Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Александр Андреев » 18 Июль 2008 15:48

Изображение

Экспонаты из музея Арктики и Антарктики. Обгоревший штурвал, найденный на месте катастрофы
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Bills Bons » 19 Июль 2008 17:21

Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 925
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Александр Андреев » 19 Июль 2008 19:17

Материалы с сайта "Энциклопедия Долгопрудного"

http://www.info.dolgopa.org/library/04_00.htm



О катастрофе дирижабля "СССР В-6" - сборник статей, 1938 год

О катастрофе дирижабля «СССР В-6»

Вечером 5 февраля 1938 г. дирижабль «СССР В-6», под командованием т. Гудованцева, вылетел из Москвы в пробный, тренировочный полет по маршруту Москва - Мурманск - Москва с тем, чтобы в случае удачи этого полета и испытания материальной части дирижабля «СССР В-6» решить вопрос о направлении его для снятия экспедиции Папанина, о чем экипаж дирижабля возбудил особое ходатайство перед правительством.


Следуя по маршруту и имея регулярную связь по радио с Москвой, Ленинградом и др. пунктами, дирижабль благополучно проследовал над Петрозаводском, Кемью и к 19 часам 6 февраля приближался к станции Кандалакша (277 км до Мурманска).

Продвижение дирижабля по маршруту регистрировалось по радиограммам т. Гудованцева, а также наблюдениями с земли, причем в 18 час. 56 мин. 6 февраля был зафиксирован полет дирижабля в районе ст. Жемчужная (39 км до Кандалакши).

После получения в 18 час. 56 мин. радиограммы т. Гудованцева о благополучном ходе полета работа радиостанции «СССР В-6» внезапно оборвалась, и на вызовы многочисленных наземных радиостанций дирижабль не отвечал.

На участке пути до Яндозера дирижабль шел на высоте 300 м, в нижней кромке облаков, затем - до Кеми в облаках и приближался к Кандалакше при снегопаде, что в условиях наступившей темноты ухудшило видимость.

Около 20 час. поступили тревожные сообщения от местных жителей, наблюдавших около 19 час. полет дирижабля в районе ст. Белое море (19 км до Кандалакши). Жители слышали какой-то сильный гул, после которого прекратилась слышимость шума - моторов дирижабля и сам он исчез из поля зрения.

В район предполагаемой аварии немедленно были направлены поисковые группы из местных граждан и военнослужащих частей РККА на оленях и лыжах. Одновременно были усилены и непрерывно велись поиски радиостанции дирижабля в эфире, не давшие, однако, положительных результатов.

На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль «СССР В-6» действительно потерпел катастрофу в 18 км западнее ст. Белое море.

По предварительным данным, катастрофа наступила в результате того, что дирижабль «CCCP В-6» задел вершину горы вследствие недостаточной .высоты полета и плохой видимости, при безотказной работе материальной части во все время полета.

Из общего состава экипажа дирижабля «СССР В-6» в 19 человек в результате катастрофы погибло 13 человек, трое легко ранены и трое - невредимы.



При катастрофе убиты товарищи: Гудованцев Н.С.- первый командир дирижабля «СССР В-6», Паньков И.В.- второй командир, Демин С.В. - первый помощник командира, Лянгузов В.Г. - второй помощник командира, Кулагин Т.С. - третий помощник командира, Ритслянд А.А. - первый штурман, Мячков Г.Н. - второй штурман, Коняшин Н.А. - старший бортмеханик, Шмельков К.А. - первый бортмеханик, Никитин М.В. - бортмеханик, Кондрашев Н.Н. - бортмеханик, Чернов В.Д. - бортрадист, Градус Д.И. - борт-синоптик.


Легко ранены: Почекин В.И.- четвертый помощник командира, Новиков К.П. - бортмеханик, Бурма-кин А.Н. - бортмеханик.

Невредимы: Устинович В.А. - корабельный инженер, Матюнин И.Д. - бортмеханик и Воробьев - инженер-радист.



На место катастрофы из Мурманска направлена правительственная комиссия в составе: командира Н-ской авиаэскадрильи - т. Кирсанова и нескольких работников дирижаблестроения. Тела погибших товарищей будут доставлены для похорон в Москву.


Похороны погибших приняты на государственный счет. Правительством решено выдать семьям погибших воздухоплавателей по 10 000 руб. единовременного пособия и установить повышенное пенсионное обеспечение.



"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"


Москва, 28.04.1938


-----------------------------

Подробности гибели дирижабля «СССР В-6»




Рассказ четвертого помощника дирижабля «СССР В-6» т. В. И. Почекина




Прежде чем вылететь в Мурманск, нами была проведена большая подготовительная работа. Корабль был подготовлен для длительного зимнего полета Москва - Новосибирск. В это время пришло сообщение о том, что льдина папанинцев раскололась и требуется форсировать операцию по снятию героической четверки.


Представители экипажа «СССР В-6» обратились к правительству с ходатайством о разрешении совершить тренировочный полет Москва - Мурманск - Москва с тем, чтобы в случае благоприятных результатов лететь к льдине Папанина. Корабль к этому имел все возможности.

Правительство пошло нам навстречу и разрешило совершить тренировочный полет.

5 февраля с дирижабельного аэродрома под Москвой мы поднялись в воздух и взяли курс на Петрозаводск. Полет до Петрозаводска протекал в тяжелых условиях: была низкая облачность, местами шел снег, металлические части корабля покрылись льдом.

Часа за два до нашего появления над Петрозаводском корабль вошел в сплошной туман. Почти до самого Петрозаводска шли слепым полетом. Отсюда легли курсом на Мурманск.

Погода оставалась неблагоприятной. Наш бортовой синоптик Д.И. Градус заявил, что через некоторое время наступит улучшение. На самом деле, примерно через три часа полета от Петрозаводска облачность поднялась, видимость увеличилась до 20-30 км. Такая погода благоприятствовала полету. Дул попутный ветер, и мы шли со скоростью свыше 100 км в час. Часа через два мы снова попали в полосу низкой облачности, видимость резко ухудшилась, наступила темнота, пошел снег. Несмотря на это, мы шли точно по курсу. Штурманы Г.Н. Мячков и А.А. Ритслянд строго и неустанно наблюдали за правильностью курса. Иногда наш полет совпадал с направлением железнодорожной линии.

Вначале шли на высоте 300-350 м. Мне показалось, что мы летим слишком низко, и я об этом сказал командиру Н. С. Гудованцеву. Он отдал приказ второму командиру И.В. Панькову подняться выше. Поднялись до 450 метров и продолжали полет.

Неожиданно я услышал резкий крик штурмана Мячкова: «Летим на гору!» И. В. Паньков резко задрал кверху нос дирижабля, чтобы итти на подъем, и приказал мне повернуть руль направо. Через несколько секунд я услышал шум: корабль задевал за деревья. Затем раздался резкий треск, и корабль, налетев на гору, повалился на нее.

Я очутился среди груды обломков металлических частей гондолы и киля корабля, а сверху меня накрывала оболочка. Тут же начался пожар, возникший, возможно, от замыкания цепи электро-радиооборудования. Я начал выбираться из корабля. Вдруг я совершенно случайно провалился в какую-то яму, и это оказалось для меня спасением. Здесь же были Новиков, Устинович, Матюнин, Воробьев.

Мои товарищи были в таком состоянии, что не могли вымолвить ни слова. Придя в себя, мы развели несколько костров, чтобы нас могли обнаружить.

На рассвете 7 февраля к месту катастрофы, которое находилось в 91-м квартале Проливского лесопункта, подошла группа лыжников во главе с лесоводом Никитиным. Они оказали нам первую помощь. Один из лыжников вернулся в барак и сообщил наше местонахождение. К нам прислали оленей, и мы уехали в ближайший барак лесорубов. Здесь мы обогрелись и поблагодарили лесорубов за помощь. Отсюда нас отправили на станцию Проливы, а затем в специальном вагоне привезли в Кандалакшу.



"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"


Москва, 28.04.1938

------------------------------------------------------------


Рассказ бортмеханика К. П. Новикова




Весь экипаж дирижабля готовился к полету с огромным подъемом. 5 февраля, в 19 час. 35 мин., поднялись над Москвой. Пролетав два часа над городом, устранили девиацию и легли на курс Москва - Мурманск через Петрозаводск.


Из Петрозаводска летели в малоблагоприятной обстановке в тумане; временами падал мокрый снег. В 12 часов 6 февраля прошли над Петрозаводском.

После 6 часов вечера я стал на вахту в кормовой гондоле. Материальная часть корабля все время работала блестяще. Настроение команды было замечательное. Подлетая к Кандалакше, мы обдумывали возможность скорейшей заправки в Мурманске и проверяли маршруты полета к папанинцам.

До Мурманска оставалось итти два часа с половиной. У штурвала направления на вахте стоял пилот Почекин, у штурвала глубины - второй командир дирижабля Паньков и штурман Мячков. За несколько секунд до катастрофы т. Почекин услышал голос штурмана: «Гора!» Вслед за этим произошел первый удар.

В кормовой гондоле я наблюдал за машиной, сидя в кресле спиной к носу корабля. При первом ударе меня выбросило из кресла, и я ударился головой о водяной радиатор. В следующее мгновение второй удар бросил меня грудью на мотор. Свет в гондоле погас. Чувствуя необходимость выключить мотор ощупью отыскал выключатель. В этот момент последовал третий удар, и меня спиной, а потом головой ударило о мотор. Пытаясь упереться руками о что-нибудь твердое, я почувствовал боль в левой руке: видимо, порезал ее обо что-то острое.

Затем наступил момент покоя. Гондолу перестало трепать. Пытаюсь ориентироваться. Ищу дверь слева, но не нахожу ее. Накалившаяся крышка гондолы жжет голову. Нагибаюсь. Вижу снег и горящую оболочку дирижабля. Голыми руками приподнимаю горящую материю, протискиваюсь до пояса, затем упираюсь руками и тяну застрявшую ногу. Наконец, освободился. Волосы и одежда на мне горят. Зарываюсь в снег. Встать не могу и решаю откатиться от горящего дирижабля.

Откатившись приблизительно на 25 м, лежу под деревом, через некоторое время слышу голос Устиновича: «Кто еще жив?» Устинович приподнял меня и постелил кусок материи, через некоторое время подошли Бурмакин и Воробьев.

Устинович непрерывно кричал, сзывая оставшихся в живых. Собралось шесть человек. Развели костер. Когда рассвело, стали изредка подавать голос, зная, что нас ищут. Часов в 7 утра нам ответили. В 8 час. мне была оказана первая помощь. Сейчас я в больнице, чувствую себя вполне хорошо. Снова готов взяться, как только поправлюсь, за выполнение любого задания партии и правительства. Скорблю об утрате дорогих друзей, но знаю, что на их место страна выдвинет сотни новых героев и будет всегда чтить память погибших.



"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"


Москва, 28.04.1938

---------------------------------------------------------------------------------------

Похороны отважных воздухоплавателей, погибших при катастрофе дирижабля «СССР В-6»




12 февраля 1938 г. состоялись похороны 13 отважных воздухоплавателей, погибших при катастрофе дирижабля «СССР В-6». С утра был открыт доступ в Колонный зал Дома союзов, где были установлены урны с прахом погибших товарищей: Гудованцева, Панькова, Демина, Лянгузова, Кулагина, Ритслянда, Мячкова, Коняшина, Шмелькова, Никитина, Кондрашева, Чернова, Градуса. Через зал проходят рабочие, служащие, ученые, студенты, красноармейцы, школьники. Каждые пять минут сменяется почетный караул у урн. Почетную вахту несли: Герои Советского Союза тт. Молоков, Слепнев, Алексеев, Спирин и Смушкевич; секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев, секретарь МГК ВКП(б) Г. А. Братановский, комкор Локтионов и др.


В три часа дня из Дома союзов выносят венки и урны. Траурная процессия, растянувшаяся на много кварталов, направилась к Ново-Девичьему кладбищу.



4 часа 45 минут. На кладбище начинается траурный митинг. Первым произносит речь Герой Советского Союза, начальник Главного управления гражданского воздушного флота В. С. Молоков.


- От имени Главного управления гражданского воздушного флота, его командного состава и всех работников, -говорит тов. Молоков, - я выражаю глубокую скорбь по поводу гибели отважных аэронавтов из экипажа дирижабля «СССР В-6». Сегодня мы хороним тринадцать преданных сынов социалистической родины. Страна не забудет имен отважных воздухоплавателей. Они беззаветно отдали родине все - знание, молодость, жизнь.

С их именами связана вся история советского дирижаблестроения. Командир корабля тов. Гудованцев был одним из блестящих представителей современного воздухоплавания. Под его руководством советские воздушные корабли совершили ряд блестящих полетов. Он неутомимо разрабатывал технику вождения дирижаблей, показывал образцы знания дела, личного мужества и отваги. Имена тт. Панькова, Демина, Лянгузова, Кулагина также навсегда будут записаны на страницах истории развития советской авиации.

В лице т. Ритслянда мы потеряли одного из лучших штурманов Советского Союза, замечательного аэронавигатоpa и прекрасного товарища. Это был человек огромных знаний и опыта, (предельной скромности и безукоризненной честности.

Все эти замечательные качества, характеризующие нового человека сталинской эпохи, полностью относятся и к другим товарищам, погибшим смертью храбрых на боевом посту.

Мы склоняем головы перед памятью погибших товарищей и обещаем над их могилой приложить все силы для продолжения и развития того дела, за которое они боролись. Мы обещаем над их могилой так же честно и преданно служить своей родине и своей партии, как служили они, и, если потребуется, отдать свои жизни для блага и неприкосновенности советской земли.



Затем от имени летно-подъемного состава эскадры дирижаблей выступает т. Белкин; от имени Главного управления Северного морского пути - Герой Советского Союза тов. Алексеев.


Они говорят о юных отважных питомцах советской авиации, погибших смертью героев; о партии Ленина - Сталина, вырастившей тысячи и тысячи гордых сталинских соколов, готовых в любую минуту, по первому зову, исполнить свой долг перед социалистической родиной; о том, что на место погибших встанут тысячи новых пилотов, которые продолжат борьбу за новые победы советской авиации.

Митинг окончен. Наступают последние минуты прощания. Урны устанавливаются в ниши. Раздается троекратный салют. Торжественно звучит «Интернационал». На древней стене кладбища появились тринадцать черных гранитных досок с именами отважных воздухоплавателей.

Родина не забудет их имен.



"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"


Москва, 28.04.1938

------------------------------------------------------------------------------------


Письмо группы экипажа дирижабля «СССР В-6»




Москва, ЦК ВКП(б) товарищу СТАЛИНУ


Совнарком тт. МОЛОТОВУ, МИКОЯНУ Тов. ЕЖОВУ

Из Кандалакши, 10/II 1938 г.



До боли сердца жаль, что наш полет закончился так трагически. Горя желанием выполнить ответственное правительственное задание, мы отдали все свои силы для успешного завершения пробного тренировочного полета, чтобы затем получить почетное задание снять со льдины отважную четверку папанинцев; для выполнения этого задания правительство обеспечило нас всем необходимым. Весь коллектив экипажа был твердо уверен, что без всякого риска достигнем намеченной цели. Больно мириться


с мыслью, что мы не выполнили задание правительства, задание любимого Сталина. Нелепый случай оборвал наш полет. Глубоко скорбим о погибших товарищах.

Благодарим наше правительство, дорогого Сталина за отеческую заботу о семьях наших погибших товарищей. Гибель дирижабля не сломит нашу волю, нашу решимость выполнять любое поручение партии и правительства. У дирижаблестроения большая будущность, случающиеся аварии не могут снизить достоинство дирижабля. Мы с удвоенной энергией будем впредь упорно работать над постройкой еще более мощных усовершенствованных дирижаблей. Дирижаблестроение советское развивается успешно, будет еще больше развиваться под руководством нашего правительства, нашей любимой партии, великого вождя товарища Сталина.



Группа экипажа дирижабля «СССР В-6»:


Матюнин, Новиков

Устинович,Почекин

Бурмакин,Воробьев



"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"


Москва, 28.04.1938




Родные погибших воздухоплавателей - товарищу СТАЛИНУ




Дорогой наш отец, друг и любимый вождь товарищ Сталин!


В дни горя и скорби в связи с тяжелой утратой наших дорогих мужей, братьев и сыновей мы обращаемся к Вам с глубоко благодарностью за оказанную нам, семьям погибших членов эки пажа «СССР В-6», заботу, внимание и помощь. Ваша забота облегчает наши страдания. Наши родные, участники экипажа «СССР В-6», трагически погибшие, страстно любили свою родину. Их полет был вызван горячим патриотизмом во славу нашей родины. Они горели желанием принять участие в снятии отважной четверки папанинцев. В день вылета корабля «СССР В-6» мы вместе с ними разделяли радостное волнение и глубоко были уверены в успехе этого дела. Несчастный случай вырвал от нас наших дорогих и любимых, преданных делу партии Ленина-Сталина, пламенных патриотов социалистической родины.

Наше горе велико, однако утешением является то, что коллектив воздухоплавателей все как один с еще большим упорством будет продолжать развитие дела воздухоплавания, которое так горячо любили погибшие на боевом посту герои.

Мы уверены, что на место каждого погибшего станут десятки и сотни героев воздухоплавания, на место погибшего кораблей будут построены десятки новых мощных кораблей.

Спасибо Вам, родной товарищ Сталин, спасибо советскому правительству за Вашу помощь, внимание и заботу к нам, семьям погибших дирижаблистов.



Гудованцевы - мать, братья, сестры.


Черновы - жена, дочь.

Лянгузовы - жена, дочь, мать, отец, сестры.

Градус - жена, дочь, мать, отец, братья.

Паньковы - жена, дочь, мать, отец, брат.

Никитины - жена, мать.

Ритслянд - мать, отец, брат, сестры.

Коняшины - жена дочери, брат.

Кулагина - мать.

Шмельковы-мать, отец, братья, сестры.

Мячковы - жена, мать.

Демины - жена мать, братья.

Кондрашевы - жена, мать, братья, сестры.



"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"


Москва, 28.04.1938


-----------------------------------------------------


Биографии погибших товарищей





Н.С. Гудованцев


Первый командир дирижабля «СССР В-6»



Замечательный водитель дирижаблей Николай Семенович Гудованцев родился в 1909 г. в семье рабочего на станции Чулым, Омской ж. д.


Он начал трудовую жизнь с 15 лет подручным кровельщика. В этом же возрасте вступил в комсомол.

Любознательного, способного, пылкого юношу влекла к себе область авиации. Он был послан на учебу комсомолом в Омский индустриальный техникум. Здесь он проявил большие способности и создал ряд аэросаней и глиссеров.

Энергичный, настойчивый, с редкими организаторскими способностями Николай Гудованцев выбирает своей специальностью дирижаблестроение. Он окончил в 1935 г. курс в Дирижаблестроительном учебном комбинате и получил звание инженера-механика дирижаблестроения.

Н. С. Гудованцев - непременный участник всех крупнейших перелетов дирижаблей. Больше 2 тысяч часов провел он в воздухе на дирижабле, в том числе свыше 200 часов ночью и в слепых полетах, командуя дирижаблями «СССР В-2» и «СССР В-8».

Этот необычайно требовательный к себе пилот не знал аварий. Простой и скромный, он был способен на героические дела. За самоотверженный поступок по спасению дирижабля и людей в октябре 1935 г. в Донбассе Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.

За высокие летные качества и организаторские способности т. Гудованцев в 1937 г. назначен командиром эскадры дирижаблей и утвержден Совнаркомом Союза членом совета при начальнике Аэрофлота.

С большим энтузиазмом внес Гудованцев предложение использовать свой корабль для спасения отважной четверки папанинцев. Но несчастный случай нелепо оборвал жизнь неустрашимого, талантливого командира, преданного сына родины комсомольца Николая Гудованцева.




И.В. Паньков


Второй командир дирижабля



Иван Васильевич Паньков родился в 1904 г. в семье мордовского крестьянина-бедняка. До 18 лет Паньков работал в поле вместе с родителями. В 1922 г. он поступил рабочим-смазчиком на Яковлевскую текстильную фабрику в Ивановской области. Там же в 1924 г.. вступил в комсомол, а в 1926 г.- в ВКП(б).


Энергичный, способный юноша жадно тянулся к знаниям. В 1926 г., окончив рабфак, он поступает в Московское высшее техническое училище на аэромеханический факультет, реорганизованный в воздухоплавательное отделение авиационного института. В 1932 г. он, продолжая учебу, работает сначала помощником командира корабля, затем командиром на дирижаблях «В-1» и «В-6». Общий налет т. Панькова на дирижаблях свыше 1000 часов. Он приобретает славу знающего, мужественного, всегда спокойного и бесстрашного водителя корабля. За ряд полетов Иван Васильевич получает благодарности и премии. Он получает наградной знак Центрального совета Осоавиахима.

Иван Васильевич - активный участник общественной жизни эскадры, бессменный член партийного комитета, в последнее время член райкома партии. В 1937 г. т. Паньков защищает дипломный проект и получает звание инженера I степени.

Скромный, обаятельный человек, замечательный товарищ и командир, - таким навсегда он останется в сердцах всех знавших его.




С.В. Демин


Первый помощник командира дирижабля



С. В. Демин родился в 1906 г. в г. Себеж. Как и многие другие советские аэронавты, Сергей Владимирович был питомцев Дирижаблестроительного учебного комбината. Он поступил сюда в 1929 г. с рабфака. До этого был на комсомольской работе, руководил пионерскими отрядами.


В 1927 г. он вступает в ВКП(б). Тов. Демин окончил институт в 1934 г. Но еще за два года до этого ему доверяют водить один из дирижаблей. Он командует дирижаблями «В-1», «В-4» и последнее время был первым помощником командира «В-6». Его общий налет на дирижаблях-свыше 1000 часов. Им была проведена большая работа по подготовке кадров дирижаблистов.

Тов. Демин показал себя не только способнейшим мастером пилотажа, но и выдающимся изобретателем. Его проект механизации ввода и вывода дирижаблей, буксировки, многочисленные рационализаторские предложения были с успехом осуществлены на практике.

Сергей Владимирович - активный участник общественной жизни эскадры. Как много мог еще свершить этот талантливый аэронавт-инженер, если бы трагическая катастрофа не оборвала его молодую жизнь.




В.Г. Лянгузов


Второй помощник командира дирижабля



Второй помощник командира дирижабля «СССР В-6» Владимир Георгиевич Лянгузов в 1934 г., в 25 лет, получил звание инженера-механика, окончив Институт дирижаблестроительного учебного комбината.


Как и командир дирижабля, он вышел из рабочей среды, рано начал трудовую жизнь, так же рано, в 15 лет, вступил в комсомол. Бывший ученик на кожевенном заводе, Владимир Лянгузов упорно и настойчиво овладевал искусством пилотажа. Он не знал вынужденных посадок и аварий. Он исключительно любил свое дело, все время работал над повышением своего технического уровня, чтобы быть всегда готовым к выполнению ответственных заданий, как верный сын своей замечательной страны, как верный сын ленинского комсомола. Он неоднократно выбирался в руководящие органы комсомольской организации эскадры дирижаблей. Он летал на дирижаблях «В-3», «В-5» и «В-6». Общий налет превысил 750 часов.




Т.С. Кулагин


Третий помощник командира дирижабля



Тарас Сергеевич Кулагин родился в 1911 г. в Ростове-на-Дону. Отец его был слесарем, мать - профессиональный революционер.


В 14 лет, работая подручным в механической мастерской на электростанции им. Классона, он уже был культпропом комитета ВЛКСМ.

Тов. Кулагин окончил в 1935 г. Дирижабельный учебный комбинат по специальности инженера-механика. Ра ботал корабельным техником, затем корабельным инженером. Во время учебы в 1931 г. вступил в партию. Тарас Сергеевич успешно овладевал техникой любимого дела, он был парторгом летной группы, активно участвовал в партийной жизни, являясь заместителем секретаря партийного комитета Управления воздухоплавания Аэрофлота. Он летал на дирижаблях «В-1» и «В-6», на последнем был корабельным инженером. Общий налет у него был более 600 часов.




А.А. Ритслянд


Первый штурман дирижабля



Алексей Александрович Ритслянд заслуженно пользовался репутацией лучшего штурмана Союза. В историческом полете на Северный полюс он находился на самолете «СССР Н-171». За участие в этой экспедиции т. Ритслянд был награжден орденом Ленина. В 1936 г. т. Ритслянд вместе с Героем Советского Союза Молоковым В. С. совершает большой арктический перелет на самолете «СССР Н-2». Правительство награждает его тогда орденом Трудового Красного Знамени.


Тов. Ритслянд родился в 1904 г. в семье крестьянина в селе Александрове Кудиревского района, Калининской области. В 1922 г. он оканчивает среднюю школу. В 1923 г. работает в сельском хозяйстве. Осенью этого года он поступает курсантом в Ленинградскую артиллерийскую школу, откуда в 1926 г. командируется в школу летчиков-наблюдателей. Кончив школу в 1928 г., Алексей Александрович назначается летнабом в Н-скую авиа-эскадрилью. Затем его командируют в школу специальных служб на отделение инструкторов связи. Окончив ее, он снова работает в своей части летнабом, а также инструктором связи. В 1929 г т. Ритслянд назначается начальником связи авиапарка а в следующем году - начальником электро-радиослужбы экадрильи. На этой работе Алексей Александрович - до 1932 г. В 1933 г он поступает в Главсевморпуть штурманом-радистом и работает до последнего времени в полярной авиации.

В золотые страницы истории завоевания Арктики навсегда вписано имя замечательного советского пилота, гордого сокола нашей родины - Алексея Ритслянда.




Г.Н. Мячков


Второй штурман дирижабля



Сын казака Георгий Николаевич Мячков мечтал стать летчиком. 20-летним юношей он приехал в 1925 г. в Ленинград. Но в школу летчиков ему удалось поступить лишь через год. По окончании учебы он работал летчиком-инструктором. В 1933 г. перешел на работу штурмана на дирижабле.


Знание дела и аккуратность т. Мячкова сказались в хорошо подготовленном и проведенном длительном испытательном полете дирижабля «СССР В-6». В 1937 г. Георгий Николаевич летал на дирижаблях «В-1», «В-2» и «В-8». Общий налет у него на дирижаблях-свыше 1000 часов. Штурман т. Мячков вкладывал всю свою душу в любимое дело.

Он погиб на посту как верный сын своей родины.




Н.А. Коняшин


Старший бортмеханик дирижабля



Николай Коняшин начал учебу в Московской воздухоплавательной школе без отрыва от производства. Работал он в это время (1930 г.) мотористом-механиком на строительстве треста Москомстрой.


В 1932 г. комсомолец и кандидат ВКП(б) т. Коняшин досрочно выпускается из школы и направляется бортмехаником на дирижабль «Комсомольская Правда».

В 1933 г. т. Коняшина призывают в Красную армию, где он продолжает совершенствоваться в своей специальности. После демобилизации из рядов РККА Коняшин продолжает работать в эскадре дирижаблей, летая на дирижаблях «В-1» и «В-6», налетав около 1000 часов. Николай Алексеевич - активный участник общественной жизни эскадры, последнее время был председателем профкома эскадры и членом комитета ВЛКСМ. Энергия, настойчивость, находчивость, особенно во время сложных полетов, быстрое, точное выполнение заданий - таковы черты безвременно погибшего большевика т. Коняшина.




К.А. Шмельков


Первый бортмеханик дирижабля



Константин Алексеевич Шмельков родился в Москве в 1903 г. С 16 лет он работает по найму - курьером, затем сапожником-кустарем на дому. Четыре года учится в школе живописи. В 1925 г. призывается в Красную армию. В начале 1926 г. демобилизуется по болезни.


В 1932 г. Шмельков окончил воздухоплавательную школу. С этого момента Константин Алексеевич - бортмеханик дирижабля. Тов. Шмельков блестяще справляется с самыми ответственными заданиями. Он мечтает об учебе, о повышении своей квалификации, о дальних полетах. Тов. Шмельков летал бортмехаником на дирижаблях «В-3», «В-4», «В-6» и «В-8», налетав около 1000 часов.

Потому с такой радостью он принял предложение лететь в Мурманск, а потом - на помощь папанинцам.




М.В. Никитин


Бортмеханик дирижабля



До 1926 г. Михаил Васильевич Никитин занимался сельским хозяйством в своей родной деревне на хуторе Охотники, Зарайского уезда, Рязанской губернии.


17-летним юношей он приехал в Москву, где поступил в школу при 1-й ситценабивной фабрике. В 1928 г. пошел работать на коммунальное строительство, сначала чернорабочим, затем-электромонтером. В 1929 г. т. Никитин был послан комсомольской организацией в воздухоплавательную школу, которую и окончил через 3 года. В это же время он закончил школу планеризма, получив звание пилота-парителя. В 1932 г. Михаил Васильевич работает бортмехаником. За ударную работу неоднократно премируется. 1933-34 гг. он проводит в рядах Красной армии.

С 1935 г. т. Никитин снова на дирижабле. Он летал на дирижаблях «В-4» и «В-6», его налет на дирижаблях превысил 500 часов.

Образ этого простого и скромного человека никогда не изгладится из памяти его друзей и товарищей.




Н.Н. Кондрашев


Бортмеханик дирижабля



Николай Никитич Кондрашев родился в 1907 г. в Издешковском районе, Западной области, в семье железнодорожного рабочего. Окончив сельскую школу, а затем городскую, он учился в Московском авиатехникуме и Ленинградской военно-технической школе.


С 1932 г. т. Кондрашев - бортмеханик воздушных кораблей. Николай Никитич отлично справлялся со своими обязанностями и по праву считался стахановцем воздухоплавания, неоднократно премировался. Тов. Кондрашев летал на дирижаблях «В-1», «В-2» и «В-6», налетав около 800 часов.




В.Д. Чернов


Бортрадист дирижабля



Комсомолец Василий Дмитриевич Чернов родился в 1913. Отец его был сапожником, мать - домашней хозяйкой. В 1931 он окончил школу - девятилетку.


С 1934 т. Чернов-бортрадист эскадры дирижаблей. Свои обязанности он всегда выполнял безукоризненно. Работа рации безотказна и хороша, - отмечают акты испытания дирижаблей, на которых работал т. Чернов. Василий Дмитриевич летал на дирижаблях «В-1», «В-2», «В-7», «В-8» и «В-6», общий налет у него был около 700 часов.

Василий Дмитриевич неустанно работал над собой, повышал свои технические знания.

Страшная катастрофа рано оборвала жизнь этого скромного человека, хорошего товарища, талантливого радиста.




Д.И. Градус


Бортсиноптик дирижабля



20-летний пекарь Давыд Градус в 1928 г. решил переменить профессию. Он поступил в военную школу на курсы метеорологов и через год стал специалистом-метеорологом.


С 1930 г. Давыд Исаевич работает в частях ВВС РККА, после демобилизации переходит на работу в эскадру дирижаблей. В 1933 г. он был назначен начальником метеорологической службы в дирижабельном порту. Тов. Градус - постоянный участник всех длительных перелетов дирижабля «СССР В-6».

Хороший специалист-синоптик т. Градус был активным общественником. Он заботливо и чутко относился к людям и пользовался всеобщей любовью.



"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"


Москва, 28.04.1938
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Александр Андреев » 19 Июль 2008 19:20

Материалы с сайта "Энциклопедия Долгопрудного"

http://www.info.dolgopa.org/library/04_02.htm


"Случилось у Небло-горы" - газетная статья 1988 год

Рассказывают очевидцы катастрофы дирижабля "СССР-В6"

Я все пытался представить себе Устиновича в глухом лесу среди мертвых своих товарищей, среди обломков дирижабля, но не мог, и тогда спросил Агафона Васильевича Мошникова, выведшего меня пять лет назад к месту катастрофы:


— Что сказал он, увидев вас?

— Лишь слабо проронил: «Ты дальше не ходи, кроме нас, все сгорели».

Помню, взглянул на затертый, протянутый мне Мошниковым листок, который он хранил с 1938 года. На нем значились шесть фамилий: Устинович — корабельный инженер, Почекин — четвертый помощник командира, Новиков, Бурмакин, Матюнин — бортмеханики, Воробьев — инженер-радист. Он переписал их тогда, чудом уцелевших, и все долгие годы помнил, как вышел к обломкам дирижабля, как встретил в хвойной чащобе у Беломорья потрясенного случившимся Устиновича.

А всего их было девятнадцать на борту. Погибшие воздухоплаватели смотрят на меня с пятидесятилетней давности страницы «Правды». Тринадцать молодых жизней оборвались на Небло-горе неподалеку от Кандалакши. Знакомлюсь с биографиями героев, опубликованными в газете 9 февраля 1938 года. Всем им где-то около или чуть больше тридцати. Как мало жили, но как много сделали эти люди.

Не без волнения, читаю: «Последние шесть лет Ритсланд работал в полярной авиации. Он производил ледовые разведки в Баренцевом и Карском морях, участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев, прокладывал воздушные пути над Енисеем... В 1935 году совершил вместе с Молоковым исключительный по сложности перелет по маршруту Красноярск — Якутск— Ногаево - Уэлен - Нордвик — Красноярск. На следующий год проделал вместе со своим командиром беспримерный рейс вдоль всего побережья Советской Арктики, покрыв по воздуху 30.000 километров. Исключительное мастерство А.А. Ритсланд проявил в воздушной экспедиции на Северный полюс».

«Вечером 6 сентября 1935 года на аэродроме в Донбассе опустился дирижабль «В2» «Смольный». К месту посадки со всех сторон бежали люди. Они окружили воздушный корабль, забрались в гондолу. Команда тем временем была занята укреплением дирижабля на земле. Вдруг налетел резкий, порывистый ветер. Железные штопоры, сдерживавшие дирижабль, мгновенно вырвало из земли, и корабль начал подниматься. От толпы отделился человек. Он быстро ухватился за болтающийся трос и стал взбираться по нему, поминутно рискуя свалиться. Дирижабль уже находился на высоте 120 метров, когда смельчак добрался до гондолы. Это был командир корабля Н. С. Гудованцев. Он немедленно взялся за управление кораблем, и через некоторое время «Смольный» благополучно сел на аэродроме».

Строчки только из двух биографий, хотя пример — каждая из девятнадцати. Им доверили пробный, тренировочный полет по маршруту Москва — Мурманск — Москва. Вечером 5 февраля пятьдесят лет назад дирижабль «СССР-В6» отправился в этот рейс с тем, чтобы в случае его удачи решить вопрос о направлении данного воздушного корабля к папанинцам и снятии их с разрушающейся льдины.

ТАСС сообщал: «Дирижабль благополучно проследовал над Петрозаводском, Кемью и к 19 часам 6 февраля приближался к станции Кандалакша... Около 20 часов поступили тревожные сообщения от местных жителей, наблюдавших около 19 часов полет дирижабля в районе станции Белое море (19 км до Кандалакши). Жители слышали какой-то сильный гул, после чего стих шум моторов дирижабля, и сам он исчез из поля зрения. В район предполагаемой аварии немедленно были направлены поисковые группы».

С одной из них и ушел Агафон Васильевич Мошников, который среди первых обнаружил уцелевших воздухоплавателей. В моих записных книжках пятилетней давности сохранились строчки об этом человеке. Когда спросил о его судьбе в горкоме партии, мне сказали:

— Наш он, кандалакшский, жив, здоров. Можем зайти к нему, он тут неподалеку живет, а потам заглянем на улицу Аэронавтов — в память о них названную.

Через несколько минут уже знакомился с Мошниковым, крепким, не по годам скорым человеком. Бегал на лыжах на 37 праздниках Севера вплоть до 70 лет, когда одолел 27 километров. И в войну попал в лыжный батальон, защищал Кольский полуостров. Был ранен в одной из разведывательных операций и не знал, что представлен за рейд в тыл врага к ордену Славы: награда нашла его только в мирное время.

Тяжелый жизненный путь прошел Агафон Васильевич. С девяти лет попал учеником на лесозавод, потом пробовал себя в разном деле — был и рыбаком, и возчиком, и грузчиком, и инкассатором... Оделся хозяин квартиры быстро, с прибаутками, когда попросил его поехать вместе со мной на место гибели дирижабля.

— Да тут совсем рядышком! — успокаивал он, памятуя, очевидно, о своем нелегком пути туда в 1938 году.

Не случись за рулем опытный шофер, не одолеть бы тех лесных километров. Валуны, разбитая колея, то горбящаяся, то уносящая колеса машины в промоины с мутной жижей, — типичная лесовозная трасса. Всматривались в дорогу с надеждой зацепиться взглядом хоть за одно ровное место, но его так и не нашлось до геологического поселка Небло-гора.

— Во-о-он где обнаружил я их,— указал Мошников на примятую туманом горку. — Отбирали хороших лыжников, а я всегда бегал ого-го, и три партии отправили по железной дороге на станцию Белое море. Оттуда и пошли на поиск в снег, через буреломы, пока не наткнулись на них, тех шестерых, на следы катастрофы. Там до сих пор обломки. Жаль, занепогодило, свет застлало, а то бы к самому месту добрались... Первого, как говорил, Устиновича повстречал. Жив ли теперь?

И вот вчера я слышу по телефону голос полковника в отставке, инженера-механика дирижаблестроения, мастера спорта по парашютизму В.А. Устиновича:

— Знаю, знаю, что вы были пять лет назад на месте гибели «В6»...

— А какова судьба остальных уцелевших? — не терпится мне.

- Приеду, расскажу.

Признаться, я несколько смутился, когда увидел его. Он представлялся мне довольно могучим (ведь прорвал обшивку киля и выбрался из пылающего дирижабля), хотя, конечно, надо было и на прошедшие годы оглянуться — изменят любого, как никак пятьдесят лет со дня катастрофы минуло. Нет, передо мной был не смятый временем человек, а просто не из тех, кто и ростом, и статью удался. Но до сих пор жизни в нем, души, огня столько, что и иным молодым позавидовать.

И лишь теперь понял, почему тогда, пять лет назад, встретившись с Мошниковым, теребил свое воображение, пытаясь увидеть Устиновича в лесу после падения дирижабля. Меня мучил вопрос: «Какими они были, эти люди?» Отчасти нашел ответ на Новодевичьем кладбище в Москве, где захоронены тринадцать аэронавтов. На бронзовой плите памятника выбито: «При катастрофе погибли лучшие сыны Родины, основоположники советского воздухоплавания, отдавшие себя до конца передовым идеям великого советского народа». А сейчас, когда Устинович, поясняя необходимость рейса, заметил, что у папанинцев оставалась льдина пятьдесят на тридцать метров, я до конца осознал основную формулу их жизни: «Погибая сам, выручай товарищей».

— Как сложилась судьба тех, кто уцелел вместе с вами?

— Невредимыми остались не все. Новикову сдавило грудную клетку, и он долго болел. Почекин, Воробьев, Бурмакин служили, как и я, в военно-воздушных силах, прошли фронт. Почекина сбили, попал в брянские леса, где командовал партизанским отрядом. В живых из них, только о Бурмакине сведений нет, никого.

— Но это же не все...

— А Дмитрий Иванович Матюнин лишь недавно, всего какой-то месяц-другой, ушел на пенсию. Работал слесарем-испытателем на одном из предприятий. Живу с ним по соседству в городе Долгопрудный Московской области, где, кстати, и родился корабль «СССР-В6». Создавался он под руководством Умберто Нобиле, итальянского дирижаблестроителя и известного полярного исследователя, несколько лет работавшего в нашей стране. Главным консультантом был К.Э. Циолковский, чьи идеи в области дирижаблестроения широко известны и нашли выражение в таких его трудах, как «Дирижабль — основа воздушного транспорта», «Каким должен быть дирижабль», «Мой дирижабль и стратоплан», «Стальной дирижабль»...

Время дирижаблей, думаю, не прошедшее. А может, за ними как раз будущее. Тогда, в двадцатые-тридцатые годы, их рейды поражали, будоражили воображение. Первый трансарктический перелет совершает на «Норвегии» Р. Амундсен. Умберто Нобиле достигает на «Италии» Северного полюса. «СССР-В6» пробыл непрерывно в воздухе 130 часов 27 минут, установив мировой рекорд длительности полета. Появляется первый в мире женский экипаж дирижабля, командиром которого становится В. Ф. Демина — жена помощника командира «СССР-В6» С.В. Демина.

— Так что же случилось с вашим кораблем? — спрашиваю Устиновича. — И где находились вы во время удара о гору.

— Минут за тридцать—сорок до катастрофы я стоял за штурвалом. Командир дирижабля Гудованцев говорит: «Скоро Мурманск. Иди поспи. У тебя как инженера будет много работы на земле». И я отправился в свой гамак. Потом был удар, еще один, еще... И море огня.

В ту минуту, когда Устинович устраивался отдохнуть, сбоку показалась цепь костров. «Нужно запросить Мурманск, что за огни»,— сказал Гудованцев, но выполнить свое намерение не успел... Хотя в последний момент и бросил дирижабль вверх.

Летели по картам-десятиверсткам, составленным по данным начала века. На них не значилось, ни одной высокой горы в районе Кандалакши. Шли довольно низко, вот железнодорожники и забеспокоились — никто еще этим маршрутом не летал, разложили костры вдоль стальной колеи, приглашая ориентироваться на них. Но было поздно. На пути дирижабля оказалась Небло-гора.

В «Сборнике научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию» за 1938 год, издававшемся тиражом пятьсот экземпляров, нахожу рассказы других свидетелей катастрофы.

Четвертый помощник командира В.И. Почекин: «Я услышал крик штурмана Мячкова: «Летим на гору!» Резко забрали нос кверху, мне приказали повернуть руль направо. Через несколько секунд услышал шум: корабль задевал за деревья. Затем раздался резкий треск. Я оказался среди груды обломков корабля, а сверху меня накрывала оболочка. Тут же начался пожар. Вдруг я вывалился из дирижабля в какую-то яму. Здесь же находились Новиков, Устинович, Матюнин, Воробьев. Мои товарищи были в таком состоянии, что не могли вымолвить ни слова».

Бортмеханик К. П. Новиков: «Свет погас. Чувствуя необходимость вырубить мотор, ощупью отыскал выключатель. Ищу, но не нахожу дверь. Голыми руками приподнимаю горящую материю, протискиваюсь до пояса, тяну застрявшую ногу. Наконец освободился. Волосы и одежда на мне горят, зарываюсь в снег. Встать не могу и решаю откатиться от горящего дирижабля. Слышу голос Устиновича: «Кто еще жив?» Собралось шесть человек. Развели костер. Утром 7 февраля нас нашли».

...Казалось, вся Москва вышла проститься с погибшими воздухоплавателями. Урны с прахом тринадцати аэронавтов несли на руках от Дома союзов до Новодевичьего кладбища. Те, кто не ушел из жизни в лесу у Беломорья, остались преданными небу.

В. Чертков.


Газета "Правда", 1988 год
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Александр Андреев » 19 Июль 2008 19:22

Материалы с сайта "Энциклопедия Долгопрудного"

http://www.info.dolgopa.org/album/06_09.htm

Страничка, посвященная "СССР В-6". Фотографии, краткая история.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Александр Андреев » 19 Июль 2008 19:54

С сайта «Военная литература»: militera.lib.ru

Бороздин Виктор Петрович

И опять мы в небе

http://militera.lib.ru/prose/russian/borozdin_vp/title.html


Аннотация издательства: Книга рассказывает о героическом полете дирижабля «СССР В 6», о комсомольцах 30-х, строителях и первых пилотах первых советских дирижаблей, об их подвигах в Великой Отечественной войне.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Александр Андреев » 19 Июль 2008 20:03

Статьи с сайта Музея Арктики и Антарктики о полете дирижабля В-6 в Архангельск в 1935 г.

http://www.polarmuseum.ru/oldnp/avia_30/dirizh/dirizh.htm


На подступах к Арктике
Приветствие экипажа дирижабля трудящимся Архангельска.


"Правда Севера", 18 мая 1935 г.

Крайком ВКП(б)—тов. ИВАНОВУ.
Крайисполком — тов. РЯДЧЕНКO.
Крайком ВЛКСМ.
Краевой совет Осоавиахима.
Редакции „Правды Севера".


Экипаж крупнейшего советского дирижабля шлет свой пламенный привет трудящимся столицы Северного Края. Впервые советский дирижабль появился ва подступах к Советской Арктике и совершает полет над Архангельском, откуда большевики ведут организованное наступление за овладение арктическими форпостами.

Мы особо приветствуем стоящие на Архангельском рейде славные советские ледоколы, готовящиеся к новым полярным походам.

Мы уверены, что в ближайшем будущем советские дирижабли станут такими же активными участниками освоения дальнего Севера как и ледокольная флотилия и полярная авиация.

Да здравствует наша необъятная социалистическая родина, наш великий и любимый товарищ СТАЛИН!

Да здравствует Советская социалистическая Арктика!



Командир эскадры дирижаблей БИРНБАУМ
Командир корабля СССР В-6 ПАНЬКОВ
Парторг НОВИКОВ
Профорг ХОВРИНА
Комсорг УСТИНОВИЧ


_______________________________________________________________

http://www.polarmuseum.ru/oldnp/avia_30/proud/proud.htm


НАША ГОРДОСТЬ

"Правда Севера", 18 мая 1935 г.

Вчера десятки тысяч трудящихся Архангельска наблюдали незабываемое зрелище: высоко над землей плыл величавый дирижабль. Он совершал дальний рейс из Москвы в Архангельск. Два десятка москвичей с величайшим интересом смотрели сверху на город, откуда из года в год совершаются героические походы в Арктику.

Дирижабль прилетел в 13 час. 07 минут. Более полутора часов плавал «Осоавиахим В—6 СССР» над городом, Двиной и окрестностями.

— Откуда он появился? — задавали тысячи вопросов архангельцы, — Зачем прилетел? Где он построен?

«В—6» вылетел 16 мая в 21 час. 30 минут с Московского аэропорта Дирижаблестроя. На его борту, кроме команды в 20 человек, находится конструктор Умберто Нобиле, командир эскадрильи дирижаблей, победитель стратосферы тов. Бирнбаум, командир дирижабля тов. Паньков. Дирижабль проходит государственные испытания.

Архангельск и другие города Севера видели самый крупный дирижабль Советского Союза. По размерам это — летающий корабль. Длина его 105 метров — он немного короче ледокола «Ленин».

Его качества превышают построенный в 1928 году и приспособленный для полетов на Севере дирижабль «Италия» (однотипный с «Норвегией», достигшей Северного полюса). Максимальная скорость «Италии» была 100 километров в час, крейсерская — 85; «В—6» достигает максимальной скорости в 113 километров и имеет крейсерскую скорость в 95 километров в час.

Объем «В—6» — 18 500 кубических метров. Он, правда, много меньше крупнейшего дирижабля США, но наш «В—6» является удачным опытом, предвещающим появление эскадрилий новых, более совершенных и крупных кораблей.

Наша родина, где освоено не только производство блюмингов, многопушечных танков, энергетических гигантов, но и тончайших приборов, с успехом разрешила проблему отечественного дирижаблестроения.

Дирижабль — экономичный корабль. «В—6» имеет три мотора по 260 сил, которые потребляют топлива меньше, чем самолет «АНТ—9», а груза поднимает в десять раз больше. Он может поднять более 500 пудов так называемого полезного груза. Радиус действия «В—6» без пополнения горючий — 2000 километров.

«В—6» построили в 13 месяцев, почти вдвое скорее, чем дирижабль «Италия». Дирижабль наполнен газом, заключенный в оболочку, натянутую на крепкий металлический каркас. Эта часть прикреплена к металлическому килю, который служит основой дирижабля.

По килю проложен особый трап, который позволяет сообщаться с моторными кабинами, носовой частью и кормой. В гондоле помещаются пассажиры, кабина управления и радиостанция. Все радиостанции в радиусе 1000 километров могут поддерживать двустороннюю связь с «В—6».

«В-6», получивший название «Осоавиахим», был построен к 17-ой годовщине Октября. Молодые советские инженеры-конструкторы с величайшим рвением принялись за освоение проекта вместе с главным конструктором инженером Умберто Нобиле. По конструкции «В—6» похож на «Италию», но много лучше ее. Советские инженеры добились уменьшения веса корабля.

Обычно килевые фермы стягивались проволокой и запаивались в узлах. Комсомолец инженер М. Кулик предложил:

— Сделаем киль цельносварным!

Специалисты-итальянцы скептически отнеслись к этому предложению. Они строили несколько дирижаблей. На их стороне был опыт и стаж строителей.

Но Кулик настойчиво доказывал преимущество хромо-молибденовой сварки.

— Хорошо! Испытывайте! — не выдержали, наконец, итальянцы настойчивости молодого советского инженера.

И что же! Киль, построенный по предложению Кулика, уменьшил общий вес корабля на 30 процентов.

Строили «В—6» с огромным энтузиазмом. Двадцатилетняя Надя Соколова работала над оболочкой, вися на 25-метровой высоте в «люльке», отказывалась от отдыха, пищи, перерывов.

Воздушный колосс предназначается для первой дирижабельной линии Москва —Свердловск. Вслед за этой первой дорогой больших воздушных кораблей проектируется организация сообщения Москва-—Якутия.

Наши советские дирижабли предназначены для мирных целей — перевозки грузов, научных работ и пассажирского сообщения. Но если враги потревожат покой нашей великой Родины, воздушные корабли Страны Советов окажутся могучим орудием обороны и победы.

Дм. П.

Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Июль 2008 21:09

Скопировано из ветки "Памятные даты 2008 г."

Еще один трагический юбилей.
6 февраля 1938г., потерпел крушение дирижабль "СССР В-6".
Катастрофа произошла на севере Карельской АССР (сейчас Мурманская обл.) в районе ж/д ст. Белое Море, при столкновении
с г. Небло-гора.

"5 февраля 1938 года в 16ч. 45мин. в пробный полет из Москвы в Мурманск под командованием Н.С. Гудованцева вылетел дирижабль СССР-В6 для проверки материальной части в условиях заполярного рейса. В случае положительных результатов предполагалось направить этот дирижабль из Мурманска в Гренландское море для снятия с дрейфующей льдины советской экспедиции И.Д. Папанина. Метеоусловия полета были крайне неблагоприятны (низкая облачность, снегопад, порывистый ветер). 6 фераля в 18ч. 40мин, выполняя полет на высоте 450 метров в сплошной облачности, дирижабль в районе станции Белое море у города Кандалакша (Карелия) врезался в гору и потерпел катастрофу, при которой из 19 человек экипажа 13 погибло, 3 легко ранены и 3 невредимы."

Небло-гора:
Изображение

Памятник на Небло-горе погибшим членам экипажа дирижабля "СССР-В-6"
Изображение

Дирижабли над Петрозаводском:
http://heninen.net/zeppelin/
Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Военная Разведка » 20 Июль 2008 21:16

Дирижабль В-6 (Осоавиахим) в филателии:
Изображение Изображение
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2483
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Alexander Belov » 21 Июль 2008 20:38

Диорижабль СССР В-6 в ходе испытаний, фото из журнала Flight, 1935 год:

Изображение
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Bills Bons » 18 Август 2008 20:45

А здесь книгу Бороздин Виктор Петрович
"И опять мы в небе",можно скачать:

http://amyat.narod.ru/hist/borozdin_vp/index.htm
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 925
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Август 2008 21:17

Bills Bons пишет:А здесь книгу Бороздин Виктор Петрович
"И опять мы в небе",можно скачать:

http://amyat.narod.ru/hist/borozdin_vp/index.htm

Кстати - отличный ресурс.
Есть редко встречающиеся вещи, например "Записки летчика" Бабушкина
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Сентябрь 2008 18:20

Изображение
Фотограф ШАГИН Иван (1904-1982) - Москва
ID fs-SHAGIN-01/2/Shag-236.jpg
Технические параметры негатив / 24х36 мм, монохром, горизонтальный.
Вид использования только редакционное, иное - по согласованию с администрацией
Размер изображения на сервере 1772x1191

Фотобанк "Фотосоюз"
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Alexander Belov » 16 Сентябрь 2008 15:22

Иван Кукушкин пишет:[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/3_600x600fs-shagin-012shag-236.jpg[/url]

Фотограф ШАГИН Иван (1904-1982) - Москва
ID fs-SHAGIN-01/2/Shag-236.jpg
Технические параметры негатив / 24х36 мм, монохром, горизонтальный.
Вид использования только редакционное, иное - по согласованию с администрацией
Размер изображения на сервере 1772x1191

Фотобанк "Фотосоюз"

Коллеги, обратите внимание на дирижабль на заднем плане фотографии - борт СССР В-7 "Челюскинец"!
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Дирижабль В-6 «Осоавиахим»

Сообщение Alexander Belov » 27 Октябрь 2008 15:26

Еще два фото СССР В-6:

В полете:

Изображение

И на посадке:

Изображение
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения