные на целевую аудиторию: потенциальных организаторов, респондентов, спонсоров, участников, помощников, региональных представителей и сочувствующих.
1.3. Распространение через средства массовой информации для создания общественного мнения и общественной поддержки экспедиции.
2. Финансовая помощь (для получения её требуется на первом этапе наличие писем поддержки организаций и известных людей, создание общественного мнения необходимости проведения «Карской экспедиции-2009»).
3. Помощь респондентов – участие в информационных проектах в Интернете и средствах массовой информации, оказание помощи в поиске информационных материалов, розыске лиц.
4. Помощь (возмездная и безвозмездная) специалистов различных специальностей (историков, краеведов, руководителей и работников средств массовой информации, музеев, архивов, общественных организаций, морских портов, учреждений, владеющих морскими судами, водолазов, гидрографов и др.) в подготовке экспедиции.
5. создание на общественных началах региональных центров по организации и проведению «Карской экспедиции-2009».
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Июнь 2008 19:24

Иван Кукушкин пишет:Мы ждали папу все годы

До июля 1944 года мой папа плавал старшим механиком на судах Северного морского пароходства. А 11 июля того года его перевели в этой же должности на пароход "Марина Раскова", отправлявшийся в Арктику с ответственным заданием. Перед уходом в рейс папа сделал две фотографии - свою с мамой и нашу с братом (мне было четыре года, а Вове - шесть). С последним катером, отправлявшимся в город от борта парохода, прислал письмо, в котором нам с братом наказывал слушаться маму и обещал сообщить о себе дней через 10-15 телеграммой с первого становища.

Но это письмо было последним. 12 августа в Карском море разыгралась трагедия. В северных водах оказалась немецкая подлодка, оснащенная самонаводящими акустическими торпедами, которые шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели. С "Марины Расковой" домой не вернулись 23 моряка, в том числе капитан Виктор Александрович Демидов и наш отец - стармех Алексей Николаевич Волочков.

Мы не верили в гибель отца и все годы, пока не повзрослели, ждали, что папа обязательно вернется, ведь он у нас такой большой, сильный, выносливый.

Каждый год перед 9 мая я езжу в Соломбалу к камню-памятнику морякам, не вернувшимся из походов, и очень надеюсь, что мне удастся съездить на место гибели парохода "Марина Раскова" и бросить в море венок в вечную память о моем отце.

Любовь ЧЕРЕПАНОВА (ВОЛОЧКОВА). Врач областной детской больницы.

Инф. 25/02/2005

[ "Правда Севера" http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=18290 ]

Любовь Алексеевна жива и здорова. Работает там же. С ней установлена связь. Она очень хочет стать участником "Карской экспедиции-2009" и посетить место гибели своего отца - старшего механика судна "Марина Раскова" Волочкова Алексея Николаевича. Любовь Алексеевна выразила согласие в поиске родственников погибших и спасённых с конвоя БД-5. Она первая найденная родственница. Верю, что не последняя.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Июнь 2008 17:21

Газета "Правда Севера", г. Архангельск ( http://www.pravdasevera.ru ), интернет-газета "Ямал-информ", г. Салехард ( http://yanao.ru ) выразили своё согласие стать информационными партнёрами "Карской экспедиции-2009". Организаторами экспедиции проводятся переговоры с потенциальными участниками, партнёрами и спонсорами "Карской экспедиции-2009".
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Июнь 2008 17:35

Shulc пишет:... интернет-газета "Ямал-информ", г. Салехард ( http://yanao.ru ) выразили своё согласие стать информационными партнёрами "Карской экспедиции-2009".

На сайте, в размещенной статье "На Ямале стартует проект 'Карская экспедиция-2009" http://yanao.ru/6/2008/6/16/17810/ есть маленькая неувязка.
Последний абзац - обращение к читателям: "...Открывая страницу форума, вы окажете помощь в осуществлении святого дела. ". Пояснений, ссылок и прочего - естественно ничего нет. Координат для связи - тоже.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11438
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Июнь 2008 18:30

Иван Кукушкин пишет:
Shulc пишет:... интернет-газета "Ямал-информ", г. Салехард ( http://yanao.ru ) выразили своё согласие стать информационными партнёрами "Карской экспедиции-2009".

На сайте, в размещенной статье "На Ямале стартует проект 'Карская экспедиция-2009" http://yanao.ru/6/2008/6/16/17810/ есть маленькая неувязка.
Последний абзац - обращение к читателям: "...Открывая страницу форума, вы окажете помощь в осуществлении святого дела. ". Пояснений, ссылок и прочего - естественно ничего нет. Координат для связи - тоже.

Обещали исправить и вставить ссылки нашего форума. Попросили извиниться. Техническая ошибка.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Июнь 2008 20:23

По поводу непосредственно самих экспедиционных работ: наверное очень не помешает воспользоватся опытом схожей экспедиции "Челюскин-70": http://www.cheluskin.ru

Там же есть заместка А. Аристархова - "Челюскин-70" и возня вокруг него" http://www.cheluskin.ru/download/disc_04.doc , рассказывающая о некоторых совершенных ошибках при поиске затонувшего судна.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11438
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2008 14:01

Принять участие и оказать помощь, в том числе и информационную, в организации "Карской экспедиции-2009" выразило желание руководство Архангельского областного краеведческого музея. Хотелось бы выразить благодарность всем присоединившимся к нам и оказывающим поддержку в святом деле.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 24 Июнь 2008 12:27

Хотелось бы поприветствовать нового информационного партнёра "Карской экспедиции-2009" - ГУ "Газета "Красный Север" (Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард). Организаторы продолжают работы по привлечению заинтересованных организаций к участию в "Карской экспедиции-2009". Предлагаем присоединиться к осуществлению этого проекта.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 27 Июнь 2008 17:38

Уважаемые друзья! Просим Вас оказать помощь в поиске родственников погибших или спасённых во время трагических событий с конвоем БД-5. Может быть мы найдем в живых и самых участников этого конвоя. Организаторы собирают данные о них.
Вот некоторые из них.

Список погибших членов экипажа транспорта «Марина Раскова» согласно публикациям в газете «Моряк Севера» (г. Архангельск) от 23 июня 1984 г. и 5 октября – 23 ноября 1988 г.

Баганов Николай Алексеевич – четвертый штурман;
Баганова Нина Алексеевна – штурманский ученик;
Веников Василий Иванович – старший лейтенант;
Волочков Алексей Николаевич – старший механик;
Гизатулин Артем Андреевич – машинный ученик (машинист);
Демидов Виктор Александрович – капитан;
Дорофеева Ольга Дмитриевна – камбузник;
Ермолина Галина Владимировна – радист (практикант радиста);
Есипов Александр Петрович – матрос;
Иванова Генриетта Николаевна – буфетчица;
Казимир Алексей Александрович – второй штурман (второй помощник капитана);
Лепешкина Екатерина Максимовна – дневальная;
Меньшуткин Павел Иванович – старший штурман;
Надеева Евдокия Алексеевна – уборщица;
Никитин Георгий Георгиевич – кочегар;
Павлова Мария Ермиловна – штурманский ученик;
Панкратов Константин Киприянович – палубный ученик;
Починков Герман Семенович – палубный ученик;
Смирнов Михаил Константинович – машинист;
Сумерина Агафья Федоровна – хлебопек;
Сущихин Николай Петрович – матрос;
Федотов Николай Дмитриевич – матрос;
Яковлев Никон Никонович – кочегар.


Найдены материалы на некоторых погибших (по данным сайта http://www.obd-memorial.ru/ с подачи Алексея Лещенко):

Фамилия ПАВЛОВА
Имя МАРИЯ
Отчество ЕФИМОВНА
Дата рождения __.__.1926
Место рождения Архангельская обл., Беломорский р-н, д.Тамица
Дата и место призыва Онежский РВК Арх.обл.
Последнее место службы теплоход "Марина Раскова"
Воинское звание штурман
Воинская должность
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Баренцево море
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации КП Арх.обл. том 09/

Фамилия ПАНКРАТОВ
Имя КОНСТАНТИН
Отчество КИПРИЯНОВИЧ
Дата рождения __.__.1928
Место рождения Архангельская обл., Приморский р-н, Заостровский с/с, д.Мал.Анисимово
Дата и место призыва Приморский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание палубный ученик
Воинская должность
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Карское море, на пароходе "Марина Раскова"
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации КП Арх.обл. том 12/

Фамилия ЕСИПОВ
Имя АЛЕКСАНДР
Отчество ПЕТРОВИЧ
Дата рождения __.__.1927
Место рождения Архангельская обл., Приморский р-н, Заостровский с/с, д.Мал.Анисимово
Дата и место призыва Приморский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание вольнонаемный
Воинская должность
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Карское море, на пароходе "Марина Раскова"
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации том 12/

Фамилия ГАЛЫШЕВ (ГОЛЫШЕВ)
Имя ГРИГОРИЙ (ГЕОРГИЙ)
Отчество ПАВЛОВИЧ
Дата рождения __.__.1919
Место рождения Чкаловская (Оренбургская) обл., Бузулукский р-н
Дата и место призыва Холмогорский РВК Арх.обл.
Последнее место службы СФ, тральщик "ТЩ-118"
Воинское звание ст.краснофлотец
Воинская должность
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Карское море, центральная часть
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации КП Арх.обл., распечатки ЦАВМФ, картотека ЦАВМФ том 01/г3
Архив ЦАВМФ
Номер фонда 864
Номер оеписи 1
Номер дела 1342
Номер листа 197об

Фамилия ЕПИФАНОВ
Имя НИКОЛАЙ
Отчество ИЛЬИЧ
Дата рождения __.__.1924
Место рождения
Дата и место призыва Молотовский РВК Арх.обл.
Последнее место службы СФ, тральщик "Т-114"
Воинское звание краснофлотец
Воинская должность моторист
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Карское море, центральная часть
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации распечатки ЦАМО, ВМА, ЦАВМФ том -/е2
Архив ЦАВМФ
Номер фонда 864
Номер оеписи 1
Номер дела 1358
Номер листа 116

Найдены материалы на некоторых погибших (по данным сайта http://www.soldat.ru/book/book/index.html?id=60894&referer_query=name1%3D%26name2%3D%26name3%3D%26birth_date%3D%26birth_place%3D%26mobilization%3D%26unit%3D%26rank%3D%26death%3D%26death_date%3D12.08.1944%26death_place%3D%25CA%25E0%25F0%25F1%25EA%25EE%25E5%26grave%3D%26book%3D0%26advanced%3D%26page%3D):

Фамилия Логинов
Имя Борис
Отчество Александрович
Год рождения: 1921
Место рождения: Архангельская обл., Котласский р-н, Вондокурский с/с
Военкомат мобилизации: Котласский РВК Арх.обл.
Место службы: СФ, ТЩ-114
Звание: старшина 2 ст.
Причина выбытия: п
Дата выбытия: 12.08.1944
Место выбытия: Карское море
Место захоронения:

Следующий список. Эти люди могут быть погибшими в трагедии конвоя БД-5 (12 августа 1944 г.), но нет пока достоверных данных об этом факте (по данным сайта http://www.obd-memorial.ru/ и http://www.soldat.ru):

Фамилия ВАСИЛЬЕВ
Имя ИВАН
Отчество НИКАНОРОВИЧ
Дата рождения
Место рождения Архангельская обл., г.Архангельск
Дата и место призыва
Последнее место службы (ВВМИУ им.Дзержинского, ЦУ)
Воинское звание мл.лейтенант
Воинская должность слушатель училища
Причина выбытия убит
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Карское море, похоронен в море (Карское море, погиб во время летней практики на ПТЩ, похоронен в море)
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации

Фамилия ПЕРЕТЯГИН
Имя ФЕДОР
Отчество МИХАЙЛОВИЧ
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Архангельская обл., Шенкурский р-н, д.Феневская
Дата и место призыва Шенкурский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание мл. лейтенант
Воинская должность
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 20.08.1944
Место выбытия Карское море, о.Белый
Название книги памяти
Источник информации КП Арх.обл. том 13/

Название ещё одного источника информации: Назовем поименно. Калининградская область. Том 11: (по данным сайта http://www.obd-memorial.ru/)

Перетягин Федор Михайлович, мл. л-т, 1920 г. рождения. Призван Шенкурским РВК Архангельской обл. 37 авиабаза ВВС КБФ. Погиб в бою 12 августа 1944 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-кт, мемориал «Лётчикам Балтики».

Фамилия КАЛИНИН
Имя ИВАН
Отчество ИВАНОВИЧ
Дата рождения __.__.1913
Место рождения Архангельская обл., Онежский р-н, Кокоринский с/с, д.Вонгуда
Дата и место призыва Онежский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание красноармеец
Воинская должность стрелок
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 25.08.1944
Место выбытия Карское море
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации

Фамилия ЧЕБЫКИН
Имя АЛЕКСАНДР
Отчество ОСИПОВИЧ
Дата рождения __.__.1924
Место рождения
Дата и место призыва Котласский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание краснофлотец
Воинская должность
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации

Фамилия КРАПИВИН
Имя СТЕПАН
Отчество АЛЕКСЕЕВИЧ
Дата рождения __.__.1893
Место рождения Архангельская обл., Мезенский р-н, с.Сояна
Дата и место призыва 30.12.1942 Мезенский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание красноармеец
Воинская должность стрелок
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации

Интересна запись про Крапивина (по данным сайта http://www.obd-memorial.ru/):
Фамилия КРАПИВИН
Имя СТЕПАН
Отчество АЛЕКСЕЕВИЧ
Дата рождения __.__.1893
Место рождения Архангельская обл., Мезенский р-н, с.Сояна
Последнее место службы 391 запасной сп
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 12.08.1944
Источник информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18003
Номер дела источника информации 803

Фамилия КАЛИНЦЕВ
Имя НИКОЛАЙ
Отчество ВИКТОРОВИЧ
Дата рождения __.__.1922
Место рождения Архангельская обл., г.Мезень
Дата и место призыва 15.09.1941 Мезенский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание матрос
Воинская должность
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации КП Арх.обл. том 10/

Фамилия ГЛАДКИЙ
Имя ГРИГОРИЙ
Отчество АЛЕКСАНДРОВИЧ
Дата рождения __.__.1893
Место рождения Архангельская обл., Черевковский р-н, Ракульский с/с
Дата и место призыва 26.06.1943 Черевковский РВК Арх.обл.
Последнее место службы
Воинское звание красноармеец
Воинская должность стрелок
Причина выбытия погиб в море
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Баренцево море
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации КП Арх.обл., распечатки ЦАМО том 07/г1
Архив ЦАМО
Номер фонда 58
Номер описи 18003
Номер дела 803
Номер листа 190об

Интересна запись про Гладкого Григория Александровича (по данным сайта http://www.obd-memorial.ru/):

Фамилия ГЛАДКИЙ
Имя ГРИГОРИЙ
Отчество АЛЕКСАНДРОВИЧ
Дата рождения __.__.1893
Место рождения Архангельская обл., Черевковский р-н, д. Черлино.
Последнее место службы 391 запасной сп
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 12.08.1944
Место выбытия Баренцево море
Название книги памяти Электронная КП Архангельской области
Источник информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18003
Номер дела источника информации 803
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 30 Июнь 2008 10:52

Хочется представить информационного партнёра "Карской экспедиции-2009" - газета "Моряк Севера" (г. Архангельск). Главный редактор Кожин Евгений Вадимович взял на себя обязательство по информационной поддержке экспедиции. В 80-х годах прошлого века "Моряк Севера" публиковал материалы (выложенные на этой странице), касающиеся трагической судьбы конвоя БД-5.

Учредитель газеты "Моряк Севера" - ОАО "Северное морское пароходство".
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

След.

Вернуться в Трагедия конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения